Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисенко Виктор Васильевич, Майоров Владимир Иванович

Рассматривается проблема повышения ответственности за нарушения Правил дорожного движения, которые с высокой вероятностью способны привести к тяжелым последствиям в виде ранения и гибели людей. На основании анализа статистики дорожно-транспортной аварийности за последние годы обоснована необходимость усиления административной ответственности и установления дифференцированных санкций по ряду статей гл. 12 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Денисенко Виктор Васильевич, Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE MOST DANGEROUS VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES

The article addresses the problem of increasing responsibility for violations of the Traffic Rules, which are likely to lead to serious consequences in the form of injury and death. Based on the analysis of statistics on road traffic accidents in recent years, the need to strengthen administrative responsibility and establish differentiated sanctions under a number of articles of chapter 12 of the Administrative Code of the Russian Federation has been justified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Денисенко Виктор Васильевич Майоров Владимир Иванович

К вопросу о повышении административной ответственности за наиболее опасные нарушения Правил дорожного движения

Рассматривается проблема повышения ответственности за нарушения Правил дорожного движения, которые с высокой вероятностью способны привести к тяжелым последствиям в виде ранения и гибели людей. На основании анализа статистики дорожно-транспортной аварийности за последние годы обоснована необходимость усиления административной ответственности и установления дифференцированных санкций по ряду статей гл. 12 КоАП РФ.

Ключевые слова: административная ответственность, Правила дорожного движения, административное правонарушение, административный штраф, дорожно-транспортное происшествие.

On the issue of increasing administrative responsibility for the most dangerous violations of Traffic Rules

The article addresses the problem of increasing responsibility for violations of the Traffic Rules, which are likely to lead to serious consequences in the form of injury and death. Based on the analysis of statistics on road traffic accidents in recent years, the need to strengthen administrative responsibility and establish differentiated sanctions under a number of articles of chapter 12 of the Administrative Code of the Russian Federation has been justified.

Keywords: administrative responsibility, Traffic Rules, administrative offense, administrative fine, traffic accident.

В число многочисленных вопросов, подлежащих решению в ходе системного реформирования законодательства об административных правонарушениях, входит разработка научно обоснованных подходов к установлению санкций за административные правонарушения в области дорожного движения. Актуальность данному направлению научного исследования придает и тот факт, что проект нового КоАП РФ, представленный на общественное обсуждение в начале 2020 г., был встречен потоком критики как со стороны граждан, прежде всего являющихся автовладельцами, так и со стороны экспертов в области безопасности дорожного движения, а также ряда политиков и высокопоставленных чиновников органов государственной власти. Большое количество замечаний касалось административных штрафов за нарушения Правил дорожного движения (далее - ПДД), которые разработчиками проекта нового КоАП РФ в ряде случаев были значительно увеличены, в частности за превышение скорости движения, езду с тонировкой стекол транспортного средства (далее - ТС), превышающей допустимый уровень, отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения и др.

В итоге в Правительстве России и МВД России отказались от идеи повышения действующих санкций за нарушения ПДД. Тем не менее, на наш взгляд, усиление административной ответственности в этой области все же является достаточно эффективной мерой обеспечения безопасности дорожного движения (далее - БДД) в случае, если оно будет проводиться в отношении наиболее опасных нарушений ПДД. Кроме того, в ряде документов стратегического планирования, направленных на обеспечение БДД, предусмотрены меры повышения административной ответственности (Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» [1]; Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 гг. [2]; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] и др.), что следует принимать во внимание при доработке проекта нового КоАП РФ. Вместе с тем повышение размеров административных штрафов должно осуществляться точечно и только на основании научно обоснованных рекомендаций специалистов в области БДД.

В первую очередь нужно определить, какие нарушения ПДД следует рассматривать как

92

наиболее опасные. Это нарушения, которые с высокой вероятностью могут привести к дорожно-транспортным происшествиям (далее -ДТП) с тяжелыми последствиями - преимущественно ранением или гибелью людей. Определить типы наиболее опасных нарушений ПДД возможно путем изучения показателей аварийности, факторов и условий, влияющих на тяжесть последствий ДТП.

Наиболее объективные данные об аварийности дает анализ статистических показателей в динамике за несколько лет. Так, в 2015-2019 гг. наибольшее число погибших наблюдалось в ДТП, сопровождающихся выездом ТС на встречную полосу движения: 2015 г. - 4600 чел.; 2016 г. - 4847 чел.; 2017 г. - 4329 чел.; 2018 г. -3813 чел.; 2019 г. - 3478 чел.

Правила дорожного движения РФ содержат запрет на выезд на полосу встречного движения в разд. 9, регламентирующем особенности расположения транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.1(1) ПДД гласит, что «на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева» [4]. Данной норме ПДД соответствует ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшее выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления [5]. Санкциями за это административное правонарушение являются административный штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Повторное совершение рассматриваемого административного правонарушения квалифицируется по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, мерой ответственности по которой является лишение права управления транспортными средствами сроком на один год. Тем не менее по общему правилу, предусмотренному действующим КоАП РФ, в случае фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами, с помощью которых и выявляется основная масса нарушений ПДД, санкция составит лишь административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Полагаем, что административное наказание за выезд на полосу встречного движения не соответствует общественной опасности этого

нарушения, которое является первым среди нарушений, сопровождающихся смертельными ДТП. При разработке проекта нового КоАП РФ санкции за данное административное правонарушение остались неизменными, что подтверждает недостаток научной и статистической обоснованности новой линейки штрафных санкций за административные правонарушения в области дорожного движения. В связи с этим считаем обоснованным повышение штрафа за выезд на встречную полосу движения как минимум в полтора раза, а также увеличение срока лишения права на управление ТС с возможностью реализации данного вида административного наказания, в том числе, в случаях фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами.

Кроме того, помимо усиления административной ответственности, необходимо принимать и другие меры, направленные на снижение количества рассматриваемых нарушений ПДД. Одной из таких мер является установка посередине дороги специальных разделителей - ограждений (тросовых, стальных и др.) или полосы зеленых насаждений с бордюром, само наличие которых исключает возможность выезда на встречную полосу движения. Следует отметить, что в советское время достаточно широкими разделителями было оборудовано большинство крупных автодорог в городской черте, однако с ростом уровня автомобилизации населения возникла потребность в расширении дорожного покрытия, реализуемом, в том числе, за счет разделителей, которые просто исчезли со многих проспектов и улиц.

Тем не менее в настоящее время была все же признана необходимость наличия разделителей для обеспечения БДД. Их установка производится в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Национальный проект включает четыре федеральных проекта: дорожная сеть; общесистемные меры развития дорожного хозяйства; безопасность дорожного движения; автомобильные дороги Минобороны России. Примечательно, что в проекте «Безопасность дорожного движения» в качестве первой же задачи указано принятие нормативных правовых актов, направленных на «усиление ответственности за отдельные, наиболее опасные правонарушения в области дорожного движения» [1], со сроком реализации до 31 декабря 2020 г. Негативная реакция на проект нового КоАП РФ заставила разработчиков вносить в него изменения и отложила обновление законода-

93

тельства об административной ответственности, тем самым не позволив выполнить в срок вышеуказанную задачу.

Также одним из наиболее опасных нарушений ПДД является управление ТС в состоянии опьянения. Административно-правовой запрет на управление ТС в таком состоянии установлен п. 2.7 ПДД, согласно которому «водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения» [4].

Проблема значительного числа ДТП с тяжелыми последствиями, происходящих по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, наблюдается в нашей стране длительное время. В Стратегии безопасности дорожного движения на 2018-2024 гг. на эту проблему обращено особое внимание, поскольку статистика показывает, что число погибших в дорожно-транспортных происшествиях из-за нарушений ПДД водителями в состоянии опьянения за 2007-2016 гг. увеличилось в 1,8 раза (увеличение на 78,8% в 2016 г. по сравнению с 2007 г.), в то время как общее число погибших на дорогах страны за рассматриваемый период сократилось на 39% [6].

Более свежие статистические данные лишь подчеркивают развитие этой тенденции. Так, за 11 месяцев 2020 г. водителями, находящимися в состоянии опьянения, было совершено 12845 ДТП, в которых погибло 3385 чел. и ранено 17033 чел. При относительно невысокой доле данных нарушений в общей массе (менее 10% от всех ДТП за этот период) процент погибших от общего числа составляет 23,21%, т.е. почти четверть смертей происходят в ДТП с водителями, управляющими ТС в состоянии опьянения [7]. При таком соотношении неудивительно, что законодатель уделяет пристальное внимание разработке мер по предотвращению подобных административных правонарушений, усиление административной ответственности за которые сопровождается изменениями юридических признаков объективной стороны состава административных деликтов, совершенствованием административных процедур выявления, пресечения фактов управления ТС лицами, находящимися в состоянии опьянения, и производства по делам об административных правонарушениях.

На особую серьезность проблемы указывает введение с 1 июля 2015 г. уголовной от-

ветственности за повторное управление ТС в состоянии опьянения или отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения [8]. Следует отметить, что схожий состав преступления уже существовал в советское время, а также имеется в уголовном законодательстве ряда зарубежных стран (Германия, Испания, Латвия и др.).

Административная ответственность за управление ТС в состоянии опьянения в настоящее время установлена ст. 12.8 КоАП РФ, которая содержит три состава: непосредственное управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1), передача управления лицу в таком состоянии (ч. 2), а также «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами» (ч. 3). По первым двум составам правонарушений санкции идентичны и представляют собой наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. По третьему составу ввиду отсутствия у нарушителя права на управление ТС санкция заключается в административном аресте на срок от десяти до пятнадцати суток или наложении административного штрафа в размере 30 тыс. руб. (для лиц, в отношении которых не может быть применен административный арест). Аналогичные санкции содержит ст. 12.26 КоАП РФ за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения [5].

Таким образом, административная ответственность за управление ТС в состоянии опьянения является значительной. Для сравнения достаточно указать, что многие штрафы за нарушение водителями ПДД не превышают 5 тыс. руб. Тем не менее статистические показатели демонстрируют, что предусмотренные действующим законодательством размеры санкции за рассматриваемое правонарушение не оказывают должного профилактического воздействия на участников дорожного движения.

Поиск новых решений в процессе правотворчества привел к тому, что в опубликованном в 2020 г. проекте КоАП РФ было предложено ввести повышенную ответственность за отказ водителя от медицинского освидетельствования на состояние опьянения при нахождении в ТС ребенка до 16 лет: штраф за такое правонарушение составил 50 тыс. руб., а срок лишения права на управление ТС - три года.

94

На наш взгляд, выделение нового состава правонарушения не является необходимым прежде всего потому, что отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляет лишь небольшую часть в общем числе выявляемых правонарушений в области дорожного движения и добавление квалифицирующего признака в виде нахождении в ТС ребенка до 16 лет отнесет новую статью КоАП к разряду практически не используемых правовых норм и приведет к очередному подтверждению истины, гласящей, что если норма не применяется, то она мертва. Более рациональным видится повышение максимальной суммы административного штрафа по ч. 1 и 2 ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ и ее установление в диапазоне от 30 до 40 тыс. руб. В этом случае с учетом рассмотрения всех обстоятельств конкретного дела возможен дифференцированный подход к назначению штрафа. Если же в транспортном средстве при совершении нарушения ПДД находится ребенок, данное обстоятельство, безусловно, является отягчающим и влекущим за собой применение максимальных санкций. Также следует увеличить срок лишения права на управление ТС, определив диапазон от двух до трех лет. Подобные меры, помимо прочего, будут способствовать реализации положений Концепции нового КоАП РФ, в которых обоснована необходимость «устранения практики установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний» [9].

Среди основных причин смертности в дорожном движении значительную часть занимают наезды на пешеходов, совершаемые из-за различных нарушений ПДД как водителями ТС, так и самими пешеходами. Пешеходы традиционно рассматриваются как наиболее уязвимая категория участников дорожного движения, поэтому в рамках государственной политики в области БДД разрабатываются различные мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности.

За 11 месяцев 2020 г. произошло 34725 ДТП с наездом на пешехода, в которых погибло 3885 чел. При этом общее число погибших пешеходов за данный период составило 3998 [7], из чего следует вывод, что пешеходы в абсолютном большинстве случаев погибают именно в результате наезда на них транспортного средства.

Однако незащищенность пешеходов не ведет к их законопослушному поведению: по официальным данным, за рассматриваемый период более 10% всех ДТП было совершено из-за на-

рушения ПДД самими пешеходами, а число погибших в таких ДТП составило 2727 чел.

Перечисленные факты позволяют сформулировать проблему административной ответственности пешеходов за нарушения ПДД. В КоАП РФ имеется несколько статей (12.29, 12.30), позволяющих привлечь к административной ответственности за нарушение ПДД пешехода или иного участника дорожного движения (помимо водителя). Вместе с тем статистика выявляемых нарушений ПДД показывает, что большинство из них совершается водителями, но не из-за законопослушности других категорий участников дорожного движения, а по причине высокой латентности совершаемых ими правонарушений. В настоящее время отсутствуют эффективные механизмы привлечения к административной ответственности пешеходов, нарушающих ПДД, если их действия не приводят к ДТП. На эту проблему обращалось внимание и в научной литературе [10, с. 118-128; 11, с. 563-567].

В связи с этим полагаем, что нарушения ПДД пешеходами хотя и нельзя в полной мере считать «наиболее опасными», однако они представляют прямую опасность прежде всего для самих нарушителей. Следовательно, применяемые к ним административно-правовые санкции должны соответствовать этой опасности и оказывать превентивное воздействие на данную категорию участников дорожного движения. В настоящее время размер административного штрафа за нарушение ПДД пешеходом составляет 500 руб. (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ), но при наличии определенных обстоятельств размер этого вида административного наказания может быть увеличен:

если нарушитель пребывает в состоянии опьянения - от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ);

если нарушение привело к созданию помех в движении ТС - 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ);

если нарушение повлекло по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ) [5].

Столь малые размеры санкций не учитывают роль пешеходов как в процессе дорожного движения, так и в формировании статистики аварийности и смертности на дорогах. Традиционно объектом внимания законодателя при разработке административно-правовых мер обеспечения БДД являются водители ТС, в отношении которых наблюдается постоянный рост санкций за нарушения ПДД, чего нельзя

95

сказать о других категориях участников дорожного движения. По справедливому замечанию П.В. Молчанова, учитывая предоставляемые пешеходам приоритеты в дорожном движении, целесообразно подходить более объективно к оценке их поведения в дорожном движении и, соответственно, к назначению административных наказаний [12]. Исходя из этого, в новом КоАП РФ целесообразно повысить размер штрафных санкций для пешеходов за нарушения ПДД.

1. Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 дек. 2018 г. № 15 [Электронный ресурс]. URL: https://bkdrf.ru/uploads/doc/паспорт%20 национального%20проекта.pdf

2. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 8 янв. 2018 г. № 1-р // Рос. газ. 2018. 24 янв.. URL: https:// rg.ru/2018/01/24/strategiya-site-dok.html

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027

4. О Правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1.

6. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: распоряжение Правительства РФ от 8 янв. 2018 г. № 1-р. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 25.01.2021).

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что принятие комплексных мер, в том числе мер усиления административной ответственности, по сокращению числа ДТП с выездом на полосу встречного движения, уменьшению случаев вождения ТС в состоянии опьянения, снижению количества наездов на пешеходов в перспективе способно оказать значительное позитивное влияние на состояние безопасности дорожного движения и снижение уровня смертности в ДТП.

1. Passport of the national project "Safe and high-quality roads": approved by Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol d.d. Dec. 24, 2018 No. 15 [Electronic resource]. URL: https://bkdrf.ru/uploads/ doc/nacnopm%20Hau,uoHanbHoeo%20npoeKma.pdf

2. Road Safety Strategy in the Russian Federation for2018-2024 years [Electronic resource]: approved by the decree of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 8, 2018 No. 1-p // Russian newsp. 2018. Jan. 24. URL: https://rg.ru/2018/01/24/ strategiya-site-dok.html

3. On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024 [Electronic resource]: decree of the President of the Russian Federation d.d. May, 7 2018 No. 204 // Official website of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

4. On the Traffic Rules (together with the Basic Provisions for the Admission of Vehicles to Operation and the Duties of Officials to Ensure Road Safety): decree of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 No. 1090// Coll. of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 47. Art. 4531.

5. Code of the Russian Federation on Administrative Offences d.d. Dec. 30, 2001 No. 195-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1, pt. 1.

6. On Approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024: decree of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 8, 2018 No. 1-r. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

7. Information on road safety indicators // Official website of the traffic police [Electronic resource]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (date of access: 25.01.2021).

8. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Strengthening Liability for Road Safety Offences: fed. law d.d. Dec. 31, 2014 No. 528-FL. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

96

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: федер. закон от 31 дек. 2014 г. № 528-ФЗ. Доступ из справ.-пра-вовой системы «<КонсультантПлюс».

9. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доступ из справ.-правовой системы « КонсультантПлюс».

10. Антонов С.Н., Молчанов П. В. Актуальные вопросы административно-правового статуса пешехода как участника дорожного движения // Инновации в науке и практике административного права: сб. науч. тр., посвященный памяти Ю.М. Козлова (VI Козловские чтения). М., 2013.

11. Майоров В.И., Бекетов О.И. Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: современные тенденции и перспективы // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4.

12. Молчанов П. В. Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации. М., 2019.

9. Concept of the new Code of the Russian Federation on Administrative Offences. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

10. Antonov S.N., Molchanov P.V. Topical issues of the administrative and legal status of a pedestrian as a road user // Innovations in the science and practice of administrative law: coll. of sci. papers, dedicated to the memory of Yu.M. Kozlov (VI Kozlovreadings). Moscow, 2013.

11. Mayorov V.I., Beketov O.I. Administrative responsibility in the field of road safety: modern trends and prospects // Siberian legal review. 2019. № 4.

12. Molchanov P.V. Administrative and legal provision of road safety in the Russian Federation. Moscow, 2019.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Денисенко Виктор Васильевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: profdenisenko@mail.ru;

Майоров Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail: 1955715@rambler.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.V. Denisenko, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: profdenisenko@ mail.ru;

V.I. Mayorov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: 1955715@rambler.ru

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.