_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Чимаров Николай Сергеевич
аспирант Северо-Западного Института Управления РАНХиГС при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: kolomyagi4@gmail.com
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГОЛОСОВАНИЯ В ХОДЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ (4.10.2015 г.)
Аннотация
В статье исследуется опыт парламентских выборов в республике Кыргызстан по использованию новых технологий голосования: биометрических данных избирателей и устройств для подсчета голосов избирателей посредством автоматически считывающих урн голосования. Автор подробно анализирует алгоритм инновационного голосования и порядок формирования биометрической базы данных.
Ключевые слова
Новые технологии голосования, биометрические данные, автоматически считывающие урны голосования.
В правовом смысле термин "новые технологии голосования" впервые был закреплен в "Руководстве по наблюдению за использованием новых технологий голосования" - официальном документе Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). В частности, согласно п. 1.1 Руководства "термин "новые технологии голосования" (НТГ) обозначает использование информационно -коммуникативных технологий (ИКТ) при голосовании и подведении итогов голосования. Это понятие охватывает использование систем электронного голосования, сканеров избирательных бюллетеней" [5]. Важно заметить, что при этом термин "электронное голосование" выступает в качестве синонима термина "новые технологии голосования". Наряду с отмеченным выше, технологическая "обойма" новых технологий голосования заключает в себе вспомогательный компонент новых технологий голосования: электронные системы организации выборов, системы регистрации или биометрической идентификации граждан [5].
Прошедшие 4 октября 2015 г. выборы в парламент (Жогорку Кенеш) Кыргызской Республики свидетельствуют о широком применении в избирательном процессе Кыргызстана новых технологий голосования. Правовые стандарты новых технологий голосования зафиксированы в следующих законодательных актах Кыргызской Республики: Конституционном Законе от 24 июля 2011 года № 68 "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (В редакции конституционных Законов Кыргызской Республики № 221 от 25 ноября 2011 года и № 88 от 23 апреля 2015 года) [3] и Законе Кыргызской Республики № 136 от 14 июля 2014 года "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики" [2].
Инновационный характер Кыргызской модели парламентских выборов 2015 г. заключается в использовании биометрических данных избирателей и автоматического подсчета голосов избирателей посредством автоматически считывающих урн голосования (электронных урн).
В соответствии с поправками в Закон "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (В редакции конституционного Закона Кыргызской Республики № 88 от 23 апреля 2015 года) из перечня документов, удостоверяющих личность избирателя исключены удостоверение офицера (прапорщика), военный билет военнослужащего (проходящего службу по призыву), пенсионное и водительское удостоверение. Основными документами, идентифицирующими избирателя, являются паспорт - ID-card и общегражданский паспорт. Кроме того, исключена правовая норма об обязательной маркировке избирателей спецсоставом.
Согласно п. 2 статьи 31 Закона № 68, идентификация избирателя по его биометрическим и персональным данным осуществляется в помещении для голосования членами участковых избирательных
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
комиссий совместно с операторами. Важно заметить, что для идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным согласие избирателя не требуется. После прохождения избирателем процедуры идентификации и получения соответствующего чека, член избирательной комиссии выдает избирателю бюллетень для голосования (в обмен на чек).
Биометрическая регистрация граждан Кыргызстана создается с целью формирования актуализированной базы граждан Кыргызской Республики (п. 1 статьи 2 Закона № 136) и, соответственно, в интересах составления актуализированного списка избирателей (п. 2 статьи 2 Закона № 136). Согласно с п. 3 статьи 5 Закона № 136, сбору, обработке, хранению и использованию в обязательном порядке подлежат следующие биометрические данные: 1) цифровое графическое изображение лица; 2) графическое строение папиллярных узоров пальцев обеих рук; 3) собственноручная подпись. По убеждению председателя Государственной регистрационной службы Кыргызстана А. Шаиковой, полная биометрическая регистрация граждан страны позволит реализовать принцип "один человек - один паспорт - один ПИН" [1], а в избирательном процессе принцип "один человек - один паспорт - один ПИН - один голос". При этом, в соответствии с новыми изменениями в законодательстве Кыргызстана, биометрическая база данных граждан содержала 2 млн. 761 тыс. 297 избирателей.
В интересах технологического обеспечения транспарентности парламентских выборов, ЦИК Кыргызстана организовала ярмарку современного биометрического и электорального оборудования и программных систем. Проанализировав электоральные возможности соответствующей продукции различных компаний из Европы, США, Израиля, России, Японии и Кореи, специально созданная рабочая группа из представителей госсектора и НПО остановила свой выбор на биометрике Японии. В соответствии с заключенным грантовым соглашением японская сторона в интересах Государственной регистрационной системы и ЦИК Кыргызстана поставила в Республику на сумму 6 млн. долларов комплект "из трех тысяч ноутбуков, трех тысяч сканеров отпечатков пальцев, трех тысяч термопринтеров, 2,5 тысячи настенных мониторов и др." [4]. Каждый избирательный участок в Кыргызской Республике к моменту парламентских выборов (2015 г.) был оборудован камерами видеонаблюдения, ноутбуками, техникой для считывания ID-карт, отпечатков пальцев и автоматически считывающими урнами (основными и запасными). Правовая основа применения в избирательном процессе автоматически считывающих голоса избирателей урн закреплена в Законе № 68 от 2 июля 2011 года (статьи 31, 34). Сам алгоритм Кыргызской модели инновационного голосования выглядит следующим образом: определение на избирательном участке биометрических данных избирателя с одновременным отражением на мониторе его паспортных данных; получение избирателем бюллетеня с последующим его пропуском через сканирующее устройство автоматически считывающей урны; выдача автоматической урной после окончания выборов готового протокола о количестве поданных бюллетеней (с последующей его подписью членами избирательной комиссии и ознакомлением наблюдателей).
Список использованной литературы:
1. Ащеулов Д. Выборы - 2015: внедряем инновации [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovo.kg?p=33282 (дата обращения: 10.09.2015).
2. Закон Кыргызской Республики № 136 от 14 июля 2014 года "О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики" [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.kg/files/docs/BIOMETRIYA.pdf (дата обращения: 05.10.2015).
3. Конституционный Закон Кыргызской Республики от 2 июня 2011 года № 68 "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" (В редакции конституционных законов Кыргызской Республики № 221 от 25 ноября 2011 года и № 88 от 23 апреля 2015 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.grs.gov.kg/ru (дата обращения: 05.10.2015).
4. Подольская Д. Кыргызстану поможет с биометрикой Япония [Электронный ресурс]. URL: http://www.24.kg/vybory (дата обращения: 08.10.2015).
5. Руководство по наблюдению за использованием новых технологий голосования. Опубликовано Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/odihr (дата обращения: 04.10.2015).
© Чимаров Н.С., 2015