Научная статья на тему 'Правовое регулирование технологии электронного голосования в Казахстане'

Правовое регулирование технологии электронного голосования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОЛОСОВАНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ELECTORAL PROCESS / NEW VOTING TECHNOLOGIES / ELECTORAL SYSTEM / E-VOTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириленко Виктор Петрович, Чимаров Николай Сергеевич

В статье рассматривается опыт применения на выборах в Казахстане технологии электронного голосования. Авторы анализируют эволюцию реализации новой технологии голосования и причины временного отказа от нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириленко Виктор Петрович, Чимаров Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Electronic Voting Technologies in Kazakhstan

The article dwells on the experience of the elections in Kazakhstan the technology of electronic voting. The authors analyze the evolution of the implementation of the new technology voting and the reasons of temporary rejection of her.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование технологии электронного голосования в Казахстане»

Кириленко В. П., Чимаров Н. С. о

Правовое регулирование технологии электронного голосования в Казахстане

CQ <

Q. С

Кириленко Виктор Петрович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург)

Заведующий кафедрой международного и гуманитарного права

Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.

intlaw@szags.ru

Чимаров Николай Сергеевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления (Санкт-Петербург) Старший преподаватель кафедры международного и гуманитарного права kolomyagi4@gmail.com

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается опыт применения на выборах в Казахстане технологии электронного голосования. Авторы анализируют эволюцию реализации новой технологии голосования и причины временного отказа от нее.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

избирательный процесс, новые технологии голосования, избирательная система, электронное голосование

Kirilenko Viktor Petrovich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

North-West Institute of Management (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Head of the chair of international and humanitarian law

Doctor of science (jurisprudence), Professor

Honored lawyer of Russia

intlaw@szags.ru

Chimarov Nikolay Sergeevich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration North-West Institute of Management (Saint-Petersburg, Russian Federation) Senior lecturer of Chair of the international and humanitarian law kolomyagi4@gmail.com

ABSTRACT

The article dwells on the experience of the elections in Kazakhstan the technology of electronic voting. The authors analyze the evolution of the implementation of the new technology voting and the reasons of temporary rejection of her.

KEYWORDS

electoral process, new voting technologies, electoral system, e-voting

Конституционные гарантии основных прав человека и примат верховенства права выступают основой развития конституционализма в странах с развивающейся демократией. В этой связи, представляется важным исследование демократических преобразований в избирательных системах отдельных стран с отмеченным выше уровнем развития демократии на постсоветском пространстве несомненный интерес представляет опыт технического переоснащения национальной избирательной системы в Республике Казахстан (далее — Казахстан).

В Казахстане идея автоматизации процедуры составления списков избирателей, голосования, определения итогов голосования и результатов выборов впервые была выражена в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана в апреле 2003 г.1 Согласно разработанному ЦИК

1 Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» // Казахстанская правда. 05.04.2003. № 96-97.

Kirilenko V. P., Chimarov N. S.

Legal Regulation of Electronic Voting Technologies in Kazakhstan

о Казахстана технико-экономическому обоснованию проекта автоматизированной информационной < системы (АИС) «Сайлау» (каз. «Выборы»), внедрение новой системы автоматизации в 2003-2004 гг. с предполагалось на 37,5% избирательных участках, в 2005 г. — на оставшихся 62,5%1. Казахстанская модель АИС «Сайлау» позволяет обеспечить автоматизацию избирательного процесса в ходе проведения выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихата, акимов, депутатского корпуса органов местного самоуправления и проведения референдума. Первое применение АИС «Сайлау» произошло на парламентских выборах в Мажилис Казахстана 19 сентября 2004 г.2 Порядок применения указанной системы закреплен в гл.9-1 Конституционного закона Казахстан от 28 сентября 1995 г. № 2464 и в Постановлении ЦИК Казахстана от 18 августа 2004 г.3 При проведении 19 сентября 2004 г. первого тура выборов депутатов Мажилиса Парламента Казахстана технология электронного голосования с применением АИС «Сайлау» была реализована на 961 избирательном участке, что составило около 10% от 9480 созданных к моменту выборов избирательных участков. При этом, число проголосовавших с применением новой технологии составило 18% от общего числа казахстанских избирателей. Во время второго тура выборов депутатов Мажилиса Парламента Казахстана 3 октября 2004 г. АИС «Сайлау» применялась на 351 избирательном участке. Число проголосовавших «электронном способом» составило 8,3% от всех зарегистрированных избирателей4. На выборах Президента Казахстан 4 декабря 2005 г., технология электронного голосования применялась на 1447 (15%) избирательных участках, при этом электронным способом проголосовало около 31% избирателей.

В ходе проведении 3 апреля 2011 г. внеочередных выборов Президента Республики Казахстан ЦИК Казахстана отказалась от применения АИС «Сайлау». Причиной подобного решения явилась невысокая эффективность электронного голосования и низкая активность граждан Казахстана в реализации своего активного избирательного права посредством электронного бюллетеня5.

На внеочередных парламентских выборах в Мажилис 15 января 2012 г. ЦИК Казахстана вновь отказалась от применения технологии электронного голосования. Основная причина подобного решения ЦИК Казахстана заключалась в сомнениях экспертов и общественности относительно соответствия новой технологии голосования правовым избирательным стандартам6. На прошедших 26 апреля 2015 г. внеочередных выборах Президента Республики Казахстан технология электронного голосования не использовалась. Накануне отмеченных президентских выборов 2015 г. в Астане был запущен платный интерактивный БМБ-сервис, обеспечивающий доведение до избирателя подробного адреса и номера избирательного участка.

Трехлетний опыт (2004-2007 гг.) применения в избирательном процессе Республики Казахстан АИС «Сайлау» свидетельствует о недоверии к ним со стороны казахстанских избирателей. Основные претензии общественности и корпуса международных наблюдателей за выборами обусловлены выявлением существенных недостатков в системе электронного голосования. Во-первых, произошло игнорирование мирового опыта постепенности интегрирования в избирательный процесс правовых, технических и организационных стандартов новых технологий голосования. Во-вторых, отсутствие открытой и независимой сертификации АИС «Сайлау» обусловило подрыв доверия избирателей к предлагаемым новациям в области электронного голосования и электронного подсчета голосов. В-третьих, нерешенность эргономичных аспектов запуска АИС «Сайлау», подготовка к которому начиналась в 3 часа ночи дня непосредственного голосования, вызывала усталость членов УИК при организации электронного голосования. В-четвертых, миссии наблю-

1 Извлечения из постановления Счетного комитета № 8 от 2 марта 2005 г. «Об итогах контроля нового и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан в 2004 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.esep.kz/rus/showin/article/1444 (дата обращения: 15.11.2017).

2 Указ Президента Республики Казахстан от 15 июня 2004 г. № 1392 «О назначении определенных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 16.06.2004. № 134.

3 Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (с изм. и доп. по состоянию на 31.07.2015 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995 г. № 17-18. Ст. 114.

4 Отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами «Республика Казахстан. Парламентские выборы 19 сентября и 3 октября 2004 г.». Варшава, 15 декабря 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. osce.org/ru/odihr/elections/kazakhstan/38916?download=true (дата обращения: 03.01.2018).

5 ЦИК утвердила Календарный план основных мероприятий [Электронный ресурс]. URL: http://www.nomad. su/?a=3-201102070038 (дата обращения: 04.01.2018).

6 Итоговый отчет по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ. Республика Казахстан. Внеочередные парламентские выборы 15 января 2012 г. Варшава, 3 апреля 2012. С. 10 [Электронный ресурс]. URL: http://www. osce.org/ru/odihr/elections/90805?download=true (дата обращения: 21.11.2017).

дателей подвергли критике прямо не предусмотренную нормой Конституционного закона от о 28 сентября 1995 г. № 2464 практику присвоения избирателю персонального штрих-кода. В-пятых, < слабая техническая подготовка членов УИК, проявившаяся в их неспособности оказывать техни- щ ческую помощь избирателям при электронном голосовании. В-шестых, персонификация Р!Ы-кода избирателя, процедура фиксации которого носит условный характер и предполагает его запоминание или запись на неучтенном носителе информации, представляется противоречащей конституционному принципу свободных выборов. Предъявление в качестве аргумента для доказательства в судебных инстанциях персонального Р!Ы-кода, подтверждающего учет/неучет поданного избирателем электронного голоса, нарушает конституционный принцип тайны электронного голосования. В-седьмых, непрозрачность конфигурации АИС «Сайлау», проявляющаяся в отсутствии возможности для ручной проверки подсчета электронных голосов, противоречит пункту 9 ст.43 Конституционного закона от 28 сентября 1995 г. № 2464. В-восьмых, технология электронного голосования лишает прибывших для голосования избирателей возможности не голосовать за кандидатов (партии) из предлагаемого списка, в то время как технология традиционного голосования не создает преград для избирателей в произвольном использовании бумажного бюллетеня, включая его опускание в урну для голосования, или порчу, или вынос за пределы избирательного участка1.

Изложенные выше обстоятельства способствовали тому, что по итогам избирательной кампании 2007 г. АИС «Сайлау» была не упразднена, а законсервирована. «Консервация заключается в том, что мы практически изъяли только кнопку голосования "за-против", а в остальном система осталась»2, — заявил председатель ЦИК Казахстана К. Т. Тургангулов. Резюмируя вышеизложенное, следует заметить, что причина консервации системы электронного голосования обусловлена тремя факторами: во-первых, ее непопулярностью среди населения Казахстана; во-вторых, критикой и недоверием политических партий к предложенной технологии голосования; в-третьих, необходимостью большего объема финансирования в целях дальнейшей модернизации АИС «Сайлау».

1 Отчет Миссии БДИПЧ/ОБСЕ по оценке потребностей 21-24 июня 2004 г. «Республика Казахстан. Парламентские выборы 19 сентября 2004 года. Варшава, 28 июня 2004 года» [Электронный ресурс]. URL:http:// www.osce.org/ru/odihr/elections/374227downloacMrue (дата обращения: 12.12.2017).

2 Систему голосования «Сайлау» ЦИК приспособила для собственных нужд. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tengrinews.kz/kazachstan_news/sistemu-elektronnogo-golosovaniya-saylau-tsik-prisposobila-270775 (дата обращения: 13.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.