Научная статья на тему 'Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения'

Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2499
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ROAD SAFETY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DANGEROUS DRIVING / ADMINISTRATIVE FINE / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

Обеспечение безопасности дорожного движения в России остается актуальной проблемой, несмотря на ряд государственных решений в этой сфере. Механическое увеличение штрафных санкций за нарушение Правил дорожного движения не является решением проблемы, так как для ряда постоянных нарушителей не выполняет ни превентивной функции, ни наказательной. В зарубежной практике уже длительное время применяется дифференцированный подход, суть которого заключается в том, что размер штрафа напрямую зависит от официального дохода нарушителя. В статье приводится убедительная аргументация данного подхода и его востребованность в российской практике как одного из аспектов комплексного решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Administrative Responsibility in the Sphere of Road Traffic

Ensuring road safety in Russia remains an urgent problem, despite a number of government decisions in this area. The mechanical increase in penalties for violation of traffic rules is not a solution to the problem, since for a number of permanent offenders it does not fulfill either a preventive function or a punitive one. In foreign practice, a differentiated approach has been used for a long time, the essence of which is that the amount of the fine depends on the official income of the offender. The article provides convincing arguments for this approach and its relevance in Russian practice as one of the aspects of a comprehensive solution to the problem of ensuring road safety.

Текст научной работы на тему «Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения»

УДК 346.7:656+656.13.06

БО1: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-81-84

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ _В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

МАЙОРОВ Владимир Иванович*

И 1955715@rambler.ru

Ул. Амурская, 75, Тюмень, 625049, Россия

Аннотация. Обеспечение безопасности дорожного движения в России остается актуальной проблемой, несмотря на ряд государственных решений в этой сфере. Механическое увеличение штрафных санкций за нарушение Правил дорожного движения не является решением проблемы, так как для ряда постоянных нарушителей не выполняет ни превентивной функции, ни наказательной. В зарубежной практике уже длительное время применяется дифференцированный подход, суть которого заключается в том, что размер штрафа напрямую зависит от официального дохода нарушителя. В статье приводится убедительная аргументация данного подхода и его востребованность в российской практике как одного из аспектов комплексного решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административная ответственность, опасное вождение, административный штраф, дифференцированный подход.

Problems of Administrative Responsibility in the Sphere of Road Traffic

Maiorov Vladimir I.**

1955715@rambler.ru

75 Amurskaya str., Tyumen, 625049, Russia

Abstract. Ensuring road safety in Russia remains an urgent problem, despite a number of government decisions in this area. The mechanical increase in penalties for violation of traffic rules is not a solution to the problem, since for a number ofpermanent offenders it does not fulfill either a preventive function or a punitive one. In foreign practice, a differentiated approach has been used for a long time, the essence of which is that the amount of the fine depends on the official income of the offender. The article provides convincing arguments for this approach and its relevance in Russian practice as one of the aspects of a comprehensive solution to the problem of ensuring road safety.

Keywords: road safety, administrative responsibility, dangerous driving, administrative fine, differentiated approach.

В России на уровне государственной политики постоянно идет поиск эффективных механизмов правового, организационного и материального обеспечения безопасности дорожного движения [1]. Одним из способов обеспечения должного уровня безопасности в дорожном движении служит воздействие административной ответственности на участников движения, направленное на предотвращение и профилактику дорожно-транспортных происшествий

за счет формирования установки на правомерное поведение на дороге. Обусловлено это тем, что водитель или пешеход, осознавая последствия нарушений Правил дорожного движения в виде административной ответственности для них лично (в теории), будут стремиться не допускать нарушений и вести себя правомерно, что в итоге должно привести к росту степени ответственности участников дорожного движения.

* Профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук, профессор.

** Professor of the Department of Administrative Activity of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor.

В последние годы отмечается явная тенденция ужесточения мер административной ответственности, применяемых к нарушителям Правил дорожного движения1. Повышаются размеры штрафов, к ответственности за различные правонарушения привлекается все больше водителей транспортных средств. Растет число правонарушений, регистрируемых с помощью специальных средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД, работающих в автоматическом режиме. В 2016 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) был введен новый состав правонарушения - опасное вождение, в разработке находятся законопроекты, также направленные на усиление мер ответственности, например, введение наказания за систематическое нарушение ПДД (более трех раз) в виде лишения водительских прав2.

Как уже неоднократно было отмечено в исследованиях различных авторов, многие законодательные инициативы подобного рода хотя и основаны на рациональных и верных идеях, но при их реализации на практике имеется большое количество недоработок, правовых пробелов, спорных моментов, которые в совокупности практически сводят на нет весь положительный эффект от нововведений [3-5].

В итоге усиление мер административной ответственности в сфере дорожного движения не приводит к ожидаемым результатам в виде снижения дорожно-транспортной аварийности и смертности на дорогах. Ключевая цель административного наказания - общая и частная превенция нарушений не достигается по различным причинам, в связи с чем мы полагаем, что решение проблемы обеспечения безопасности участников дорожного движения кроется не в дальнейшем ужесточении мер административной ответственности, а в их дифференциации.

Дифференциацию можно определить как градацию, разделение ответственности, в результате которых законодателем устанавливаются различные правовые последствия в зависимости от степени общественной опасности правонарушения и личности виновного. Наиболее часто дифференциация наказаний применяется по отношению к мерам уголовной ответственности, однако нельзя не отметить ее наличие и в ответственности административной.

Дифференциация мер правоограничения на стадии законотворчества и их индивидуализация в процессе правоприменения позволяют реализовать принципы справедливости и соразмерности административной ответственности, повысить эффективность превенции нарушений, поскольку существующие наказания не оказывают должного предупредительного эффекта на участников дорожного движения.

Так, основным видом наказания за нарушения в сфере дорожного движения является штраф. Он весьма распространен как за рубежом (в Германии превышение скоростного режима карается штрафом от 10 до 680 евро3, в Польше превышение скорости на 51 км/ч и более обойдется водителю в 100-120 евро4, в Англии штраф за нарушение норм в области дорожного движения составляет от 10 до 5 500 евро [2] и т. д.), так и в России. Административный штраф как наказание за правонарушения в сфере дорожного движения закреплен в 70 из 79 составов правонарушений главы 12 КоАП РФ.

Представляется, что при определении размера налагаемого административного штрафа за правонарушения в сфере дорожного движения следует руководствоваться требованиями закона об индивидуализации наказания. Важной составляющей при этом является необходимость установления имущественного положения правонарушителя. Установление фактического

1 См., напр.: О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ ; О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : федер. закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ ; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения : федер. закон от 31 дек. 2014 г. № 528-ФЗ ; О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : федер. закон от 8 июня 2015 г. № 143-ФЗ ; О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 1 мая 2016 г. №138-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Макутина М. Госдума отложит законопроект о лишении водителей прав за три нарушения. URL: http://www.rbc.ru/ politics/24/11/2016/5835c8049a794774f198d201

3 Каталог штрафов за нарушения правил дорожного движения Германии. URL: http://auto.germany.ru/pravo/buskatalog.html

4 Штрафы за нарушения правил дорожного движения в Европе. URL: http://track-sim.club/topic/8184-shtrafi-za-narash-enija-pravil-dorozhnogo-dvizhenija/

имущественного и материального положения лица, привлекаемого к ответственности, в значительной степени повышает эффективность административного штрафа прежде всего в отношении обеспеченных нарушителей, для которых не составляет труда оплачивать штрафы, рассчитанные на средний доход водителя. Вместе с тем для граждан, находящихся в сложном финансовом положении, оплата штрафа зачастую может быть непосильной, что автоматически заносит их в категорию должников, к которым применяется ряд дополнительных санкций.

Во многих европейских странах на законодательном уровне установлен особый порядок наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, предусматривающий начисление штрафной суммы денег в зависимости от задекларированных доходов физического лица. Так, Юсси Саланойя, один из самых богатых людей Финляндии, был оштрафован дорожной полицией на 170 тыс. евро за превышение установленной скорости движения на 40 км/ч в г. Хельсинки. В 2002 г. Ансси Ванйоки, миллиардер, член административного совета мобильной телекомпании Nokia, был оштрафован на 116 тыс. евро за превышение скорости на мотоцикле, в то время как обычный водитель за аналогичное правонарушение в денежном эквиваленте платит значительно меньше. В Финляндии, как и в Швейцарии, в целях увеличения сдерживающих возможностей штрафов их размеры определяются величиной доходов нарушителя закона.

Один из самых больших штрафов в мире был выписан именно в Швейцарии в августе 2010 г. Его сумма составила 1 млн долл. Это был штраф за превышение скорости на дороге между Берном и Лозанной, а оштрафованным оказался 37-летний миллионер - подданный Швеции, летевший на автомобиле MercedesBenz SLS. Размер штрафа был определен местным судом на основании учета скорости, которую развил водитель, и размера его годового дохода.

В пользу такого подхода говорит то, что в государствах Европы (Великобритания, Нидерлан-

ды, Швеция, Финляндия и др.), где сумма штрафа зависит от достатка водителя, смертность на дорогах в расчете на 100 тыс. жителей гораздо меньше, чем в России, - в среднем примерно шесть человек.

В российских условиях, характеризующихся куда более высоким расслоением населения по уровню благосостояния, чем во многих зарубежных странах, применение дифференцированной системы наказаний было бы предпочтительнее. В пользу этого говорит ситуация, сложившаяся в прошедшем году, когда в сети Интернет неоднократно были опубликованы видеоролики с нарушениями ПДД, ставшими своего рода развлечением для «золотой молодежи» (М. Багдасарян и др.)5. Автомобиль является источником повышенной опасности, и водители, нарушающие Правила дорожного движения для собственного развлечения, способны даже по неосторожности нанести большой вред окружающим, спровоцировав своими действиями создание аварийной ситуации и совершение ДТП. Существующие размеры штрафов не способны оказать превентивное воздействие на обеспеченных людей и их детей, поэтому требуются качественные изменения в механизме привлечения к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения.

Дифференциация штрафов в зависимости от задекларированных доходов физического лица заставит состоятельных нарушителей платить за нарушения ПДД в разы больше, чем водителей среднего достатка, и будет куда эффективнее механического повышения размеров штрафов, которое практикуется в настоящее время.

При этом нужно помнить, что обеспечение безопасности дорожного движения - это непрерывный процесс, требующий системного подхода при его осуществлении, поскольку помимо законодательных в него входит комплекс других мер, которые должны осуществляться продуманно, дополняя друг друга. Иначе разрозненные действия различных органов власти не смогут оказать существенного влияния на повышение безопасности на дорогах.

Список литературы

1. Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений // Наука и практика. 2016. № 3 (68). С. 33-39.

2. Гольц А. Н. Западноевропейское регулирование административных правонарушений // Европейское право. 2004. № 3. С. 26.

5 Мару Багдасарян навсегда лишили водительских прав. URL: http://www.rbc.ru/society/21/03/2017/58d103f89a79470e c14554da

3. Майоров В. И., Бекетов О. И. О нормативно-правовом определении понятия опасного вождения в контексте законодательства об административных правонарушениях // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 1. С. 77-82. DOI: 10.19073/2306-1340-2017-14-1-77-82.

4. Майоров В. И., Дымберов А. Д., Молчанов П. В. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3 (37). С. 69-77.

5. Соловей Ю. П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенствовании // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 2. Вып.: Административное право и процесс. С. 56-63.

References

1. Golovko V. V., Beketov O. I., Mayorov V. I. Obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v gosudarstvennoi sisteme profilaktiki pravonarushenii [Ensuring Road Safety in the State System of Crime Prevention]. Nauka ipraktika - Science and Practice, 2016, no. 3 (68), pp. 33-39.

2. Gol'ts A. N. Zapadnoevropeiskoe regulirovanie administrativnykh pravonarushenii [Western European Regulation of Administrative Violations]. Evropeiskoe pravo - European Law, 2004, no. 3, pp. 26.

3. Maiorov V. I., Beketov O. I. O normativno-pravovom opredelenii ponyatiya opasnogo vozhdeniya v kontekste zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh [The Legal Definition of Dangerous Driving in the Context of the Legislation on Administrative Offenses]. Vestnik Omskoi yuridicheskoi akademii - Vestnik of the Omsk Law Academy, 2017, vol. 14, no. 1, pp. 77-82. DOI: 10.19073/2306-1340-2017-14-1-77-82.

4. Mayorov V. I., Dymberov A. D., Molchanov P. V. Pravovye problemy primeneniya spetsial'nykh tekhnicheskikh sredstv avtomaticheskoi fotovideofiksatsii narushenii pravil dorozhnogo dvizheniya [The Legal Problems of Using the Special Technical Means of Automatic Photographic and Video Recording of the Traffic Rules Violations]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika - Legal Science and Law Enforcement Practice, 2016, no. 3 (37), pp. 69-77.

5. Solovey Y. P. Rossiiskoe zakonodatel'stvo ob administrativnoi otvetstvennosti nuzhdaetsya v sovershenstvovanii [Russian Law on Administrative Responsibility Is In Need of Improvement]. Vestnik Universiteta im. O. E. Kutafina (MGYuA) - Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2014, no. 2, pp. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.