Научная статья на тему 'Актуальные аспекты противодействия агрессивному вождению и дорожному хулиганству в Российской Федерации'

Актуальные аспекты противодействия агрессивному вождению и дорожному хулиганству в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
482
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC RULES / ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ / DANGEROUS DRIVING / ДОРОЖНОЕ ХУЛИГАНСТВО / ROAD HOOLIGANISM / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / TRAFFIC ACCIDENTS / НАКАЗАНИЯ / PUNISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хиль Ирина Михайловна, Лихачев Никита Александрович

В статье рассматриваются современные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России, освещается иностранный опыт юридического противодействия нарушениям правил дорожного движения. Авторы выступают с законодательной инициативой, направленной на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и развитие культуры вождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevant aspects of counteraction to aggressive driving and road hooliganism in the Russian Federation

In the article topical problems of road traffic safety in Russia are considered, foreign experience of legal counteraction to violations of traffic rules is discussedm. The authors come out with a legislative initiative aimed at reducing the number of accidents and developing a culture of driving.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты противодействия агрессивному вождению и дорожному хулиганству в Российской Федерации»

Хиль Ирина Михайловна Лихачев Никита Александрович

Актуальные аспекты противодействия агрессивному вождению и дорожному хулиганству в Российской Федерации

В статье рассматриваются современные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России, освещается иностранный опыт юридического противодействия нарушениям правил дорожного движения. Авторы выступают с законодательной инициативой, направленной на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и развитие культуры вождения.

Ключевые слова: правила дорожного движения, опасное вождение, дорожное хулиганство, дорожно-транспортные происшествия, наказания.

Relevant aspects of counteraction to aggressive driving and road hooliganism in the Russian Federation

In the article topical problems of road traffic safety in Russia are considered, foreign experience of legal counteraction to violations of traffic rules is discussedm. The authors come out with a legislative initiative aimed at reducing the number of accidents and developing a culture of driving.

Key words: traffic rules, dangerous driving, road hooliganism, traffic accidents, punishments.

Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения волнуют международное сообщество на протяжении последних десятилетий. Во многом это связано с высоким уровнем смертности на дорогах. Данные, приведенные в докладе Всемирной организацией здравоохранения за 2017 г. «Спасти жизнь: пакет технических мер по безопасности дорожного движения», крайне неутешительны: «в настоящее время в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно гибнут около 1,25 млн человек и получают травмы миллионы людей» [1]. Российская Федерация вносит значительный вклад в формирование международного правового пространства, способствующего снижению количества дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2014 г. по инициативе России на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция о повышении безопасности дорожного движения во всем мире.

Создание безопасной и комфортной среды на дорогах - задача многоаспектная. Она состоит и из профилактических и предупредительных мер, применяемых правоохранительными органами, и из реализации принципа неотвратимости наказания за нарушения правил дорожного движения (далее - ПДД), а также из совместной работы исполнительных и законодательных органов, направленной на совершенствование федерального и регионального законодательства, на устранение

в нем пробелов и коллизий. На сегодняшний день российский законодатель идет по пути ужесточения уголовного и административного наказания, а также внедрения административной преюдиции (ст. 264.1 УК РФ [2]).

В последнее время в обществе все чаще обсуждается необходимость реформирования и совершенствования законодательства в сфере ПДД. Особое внимание уделяется так называемому опасному или агрессивному вождению, а также проблеме вынесения справедливого и соразмерного наказания за нарушения ПДД, повлекшие за собой смерть. Причиной этого, по мнению исследователей, стали отсутствие законодательного решения данной проблемы, а также целый ряд скандалов и резонансных дел с участием молодых водителей, нарушающих ПДД, что приводит к росту подражателей, уверенных в своей безнаказанности.

Однако нельзя не обратить внимание на большой объем и достаточно высокий уровень качества работы, проводимой сотрудниками ГИБДД, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения и соблюдения ПДД, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, социальные сети, массовые акции, работу с молодежью, проведение форумов и т.д.

Стоит отметить, что КоАП РФ предусматривает санкцию за нарушение норм ст. 20.1 «Мелкое хулиганство», а УК РФ имеет в перечне преступлений ст. 213 «Хулиганство», т.е. грубое

16

нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу [2]. Данные составы направлены прежде всего на обеспечение общественного порядка, защиты прав и законных интересов человека и гражданина, а сфера применения положений достаточно широка. Опасное вождение, по нашему мнению, требует отдельного закрепления по принципу административной преюдиции в силу того, что в последнее время широкое распространение получило именно это деяние, фактически не подпадающее под указанные положения. Более того, закрепление в КоАП РФ отдельно специального состава отразит особую позицию государства по данному вопросу, направленную на обеспечение безопасности и сохранение здоровья граждан.

На сегодняшний день законодатель определяет агрессивное (опасное) вождение как неоднократное (или систематическое) умышленное нарушение ПДД, создающее опасность для других участников дорожного движения, выраженное в резком торможении без необходимости, постоянном перестроении из ряда в ряд, неоднократных выездах на встречную полосу, создании искусственных помех, опасном сближении, подрезании и других элементах вождения, которые могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия [3].

Необходимость установления ответственности за указанные нарушения обусловлена принятием постановления Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» [4], которым предусмотрен запрет на опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении необходимых маневров или создании ситуации, которая может нанести ущерб иным участникам дорожного движения. Но проблема заключается в том, что исполнительный орган власти внес изменения в ПДД и запретил подобную форму вождения, однако законодатель не отреагировал на данные изменения и не внес поправки ни в КоАП РФ, ни в УК РФ. Следует подчеркнуть, что, хотя юридически данный запрет существует и имеет закрепление в ПДД, он не влечет за собой ни административно-правовых, ни уголовно-правовых последствий, что, по нашему мнению, делает норму неэффективной.

Анализируя официальную статистику Государственной инспекции безопасности дорожного движения за период 2015-2017 гг., мож-

но сделать неутешительный вывод: причиной большинства ДТП является нарушение ПДД одним из участников дорожного движения. Несмотря на явную динамику снижения количества ДТП, повлекших ранения и смерть на дорогах (184000 ДТП, 231197 раненых и 23114 погибших в 2015 г., 173694 ДТП, 221140 раненых и 20308 погибших в 2016 г. 169432 ДТП, 215374 раненых и 19088 погибших в 2017 г. [5]), общие показатели остаются достаточно высокими и требуют большего внимания как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменителей.

Формирование и дальнейшее применение комплекса мер юридического характера по противодействию опасному вождению возможно также посредством полной или же, что более вероятно, частичной рецепции законодательства Великобритании. Соединенное королевство наравне со Швецией и Нидерландами имеет одни из самых низких в мире показателей смертности на дорогах - 5,4 погибших на 100 тыс. населения. Данные показатели связаны с наиболее высокими по сравнению с другими европейскими государствами штрафными санкциями в отношении правонарушителей. В 1956 г. в Великобритании был принят Закон о дорожном движении (The road traffic act), усиливающий ответственность за опасное вождение( втомчислеиуголовную), ограничивающий мощность автомобилей, которыми могли бы управлять молодые водители, имеющие временные и постоянные водительские права.

Дополнительный закон The road traffic act от 1960 г. предусматривал уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет за причинение смерти по небрежности в результате опасного вождения. Данное решение обосновывалось созданием опасности для других лиц водителем в силу несоблюдения скоростного режима и невозможности объективно и своевременно оценивать ситуацию во время движения.

Результатом стала сложившаяся тенденция: с 70-х гг. ХХ в. смертность на автострадах Соединенного Королевства непрерывно снижается. Число жертв среди пешеходов сократилось за последние 40 лет на 78%, общее число смертей в ДТП снизилось за несколько последних лет на 7%, поскольку свыше 16% аварий провоцируется неосторожным или рискованным управлением [6]. Более того, законодательство Великобритании весьма строго оценивает нарушение правил дорожного дви-

17

жения и относит их к уголовно наказуемым деяниям, разделяя на три типа (А, В, С) по степени тяжести и строгости наказания.

Так, в Великобритании полицейский имеет право открыть неправильно припаркованную машину и отогнать ее на штрафную стоянку даже в случае появления в этот момент владельца. Если это не удается сделать, вызывается эвакуатор. На владельца налагается штраф в размере 300 фунтов [7].

Административное законодательство Федеративной Республики Германия относится к нарушению ПДД не менее строго. Об этом свидетельствует принятие каталога штрафов, конкретизирующего наказание за тот или иной вид нарушения, предусматривающего либо фиксированную сумму (от 15 до 700 евро), либо изъятие прав на срок от 1 месяца до 5 лет.

По нашему мнению, ответственность за нарушение правил дорожного движения априори должна быть строгой в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, признавая автомобиль средством повышенной опасности, следует отметить, что водитель должен нести соразмерную ответственность за его управление, так как, садясь за руль, он должен и может предусмотреть возможность совершения общественно опасного деяния, а также наступления общественно опасных последствий. Учитывая также тот факт, что водитель, получая права, обязуется знать и соблюдать ПДД, можно утверждать, что их нарушение носит умышленный характер (косвенный либо прямой). В последнее время участились случаи умышленных неоднократных нарушений ПДД, демонстрирующих явное неуважение к обществу. Это проявление хулиганства на дорогах, когда лицо одновременно может иметь несколько десятков неоплаченных штрафов и, несмотря на это, продолжать нарушать правила дорожного движения. Одной из основных причин такого поведения, по нашему мнению, является атмосфера безнаказанности и вседозволенности, особенно в кругах молодых водителей, стремящихся к самоутверждению, которые выражают неуважение к другим участникам дорожного движения, перекрывают дороги несколькими автомобилями, злоупотребляют звуковыми сигналами, устривают гонки в потоках автомобилей, совершают опасные маневры (к ним относится, например, внезапная смена полосы). Определенную опасность как для общества, так и для правового пространства в целом несет последующая публикация в социальных сетях или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет фото- и

видеоматериалов, на которых запечатлено совершение подобных нарушений, что популяризирует несоблюдение закона, подрывает верховенство права и позволяет усомниться в неотвратимости наказания.

Ответственность за совершение хулиганских действий на дороге должна быть строже, чем за обычное нарушение ПДД. Данная позиция связана с тем, что вышеописанные деяния имеют прямой умысел и несут в себе серьезные общественно опасные последствия, вплоть до совершения дорожно-транспортного происшествия с летальным исходом. Отсутствие административной или уголовной санкции за «опасное или агрессивное вождение», запрещаемое ПДД, по нашему мнению, приводит к бездействию данной нормы.

В новых указах Президент РФ обязал Правительство РФ решить несколько важных задач: принять меры по снижению количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в 2 раза по сравнению с 2017 г.; принять меры по снижению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 г. - до уровня, не превышающего показатель 4 человека на 100 тыс. населения (к 2030 г. - стремление к нулевому уровню смертности) [8].

Учитывая определенную сложность в формулировании административно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за нарушение положений ПДД в части запрета на опасное вождение, ученые выступают с конкретным предложением дополнить содержание гл. 12 КоАП ст. 12.38 «Лихачество», где в ч. 1 нарушение общественного порядка, выраженное в неуважении к обществу путем использования автотранспортного средства для совершения опасного вождения, будет наказываться штрафом до 5 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок один год; в ч. 2 совершение деяния, предусмотренного ч. 1 данной статьи, сопряженное с нарушением правил дорожного движения, - штрафом до 10 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок один год; в ч. 3 совершение деяния, предусмотренного ч. 1 данной статьи, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие, не повлекшее за собой причинение вреда здоровью человека, - наложением административного ареста на срок до 15 суток с лишением права управления транспортными средствами на срок до двух лет; в ч. 4 повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, - наложением админи-

18

стративного ареста на срок 15 суток с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - наложением административного штрафа в размере 50 тыс. руб. Одновременно представляется возможным внесение корреспондирующих изменений в ст. 23.3 КоАП РФ, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

Анализируя изложенное выше, приходим к выводу, что опасное вождение представляет собой широкий спектр действий водителя, которые не соответствуют общепризнанным стандартам его компетентности. Надеемся, что в дальнейшем последует и нормативно-правовое закрепление стандарта вождения, своеобразного кодекса этики на дорогах по принципу уже действующих этических кодексов, что приведет к уменьшению количества ДТП и снижению смертности, так как еще одной проблемой является относительно невысокий уровень «культуры вождения», выраженный в неуважении к другим участникам дорожного движения (например, агрессивная езда, создание опасных ситуаций на дорогах, превышение скорости, резкие обгоны, объезд пробок по обочинам и т.д.).

Необходимо более глубокое системное изменение законодательства в данной сфере,в

1. Спасти жизнь: пакет технических мер по безопасности дорожного движения. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/258524/9789244511701-rus.pdf;jsessioni d=48AD7F62E152B85257721CC82BAF6778?seq uence=1 (дата обращения: 26.01.2018).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

3. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 (ред. от 13 февр. 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

частности увеличение штрафов и, что немаловажно, обеспечение неотвратимости их назначения и взыскания путем увеличения фиксирующих технических средств, позволяющих автоматически выписывать штраф лицам, нарушившим ПДД. Альтернативным вариантом может служить использование опыта европейских государств (например, Германии), где существует практика вынесения штрафов по фото- и видеоматериалам, присланным иными участниками дорожного движения (например, запись с видеорегистратора или камеры телефона с обязательным указанием места, времени и индивидуально определенных признаков транспортного средства нарушителя).

Считаем возможным ужесточение уголовной ответственности по ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», так как водитель, получая права, юридически подтверждающие знание ПДД и наличие необходимых навыков вождения, управляет средством повышенной опасности и понимает, что его действия могут привести, в том числе, и к ДТП с летальным исходом, соответственно, он осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и должен предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий (ДТП).

Полагаем, что снижение количества ДПТ и летальных исходов может быть достигнуто только благодаря строгим методам наведения порядка на дорогах.

1. To save life: package of technical measures for traffic safety. URL: http://apps.who.int/iris/ bitstream/handle/10665/258524/9789244511701-rus.pdf;jsessionid=48AD7F62E152B85257721 CC82BAF6778?sequence=1 (date of access: 26.01.2018).

2. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

3. About Traffic regulations (together with «Basic provisions according to the admission of vehicles to operation and an obligation of officials for traffic safety»): resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 (as amended on Febr. 13, 2018). Access from legal reference system «ConsultantPlus».

4. About modification of Traffic regulations of the Russian Federation: resolution of the Government

19

4. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477. URL: https://rg.ru/2016/05/31/pdd-site-dok.html (дата обращения: 26.01.2018).

5. Показатели состояния безопасности дорожного движения ГИБДД. URL: http://stat. gibdd.ru/ (дата обращения: 27.01.2018).

6. Потапенкова И. В. Об установлении административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации и правоприменительная практика привлечения водителей за опасное вождение в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии: анализ и возможность использования // Совершенство законодательства о полиции и полицейской деятельности. 2016.

7. Епифанов Ю.А. Зарубежный опыт организации безопасности дорожного движения // Бизнес в законе. 2011. № 1.

8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».

of the Russian Federation d.d. May 30, 2016 № 477. URL: https://rg.ru/2016/05/31/pdd-site-dok.html (date of access: 26.01.2018).

5. Indicators of security status of traffic of ethe ST SI. URL: http://stat.gibdd.ru/ (date of access: 27.01.2018).

6. Potapenkova I.V. About establishment of the administrative responsibility for dangerous (aggressive) driving in the Russian Federation and law-enforcement practice of involvement of drivers for dangerous driving in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland: analysis and possibility of use // Perfection of the legislation on police and police activity. 2016.

7. Yepifanov Yu.A. Foreign experience of the organization of traffic safety // Business in the law. 2011. № 1.

8. About the national purposes and strategic problems of development of the Russian Federation until 2024: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 7, 2018 № 204. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Хиль Ирина Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected];

Лихачев Никита Александрович, студент 3 курса юридического факультета Кубанского государственного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

I.M. Hill, Candidate of Law, Assistant Professor of the Chair of Theory and History of State and Law of the Kuban State University; e-mail: [email protected];

N.A. Lihachev, 3rd year Student of the Faculty of Law of the Kuban State University; e-mail: [email protected]

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.