Научная статья на тему 'Штрафные санкции за опасное вождение как новая мера наказания участников дорожного движения'

Штрафные санкции за опасное вождение как новая мера наказания участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШТРАФ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ / PENALTY / ROAD TRAFFIC SAFETY / ROAD USERS / PUNISHMENT / ADMINISTRATIVE OFFENSE / DANGEROUS DRIVING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качалов Павел Николаевич, Огрина Галина Вячеславовна

В статье анализируется практика применения штрафных санкций за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения (опасное вождение). Авторами рассмотрены проблемы существования нормы КоАП РФ в современном виде, предложены пути совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Penalties for dangerous driving as a penal measure applied to road users

The article analyses the practice of imposing penalties for offenses in the field of road traffic safety (dangerous driving). The authors consider the current form of the regulations in the Administrative Code of the Russian Federation, and suggest the ways of their improvement.

Текст научной работы на тему «Штрафные санкции за опасное вождение как новая мера наказания участников дорожного движения»

УДК 343.346.2

Качалов Павел Николаевич

кандидат философских наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Огрина Галина Вячеславовна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КАК НОВАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Kachalov Pavel Nikolayevich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, State and Legal Disciplines Department, Middle Volga Institute, branch of Russian State University of Justice

Ogrina Galina Vyacheslavovna

PhD in History, Assistant Professor, State and Legal Disciplines Department, Middle Volga Institute, branch of Russian State University of Justice

PENALTIES FOR DANGEROUS DRIVING AS A PENAL MEASURE APPLIED TO ROAD USERS

Аннотация:

В статье анализируется практика применения штрафных санкций за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения (опасное вождение). Авторами рассмотрены проблемы существования нормы КоАП РФ в современном виде, предложены пути совершенствования законодательства.

Ключевые слова:

штраф, безопасность дорожного движения, участники дорожного движения, наказание, административное правонарушение, опасное вождение.

Summary:

The article analyses the practice of imposing penalties for offenses in the field of road traffic safety (dangerous driving). The authors consider the current form of the regulations in the Administrative Code of the Russian Federation, and suggest the ways of their improvement.

Keywords:

penalty, road traffic safety, road users, punishment, administrative offense, dangerous driving.

Современное состояние культуры вождения в России оценивается как крайне низкое. Каждый год в стране регистрируется огромное количество правонарушений в сфере дорожного движения, а также случаев автокатастроф. Так, за январь - октябрь 2016 г. произошло 142 437 дорожно-транспортных происшествий, из которых 158 с особо тяжкими последствиями и 42 463 - с участием пешеходов [1].

В последние годы регулирование дорожного движения реформируется путем ужесточения санкций за правонарушения. В частности, вводятся новые виды штрафов, увеличивается стоимость обучения вождению автомобиля. Однако данные меры показали себя как малоэффективные, что можно увидеть, проанализировав динамику совершенных правонарушений за период январь - октябрь 2015 г. и аналогичный период 2014 г. Так, в РФ за период январь - октябрь 2014 г. было совершено 165 233 нарушения ПДД. За аналогичный период 2015 г. количество совершенных в РФ дорожно-транспортных происшествий составило 184 000 [2].

Чтобы повысить уровень культуры вождения в России и эффективность дорожного регулирования, необходимо не ужесточать санкции и вводить новые способы регистрации правонарушений, а работать в направлении повышения качества и уровня обучения водителей в автошколах. Такая реформа представляется глобальной, и на ее реализацию необходимо время, поэтому государство в сложившейся обстановке должно делать небольшие шаги для достижения высокого уровня безопасности на дорогах в России. Данные статистики только подтверждают высказанное ранее предположение, поскольку за 2 года (2014-2016 гг.) борьбы с нарушителями посредством внедрения новых видов штрафов и ужесточения мер ответственности, к сожалению, не произошло существенных изменений ситуации на дорогах. Очевидно, что борьба с нарушителями должна вестись несколько иными методами, по крайней мере, должны быть предприняты попытки к поиску иных решений данной проблемы.

Одним из важных шагов в сфере регулирования дорожного движения является инициатива Правительства РФ о введении в ПДД нового вида правонарушения - «опасное вождение». Данный термин закреплен в п. 2.7 Правил дорожного движения с 08.06.2016 г. [3]. Изменения были внесены постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» [4]. В правилах дорожного движения указывается, что опасное вождение - это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

К таким действиям относятся:

- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

- несоблюдение бокового интервала;

- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

- препятствование обгону.

Введение в ПДД категории «опасное движение» должно стать важным шагом в повышении уровня безопасности на дорогах внутри крупных населенных пунктов, поскольку действия, входящие в понятие «опасное вождение», наиболее часто фиксируются именно в крупных городах. Необходимость внесения данных изменений назревала давно, однако они были произведены только в этом году. Термин «опасное вождение» пока не введен в Кодекс об административных правонарушениях, а значит, за нарушение данного пункта ПДД не предусмотрена ответственность.

В настоящий момент законопроект о внесении изменений в гл. 12 КоАП путем дополнения ее ст. 12.38 находится на рассмотрении Государственной думы РФ, был одобрен правительственной комиссией законопроектной деятельности 14 ноября 2016 г. [5]. Данный законопроект предусматривает введение штрафных санкций за опасное вождение в размере 5 000 р.

На сегодняшний день штрафные санкции являются самым распространенным видом наказания за административные правонарушения в сфере регулирования дорожного движения и безопасности на дорогах. Штраф выступает карательной мерой и выполняет превентивную и восстановительную (компенсационную) функции. Но, исходя из анализа практики, возникает вопрос: является ли штраф при нарушении правил дорожного движения достаточно действенной мерой пресечения? Несмотря на то что наибольший штраф (и мера санкции) предусмотрен за происшествие с пострадавшим, число таких аварий не только не уменьшается, но и неуклонно растет. Так, за период январь - октябрь 2016 г. было совершено 42 463 нарушения с участием пешеходов. Число пострадавших пешеходов в результате ДТП за 2015 г. составило 58 221 человек.

Таким образом, данные статистики, в частности количество ДТП с участием пешеходов, пострадавших на дорогах, свидетельствуют о том, что необходимо ужесточение ответственности за нарушение ПДД ввиду того, что при несоблюдении таковых ущерб наносится не только водителям транспортных средств, но и абсолютно всем участникам дорожного движения. Это в свою очередь обусловливает необходимость введения новых санкций за нарушения.

Основанием для применения санкции за опасное вождение в виде штрафа является фиксация нарушения сотрудником ГИБДД. Поскольку в понятие «опасное вождение» включено несколько нарушений, следующих один за другим, возникает логичный вопрос о причинах, по которым водитель транспортного средства не был остановлен после совершения первого нарушения. К тому же за каждое отдельное нарушение законодательством предусмотрен штраф меньшего размера. В связи с этим на сегодняшний день вопрос о способе фиксации подобных нарушений является открытым. Возможно, данный штраф будет вводиться как второстепенная мера, то есть при получении второго штрафа за совершение одного из действий, включенных в категорию «опасное вождение», квалификация его будет изменена и лицо будет привлекаться к ответственности за «опасное вождение». Однако возникает новая проблема: каким способом будет доказываться, что данное нарушение привело к созданию угрозы гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств и т. д.?

Можно справедливо отметить, что механизм фиксации и привлечения к ответственности за опасное вождение нуждается в конкретизации и установлении определенных способов фик-

сации или квалификации действий участника дорожного движения. Возможно, будет принято решение о том, что любое повторное нарушение ПДД, входящих в состав категории «опасное вождение», будет признаваться создающим угрозу жизни или здоровью человека, а также имуществу и собственности. На наш взгляд, на сегодняшний день не один из применяемых способов фиксации фактов совершения административных правонарушений в сфере дорожного движения не способен точно демонстрировать, создавало ли действие водителя угрозу здоровью и материальным ценностям или нет.

Введение опасного движения как нарушения ПДД нуждается в дальнейшем дополнении и изменении по причине того, что оно включает в себя неполный перечень действий, которые бы могли подразумеваться в его структуре. Безусловно, введение опасного движения является важным и позитивным шагом, однако, по мнению авторов статьи, поворот не из своей полосы, который предусмотрен как правонарушение, является не менее опасным нарушением ПДД. Он создает большую угрозу безопасности на дорогах, и за повторное нарушение необходимо ужесточить меры ответственности. Также вызывает вопросы пункт 9.10 ПДД, который гласит о необходимости соблюдения дистанции до движущегося впереди транспортного средства и бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения. Обычно штраф за несоблюдение дистанции водители получали во время оформления ДТП, которые было вызвано данным нарушением, и, следовательно, зафиксировать и привлечь лицо за совершение данного нарушения, если оно не привело к аварии, представляется невозможным. К тому же мотоциклисты всегда нарушают данное правило, проезжая между рядами автомобилей. Будет ли данная статья распространяться на них или только на владельцев автомобилей, пока точно сказать нельзя.

Таким образом, опасное вождение является необходимым институтом права в сфере регулирования безопасности дорожного движения. Вместе с тем он не сформирован до конца, что выступает серьезным препятствием для его нормативно-правового закрепления в качестве административного правонарушения.

Сегодня помимо «опасного вождения» существует еще одна законодательная инициатива об внесении изменений в гл. 12 КоАП РФ путем дополнения ее статьей 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Данная статья будет содержать или в определенном постановлении Правительства РФ к ней будет прилагаться перечень правонарушений, относящихся к наиболее опасным и серьезным. За совершение в разное время трех и более таких нарушений водитель будет наказываться лишением права управления транспортным средством на 1 год. В случае отсутствия у участника дорожного движения водительских прав он должен будет выплатить штраф в размере 10 000 р. [6]. Введение данной статьи является перспективным на текущий момент, поскольку имеет огромное значение для более эффективного регулирования в области безопасности дорожного движения и вызывает меньше спорных вопросов, нежели категория «опасное движение». Однако список правонарушений, которые, по мнению Правительства РФ, являются главными причинами аварий, пока не составлен. Поэтому, возможно, в начале 2017 г. «опасное вождение» будет принято в качестве дополнения гл. 12 КоАП статьей 12.38, а разработка механизмов разрешения проблем регулирования и фиксирования данного правонарушения будет происходить постепенно, в соответствии с тактикой его применения.

Ссылки и примечания:

1. Согласно сведениям о показателях состояния безопасности дорожного движения, предоставленным Госавтоинспекцией (http://www.gibdd.ru/stat).

2. Согласно сведениям о показателях состояния безопасности дорожного движения, предоставленным Госавтоинспекцией.

3. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 : ред. от 10 сент. 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 477. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. В Госдуму внесли законопроект о введении штрафов за опасное вождение [Электронный ресурс] // Российская газета. 2ü16. 25 нояб. URL: https://rg.ru/2016/11/25/v-gosdumu-vnesN-zakonoproekt-o-wedenN-shtrafov-za-opasnoe-vozhdenie.html (дата обращения: 10.12.2016).

6. Баршев В. Водителям добавили лишений [Электронный ресурс] // Там же. 2016. 31 мая. URL: https://rg.ru/2016/05/31/za-tri-sereznyh-narusheniia (дата обращения: 10.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.