УДК 347 ББК 67.404
Понятие и признаки опасного вождения*
К.Е. Коваленко
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Concept and Signs of Dangerous Driving
K.E. Kovalenko
Altai State University (Barnaul, Russia)
Рассматривается наиболее значимое изменение в Правилах дорожного движения. Актуальность темы обусловлена недавним изменением законодательства в части добавления в Правила дорожного движения определения «опасное вождение», появлением 8 июня 2016 г. пункта 2.7. Появление новой категории — «опасное вождение» в Правилах дорожного движения несомненно является прогрессивным элементом развития российского законодательства в сфере дорожного движения. Это позволит стабилизировать ситуацию на дорогах, минимизировать ДТП, сохранить человеческие жизни.
Одним из важнейших направлений в государственной пропаганде должна стать пропаганда культуры и безопасности дорожного движения среди молодого поколения. Формирование безопасной модели поведения особенно необходимо на начальной стадии процесса, чтобы изменить отношение к безопасности у критического большинства населения. При этом основной акцент должен быть сделан на личной заинтересованности молодежи в решении проблемы безопасности дорожного движения, на необходимости взаимного уважения, разумного, ответственного, культурного и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу, показа позитивных фактов культуры и мастерства вождения. Безопасность дорожного движения зависит от законодателя, правильности и реальности принятых норм, их действия в обществе, однако нельзя забывать, что норма права подвержена влиянию государственного и общественного устройства, которые зависят от времени.
Проведен анализ правовой нормы, касающейся опасного вождения. Особое внимание уделяется изучению признаков опасного вождения. Сделаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
The article considers the most significant change in the Traffic Rules. The relevance of the topic is due to the recent change in legislation — the addition of the definition of "dangerous driving" to the Traffic Rules, the appearance on June 8, 2016 of paragraph 2.7. The emergence of a new category of dangerous driving in the Traffic Rules is undoubtedly a progressive element in the development of Russian legislation in the field of traffic rules. This will stabilize the situation on the roads. minimize accidents, save human lives.
One of the most important directions in state propaganda should be the propaganda of culture and road safety among the younger generation. The formation of a safe behavior model is especially necessary at the initial stage of the process, in order to change the attitude to safety in the critical majority of the population. At the same time, the main emphasis should be placed on the personal interest of young people in solving the problem of road safety, the need for reasonable, responsible, cultural, mutual respect and disciplined behavior on the roads, the attention of road users to each other, showing positive facts of culture and driving skills. Road safety depends on the legislator, the correctness and reality of the adopted norms, their functioning in society; however we must not forget that the rule of law is subject to the influence of the state and social system, which are time dependent. Taking into account the experience of foreign countries, the legislator can avoid shortcomings, predict the consequences of adopting this rule.
The article analyzes the legal norm concerning dangerous driving. Particular attention is paid to the study of signs of dangerous driving. Proposals have been made to amend the current legislation.
*Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-5088.2018.6.
Ключевые слова: опасное вождение, ответственность за опасное вождение, небрежное вождение, административное правонарушение, закон.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2018)3-12
Key words: dangerous driving, responsibility for dangerous driving, negligent driving, administrative offense, law.
В связи с современной опасной ситуацией, сложившейся в области дорожного движения, следует изучить новый термин «опасное вождение». Он является достаточно новым для законодателя, что определяет причины изучения данной темы, выявления признаков, характеристики, формулировку определения. Данную тему изучали такие исследователи, как А.Ю. Тарасов, В.Л. Миронов, И.В. Танага, А.В. Танага, Д.О. Оликова, М.А. Савинов, К.Ю. Поспеев и др.
Актуальность темы обусловлена недавним изменением законодательства, в части добавления определения «опасное вождение», появлением 8 июня 2016 г. пункта 2.7, который закрепляет данный термин в законодательстве. В Правилах дорожного движения указывается, что «опасное вождение — это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба [1].
На данный момент термин «опасное вождение» доктринально раскрыт не полностью. По мнению председателя комитета по социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ Я.Е. Нилова, опасное вождение — это многократное перестроение, резкое торможение, резкое ускорение на дороге [2].
Большинством авторов выделяются следующие признаки опасного вождения:
1. Умысел как обязательная характеристика опасного вождения.
2. Грубость как характеристика, предусматривающая пренебрежение и неуважение к другим участникам дорожного движения, а также как предпосылка наказания водителей, чьи действия в процессе движения нарушают честь и достоинство других участников движения.
3. Систематичность — повторяемость деяния необходима для подтверждения первых двух характеристик [3].
Н.Б. Ельчанинова, Р.А. Хримли определяют, что опасное вождение проявляется в препятствии обгону, если такое действие создает угрозу гибели или ранения людей. Данный пункт может вступать
в противоречие с понятием «уступи дорогу», которое предполагает, что водитель должен уступать дорогу транспортному средству, которое имеет преимущественное право движения.
Так, к признакам опасного вождения они относят и повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или причинение иного материального ущерба, к которым можно отнести повреждения как от физической силы, так и от транспортного средства [4].
Следует дополнить этот список признаков опасного вождения такими признаками:
- превышение максимально разрешенной скорости движения;
- резкое трогание с места (с визгом шин и пробуксовкой);
- резкое торможение [5];
- подачу звуковых сигналов другим участникам движения (напомним, что Правила разрешают это делать только для предотвращения ДТП (вне населенного пункта, кроме того, как предупреждение об обгоне);
- ненормативные выкрики и жесты [6];
- несоблюдение дистанции и интервалов движения;
- частые перестроения;
- движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
- езду по тротуарам;
- проезд на красный свет;
- «обгон» справа.
На обсуждение общественности на сайтах МВД и ГИБДД России были вынесены несколько вопросов, которые предлагали определить возможные причины агрессивного поведения на дорогах, а также выявляли отношение респондента к введению в ПДД нового понятия [7]. В общей сложности в опросе приняли участие более 17 000 человек [8].
В пресс-центре Госавтоинспекции рассказали, что сейчас 41% опрошенных безоговорочно одобряет идею введения в ПДД понятия «опасное вождение». Еще треть участников отметила, что считает появление нового термина необходимым, однако при условии, что в обязательном порядке будет регламентирован процесс процедуры сбора доказательной базы по соответствующим нарушениям. В ходе опроса также стало известно о том, что именно россияне считают «опасным вождением». Так, более половины (54%) отметили, что самым рискованным на-
рушением является «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения». Менее всего отвечавших волнует несоблюдение бокового интервала, за этот пункт проголосовал всего 21% респондентов. В качестве основных причин опасного вождения россияне выбрали такие пункты, как «недостаток личной культуры и воспитания», а также «завышенное самомнение у тех участников дорожного движения, которые практикуют агрессивную езду». Еще 19% респондентов указали и возможный дополнительный вариант ответа на заданный вопрос — спешка и ограниченность водителей во времени [1].
Уточнение в Правилах дорожного движения категории «опасное вождение» должно стать важным шагом в повышении уровня безопасности на дорогах [8] внутри крупных населенных пунктов, поскольку действия, входящие в понятие «опасное вождение», наиболее часто фиксируются именно в крупных городах. Изначально, на стадии проекта, законодатель планировал ввести данное определение в пункт 1.5 ПДД, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. На наш взгляд, удобным решением будет перенести данное определение в пункт 1.2, а в остальной части ПДД или иных законов пользоваться термином «опасное вождение», не прибегая к толкованию. Так, на наш взгляд, стоит предложить пересмотреть пункт 1.5 Правил, добавив в формулировку запрет водителям передвигаться опасным способом, а также добавить полное определение опасного вождения в пункт 1.2. Необходимо также в главе 12 КоАП предусмотреть санкции, связанные с опасным вождением. Данные предложения мы обосновываем тем, что одного указания на возможность вождения таким способом мало для пресечения таких инцидентов. Необходимо подкреплять законодательные новеллы санкциями в виде штрафа или предупреждения. На данный момент неизвестно, какая ответственность грозит водителям, которые будут вести себя опасно на дороге.
Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский утверждает, что в перспективе водителям, которых несколько раз «поймают» на опасном вождении, будет грозить уголовная ответственность. Сейчас такая практика существует для тех, кто садится за руль пьяным. При этом, комментируя заявления о том, что штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей, адвокат заметил, что эта сумма вполне адекватна экономической ситуации в стране. Он напомнил, что штрафы за нарушение Правил дорожного движения суммируются. Однако поступали предложения повышения наказания за опасное вождение, в частности речь
шла о лишении транспортного средства [9]. Адвокат Ольшанский заметил, что это является прямым нарушением норм Конституции РФ. «Не имеет значения, первое или второе опасное вождение. Даже если на этой машине задавили сто человек, водитель — категория административного права, в то время как автомобиль, как собственность, является категорией гражданского права». В заключение он пояснил, что любое наказание по статье за опасное вождение может быть применено только в случае четкого попадания нарушения под определение термина. «И стоит не забывать, что Конституция гласит: „любое сомнение — в пользу обвиняемого"», — заключил Л. Ольшанский [2].
При этом необходимо учитывать и положительный зарубежный опыт. В качестве наказания за агрессивное вождение законами разных стран предусмотрено: тюремное заключение; лишение водительской лицензии; пересдача экзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и/или культуре поведения; денежные штрафы [10, 11]. В США серьезно относятся к проблеме агрессивной езды и считают, что такое вождение стало угрозой для безопасности всей страны. В Вашингтоне, например, у дорожной полиции есть специальное подразделение — ADAT (Aggressive Driving Apprehension Team) — команда задержания агрессивных водителей, прилагающая «активные усилия для нахождения и ареста водителей, которые ездят агрессивно». ADAT используют оснащенные видеокамерами служебные автомобили без специальной раскраски и опознавательных знаков. На наш взгляд, заслуживают внимания принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения в области ужесточения штрафных санкций к нарушителям Правил дорожного движения. Пример Беларуси и стран Балтии наглядно демонстрирует, что введение высоких ставок штрафов и неукоснительное их применение способны снизить число нарушений на 30-50% [12].
Также, на наш взгляд, целесообразно дополнить термин опасного вождения формулировкой «...и иных правонарушений», которая позволит привлекать к ответственности за опасное вождение больший круг недобросовестных водителей, чье вождение также обладает общими характеристиками опасного.
К таким действиям относятся:
• невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
• перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
• несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
• несоблюдение бокового интервала;
• резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
• препятствование обгону.
Справедливо отметим тот факт, что государство стремится сделать общественные отношения безопасными в области дорожного движения, подтверждается это созданием специального сайта «опасноевождение.рф», где подробно и в мело-
чах объясняется, как нельзя вести себя на дороге. Данный сайт выполняет и функцию публичной пропаганды правомерного и культурного поведения на дорогах, для нравственного воспитания водителей.
Таким образом, сам факт рассмотрения вопросов о внесении подобных изменений говорит о попытке положительно повлиять на динамику законодательства и на нравственность водителей. Хотелось бы увидеть новую норму в контексте законодательства в наиболее грамотной трактовке и в кратчайшие сроки.
Библиографический список
1. Официальный сайт ГИБДД РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.1gai.ru/autonews/-statistikal (дата обращения: 10.03.2017).
2. Ольшанский: Идея лишать авто за повторное опасное вождение противоречит Конституции [Электронный ресурс]. — URL: http://nsn.fm/society/ekspert-ideya-lishat-avto-za-povtornoe-opasnoe-vozhdenie-protivorechit-konstitutsii.php (дата обращения: 10.03.2017).
3. Божко И.В. Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовое регулирование и предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2011.
4. Ельчанинова Н.Б., Хримли Р.А. Проблемы установления административной ответственности за опасное вождение // Инновационные процессы в научной среде : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — Пермь, 2017.
5. Опасное вождение [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru/reckless_driving (дата обращения: 10.03.2017).
6. Тарасов А.Ю., Миронов В.Л. К вопросу определения понятия «опасное вождение» // Актуальные пробле-
мы административной деятельности полиции : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Краснодар, 2015.
7. Танага И.В., Танага А.В. К вопросу о необходимости законодательного закрепления термина «опасное вождение» // Общество и право. — 2016. — № 2 (56).
8. Слишком опасное вождение [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3396206 (дата обращения: 10.03.2017).
9. Шорников А.В., Шевченко И.В. Целесообразность введения статьи «опасное вождение» в КоаП РФ // Гуманитарные и правовые проблемы современной России. Новосибирск, 2016.
10. Алемасов И.В. Ответственность за опасное вождение // Форум. — 2017. — № 4-2.
11. Савинов М.А., Поспеев К.Ю. Проблемы определения «опасное вождение» // Инновационные технологии в образовании и науке. — Чебоксары, 2017.
12. Епифанов Ю.А. Зарубежный опыт организации безопасности дорожного движения // Бизнес в законе. — 2011. — № 1.