УДК 342.8
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.М. Худолей,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры конституционного и финансового права
юридического факультета
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]
Аннотация: анализируются процедуры электронного и дистанционного голосования в России. Предлагается выдать гражданам электронные удостоверения личности (или биометрические паспорта) и внедрить систему дистанционного голосования через сеть Интернет. Такая реформа позволить сократить расходы на проведение выборов, сделать их более честными и доступными для населения. В конечном счете, электронное голосование поможет становлению в России электронной демократии.
Ключевые слова: электронное голосование, дистанционное голосование, электронные удостоверения личности, биометрические паспорта.
ELECTRONIC VOTING IS A NECESSITY FOR DIGITALIZATION OF THE ELECTORAL PROCESS OF THE RUSSIAN FEDERATION
D.M. Khudoley,
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected]
Annotation: the procedures of electronic and remote voting in Russia are analyzed. It is proposed to issue electronic identity cards (or biometric passports) to citizens and to introduce a system of remote voting via the Internet. Such reform will reduce the cost of the elections and make them more honest and accessible to the population. Ultimately, e-voting will help to establish e-de-mocracy in Russia.
Keywords: electronic voting, remote voting, electronic identity cards, bio-metric passports.
Цифровизация избирательного процесса Российской Федерации - необходимое условие для становления электронной демократии в России. Мы считаем, что необходимым условием для ее развития является электронное голосование.
Как указано в ч. 15 ст. 64 Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67 от 12 июня 2002 г., при проведении выборов вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК РФ или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ. Порядок электронного голосования утвержден Постановлением ЦИК РФ «О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации» № 31/276-6 от 7 сентября 2011 г. Данное Постановление установило, что электронное голосование -голосование при помощи избирательных машин, комплексов для электронного голосования (КЭГ). Внешне данные машины напоминают банкоматы. Кратко рассмотрим процедуру такого голосования.
Избиратель, прибывший в помещение для голосования, проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и выбирает любую карту для доступа к голосованию. Член участковой комиссии с правом решающего голоса (оператор КЭГ) активирует карту для доступа к голосованию путем ее считывания на оптическом считывателе кода, обеспечивая избирателю доступ к электронным бюллетеням для голосования только по тому избирательному округу, в котором избиратель обладает активным избирательным правом, и своей подписью подтверждает факт предоставления избирателю доступа к электронному бюллетеню.
Избиратель подходит к КЭГу и прикладывает карту для доступа к голосованию к светящемуся прямоугольнику (считывателю) так, чтобы штрих-код был внизу.
Если считанный устройством штрих-код соответствует коду, занесенному в базу кодов при активации карты для доступа к голосованию членом участковой комиссии (оператором КЭГ), и при этом не был использован ранее, избирателю становится доступен экран для начала голосования.
На данной странице отображаются все доступные для голосования на избирательном участке виды выборов, избирательные бюллетени, если их больше двух, в нижней части экрана отображаются кнопки перехода к сле-
дующим страницам, информация о количестве бюллетеней, номере текущей страницы и количестве непросмотренных бюллетеней.
Избиратель в любой последовательности приступает к голосованию по перечисленным видам выборов, избирательных бюллетеней путем касания части экрана с названием конкретных выборов. После этого на экране появляется электронный бюллетень для выбранного вида выборов с фамилиями кандидатов либо наименованиями избирательных объединений.
Выбор вида выборов, избирательных бюллетеней и сама процедура голосования осуществляется путем касания части экрана с выбранной строкой.
Избиратель осуществляет выбор путем касания квадрата напротив фамилии выбранного кандидата или избирательного объединения, после этого появляется знак «Галочка», а количество использованных голосов уменьшается на один.
При касании другой части выбранной строки на экран выводится информация о кандидате (избирательном объединении).
Избиратель может завершить заполнение бюллетеня в любой момент, нажав кнопку «Завершить заполнение БЮЛЛЕТЕНЯ». Если использованы не все голоса, избиратель увидит соответствующее сообщение, при этом он может вернуться к заполнению бюллетеня, нажав кнопку «Нет», или завершить голосование нажатием кнопки «Да».
После того как избиратель завершил заполнение электронных бюллетеней по всем видам выборов, он нажимает кнопку с надписью «ЗАВЕРШИТЬ» и переходит на страницу подтверждения выбора, при этом на бумажной ленте (контрольной ленте) в окошке принтера распечатывается сделанный избирателем выбор. Избиратель должен сравнить сделанный выбор, выведенный на экране, с информацией, распечатанной на бумажной ленте для МПУ, а затем подтвердить результат голосования нажатием кнопки «ПОДТВЕРЖДАЮ».
При выборе кнопки «ПОДТВЕРЖДАЮ» голосование завершается, на бумажной ленте (контрольной ленте) печатается надпись «ПОДТВЕРЖДЕНО», и бумажная лента сдвигается вперед таким образом, чтобы следующий избиратель не мог видеть результаты голосования предыдущего избирателя.
Также предусмотрена аналогичная процедура голосования вне помещения при помощи переносных машин.
Таким образом, электронное голосование в России - заполнение бюллетеня при помощи избирательной машины. Рассмотрим плюсы и минусы такого голосования.
Достоинства:
- упрощается процедура подсчета голосов избирателей;
- практически исключается возможность ошибок и фальсификаций со стороны рядовых членов избирательных комиссий при подсчете бюллетеней.
Недостатки:
- такое голосование не может проводиться дистанционно, даже в случае проведения голосования вне помещения к избирателю должны явиться члены избирательной комиссии с переносным устройством;
- в отличие от обычного «бумажного» способа голосования, избиратель не может испортить бюллетень и тем самым выразить свой протест. Напомним, что в большинстве субъектов РФ не допускается голосование против всех кандидатов (списков кандидатов). Такое голосование, на наш взгляд, нарушает принципы свободных выборов и равного избирательного права1.
Голосование при помощи специальных избирательных машин известно за рубежом. В США такое голосование проводится многие десятилетия. Ряд стран СНГ также перешел на такой способ голосования (Казахстан). Но на самом деле в мире под электронным голосованием понимается, в первую очередь, дистанционное голосование через сеть Интернет. В этом случае избиратель заранее регистрируется в избирательной комиссии и получает код авторизации. Так, в Испании и Бразилии граждане получают по почте в запечатанном конверте данный PIN-код. Допустимо получение кода по SMS (Великобритания)2. Регистрация может быть необязательной, если гражданам выдаются специальные электронные удостоверения (Эстония)3. В день голосования, пройдя авторизацию на сайте соответствующей избирательной комиссии, избиратель вправе проголосовать. Однако подобный метод в России не применяется по причине возможных фальсификаций (взлома сервера со стороны хакеров). Более того, при проведении такого голосования очень сложно обеспечить тайну голосования (операторы электронной системы голосования при желании смогут определить, каким образом голосовал каждый избиратель).
Электронное голосование в России - правовой эксперимент, он проводится на участках, численность которых не превышает 1%. Действительно, «вброс» бюллетеней со стороны избирателей или рядовых членов избирательных комиссий при таком способе голосования маловероятен, однако возможность фальсификаций со стороны специалистов, обслуживающих КЭГ, полностью не устранена. Большинство избирателей в России - пенсионеры, которые с недоверием относятся к достижениям технического прогресса. Практике известны случаи, когда избиратели отказывались голосовать при помощи КЭГов и им выдавали обычные бумажные
1 Худолей К. М. Отказ от исполнения решений международных судебных органов по защите прав и свобод граждан // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 38. С. 463-473.
2 Павлушкин А.В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. № 11. С. 5-13.
3 Худолей К.М. Конституционное право зарубежных стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2009. 240 с.
бюллетени. В целом можно говорить, что указанный правовой эксперимент полностью провалился.
Мы считаем, что в настоящий момент электронное голосование должно быть только дистанционным. Поэтому в помещениях для голосования нужно устанавливать не КЭГИ, а КОИБы, упрощающие подсчет бюллетеней. Проще говоря, КОИБ - сканер, устанавливаемый на ящик для голосования, обрабатывающий информацию с избирательного бюллетеня в тот момент, когда избиратель его опускает в избирательную урну. Такие механизмы весьма активно использовались во время последней президентской кампании.
КОИБы также упрощают процедуру подсчета голосов избирателей, но, в отличие от КЭГов, вполне пригодны для голосования граждан, не обладающих опытом общения с ЭВМ. Фальсификации на выборах, проводимых с использованием КОИБов, маловероятны. Стоит отметить, что такое голосование не является электронным. Это обычное «бумажное» голосование с использованием специальных технических средств при подсчете избирательных бюллетеней.
Мы твердо уверены, что дистанционное голосование просто необходимо. В настоящий момент в России может проводиться голосование по почте на региональных и местных выборах. Большинство субъектов РФ, включая Пермский край, не разрешает такой способ голосования ввиду безобразной работы Почты России. В России уже проводились эксперименты с другими способами дистанционного голосования (они оформлялись как социологические опросы). Аутентификация избирателей проводилась либо при помощи SMS, либо универсальных электронных карт, либо при помощи цифровых подписей1. На наш взгляд, самый оптимальный вариант связан с электронным удостоверением личности, которые используются во многих странах мира (Сингапур, Эстония). В этом случае гражданину необходимо лишь приобрести специальный карт-ридер, и он сможет проголосовать в день выборов в любой точке земного шара, не затрудняя себя бюрократическими процедурами (получение открепительного удостоверения, например). Мы считаем, что переход на электронные паспорта позволит избежать и случаев «двойного голосования» на обычных избирательных участках - перед выдачей бюллетеня члены комиссии также должны передавать по сети Интернет на сервер ЦИК информацию с электронного паспорта, препятствуя повторному голосованию на другом избирательном участке. Технических препятствий для этого мы не видим: практически все избирательные участки в России подключены к сети Интернет в связи с внедрением систем видеофиксации процедуры голосования и подсчет го-
1 Митин Г.Н. Per interrogationem: опыт электронного опроса избирателей в г. Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 г. // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. С. 28-30.
лосов. Необходимо решить лишь один вопрос: выдать гражданам электронные удостоверения личности. Отметим, что вполне решить этот вопрос не столь радикально: перейти на биометрические внутринациональные паспорта со специальной микросхемой (как на современных загранпаспортах). Ряд государств мира выдают биометрические внутринациональные паспорта (Польша, Казахстан, Беларусь, Украина, Литва и пр.). Такие паспорта сложно подделать, они хранят биометрические данные гражданина (отпечатки пальцев, например). Наличие специального микрочипа позволяет упростить процедуру идентификации личности и допускает возможность дистанционной передачи информации. Именно этот факт и является ключевым для внедрения дистанционного электронного голосования.
В современной России электронные технологии не всегда используются во благо. Так, как показала последняя президентская кампания, процедура прикрепления избирателей к избирательным участкам без выдачи открепительных удостоверений приводила к «двойной регистрации» избирателей. Главная причина - отсутствие единого электронного списка избирателей. В настоящий момент списки избирателей составляются в бумажном виде на каждый избирательный участок. В силу этого практически невозможно установить факт «двойного голосования»: списки избирателей содержат персональную информацию, доступ к ним ограничен. Для повторного пересчета голосов на избирательном участке необходимо представить доказательства, которые содержатся, в первую очередь, в самом списке избирателей (несколько подписей одного и того же избирателя). Однако доступ к этим документам после проведения голосования может предоставить лишь суд. Круг замыкается. Разумеется, можно представить видеозаписи с различных участков, на которых можно зафиксировать множественное голосование одних и тех же лиц («карусель»), однако для просмотра видеозаписей со всех участков потребуются астрономическое количество человеко-часов, поэтому такие нарушения остаются незамеченными даже на тех участках, на которых проводилось видеонаблюдение.
Отметим, что списки избирателей формируются на основе данных единого регистра избирателей, являющегося частью системы ГАС «Выборы». Очевидно, что использование электронных удостоверений или биометрических паспортов позволит использовать единый электронный список избирателей, исключающий возможность двойной регистрации и, соответственно, множественного голосования. Такая процедура в выгодную сторону отличается от устаревшей методики установки пометок несмываемой краской на пальцах рук избирателей при их голосования. Данная методика активно применяется во многих странах третьего мира и нередко приводит к нарушению принципа свободного голосования, т.к. обычно используются темная краска (как на выборах в Грузии), а не прозрачная, видимая в инфракрасном спектре.
Отметим, что использование электронных удостоверений личности и внедрение системы дистанционного электронного голосования позволит значительно уменьшить численность избирательных комиссий (до 5-7 с существующих 10-15). В дальнейшем, когда повысится компьютерная грамотность населения, вполне возможно перейти на процедуру заполнения избирательных бюллетеней при помощи избирательных машин (КЭ-Гов). Разумеется, в этом случае государство сможет сэкономить значительные средства бюджета (в настоящий момент затраты на оплату труда членов комиссий и печать избирательных бюллетеней астрономически велики). За рубежом, как правило, члены участковых избирательных комиссий не осуществляют подсчет голосов (бюллетени свозятся в окружные комиссии и там подсчитываются другими членами). Такая процедура, как показала практика, позволяет уменьшить процент ошибок со стороны членов избирательных комиссий при подсчете голосов. В случае применения системы электронного голосования подсчет голосов не будет отнимать практически никакого времени. Даже в случае использования КОИБов можно радикально решить проблему ошибок и фальсификаций при подсчете голосов избирателей.
Мы считаем, что затраты на внедрение данных технологий не будут значительными, т.к. в настоящее время на федеральных и региональных выборах применяется веб-интернет трансляции с помещений для голосования. В настоящее время протоколы избирательных комиссий составляются на компьютерах, выдаваемых членам избирательных комиссий, при помощи специального ПО. Таким образом, техническое оснащение практически всех избирательных комиссий РФ пригодно для использования систем электронного голосования. Главная проблема - нежелание властей и отставание в компьютерной грамотности подавляющего большинства избирателей России.
Вполне возможно, что дистанционное голосование позволит увеличить явку избирателей за счет молодежи и граждан, которые в силу тех или иных причин не могут явиться на избирательный участок. Уменьшение ошибок и фальсификаций со стороны членов избирательных комиссий сможет повысить доверие граждан к институту выборов. Разумеется, это потребует денежных средств, однако нет ничего дороже демократии.
Библиографический список:
1. Митин Г.Н. Per interrogationem: опыт электронного опроса избирателей в г. Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 г. // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. С. 28-30.
2. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. № 11. С. 5-13.
3. Худолей К.М. Конституционное право зарубежных стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2009. 240 с.
4. Худолей К.М. Отказ от исполнения решений международных судебных органов по защите прав и свобод граждан // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 38. С. 463-473.