Танага Ирина Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583563)
Танага Александр Владимирович
преподаватель кафедры огневой подготовки Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583934)
К вопросу о необходимости законодательного закрепления термина «опасное вождение»
В статье рассматривается вопрос необходимости законодательного закрепления термина «опасное вождение», приводятся статистические данные дорожно-транспортной аварийности в России с 2013 по 2015 г. Дается примерный перечень действий, подпадающих под определение «опасное вождение».
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, аварийность, безопасность дорожного движения, эксплуатация транспортных средств, механизм ДТП, опасное вождение, опасная ситуация, аварийная ситуация.
I.V. Tanaga, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563;
A.V. Tanaga, Lecturer of the Chair of Fire Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583934.
On the question of the need for legislative consolidation of the term «dangerous driving»
The article discusses the need for legislative consolidation of the term «dangerous driving» provides statistics of road transport accidents in Russia from 2013 to 2015. Provides an illustrative list of activities falling under the definition of «dangerous driving».
Key words: traffic accident, brakedown rate, traffic safety, operation of vehicles, accident mechanism, dangerous driving, dangerous situation, emergency.
На сегодняшний день безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств все также остается волнующим вопросом в России, поскольку, несмотря на незначительное снижение уровня аварий, число лиц, пострадавших и погибших в результате ДТП за последние несколько лет, по-прежнему велико. Так, по официальным данным ГИБДД МВД России, в 2014 г. в стране было зафиксировано 199720 аварий (-2,1% по сравнению с 2013 г), в которых погибло 26963 человека (-0,2%) и 251785 ранено (-2,6%) [1]. За период с января по ноябрь 2015 г. на дорогах России произошло 133203 ДТП, в которых погибли 16638 человек и 168146 получили ранения, из них 15860 детей ранено, 582 ребенка погибли. За январь 2016 г в России зарегистрировано 1410 ДТП (-9,1% АППГ), в которых погибло 285 человек (-20,6 % АППГ) и ранено 5342 человека (-7,8 % АППГ) [2].
Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения количества аварий за сравниваемый период, аварийность на дорогах нашей страны остается значительной.
Изучая детерминанты аварийности, мы с уверенностью можем сказать, что их удельный вес зависит от поведения участников дорож-
ного движения, в частности водителей транспортных средств. Исследование механизма ДТП позволило нам выявить следующие его стадии: нормальная ситуация, опасная ситуация, аварийная ситуация и стадия наступления общественно опасных последствий дорожно-транспортного происшествия [3].
Нормальная ситуация, характеризующаяся (с известной долей условности) как безопасная для движения обстановка, не требует репрессивных мер административно- и уголовно-правового регулирования поведения водителей в целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Опасная ситуация характеризуется осознанным, небрежным или невиновным нарушением правил безопасности дорожного движения его участниками или участником либо возникновением опасности для движения, не связанной с поведением водителей, пассажиров или пешеходов, а явившейся следствием воздействия на безопасность дорожного движения третьих сил. В опасной ситуации водитель продолжает сохранять контроль над скоростью, динамикой и направлением движения транспортного средства. К примеру осознанного, небрежного нарушения правил безопасности дорожного движе-
165
ния можно отнести «опасное вождение», понятие которого более подробно мы рассмотрим ниже.
Третьей стадией механизма дорожно-транспортного происшествия, на наш взгляд, является аварийная ситуация. Как и предшествующая ей, это опасная ситуация, также характеризующаяся наличием опасности для движения (с прежней скоростью и в прежнем направлении). Но в отличие от опасной ситуации, аварийная ситуация характеризуется невозможностью управлять транспортным средством.
И четвертая стадия указанного механизма -это стадия наступления общественно опасных последствий дорожно-транспортного происшествия.
В этом случае совершение или несовершение дорожно-транспортного происшествия, а также наступление или ненаступление его тяжких последствий, равно как и степень тяжести таких последствий, не подчинены воле субъектов, создавших и (или) оказавшихся в аварийной ситуации. Возможность ДТП, а также наступления вышеназванных последствий на стадии аварийной ситуации зависит от множества иных факторов и условий, от обстоятельств, характеризующих саму аварийную ситуацию как событие, от технических характеристик транспортных средств, от физических, физиологических и иных личностных характеристик виновников и участников такой аварийной ситуации и даже от профессионализма водителя «Скорой помощи» и врачей, ее оказывающих [4].
На наш взгляд, создание аварийной ситуации характеризуется достаточной степенью общественной опасности для криминализации осознанного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, однако не стоит забывать и о предшествующей стадии - создания опасной ситуации. Как нами уже упоминалось, на законодательном уровне не закреплено и четко не установлено такое поведение водителей, как опасное вождение, последствиями которого нередко становятся дорожно-транспортные происшествия.
В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре разделены понятия «небережное вождение», непредумышленное нарушение ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небережное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» - уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма неосторожности и небрежности. Существует даже специальный термин, характеризующий водителей, наиболее склонных к проявлению агрессии на дороге и частым нарушениям - «accident prone driver» [5].
Наказанием за агрессивное вождение законами разных стран предусмотрено: тюремное заключение на срок от 5 дней до 6 меся-
цев; лишение водительской лицензии на срок от 1 месяца до 1 года с обязательной пересдачей экзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и/или культуре поведения; денежные штрафы по факту причинения вреда/ущерба (в том числе, морального), находящиеся на уровне, «чувствительном» с позиций среднего благосостояния владельца транспортного средства - от 1000 до 2500 долл. [5].
В нашей стране «опасное вождение» на слуху и на виду у многих, однако до сегодняшнего дня данное понятие четко не определено и не закреплено в Правилах дорожного движения.
Последнее время на законодательном уровне стали активно обсуждать возможность ввести в Правилах дорожного движения в нашей стране понятие «агрессивное вождение», или «опасное вождение».
В настоящий момент на портале regulation.gov. ги обсуждается проект постановления Правительства РФ о внесении правок в Правила дорожного движения, вводящих термин «опасное вождение». Поручение ведомству определить состав правонарушения «опасное вождение» было дано первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
Согласно данным изменениям под опасным вождением Министерство внутренних дел РФ предлагает понимать неоднократное совершение водителем одного или нескольких действий, связанных с нарушением ПДД: отказ уступить дорогу при перестроении другому ТС, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди ТС; несоблюдение бокового интервала; необоснованное резкое торможение; препятствование обгону. Описание термина «опасное вождение» может быть добавлено в п. 1.2 ПДД наряду с другими основными понятиями и определениями [6].
По мнению экспертов, именно эти маневры с высокой долей вероятности могут привести к ДТП, однако точную статистику пока привести не представляется возможным. В силу отсутствия определения термина «опасное вождение» он не встречается в документах ГИБДД в качестве причины аварий.
Между тем, премьер-министр Дмитрий Медведев, настаивая на общественном обсуждении этой проблемы, упоминал, что из-за лихачей происходит около 80% аварий - такие данные приводятся на сайте «Открытого правительства» [1].
Глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов предложил считать «опасным вождением» еще и превышение скорости более, чем на 60 км/ч. Он считает, что следует разрешить инспекторам ГИБДД изымать за опасное вождение «права» прямо на месте, причем на срок не менее полугода.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2016 • № 2 (56)
166
На официальном сайте Госавтоинспекции был проведен опрос, в ходе которого было опрошено 20000 человек.
Большинство опрошенных (67%) высказалось за закрепление термина в ПДД. 38% водителей считают, что такое понятие уже давно должно быть закреплено в российском законодательстве. Возможно, это помогло бы уменьшить количество водителей, практикующих опасное вождение, на дорогах. Треть поддерживает необходимость введения наказания за опасное вождение, однако лишь в том случае, если имеются доказательства вины нарушителя.
17% уверены, что введение термина «опасное вождение» не повлияет на ситуацию на дорогах. Почти столько же опрошенных (16%) и вовсе уверены, что законодательно бороться с опасным вождением бессмысленно [5].
Все участники общественных слушаний согласились с тем, что для начала за «опасное вождение» может быть предусмотрена административная ответственность, но не исключено, что позже она перейдет в разряд уголовной. Чтобы изучить правоприменительную практику, первый вице-премьер предложил создать «библиотеку нарушений», куда сможет зайти как эксперт, так и рядовой автомобилист, чтобы понять, какие деяния следует квалифицировать как «опасное вождение».
Таким образом, под основными признаками опасного, агрессивного вождения следует понимать:
превышение максимально разрешенной скорости движения;
резкое трогание с места (с визгом шин и про-буксовокой);
резкое торможение;
подачу звуковых сигналов другим участникам движения (напомним, что Правила разре-
1. Официальный сайт ГИБДД РФ. URL: http://www.1gai.ru/autonews/-statistikal
2. URL: http://www.jcnews.ru/newsA/vedenie_teimina _opasnoe_vojdene_podderjab_bolshinstvo/30414
3. Танага И. В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое регулирование и предупреждение. Краснодар, 2013.
4. Божко И. В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое регулирование и предупреждение: дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
5. URL: http://akpspb.ru/blog/kultura_bezopasnogo_ vozhdeniya/agressivnoe_vozhdenie/12-290
6. URL: http://www. regulation.gov.ru
7. Улезько С. И. Характеристика системы наказаний в российском уголовном праве // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4(30).
шают это делать только для предотвращения ДТП (вне населенного пункта, кроме того, как предупреждение об обгоне));
ненормативные выкрики и жесты; несоблюдение дистанции и интервалов движения; частые перестроения;
движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
препятствие обгону; езду по тротуарам; проезд на красный свет; «обгон» справа [1].
Данный список может быть дополнен, т.к. на наш взгляд, фактически опасным следует считать стиль вождения, создающий угрозу безопасности других участников движения.
Кроме того, представляется допустимым дифференцировать ответственность за вышеназванные нарушения в зависимости от разницы в объектах уголовно-правовой охраны, которым причиняется вред в результате дорожно-транспортного преступления [11], т.е. в зависимости от создания аварийной ситуации и, соответственно, реальной угрозы жизни или здоровью других участников движения. Чтобы избежать неоднозначных толкований термина «опасная ситуация», «аварийная ситуация» и «опасное вождение», предлагаем дополнить ст. 264 УК примечанием с определением данных понятий.
Безусловно, безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации, только комплексный подход к ее выполнению может свидетельствовать о дальнейшем благополучии и развитии государства и его граждан. Одним из методов реализации государственной политики в данном направлении является и восполнение законодательных пробелов.
1. The official website of traffic police of the Russian Federation. URL: http://www. 1gai.ru/ autonews/-statistikal
2. URL: http://www.jcnews.ru/newsA/vedenie_termina _opasnce_vojdenie_poddeijalo_bolshinstvo/30414
3. Tanaga I.V. Violation of traffic rules and operation of vehicles: the criminally-legal regulation and prevention. Krasnodar, 2013.
4. Bozhko I.V. Violation of traffic rules and operation of vehicles: the criminally-legal regulation and prevention: diss.... Master of Law. Rostov-on-Don, 2011.
5. URL: http://akpspb.ru/blog/kutura_bezopasnogo_ vozhdeniya/agressivnoe_vozhdenie/12-290
6. URL: http://www. regulation.gov.ru
7. Ulezko S.I. Characteristics of the penal system in the Russian criminal law // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2015. № 4(30).
167