Чимаров Н. С. °
Правовые основы реализации новых технологий голосования | в Кыргызской Республике
Чимаров Николай Сергеевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург, Российская Федерация) Старший преподаватель кафедры международного и гуманитарного права [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматривается опыт применения технологии биометрической идентификации избирателей в Кыргызстане. Автор проводит анализ правового закрепления указанной технологии. Отмеченный опыт имеет важное значение для его применения в других Евразийский государствах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
биометрия, избирательный процесс, новые технологии голосования, техническое переоснащение избирательной системы
Chimarov N. S.
Legal Aspects of the Implementation of New Voting Technologies in Kyrgyz Republic Chimarov Nikolay Sergeevich
North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Senior lecturer of the Chair of International and Humanitarian Law
ABSTRACT
The article discusses the technology of biometric identification of voters in Kyrgyzstan. The author analyzes the legal consolidation of this technology. This experience is seems important for other Eurasian countries.
KEYWORDS
biometrics, electoral process, new voting technologies, technical modernization of the electoral system
Отличительной особенностью современного избирательного процесса является активное применение на выборах новых технологий голосования. Согласно положениям «Руководства БДИПЧ/ ОБСЕ» 2013 г., «анализ новых технологий голосования иногда требует рассмотрения вспомогательных технологий (например электронных систем организации выборов) и других новых технологий, которые могут использоваться в избирательных процессах, — например систем регистрации или (биометрической) идентификации граждан»1.
При анализе избирательного процесса в различных государствах на территории Евразийского пространства несомненного внимания заслуживает опыт реализации новой технологии биометрической идентификации избирателей в Кыргызской Республике (далее — Кыргызстан). В Кыргызстане правовая модель технического переоснащения избирательного процесса впервые была закреплена в Кодексе «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 мая 1999 г. № 39. В соответствии с правовыми нормами п. 4 стт. 24 и 49 Кодекса инновационный аспект избирательных правоотношений, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, депутатов Парламента (Жогорку Кенеша) и местных кенешей обусловлен применением автоматизированной информационной системы (АИС) «Шайлоо» (от кырг. «Выборы»)2. Первое применение АИС «Шайлоо» было осуществлено 20 февраля 2000 г. во время первого тура выборов в обе палаты Жогорку Кенеша (от кырг. «Верховный Совет»). С учетом современных достижений 1Т-технологий, технические возможности
1 Руководство БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за использованием новых технологий голосования. Издание 6-е. Варшава, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/ru/odihr/elections/107771?download=true (дата обращения: 11.11.2017).
2 Кодекс Кыргызской Республики от 29 мая 1999 года № 39 «О выборах в Кыргызской Республике» (Изложен в новой редакции в соответствии с Законом Кыргызстана от 23 октября 2007 года № 158) (в ред. Декрета Кыргызстана ВП № 118 от 9 августа 2010 года) // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1999. № 9. Ст. 436.
о АИС «Шайлоо» предусматривали решение задач учета избирательского корпуса, регистрации < кандидатов, подготовки данных для проведения процедуры голосования, ускорения процесса об-ш работки итогов голосования и их наглядного отображения в виде таблиц и диаграмм.
Разработанная российскими специалистами модель применения АИС «Шайлоо» позволила Кыргызстану получить среди государств Центральной Азии первый опыт публичного представления хода и итогов голосования в сети Интернет на специальном созданном сервере ЦИК Кыргызской Республики.
В 2014 г. в Кыргызстане завершена работа по подготовке программного документа «Автоматизации процесса идентификации избирателей в ходе избирательного цикла 2015-2017 гг.»1. Отмеченный документ разработан по Программе ООН KESP-II2 (Kyrgyz Election Support Project), с участием Агентства Японии по международному сотрудничеству (JICA). Реализация в рамках проекта KESP-II технологии электронной системы идентификации избирателей (ЭСИИ) предполагает строгое следование правовому избирательному стандарту прозрачности выборов. Идеология электронной идентификации избирателей закреплена в п. 2 (п/п 2 — «составление актуализированного списка избирателей») ст. 2 Закона Кыргызстана от 14 июля 2014 г. № 136, закрепляющего правомерность создания базы данных граждан Кыргызстана на основе их биометрических данных (цифрового графического изображения лица, графического строения папиллярных узоров пальцев обеих рук, собственноручной подписи) и персональных данных, включая PIN гражданина. При этом сбор и обработка биометрических данных основаны на принципе обязательной биометрической регистрации (п. 1, ст. 4)3.
Первое применение в национальном масштабе кыргызской модели биометрической регистрации произошло 20 октября 2014 г. При этом, для проживающих за рубежом кыргызстанских граждан, регистрация параметров их биометрии проводилась на опорных пунктах при посольствах Республики. К примеру, пункт сбора биометрических данных при посольстве в Берлине позволил пройти регистрацию избирателям, проживающим на территории не только Германии, но и ряда других европейских стран. Вместе с тем, новая технология учета биометрических данных избирателей выявила свои недостатки. По результатам проведенного гражданскими активистами исследования среди электората Баткенской области было установлено, что менее чем за месяц до официальной даты проведения выборов 4 октября 2015 г. около 76% граждан области, потенциально входящих в состав избирательского корпуса, не обнаружили себя в списках национального биометрического Регистра. В целом же по Республике число таких граждан по данным партии «Бир бол» составило от 15 до 20%4. Представляется, что фактор невключения избирателей в биометрический Регистр объясним не только с точки зрения возникших проблем в механизме регистрации граждан, но и по причине нахождения отдельных из них на позициях абсентеизма, и, как следствие, уклонения ими от прохождения процедуры биометрической регистрации.
Развивая положения «Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы», Национальный совет устойчивого развития 25 апреля 2014 г. утвердил «Модель избирательного процесса с использованием современных технологий». В соответствии с постановлением ЦИК Кыргызстана от 30 апреля 2015 г. и в целях апробирования данной Модели на выборах депутатов местных кенешей Кыргызстана 17 мая 2015 г. было проведено тестирование новой технологии голосования в трех айульных кенешах, с применением японского варианта АИС «Шайлоо»5.
1 Свободные, честные и прозрачные выборы — вклад в устойчивое развитие Кыргызстана [Электронный ресурс]. URL: http://www.kg.undp.org/content/kyrgyzstan/ru/home/presscenter/articles/2015/08/12/-0.html (дата обращения: 18.12.2017).
2 Kyrgyz Election Support Project (KESP II). UNDP [Электронный ресурс]. URL: https://info.undp.org/docs/pdc/ Documents/KGZ/Review%20ProDoc_Grant_Kyrgyz_Election_29Jan2015_JICA_20.03.15.docx (дата обращения: 27.12.2017).
3 Закон Кыргызстана «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики» от 14 июля 2014 года № 136 // Эркин Тоо от 18 июля 2014 года № 56.
4 Токсонбаев А. 76% избирателей Баткенской области не находят себя в избирательном списке [Электронный ресурс]. URL: http://www.gezitter.org/vybory/43704_76_izbirateley_batkenskoy_oblasti_ne_nahodyat_sebya_v_ izbiratelnom_spiske (дата обращения: 27.12.2017).
5 Постановление ЦИК Кыргызстана по выборам и проведению референдумов «Об утверждении Положения «О порядке апробирования модели избирательного процесса с использованием инновационных технологий при проведении выборов депутатов Сары-Колотского айыльного кенеша Кара-Суйского района Ошской области, Бакыянского айыльного кенеша Кара-Бууринского района Таласской области и Кызыл-Дыйканского айыльного кенеша Чуйской области 17 мая 2015 года» от 30 апреля 2015 г. № 42. Доступ из Централизованного банка данных правовой информации Кыргызской Республики.
Важное значение для подтверждения конституционности нового технологического приема по о формированию актуализированного списка избирателей по данным биометрической регистрации < граждан, имеет Решение Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики от щ 23 сентября 2015 г.1 Признав конституционный характер сочетания заявительного и императивного подхода к составлению списка избирателей на основе показателей биометрии, Конституционная палата подтвердила правомерность данного шага, направленного на предотвращение ма-нипулятивных действий в виде многократного включения в избирательные списки одних и тех же граждан. Отмеченное Решение способствует получению более достоверных итоговых показателей о голосовании с применением новых технологий.
1 Решение Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики О проверке конституционности нормативного положения части 2 статьи 14 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 23 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constpalata.kg (дата обращения: 28.12.2017).