Научная статья на тему 'К вопросу о содержании понятия «Опасное вождение» в российском и зарубежном законодательстве'

К вопросу о содержании понятия «Опасное вождение» в российском и зарубежном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОЦЕНОЧНОЕ ПОНЯТИЕ / ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ / НЕБРЕЖНОЕ ВОЖДЕНИЕ / ROAD SAFETY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / EVALUATION CONCEPT / DANGEROUS DRIVING / RECKLESS DRIVING / CARELESS DRIVING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Записная Татьяна Валерьевна

Статья посвящена изменениям в Правила дорожного движения Российской Федерации в части запрета опасного вождения. Автор изучил содержание понятия «опасное вождение», а также обозначил ряд проблем, которые могут возникнуть в ходе практической реализации указанного нововведения. Для сравнения подвергается анализу конструкция понятий «агрессивная езда» и «небрежная езда», сформулированных в английском и американском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Записная Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE MEANING OF «DANGEROUS DRIVING» IN THE RUSSIAN AND FOREIGN LEGISLATION

The article is devoted to changes in the traffic Rules of the Russian Federation to ban dangerous driving. The author has studied the concept of "dangerous driving" and also outlined a number of issues that may arise during the practical implementation of the innovations. For comparison, analyzed the design concepts of "aggressive driving" and "careless driving" formulated in English and American law

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании понятия «Опасное вождение» в российском и зарубежном законодательстве»

УДК: 625.096:351.811.1227656.017.24

Записная Татьяна Валерьевна

Кандидат юридических наук Южно-Российский государственный политехнический университет

(НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ» В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Статья посвящена изменениям в Правила дорожного движения Российской Федерации в части запрета опасного вождения. Автор изучил содержание понятия «опасное вождение», а также обозначил ряд проблем, которые могут возникнуть в ходе практической реализации указанного нововведения. Для сравнения подвергается анализу конструкция понятий «агрессивная езда» и «небрежная езда», сформулированных в английском и американском законодательстве.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, административная ответственность, оценочное понятие, опасное вождение, небрежное вождение

Tatiana Zapisnaya

Ph.D. (in Law)

South-Russian State Polytechnic University (NPI) named M.I. Platov

THE QUESTION OF THE MEANING OF «DANGEROUS DRIVING» IN THE RUSSIAN AND FOREIGN LEGISLATION

The article is devoted to changes in the traffic Rules of the Russian Federation to ban dangerous driving. The author has studied the concept of "dangerous driving" and also outlined a number of issues that may arise during the practical implementation of the innovations. For comparison, analyzed the design concepts of "aggressive driving" and "careless driving" formulated in English and American law

Key words: road safety, administrative responsibility, evaluation concept, dangerous driving, reckless driving, careless driving

Смертность на дорогах в России продолжает оставаться достаточно высокой. Ежегодно в результате ДТП гибнут и остаются инвалидами более 300 тысяч человек. Дальнейшая работа по снижению смертности на дорогах в странах Европы обозначена как борьба с тремя D: «Dangerous, Drunk and Drugged Driving». В России борьба с пьяными водителя и лицами, находящимися за рулем в состоянии наркотического опьянения, ведется планомерно и уже дает свои результаты. Острее всего стоит вопрос повышения культуры вождения и снижения случаев так называемой агрессивной езды, способной повлечь серьезные дорожно-транспотрные происшествия.

В 2016 году Постановлением Правительства Российской Федерации в Правила дорожного движения Российской Федерации были внесены изменения, запрещающие водителю опасное вождение [1]. Это явилось итогом многолетней работы по разработке и закреплению понятия «опасное вождение» в российском законодательстве. В 2012 году депутат от фракции ЛДПР Я.Е. Нилов внес в Государственную Думу Российской Федерации законопроект № 57721-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения))» [2]. Законопроект был отклонен по причине явной недоработки. Претензии сводились к следующему. В КоАП РФ административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовым основанием для установления административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения являются Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД РФ), а они не содержат такого правонарушения как «опасное вождение» или «агрессивный метод вождения». Согласно представленному Я. Е. Ниловым законопроекту, суть агрессивного метода вождения составляют опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам движения, резкое торможение, совершаемое в том числе, после

ускорения или замедления, либо опасное приближение к впереди движущемуся транспортному средству с последующим движением в непосредственной близости от него. Конструирование состава правонарушения с использованием термина «опасное» нельзя признать удачным. Несоблюдение требований ПДД РФ при перестроении, несоблюдение дистанции до впереди идущего автотранспортного средства, а также несоблюдение бокового интервала само по себе создает угрозу безопасности участников дорожного движения, вследствие чего и является административно наказуемым. Можно смело утверждать, что любое нарушение ПДД РФ является опасным.

В январе 2013 года депутатом А. С. Старовойтовым был представлен законопроект изменений в статью 12.14 КоАП РФ об ужесточении ответственности за нарушение правил маневрирования и правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. Поясняя данную инициативу, авторы законопроекта указали, что нарушение правил маневрирования является элементом агрессивного вождения. Таким образом, усиление ответственности за данное правонарушение будет способствовать снижению проявлений агрессии на дорогах, окажет профилактическое и дисциплинирующее воздействие на водителей, приведет к снижению ДТП и, как следствие, случаев травматизма и смертельных исходов [3]. В октябре 2013 года фракция ЛДПР повторно попыталась внести доработанный законопроект об ответственности за агрессивную езду. Анализ текста позволяет определить агрессивное вождение как умышленное создание водителем помех при управлении транспортным средством в нарушение Правил дорожного движения, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения. Способы выражения агрессивного вождения остались, как и в первом законопроекте [4]. Существенным дополнением является то, что такое нарушение должно фиксироваться специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или иными средствами видеофиксации.

Законопроекты, вносимые представителями фракции ЛДПР, были отклонены. Нельзя сказать, чтобы парламентарии считали проблему хамства на дорогах несерьезной, как раз наоборот, но все упирается в две ключевые проблемы. Прежде всего, понятие «опасное вождение», как и «агрессивный метод вождения» является оценочным. М. И. Бару выделяет следующие особенности оценочных понятий: они не конкретизируются законодателем или иным компетентным органом; они уточняются и конкретизируются в процессе правоприменения; они дают правоприменяющему органу возможность свободного усмотрения, свободной оценки фактов [5, с. 104-108].

Одним из ключевых моментов работы с оценочными понятиями является правосознание субъекта, применяющего закон. Многие граждане выступают против введения ответственности за агрессивную езду, опасаясь того, что сотрудники ГИБДД РФ в понятие «агрессивная манера езды» будут вкладывать каждый свой смысл. Это станет только дополнительным коррупциогенным фактором.

В большинстве стран мира существует ответственность за агрессивное вождение. В одних странах такое правонарушение признается административным, в других — уголовно-наказуемым деянием. В Канаде в 2000 г. на специальной конференции, посвященной этой проблеме, было предложено такое определение этого понятия: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения» [6].

Английское законодательство в области регулирования дорожного движения предусматривает наказание как за «dangerous driving» (опасное вождение), так и за «careless or inconsiderate driving» (небрежное или невнимательное управление транспортным средством^. Оба термина не имеют легального определения и, поэтому, судье необходимо в каждом случае оценить поведение водителя, сравнив его с определенным стандартом. Образцом, с которым происходит сравнение, является стандарт компетентного и

осторожного водителя (the standard of the competent and careful driver). Следовательно, опасное вождение и невнимательное вождение отличается от вождения, присущего компетентному и осторожному водителю, которому очевидно, что такое вождение создает угрозу для окружающих. Разграничение между опасным и невнимательным вождением проводится по уровню отступления от стандарта вождения компетентного и осторожного водителя. Нельзя сказать, что при квалификации того или иного дорожного правонарушения как случая опасного или неосторожного вождения, не возникает проблем.

В Америке также существует понятие «опасная езда», а соответственно и наказание. Однако, оно различается в зависимости от штата. Законодательство большинства штатов США устанавливает ответственность за «careless driving» (неосторожное вождение) и «reckless driving» (безрассудное вождение, т.е. опасное). Согласно законодательству штата Нью-Джерси, лицо, которое управляет автомобилем неосторожно, умышленно или безответственно игнорируя права и безопасность окружающих, угрожая или создавая возможность угрозы личности или имуществу, должно быть признано виновным в опасном вождении («reckless driving»). Лицо, которое управляет автомобилем небрежно, без должной осторожности и осмотрительности, угрожая или создавая возможность угрозы личности или имуществу, должно быть признано виновным в неосторожном вождении («careless driving») [7]. Reckless driving в большинстве штатов — это преступление, и, следовательно, наказывается значительно строже. В обоих случаях водитель отступает от определенного стандарта внимательной и осторожной манеры езды. Различие проводится по форме вины. Предъявляя обвинение в безрассудном, опасном вождении, необходимо доказать, что водитель сознательно игнорировал правила дорожного движения. Проводя параллели с российским законодательством, можно сказать, что reckless driving подразумевает прямой либо косвенный умысел. В свою очередь «careless driving» — это правонарушение по неосторожности. В зависимости от штата различается и судебная практика. Обобщив имеющуюся

судебную практику, можно выделить следующие случаи опасного вождения, которые признавались таковыми практически во всех штатах: гонки (racing), отказ пропустить транспортное средство, имеющее преимущество, выбор скоростного режима, не соответствующего погодным условиям, отказ остановиться по требованию дорожного полицейского [8].

Изначально юридическое сообщество обсуждало определение опасного вождения, содержащееся в проекте поправок в Правила дорожного движения, разработанное МВД РФ. Согласно данному документу, «опасное вождение» — создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону» [9]. Однако, данное определение получило критическую оценку со стороны Председателя Правительства Российской Федерации Д. М. Медведева. «Там (в проекте постановления Правительства) речь идет о дополнении правил дорожного движения нормой, которая давно обсуждается, но скажем прямо, является достаточно спорной, то есть нормой о запрете так называемого «опасного вождения». Поэтому норма, если она будет все-таки одобрена, не должна стать поводом для злоупотребления, а действовать

исключительно в отношении нарушителей», — сказал глава Правительства....

[10]. В итоге было закреплено иное более развернутое определение опасного вождения. Прежде всего, уточнено, что действия должны следовать друг за другом. Это направлено на недопущение дискуссии о моменте начала и окончания правонарушения. Также определено, что если резкое торможение требовалось для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, то оно не будет признаваться случаем опасного вождения. Главным же следует

признать указание на то, что указанные действия должны влечь создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создадут угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Обращает на себя внимание желание законодателя максимально детализировать понятие «опасное вождение», чтобы избежать определения данного явления через оценочное понятие, подлежащее ситуативному толкованию. Стоит отметить, что «опасное вождение» — это правонарушение со сложным составом. Перечисленные в п. 2.7 ПДД РФ действия, совершаемые водителем, каждое в отдельности является самостоятельным видом нарушения ПДД, влекущих административное наказание согласно главе 12 КоАП РФ [11]. Квалифицирующим признаком в данном случае будет являться неоднократность совершения одного или нескольких действий, указанных в определении, создающих угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или иного материального вреда. Поясняя конструкцию состава, МВД отмечает, что «опасное вождение» характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации [12].

Второй проблемой, представляющей значительную сложность, является фиксация случаев агрессивной езды. Германии пока также не удается справиться с агрессией на дорогах, причем фиксируется рост дорожно-транспортных происшествий вследствие агрессивного поведения водителей. Причины агрессии на дорогах, а также способы противодействия этому опасному явлению не раз становились темой обсуждения на различных немецких конференциях.

Всеобщий немецкий автомобильный клуб, крупнейшая общественная организация автомобилистов Германии (ADAC), выступает против ужесточения мер ответственности за агрессивную езду. Представители данной организации не раз обращали внимание, что проблема заключается в том, что даже существующие меры ответственности сегодня редко применяются из-за проблем с фиксацией случаев агрессивной езды, поэтому агрессивные водители избегают наказания [13]. В этой связи необходимо сосредоточить усилия по улучшению оснащения полиции средствами видеоконтроля. Предполагается, в России основным источником доказательств опасной езды будут являться видеорегистраторы, установленные в машинах автовладельцев.

Несмотря на общее мнение о необходимости борьбы с агрессивными водителями, изменения в части запрета опасного вождения были восприняты неоднозначно. В Верховный Суд Российской Федерации был подан иск о признании частично недействующим п.2.7 Правил дорожного движения РФ, в удовлетворении которого было отказано. Установление запрета на опасное вождение в Правилах дорожного движения не произошло одновременно с установлением административной ответственности за данный вид правонарушения. Она появиться, как только будут внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Тогда же появятся и первые административные дела о привлечении водителей к ответственности за нарушение п. 2.7 ПДД, которые позволят на практике либо подтвердить, либо опровергнуть имеющиеся опасения относительно работоспособности и эффективности данного нововведения.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в контексте полемики по проблеме противодействия хамству и агрессии на российских дорогах, не уделяется достаточного внимания анализу факторов, влекущих повышение раздражительности водителей, и как следствие всплесков неадекватного поведения. К значимым факторам относятся плохая организация дорожного движения, отсутствие новых развязок, позволяющих избегать образования

дорожных заторов, плохое состояние дорожного полотна. Постоянное ужесточение мер ответственности в области безопасности дорожного движения без решения проблемы эффективной организации дорожного движения, а также повышения качества российских дорог не принесет ожидаемых результатов по снижению нарушений ПДД РФ и повышению культуры водителей.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 30 мая 2016 года № 477 «О внесении изменения в правила дорожного движения Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации [Режим доступа] URL: http://www.pravo.gov.ru, 31.05.2016

2. О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (ответственность за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения) [Электронный ресурс] // [Режим доступа] URL: http://ldpr.ru/power/Bills/ (дата обращения 25 сентября 2016 года)

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]// [Режим доступа] URL:http://ldpr.ru/power/Bills/

4. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ответственность за агрессивную езду, зафиксированную специальными техническими средствами) [Электронный ресурс]// [Режим доступа] URL:http://ldpr.ru/power/Bills/

5. Бару М. И. Оценочные понятия в трудовом законодательстве // Советское государство и право. — 1970. — № 7. — С. 104-108

6. Мировой опыт наказаний за агрессивное вождение. РИАНОВОСТИ от 19.04.2013 года [Электронный ресурс]// [Режим доступа] URL: http: //ria.ru/spravka/20130419/933521658.html

7. ACTS, LAWS AND STATUTES. TITLE 39 MOTOR VEHICLES AND

TRAFFIC REGULATION, 39:4-97, 39:4-97 [Электронный документ]// [Режим

доступа] http://lis.njleg.state.nj.us (дата обращения 5 января 2016 года)

43

8. I was charged with reckless driving. What does this mean? [Электронный ресурс]// [Режим доступа] URL: http: //law. freeadvice. Com /general_practice /traffic_law/reckless-driving.htm

9. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» (по состоянию на 8 октября 2015 года) (подготовлен МВД России)// [Электронный ресурс] // [Режим доступа] URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.

10. Медведев предложил переписать правила дорожного движения... [Электронный ресурс] // [Режим доступа] URL: http://riafan.ru/512128-medvedev-predlozhil-perepisat-pravila-dorozhnogo-dvizheniya

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря года 2001 № 195-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года)// СЗ РФ — 2002 — № 1 (ч. 1) — ст. 1

12. МВД России предлагает ввести понятие «Опасное вождение» в ПДД (9 октября 2015 09:28) [Электронный ресурс]// [Режим доступа] URL: https://60.mvd.ru/news/item/6598902 (дата обращения 1 октября 2016 года)

13. Raser und Rüpel Das sind die nervigsten Autofahrer-Typen [Электронный ресурс]// [Режим доступа] URL: http: //www. mopo. de/ratgeber /motor/-aggressive-autofahrer-so-ticken-raser-und-ruepel

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 maja 2016 goda № 477 «O vnesenii izmenenija v pravila dorozhnogo dvizhenija Rossijskoj Federacii»// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii URL: http://www.pravo.gov.ru (in Russian)

2. O vnesenii izmenenij v Kodeks RF ob administrativnyh pravonarushenijah (otvetstvennost' za upravlenie transportnym sredstvom, sozdajushhee ugrozu vozniknovenija avarijnoj situacii (agressivnyj metod vozhdenija) [Jelektronnyj resurs]// URL: http://ldpr.ru/power/Bills/ (in Russian)

3. Pojasnitel'naja zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v stat'ju 12.14 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah»// URL:http://ldpr.ru/power/Bills/ (in Russian)

4. O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah (otvetstvennost' za agressivnuju ezdu, zafiksirovannuju special'nymi tehnicheskimi sredstvami)// URL:http://ldpr.ru/power/Bills/ (in Russian)

5. Baru M. I. Ocenochnye ponjatija v trudovom zakonodatel'stve // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. -1970 — № 7. — p. 104-108 (in Russian)

6. Mirovoj opyt nakazanij za agressivnoe vozhdenie. RIANOVOSTI ot 19.04.2013 goda // URL:http://ria.ru/spravka/20130419/933521658.html (in Russian)

7. ACTS, LAWS AND STATUTES. TITLE 39 MOTOR VEHICLES AND TRAFFIC REGULATION, 39:4-97, 39:4-97 // http://lis.njleg.state.nj.us (in Russian)

8. I was charged with reckless driving. What does this mean? // URL: http: //law.freeadvice.Com /general_practice /traffic_law/reckless-driving.htm (in Russian)

9. Proekt Postanovlenija Pravitel'stva RF «O vnesenii izmenenija v Pravila dorozhnogo dvizhenija Rossijskoj Federacii» (po sostojaniju na 8 oktjabrja 2015 goda) // URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. (in Russian)

10. Medvedev predlozhil perepisat' pravila dorozhnogo dvizhenija // URL:http://riafan.ru/512128-medvedev-predlozhil-perepisat-pravila-dorozhnogo-dvizheniya (in Russian)

11. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30 dekabrja goda 2001 № 195-FZ (red. ot 30 dekabrja 2015 goda)// SZ RF — 2002 — № 1 (ch. 1) — st. 1 (in Russian)

12. MVD Rossii predlagaet vvesti ponjatie «Opasnoe vozhdenie» v PDD (9 oktjabrja 2015 09:28) URL: https://60.mvd.ru/news/item/6598902 (in Russian)

13. Raser und Rüpel Das sind die nervigsten Autofahrer-Typen URL: http: //www. mopo. de/ratgeber /motor/-aggressive-autofahrer-so-ticken-raser-und-ruepel (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.