Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ВЫБОРЫ / ГОЛОСОВАНИЕ / ИЗБИРАТЕЛИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров Н. С.

Новые технологии учета биометрических данных избирателей выступают свидетельством стремления организаторов выборов к упрочению демократических основ волеизъявления граждан и повышению доверия общества к электоральным новациям, связанным с интегрированием современных достижений цифровой экономики в практику избирательных процессов. В этой связи закономерно возникает вопрос о применении потенциала нового экономического уклада в направлении оперативного и более точного определения подлинного числа граждан, обладающих активным избирательным правом. С учетом отмеченного представляется необходимым проведение специального исследования опыта ряда стран, достигших конкретного результата в решении изложенных задач, и, прежде всего, опыта Кыргызской Республики в части нормативно-правового закрепления технологии биометрической регистрации граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL BASES OF APPLYING CITIZENS BIOMETRIC REGISTRATION TECHNOLOGY IN THE ELECTORAL PROCESS OF THE KYRGYZ REPUBLIC

New technologies of voters’ biometric data registration evidence the election organizers’ desire to strengthen the democratic foundations of the citizens’ will and increase public confidence in electoral innovations related to the integration of modern achievements of the digital economy in the electoral process practice. In this regard, the question of applying the potential of the new economic order in the direction of rapid and more accurate determination of the true number of citizens with active suffrage naturally arises. Based on the above, it seems necessary to conduct a special research on the experience of several countries that have reached a particular result in the solution of the stated objectives and above all the experience of the Kyrgyz Republic in the sphere of legal fixation technology of citizens biometric registration.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI 10.22394/2073-2929-2021-02-57-63

Нормативно-правовые основы применения технологии биометрической регистрации граждан в избирательном процессе Кыргызской Республики

Чимаров Н. С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; kolomyagi4@gmail.com

РЕФЕРАТ

Новые технологии учета биометрических данных избирателей выступают свидетельством стремления организаторов выборов к упрочению демократических основ волеизъявления граждан и повышению доверия общества к электоральным новациям, связанным с интегрированием современных достижений цифровой экономики в практику избирательных процессов. В этой связи закономерно возникает вопрос о применении потенциала нового экономического уклада в направлении оперативного и более точного определения подлинного числа граждан, обладающих активным избирательным правом. С учетом отмеченного представляется необходимым проведение специального исследования опыта ряда стран, достигших конкретного результата в решении изложенных задач, и, прежде всего, опыта Кыргызской Республики в части нормативно-правового закрепления технологии биометрической регистрации граждан.

Ключевые слова: биометрические данные, выборы, голосование, избиратели, избирательный процесс, цифровая регистрация, цифровая экономика, ЕАЭС

Для цитирования: Чимаров Н. С. Нормативно-правовые основы применения технологии биометрической регистрации граждан в избирательном процессе Кыргызской Республики // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 2. С. 57-63.

Regulatory and Legal Bases of Applying Citizens Biometric Registration Technology in the Electoral Process of the Kyrgyz Republic

Nikolay S. Chimarov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint Petersburg, Russian Federation; kolomyagi4@gmail.com

ABSTRACT

New technologies of voters' biometric data registration evidence the election organizers' desire to strengthen the democratic foundations of the citizens' will and increase public confidence in electoral innovations related to the integration of modern achievements of the digital economy in the electoral process practice. In this regard, the question of applying the potential of the new economic order in the direction of rapid and more accurate determination of the true number of citizens with active suffrage naturally arises. Based on the above, it seems necessary to conduct a special research on the experience of several countries that have reached a particular result in the solution of the stated objectives and above all the experience of the Kyrgyz Republic in the sphere of legal fixation technology of citizens biometric registration.

Keywords: biometric data, elections, voting, voters, electoral process, digital registration, digital economy, EAEU

For citing: Chimarov N. S. Regulatory and Legal Bases of Applying Citizens Biometrie Registration Technology in the Electoral Process of the Kyrgyz Republic // Eurasian Integration: economic, law, polities. 2021. No. 2. P. 57-63.

Введение

Своевременный и точный учет сведений о составе избирательского корпуса выступает непременным условием реализации активного избирательного права граждан. Порядок ведения реестра избирателей закрепляется национальным законодательством каждой страны в отдельности и характеризуется различными вариантами его исполнения. В условиях динамичного изменения избирательных систем различных государств в направлении технического переоснащения многих технологий избирательного процесса несомненного внимания заслуживает опыт цифровой регистрации избирателей посредством электронного учета их биометрических показателей.

Согласно оценке Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (далее — БДИПЧ / ОБСЕ), проведение анализа новых технологий голосования неотделимо от рассмотрения не только электронных систем организации выборов в качестве вспомогательных технологий, но и других новых технологий , выступающих маркером инновационности избирательного процесса. В данном случае речь идет о цифровых системах регистрации и биометрической идентификации избирателя [5, с. 10].

По утверждению члена Совета Российского фонда свободных выборов В. И. Лысенко, сложившаяся к настоящему времени конструкция информационных регистрационных технологий способствует повышению достоверности процедуры регистрации избирателей и пресечению фактов множественного голосования одного и того же избирателя [1].

В настоящее время практика сбора и систематизации биометрических данных граждан на этапе их государственной регистрации (учета) характерна для таких стран, как Афганистан, Бангладеш, Белиз, Боливия, Бразилия, Бутан, Гайана, Индия, Кыргызстан, Македония и др.

Среди государств постсоветского пространства, входящих в состав СНГ и непосредственно участвующих в деятельности международной организации региональной экономической интеграции (Евразийского экономического союза, ЕАЭС), несомненного внимания заслуживает опыт правового регулирования области цифровизации процесса регистрации избирателей в Кыргызской Республике (далее — КР). Несмотря на критику новой технологии биометрического учета и выявленные проблемы в ее надежности, отмеченный способ имеет большое число сторонников и свидетельствует: во-первых, о важности интегрирования новых достижений цифровой экономики в область электоральных правоотношений; во-вторых, о неизбежности проявления в избирательном процессе тенденций, связанных с формированием нового технологического уклада, сущностное содержание которого определяется форсированным развитием нанотехнологий.

Законодательная база технологии биометрической регистрации избирателей

Учет биометрических данных граждан Кыргызстана, достигших 16-летнего возраста, был введен Законом КР от 14 июля 2014 г. № 136 «О биометрической регистрации граждан Киргизской Республики»1. Принятие данного закона явилось правовой основой для подготовки документа «Автоматизации процесса идентификации избирателей в ходе избирательного цикла 2015-2017 гг.», разработанного по Программе ООН KESP-II (Kyrgyz Election Support Project) с участием Агентства Японии по международному сотрудничеству (JICA)2 и корреспондирующего в части реализации технологии электронной системы идентификации избирателей (ЭСИИ) правовому избирательному стандарту прозрачности выборов.

1 О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики : закон КР от 14 июля 2014 г. № 136 // Эркин Тоо от 18 июля 2014 г. № 56.

2 Свободные, честные и прозрачные выборы — вклад в устойчивое развитие Кыргызстана [Электронный ресурс] // Программа развития ООН. URL: http://www.kg.undp.org/content/kyrgyzstan/ru/home/presscenter/articles/2015/08/12/-0.html (дата обращения: 10.11.2019).

Идеология электронной идентификации избирателей зафиксирована в п. 2 ст. 2 отмеченного Закона КР от 14 июля 2014 г. № 136, закрепляющего правомерность создания базы данных граждан КР на основе их биометрических данных (цифрового графического изображения лица, графического строения папиллярных узоров пальцев обеих рук, собственноручной подписи) и персональных данных, включая PIN гражданина. При этом сбор и обработка биометрических данных основаны на принципе обязательной биометрической регистрации (п. 1 ст. 4).

В апреле 2015 г. в Конституционный закон РК от 2 июля 2011 г. № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»1 были внесены изменения, учитывающие новые требования к биометрической регистрации граждан, в их числе: а) передача полномочий по составлению списка избирателей Государственной регистрационной службе при Правительстве КР (ГРС); б) включение в список избирателей только граждан, прошедших биометрическую регистрацию; в) допуск избирателя к голосованию только при условии его идентификации по биометрическим и персональным данным; г) исключение из числа документов, удостоверяющих личность избирателя, пенсионного удостоверения, водительского удостоверения, удостоверения личности офицера (прапорщика), военного билета военнослужащего срочной службы; д) ограничение числа удостоверяющих личность избирателя документов паспортом гражданина КР (ID-карта) и общегражданским паспортом гражданина КР; е) использование автоматически считывающих урн (АСУ)2.

Решение Конституционной палаты Верховного Суда КР

4 мая 2015 г. в Конституционную палату Верховного Суда КР поступило ходатайство граждан Осмоналиевой А. М., Осмонбаева Б. К. и Суталиновой Г. А. о признании нормативного положения ч. 2 ст. 14 Конституционного закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» относительно обязательности проведения биометрической регистрации противоречащим ряду положений Конституции КР (ч. 1, 2, 4 ст. 2; ч. 1, 3 ст. 20; п. 2 ч. 1 ст. 52). По мнению заявителей, оспариваемое нормативное положение является необоснованным ограничением активного избирательного права граждан, гарантированного Конституцией КР. По мнению заявителей, согласно конституционному установлению (ст. 2, 52) условиями допуска к выборам является возраст и гражданство КР, любое иное требование к праву граждан на реализацию своего активного права по своему смыслу является антиконституционным. Таким образом, для граждан КР, достигших 18 лет и имеющих паспорт, право избирать является абсолютным и не может быть ограничено3. В процессе проверки соответствия Конституции КР оспариваемого нормативного положения ч. 2 ст. 14 Конституционного закона КР от 2 июля 2011 г. № 68 Конституционная палата Верховного Суда КР установила правомерность действий законодателя по введению нового порядка составления списков избирателей, сочетающего в себе как заявительный, так и императивный подходы, направленные на исключение возможности двойного или множественного ввода в списки избирателей одного и того же лица. Исходя из правовой позиции членов Конституционной палаты, учет биометрических данных граждан КР основан на механизме отслеживания избирателей в связи с изменением места их жительства и функционировании Единого государственного реестра населения (далее — ЕГРН). По мнению членов Конституционной палаты, биометрический способ аккумулирования данных о гражданах КР в ЕГРН корреспондирует экспертной оценке БДИПЧ / ОБСЕ

1 О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики : конституционный Закон КР от 2 июля 2011 г. № 68 [Электронный ресурс] // Legislationline.org: онлайн-база данных по законодательству. URL: https://www.legislationline.org/download/ id/6129/file/KG%20Election%20Law%20in%20Rus%20as%20of%2025%20Aug%202015.pdf (дата обращения: 16.10.2019).

2 О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» : конституционный закон КР от 23 апреля 2015 г. № 88 [Электронный ресурс] // Министерство юстиции. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111131?cl=ru-ru (дата обращения: 22.10.2019).

3 О проверке конституционности нормативного положения части 2 статьи 14 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [Электронный ресурс] // Конституционная палата Верховного Суда Кыргызской Республики. URL: http://constpalata.kg/ru/press/russkij-o-proverke-konstitutsionnosti-normativnogo-polozheniya-chasti-2-stat-i-14-konstitutsionnogo-zakona-o-vy-borah-prezidenta-ky-rgy-zskoj-respubliki-i-deputatov-zhogorku-kenesha-ky-rgy-zskoj-respu/ (дата обращения: 23.10.2019).

от 15 октября 2013 г., отметившей отсутствие в избирательном процессе Кыргызстана прозрачных и официальных правил по управлению системой регистрации избирателей, что создает потенциальные риски манипуляции списками избирателей [3].

Новый подход к составлению списков избирателей, предусмотренный ст. 14 Конституционного закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», прямо связан с требованием от избирателей активных действий по подаче своих биометрических данных в уполномоченный государственный орган — Государственную регистрационную службу. При этом, согласно Закону КР «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики», также осуществляется сбор и персональных данных. В дальнейшем гражданин Кыргызской Республики, сдавший биометрические данные, включается в списки избирателей автоматически, без совершения каких-либо дополнительных действий. Указанный подход законодателя в составлении списков избирателей означает, что избиратель, обладающий активным избирательным правом и сдавший биометрические данные, включенный в ЕГРН, освобождается в последующем от дальнейшего подтверждения своего намерения участвовать в выборном процессе.

На основании отмеченного выше при рассмотрении обращений о конституционности отдельных нормативных положений Закона КР «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики» Конституционная палата Верховного Суда КР своим решением от 14 сентября 2015 г. № 12-р признала не противоречащим Конституции КР требование об обязательности биометрической регистрации граждан КР для составления актуализированного списка избирателей1.

Особенности реализации на выборах новой технологии регистрации биометрических данных граждан Кыргызстана

Нормативно-правовая основа порядка формирования и использования системы учета избирателей КР, включая учет биометрических данных, представлена в соответствующем Положении Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызстана2.

Под биометрическими данными граждан Кыргызстана понимаются измеримые, уникальные физиологические данные человека, позволяющие точно идентифицировать личность. К этим данным относятся отпечатки пальцев, цифровое фото и электронная подпись, не подлежащие подделке при установлении личности человека. Основными причинами биометрической регистрации являются: во-первых, минимизация бюрократических процедур, связанных со сбором и оформлением многочисленных справок и документов; во-вторых, своевременное и качественное получение государственных услуг; в-третьих, обеспечение защиты избирательного права; в-четвертых, предотвращение коррупционных проявлений и подделки документов. В настоящее время в Кыргызстане разрабатываются нормативно-правовые акты, предусматривающие ответственность граждан за несдачу своих биометрических данных. По достижении возраста 16 лет, граждане КР предоставляют следующие биометрические данные: отпечатки пальцев; цифровое фото; собственноручную подпись. Кроме того, граждане дополнительно сдают биографические (паспортные) данные: персональный идентификационный номер и все персональные данные, указанные в паспорте гражданина КР. Непосредственно в день регистрации биометрических данных, имея при себе паспорт — ID-карту или общегражданский паспорт, каждый гражданин бесплатно и оперативно сдает свои данные посредством прохождения процедуры фотографирования своего лица, сканирования отпечатков десяти пальцев и регистрации

1 Решение Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики от 23 сентября 2015 года № 12-р по делу о проверке конституционности нормативного положения части 2 статьи 14 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», выраженного словами «и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством», в связи с обращением граждан Осмоналиевой Айнуры Мусаевны, Осмонбаева Бектура Камильевича, Суталиновой Гульзар Абдыбековны [Электронный ресурс] // Министерство юстиции. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/9667?cl=ru-ru (дата обращения: 17.11.2019).

2 Положение о порядке формирования и использования Системы учета избирателей Кыргызской Республики. Опубликовано 26 июня 2015 г. [Электронный ресурс] // Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики. URL: https://grs.gov.kg/ru/ articles/election_2015/170-polozhieniie-o-poriadkie-formirovaniia-i-ispolzova/ (дата обращения: 18.10.2019).

собственноручной подписи на планшетном устройстве1. В соответствии с выводом специалистов Государственной регистрационной службы, в случае появления погрешностей при идентификации избирателей по отпечаткам пальцев, обусловленных процессами онемения пальцев или потери их чувствительности, идентификация граждан осуществляется по цифровой фотографии, имеющейся в базе ГРС2. Важно заметить, что каждый гражданин Кыргызстана, данные о котором занесены в реестр населения, имеет право доступа только к своим данным. Получатели данных могут использовать эти данные только в тех целях, для которых они были переданы3. Принципами сбора, обработки, хранения и использования биометрических данных являются: во-первых, обязательность биометрической регистрации; во-вторых, открытость (обеспечение доверия граждан к использованию государством биометрических данных); в-третьих, гарантия законного использования биометрических и персональных данных органами государственной власти, местного самоуправления, наделенными специальными полномочиями в соответствии с законодательством КР; в-четвертых, защита базы биометрических данных; в-пятых, обеспечение безопасности биометрических данных при их сборе, обработке, хранении и использовании в информационных системах и соблюдение требований к материальным носителям [2]. Для обеспечения доступа к актуальным спискам избирателей и проверки статуса включения в списки избирателей, в том числе биометрической регистрации, Государственной регистрационной службой обеспечен запуск портала http://shailoo.srs.kg, на котором граждане Кыргызстана могут проверить свой статус прохождения биометрической регистрации и свою принадлежность к избирательному участку [4].

Алгоритм реализации на проведенных 4 октября 2015 г. выборах депутатов Жогорку Кенеша (парламента) КР новой технологии регистрации биометрических данных4 граждан Кыргызстана представлен следующим образом.

1. В процессе голосования непосредственно в день официально назначенных выборов участвовали избиратели, включенные в списки по данному избирательному участку, после прохождения ими процедуры идентификации по отпечаткам пальцев.

2. В отдельных случаях, когда сканирование отпечатков пальцев не позволяло идентифицировать избирателей (после предусмотренных законом пяти попыток), в соответствии с постановлением ЦИК применялся альтернативный порядок допуска избирателей к голосованию путем их идентификации по персональному идентификационному номеру в удостоверении личности.

3. В поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей располагался монитор, на котором отображались фотографии избирателей, прошедших идентификацию. При этом, если избиратель прошел идентификацию по отпечаткам пальцев, его фотография отображалась на голубом фоне, если по персональному идентификационному номеру, то на желтом фоне.

4. Голосование осуществлялось в специально оснащенных для этих целей помещениях, обеспеченных необходимым оборудованием (сканерами отпечатков пальцев, компьютерами, термопринтерами, автоматически считывающими урнами, резервными источниками электропитания) и материалами.

5. Пройдя биометрическую идентификацию, избиратель получает чек, на основании которого ему выдавался бумажный бюллетень для голосования.

6. Заполненный бюллетень избиратель опускал в автоматически считывающую урну, на дисплее которой отображается общее количество помещенных в нее бюллетеней.

Необходимо заметить, что при голосовании на двух избирательных участках представителями корпуса наблюдателей были зафиксированы неточности в базе персональных данных избирателей в реестре ГРС, обусловленные ошибками операторов при введении индивидуальных идентификационных

1 Биометрическая регистрация [Электронный ресурс]. URL: http://www.kyrgyzmission.net/index.php/konsulskij-sektor/biometricheskaya-registratsiya (дата обращения: 24.10.2019).

2 Каримов Д. Контроль по пальцам // Российская газета RG.RU № 203 (6774). 10 сентября 2015 г. [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2015/09/10/vibory.html (дата обращения: 17.11.2019).

3 [Электронный ресурс]. URL: http://kyrgyzembassy.kr/kr/consulesection/biometrika/ (дата обращения: 21.11.2019).

4 Система биометрической идентификации граждан Кыргызской Республики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. URL: http://www.president.kg/files/docs/ SISTEMA_BIOMETRICHESKOI.PDF (дата обращения: 10.11.2019).

номеров, что повлекло отказ некоторым избирателям из числа прошедших биометрическую регистрацию в их праве принять участие в голосовании (избирательные участки № 1318, 1319)1.

Заключение

Действовавший на предыдущих выборах императивный подход в составлении списков избирателей, когда составление таких списков возлагалось на Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов КР, имел определенные недостатки. В частности, этот подход не обеспечивал в полной мере: во-первых, достоверность списков избирателей ввиду неэффективности механизмов сбора информации о всех лицах, достигших избирательного возраста; во-вторых, выявления и исключения из списков избирателей умерших; в-третьих, повторного ввода одних и тех же избирателей по разным избирательным участкам; в-четвертых, не обеспечивал отслеживание перемещения избирателей как внутри страны, так и за его пределами. Указанные недостатки ранее действовавшего подхода в составлении списков избирателей вызывали у значительной части субъектов избирательного процесса сомнения в точности учета общего числа избирателей, что, несомненно, подрывало у населения доверие к демократичности проводимых выборов и порождало в обществе атмосферу электоральной напряженности. Формирование базы биометрических данных граждан выступает в качестве основополагающей части ЕГРН и обеспечивает создание актуальной, качественной и полной базы данных о населении страны. Качественная и полная статистика о населении Кыргызстана позволит повысить эффективность принимаемых правительством решений в сфере социальной, экономической, антикоррупционной политики, обеспечит национальную безопасность и более высокий уровень надежности проводимых выборов. Проявлением внимания со стороны Правительства КР является учреждение Государственного комитета по информационным технологиям и связи. Отмеченное, безусловно, будет способствовать более эффективному решению вопросов выработки единых подходов к электронному управлению, кибер-безопасности и развитию в стране IT-индустрии. В настоящее время в Кыргызстане действует новый общенациональный высокотехнологичный проект цифровой трансформации государства — «Смарт Коом»2. Способствуя решению отмеченных выше задач, проект «Смарт Коом» позволит более полно автоматизировать многие административные процессы, связанные с упрощением процедур предоставления населению цифровых государственных услуг, а также минимизировать влияние человеческого фактора в различных областях, включая и область электоральных правоотношений.

Литература

1. Лысенко В. И. Национальный регистр избирателей, фотоидентификация избирателей и списки избирателей: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Российский фонд свободных выборов. URL: http://www.rfsv.ru/education/informirovanie/natsionalnyi-registr-izbiratelei-fotoidentifikatsiia-izbiratelei-i-spiski-izbiratelei-zarubezhnyi-opyt (дата обращения: 16.10.2019).

2. Мамбеталиев А. Опыт Кыргызстана по построению Единого государственного реестра населения Кыргызской Республики и формирования базы биометрических данных [Электронный ресурс] // Совет Европы. Венецианская комиссия. URL: https://www.venice.coe.int/files/13EMB/13EMB_Akyn_ Mambetaliev_Working_Session.pdf (дата обращения: 22.10.2019).

3. Обзор БДИПЧ / ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств — участников ОБСЕ от 15 октября 2013 г. Варшава, 2013. 75 с. [Электронный ресурс] // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/107074?download=true (дата обращения: 12.10.2019).

1 Об участии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в наблюдении на выборах депутатов Жогорку Кенеша (парламента) Киргизской Республики 4 октября 2015 г. [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия РФ. URL: http://cikrf.ru/activity/ relevant/detail/30597/ (дата обращения: 23.10.2019).

2 Polpred. Новости. Обзор СМИ. № 208036. 21 февраля 2017 г. [Электронный ресурс] // Электронно-библиотечная система Polpred. URL: https:// www.polpred.com/?ns=1&cnt=76&page=138 (дата обращения: 12.11.2019).

4. Отчет ГП «Инфоком» при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики от 7 апреля 2016 г. «О составлении списков избирателей на базе биометрических данных и Единого государственного регистра населения (ЕГРН) Кыргызской Республики» [Электронный ресурс] // Совет Европы. Венецианская комиссия. URL: https://www.venice.coe.int/files/13EMB/13EMB_ Akyn_Mambetaliev.pdf (дата обращения: 23.09.2019).

5. Руководство БДИПЧ / ОБСЕ по наблюдению за использованием новых технологий голосования. Варшава, 2013 г. 95 с.

Об авторе:

Чимаров Николай Сергеевич, доцент кафедры международного и гуманитарного права Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат юридических наук; kolomyagi4@gmail.com

References

1. Lysenko V. I. Natsional'nyi registr izbiratelei, fotoidentifikatsiya izbiratelei i spiski izbiratelei: zarubezhnyi opyt [Elektronnyi resurs] // Rossiiskii fond svobodnykh vyborov. URL: http://www.rfsv.ru/education/ informirovanie/natsionalnyi-registr-izbiratelei-fotoidentifikatsiia-izbiratelei-i-spiski-izbiratelei-zarubezhnyi-opyt (data obrashcheniya: 16.10.2019). (In rus)

2. Mambetaliev A. Opyt Kyrgyzstana po postroeniyu Edinogo gosudarstvennogo reestra naseleniya Kyrgyzskoi Respubliki i formirovaniya bazy biometricheskikh dannykh [Elektronnyi resurs] // Sovet Evropy. Venetsianskaya komissiya. URL: https://www.venice.coe.int/files/13EMB/13EMB_Akyn_Mambetaliev_ Working_Session.pdf (data obrashcheniya: 22.10.2019).

3. Obzor BDIPCh / OBSE izbiratel'nogo zakonodatel'stva i praktiki gosudarstv — uchastnikov OBSE ot 15 oktyabrya 2013 g. Varshava, 2013. 75 s. [Elektronnyi resurs] // Organizatsiya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/107074?download=true (data obrashcheniya: 12.10.2019).

4. Otchet GP «Infokom» pri Gosudarstvennoi registratsionnoi sluzhbe pri Pravitel'stve Kyrgyzskoi Respubliki ot 7 aprelya 2016 g. «O sostavlenii spiskov izbiratelei na baze biometricheskikh dannykh i Edinogo gosudarstvennogo registra naseleniya (EGRN) Kyrgyzskoi Respubliki» [Elektronnyi resurs] // Sovet Evropy. Venetsianskaya komissiya. URL: https://www.venice.coe.int/files/13EMB/13EMB_Akyn_Mambetaliev.pdf (data obrashcheniya: 23.09.2019).

5. Rukovodstvo BDIPCh / OBSE po nablyudeniyu za ispol'zovaniem novykh tekhnologii golosovaniya. Varshava, 2013 g. 95 s.

About the author:

Nikolay S. Chimarov, Associate Professor Department of International and Humanitarian Law of North-West Institute of Management of RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Jurisprudence; kolomyagi4@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.