в
Ш©Т[л1[Ш[К Антонов С. Н., Молчанов П. В.
УНИВЕРСИТЕТА «Опасное вождение» как новый институт Правил дорожного движения:
имени о. е. кутафина (мпоа) теоретические и процедурные вопросы
«ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ» КАК НОВЫЙ ИНСТИТУТ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ
В статье рассматриваются теоретические и процедурные вопросы опасного вождения как нового института Правил дорожного движения.
Ключевые слова: опасное вождение, Правила дорожного движения.
ANTONOVS. N.,
Candidate of legal sciences, Associate Professor, Analyst 1 category of Research center of problems of road safety Ministry of internal Affairs of the Russian Federation
MOLCHANOVP. V.,
Candidate of legal sciences, Associate professor Leading researcher of Research center of problems of road safety Ministry of internal Affairs of the Russian Federation,
«DANGEROUS DRIVING» AS THE NEW INSTITUTE RULES OF THE ROAD: THEORETICAL AND PROCEDURAL ISSUES
The article discusses the theoretical and procedural issues dangerous
driving as a new institute of traffic rules. Keywords: dangerous driving, rules of the road.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 4771 в Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД) внесены изменения, в соответствии с которыми введен запрет на совершение водителем действий, в комплексе получивших наименование «опасное вождение». Данные поправки в ПДД были подготовлены МВД России в соответствии с пунктом 24 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 августа 2015 г.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в пункт 2.7 ПДД, предусматривающие установление запрета на опасное вождение. При этом последнее определяется как «выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования
СЗ РФ. 06.06.2016. № 23. Ст. 3325.
Сергей
Николаевич
АНТОНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, аналитик 1-й категории ФКУНИЦБДД МВД России, 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17
Павел
Витальевич МОЛЧАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФКУНИЦБДД МВД России,
121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17
© С. Н. Антонов,
П. В. Молчанов, 2016
164 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пзу.
№ к
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Анализ содержания рассматриваемого запрета позволяет выделить несколько признаков «опасного вождения», составляющих его объективную сторону, которые необходимо выявить, зафиксировать и процессуально оформить для привлечения водителя к административной ответственности, что станет возможным только после включения в главу 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) соответствующей статьи. К ним можно отнести:
а) неоднократность нарушения ПДД;
б) создание опасности для движения;
в) строгую определенность (исчерпывающий перечень) нарушений ПДД, которые могут создать угрозу возникновения ДТП, т.е. привести к гибели или ранению людей, повреждению транспортных средств, сооружений, грузов или причинению иного материального ущерба.
Следует подчеркнуть что «опасное вождение» (каконо сформулировано в ПДД) предполагает создание повышенной опасности для движения именно вследствие совершения совокупности перечисленных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишаетдру-гих участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации. В этой связи полагаем целесообразным рассмотреть содержание и сущность правовой конструкции «опасное вождение».
В пункте 2.7 ПДД предусмотрено, что опасное вождение выражается в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих другза другом действий. Это означает, что водитель должен совершить дважды и более одно и то же запрещенное действие, либо несколько (два и более) разных запрещенных действий (всего таких действий, на совершение которых установлены запреты, — шесть). Эти действия выражаются в:
1) невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.
В этой связи можно пояснить следующее. Согласно пункту 8.4 ПДД при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Следует отметить, что ПДД не содержат понятия «непредоставление преимущества в движении». Вместе с тем сущностное содержание данного понятия можно определить, анализируя
в
'М^ЖШлТ Антонов С. Н., Молчанов П. В.
УНИВЕРСИТЕТА «Опасное вождение» как новый институт Правил дорожного движения:
имени о. е. кутафина (мпоа) теоретические и процедурные вопросы
термин «уступить дорогу (не создавать помех)». Последний означает «требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость»2. И здесь необходимо особо подчеркнуть, что в настоящее время административная ответственность за данное правонарушение уже установлена в части 3 статьи 12.14 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа в размере 500 рублей;
2) перестроении при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
В этом случае следует заметить, что действующие нормативные правовые акты в области дорожного движения не содержат определения конструкции «интенсивное движение». Следовательно, нарушение данного запрета можно будет определить только по субъективному усмотрению правоприменителя. Авторы данной новации, видимо, предполагали установить запрет на «игру в шашки». Такие действия водителей, по нашему мнению, можно квалифицировать как необоснованное дорожной ситуацией опасное перестроение в том же направлении с резкой сменой скоростного режима, создающее серьезные помехи другим участникам дорожного движения, угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Как представляется, в предложенной конструкции противоправных действий и заключается суть опасного вождения, однако запрет на совершение такого рода действий в ПДД не установлен;
3) несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства.
4) несоблюдении бокового интервала.
Соответствующие предписания содержатся в пункте 9.10 ПДД, где сказано, что водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. Вполне можно согласиться, что соответствующие требования к водителю достаточно абстрактны, для того чтобы квалифицировать их как самостоятельное правонарушение, либо как составной «элемент» опасного вождения. Субъективное усмотрение для правоприменителя в этом случае весьма очевидно. Поэтому выход здесь может быть один — нормативное закрепление дистанции и бокового интервала в конкретных единицах измерения. Вопрос достаточно сложный, од- ш
нако его решение объективно необходимо. В зарубежных странах такой подход давно применяется. Ответственность за несоблюдение дистанции и бокового ин- О
тервала следует установить в отдельной статье КоАП РФ.
5) резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Запрет на совершение данного действия установлен в пункте 10.5 ПДД, где записано, что водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Представляется, что та-
А
2 Пункт 1.2 ПДД.
П
* к
3 К.
66 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ П3)\
ш-^ \
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
кого рода действие можно квалифицировать как необоснованное дорожной ситуацией резкое торможение транспортного средства, двигающегося в томже направлении, создающее серьезные помехи другим участникам дорожного движения, угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Ответственность за нарушение данного запрета также следует установить в отдельной статье КоАП РФ; 6) препятствовании обгону.
Пунктом 11.3 ПДД водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями. В данном случае также необходимо установить ответственность за это правонарушение в отдельной статье КоАП РФ, предварительно следует дать конкретизацию действий водителя, которые в совокупности будут составлять такое правонарушение как «препятствование обгону».
Таким образом, проанализировав содержание термина «опасное вождение», за которое планируется установить административную ответственность, можно сделать следующие выводы.
Принятые новации вне сомнения направлены на повышение культуры поведения и формирование правопослушного поведения участников дорожного движения, предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем следует обозначить наличие нескольких проблемных вопросов, которые неизбежно встретятся на практике при их реализации.
Существующие конструкции составных элементов «опасного вождения» позволяют правоприменителю руководствоваться субъективным усмотрением при квалификации соответствующего правонарушения. Во избежание такой ситуации представляется целесообразным «переформатировать» само понятие «опасное вождение».
Во-первых, следует исключить «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения» из конструкции понятия «опасное вождение», поскольку эти действия сегодня образуют самостоятельный состав административного правонарушения.
Во-вторых, нормативно закрепить в ПДД дистанцию и боковой интервал в конкретных единицах измерения и конкретизировать состав правонарушения, заключающийся в «препятствовании обгону», установить ответственность за эти нарушения в отдельных статьях КоАП РФ.
В-третьих, оставшиеся неправомерные действия, связанные с «перестроением при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия» и «резким торможением, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия» целесообразно рассматривать как «опасное вождение», которое можно сформулировать как «необоснованные дорожной ситуацией опасное перестроение при движении в том же направлении с резкой сменой скоростного режима и торможением, создающих серьезные помехи другим участникам дорожного движения, а также угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
в
Ш©Т[л1[Ш[К Антонов С. Н., Молчанов П. В.
УНИВЕРСИТЕТА «Опасное вождение» как новый институт Правил дорожного движения: 1
имени о. е. кугвфина (мпоа) теоретические и процедурные вопросы
Предложенный подход позволит избежать субъективного усмотрения правоприменителя при квалификации соответствующих действий водителей и позволит реализовать один из основополагающих принципов права — определенности. Для контроля соблюдения установленных предписаний целесообразно использовать средства объективного контроля — средства автоматической фото-видеофиксации нарушений в области дорожного движения.