Занина Татьяна Митрофановна Занин Константин Анатольевич
Проблемы реализации административной ответственности
в сфере безопасности дорожного движения
В статье рассматриваются особенности правового регулирования ответственности за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Авторами проанализированы основополагающие нормативные правовые акты в указанной сфере и сформулированы конкретные предложения по внесению изменений, направленных на совершенствование законодательства.
Ключевые слова: административное правонарушение, безопасность дорожного движения, административное наказание, административный штраф, профилактика правонарушений.
Problems of implementation of administrative responsibility in the sphere of road traffic safety
The article examines the peculiarities of the legal regulation of liability for administrative violations in the field of road safety. Authors analyzed the basic regulatory legal acts in this area and formulated specific proposals for introducing amendments aimed at improving legislation.
Key words: administrative offense, road safety, administrative punishment, administrative penalty, prevention of offenses.
Правовой анализ гл. 12 КоАП РФ [1] позволяет сделать вывод, что административная ответственность водителей и иных участников дорожного движения предусмотрена в 38 статьях, ответственность должностных лиц организаций - лишь в 11 статьях, в 9 из которых предусмотрена ответственность юридических лиц.
До 87% статей КоАП РФ, относящихся к соответствующим сферам деятельности, устанавливают административную ответственность юридических лиц.
Указанное свидетельствует об обеспечении реализации фискальной политики, а также о потребности государства в борьбе с опасными для общества и граждан правонарушениями и правовом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов.
С учетом этого можно утверждать, что особым рычагом государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов стала административная ответственность юридических лиц.
Однако развитие административной ответственности юридических лиц не в полной мере соответствует изложенному. Считаем, что воздействовать необходимо в первую очередь на должностных и юридических лиц, причастных к разрешению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
Данная проблема детально изучалась специалистами НИЦ БДД МВД России, которые, признав ее несомненную актуальность, отмечают и сложности в ее решении [2, с. 56].
Сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий является основной задачей Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 [3], что, в свою очередь, предполагает повышение культуры вождения.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» [4], который вступил в законную силу 1 января 2016 г., направлен на стимулирование уплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения в сфере дорожного движения, в добровольном порядке.
Эти изменения в КоАП РФ устанавливают с 1 января 2016 г. возможность уплаты половины суммы наложенного наказания в виде административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
53
Однако такие изменения направлены не на все виды административных правонарушений в сфере дорожного движения и не распространяются на составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, ч. 6 и 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Более того, если судьей или должностным лицом, которыми было вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа, было рассрочено или отсрочено исполнение такого постановления, то штраф подлежит уплате в полном размере.
На основании государственных контрактов на оказание услуг почтовой связи, заключенных между учреждениями различных организационно-правовых форм субъектов Российской Федерации, на балансе которых находятся комплексы АФАП и ФГУП «Почта России», осуществляется взаимодействие региональных подразделений ФГУП «Почта России» с центрами фотовидеофиксации ГИБДД по рассылке постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» [5], постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции» [6] и приказом Мин-комсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» определены правила доставки (вручения) почтовых отправлений [7].
В форме электронного документа, который фиксируется электронной цифровой подписью, в соответствии с законодательством РФ оформляется постановление по делу об административном правонарушении с приложением полученных комплексом фиксации нарушений ПДД материалов.
Путем считывания государственного регистрационного знака транспортного средства с фотоматериала и автоматической загрузки данных из информационной системы сведений о зарегистрированных транспортных средствах в виде электронного документа формируется в автоматическом режиме постановление по делу об административном правонарушении в отношении собственника транспортного средства [8].
Если постановление по делу об административном правонарушении не было опротестовано или обжаловано, то оно вступает в законную
силу по истечении 10 суток со дня получения его лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или вручения ему копии этого постановления [9].
Как разъясняет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [10], постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении 10 суток после даты поступления копии данного постановления должностному лицу, его вынесшему, с отметкой на почтовом отправлении об отсутствии лица по адресу места жительства либо месту его нахождения или
06 уклонении этого лица от получения такого извещения.
Нередко происходит так, что указанные правонарушители получают эти постановления после истечения установленного законодателем срока в 20 суток и оказываются лишены возможности уплаты штрафа в уменьшенном размере.
Причинами этого могут быть не только неявка лица в организации почтовой связи, но и его отсутствие по месту жительства, в том числе месту регистрации, а также нарушение работниками отделений почтовой связи своих обязанностей.
В связи с этим представляется, что в административном законодательстве по постановлениям о наложении административного штрафа на основании материалов, полученных с применением комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, необходимо закрепить начало периода, в течение которого возможна уплата административного штрафа в размере половины суммы наложенного наказания.
Считаем, что совершенствование административного законодательства в данном направлении будет способствовать возможности уплаты лицом, подвергнутым административному наказанию, половины суммы наложенного штрафа в отведенный законодательством срок.
Поэтому полагаем необходимым ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «За исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и
7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности
54
за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, а в случае вынесения постановления на основании материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, - со дня вручения копии постановления о наложении административного штрафа лицу, в отношении которого оно вынесено, либо получения должностным лицом, вынесшим постановление о наложении административного штрафа, почтового извещения (отправления) с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии лица по месту жительства или месту нахождения либо его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа».
Представляется, что альтернативой указанных выше предложений может быть правовая норма, согласно которой лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, предоставляется возможность обращения с заявлением о восстановлении двадцатидневного срока для добровольной уплаты половины суммы наложенного административного штрафа при наличии уважительных причин.
Считаем, что гражданам в полной мере реализовать свои права в рассматриваемой сфере правоотношений позволяет комплексное воздействие мер организационно-технического и правового характера.
В ст. 12.8 КоАП РФ законодатель установил наказание в виде лишения права управления транспортными средствами в качестве дополнительного, которое назначается вместе с административным штрафом, а также увеличил размер минимального штрафа за нарушение ПДД до 500 руб.
За грубое или систематическое нарушение порядка пользования специальным правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, устанавливается лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему этого права.
Специальные права, возникающие на основе индивидуального административного акта, можно выделить по правовому источнику их возникновения. Право на управление транс-
портным средством может стать специальным правом физического лица после исполнения установленных законодательством процедур. Лицо наделяется особым статусом водителя транспортного средства, т.е. на него возлагаются дополнительные обязанности и права.
В случае несоблюдения ПДД к водителю может быть применена такая мера, как лишение специального права, т.е. временное ограничение правосубъектности гражданина [11, с. 502].
Как известно, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством заключается в том, что правонарушитель на определенное время лишается права управления транспортным средством и происходит изъятие его документов, удостоверяющих это право, а применяется это наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ.
Лишь в судебном порядке предусмотрено прекращение действия права управления транспортным средством, что соотносится в полной мере с положением ч. 2 ст. 1 ГК РФ о возможности ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, нравственности, прав и законных интересов других лиц, защиты основ конституционного строя и здоровья [12, с. 47].
Как предусмотрено законодателем, за исключением случаев оставления указанным лицом места ДТП, участником которого оно являлось, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, управления транспортным средством в состоянии опьянения, указанное административное наказание не может применяться к лицу, пользующемуся транспортным средством в связи с инвалидностью.
Важно подчеркнуть, что со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее, начинается течение срока лишения специального права, если лицо, ранее подвергнутое аналогичному наказанию, снова нарушило закон, поскольку это предусмотрено действующим законом.
Таким образом, можем сказать, что одним из наиболее строгих административных наказаний, применяемых к водителям, является лишение права управления транспортным средством, что и обусловливает необходимость рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают данный вид наказания, а также следования принципам соразмерности наказания и нанесенного ущерба, справедливости.
55
Представляется сомнительным профилактическое действие более строгого наказания. Следует согласиться с мнением о том, что необходимо совершенствование российской системы профилактики правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, для уменьшения смертности и экономического ущерба от вождения в нетрезвом виде [13, с. 87].
Важным является накопленный мировым сообществом исследовательский материал и практический опыт, который необходимо изучить и использовать в рассматриваемой сфере общественных правоотношений.
В случае, если принятые по делам об административных правонарушениях постановления не исполняются, становятся формальными и правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.
Решение же законодателя РФ об ужесточении административной ответственности в 2013 г. привело к уменьшению количества только отдельных видов правонарушений в сфере дорожного движения. Однако в сфере исполнения назначенных административных наказаний за данные виды правонарушений эти изменения не уменьшили проблем.
Административная ответственность предполагает выплату штрафа [14, с. 6]. Между тем в сфере безопасности дорожного движения указанным видом наказания не предупредить совершение правонарушений.
Важной профилактической мерой считаем проведение комплекса мероприятий по формированию у граждан нетерпимости к административным правонарушениям, совершаемым в области дорожного движения. В реализуемом комплексе мер важная роль принадлежит неукоснительному соблюдению принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения. Так, законодатель установил в качестве дополнительного административного наказания лишение специального права в виде права управления транспортным средством за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.
Как показывает анализ правоприменительной практики, в настоящее время почти нет назначения наказания по ст. 20.25 КоАП РФ, заключающегося в уплате штрафа в его двухкратном размере в части тех статей гл. 12 КоАП РФ, в которых размер штрафных санкций свыше 5000 руб.
Указанная проблема возникает при привлечении лиц, в отношении которых действуют ограничения применения некоторых видов административных наказаний, в том числе арест
и обязательные работы, к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
К лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, с 15 ноября 2014 г. не может применяться административный арест, который предусмотрен в качестве одного из видов административных наказаний согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
С учетом изложенного отметим, что таким лицам возможно назначить только административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ внесено дополнение в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которому на общем основании по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ расширен порядок привлечения к административной ответственности имеющих специальные звания сотрудников полиции, Государственной противопожарной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, а также военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы.
Более того, неприменимы административные наказания в виде штрафа, административного ареста и обязательных работ по ст. 20.25 КоАП РФ в случае привлечения к административной ответственности курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, а также солдат, матросов, старшин и сержантов, проходящих военную службу по призыву.
При этом к указанной категории лиц в данном случае возможно применение только дисциплинарного взыскания, в связи с чем административные наказания, предусмотренные санкцией данной статьи, к ним неприменимы.
Однако эффективность административного наказания зависит от его неотвратимости, а не от его жестокости.
В подтверждение этому стоит отметить, что как бы законодатель ни увеличивал размеры штрафов за правонарушения в области дорожного движения, число нарушений снижается лишь на непродолжительный период времени, а в последующем участники дорожного движения привыкают к новым санкциям.
Очевидно, что менее строгое наказание должно предусматривать менее опасное пра-
56
вонарушение, равно как более строго должны наказываться более опасные деяния.
Между тем субъектов административной юрисдикции ставят в положение, не позволяющее им учитывать ни личность виновного, ни его имущественное положение, ни характер совершенного деяния и в зависимости от этого определить сумму административного штрафа, что, в свою очередь, определяет введение законом недифференцированных и больших по размеру штрафов.
Таким образом, представляется необходимым для реализации исполнения административных наказаний внести изменения в ст. 20.25 КоАП РФ и изложить ч. 11 в следующей редакции: административный арест на срок до тридцати суток либо лишение специ-
ального права на срок до двух лет налагается за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предоставленным физическому лицу.
В ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ полагаем необходимым внести изменения, дополнив ее после слов «или правового режима контртеррористической операции» словами «за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом либо... до тридцати суток».
Полагаем, что это будет способствовать реализации принципа неотвратимости административного наказания.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 апр. 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. Антонов С.Н. Проблемы реализации административной ответственности юридических лиц за нарушения в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: сб. науч. тр. М., 2012. Вып. 12.
3. Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах: постановление Правительства РФ от 3 окт. 2013 г. № 864 (в ред. от 13 февр. 2017 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
4. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения: федер. закон от 22 дек. 2014 г. № 437-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О почтовой связи: федер. закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции: постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи: приказ Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234 (в ред. от 13 июля
1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on Apr. 3, 2018). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
2. Antonov S.N. Problems of realization of administrative responsibility of legal entities for violations in the field of road traffic // Safety of traffic: coll. of sci. works. Moscow, 2012. Iss. 12.
3. Improving road safety in 2013-2020: decree of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 3, 2013 № 864 (as amended on Febr. 13, 2017). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. On amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses in improving the collection of penalties for administrative offenses in the field of road traffic: fed. law d.d. Dec. 22, 2014 № 437-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. On postal service: fed. law d.d. July 17, 1999 № 176-FL (as amended on July 6, 2016). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
6. On approval of the rates of collection from mailboxes, exchange, transportation and delivery of written correspondence, as well as the deadlines for sending written correspondence: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. March 24, 2006 № 160. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
7. On approval of the Rules for the provision of postal services: order of the Ministry of Communications of Russia d.d. July 31, 2014 № 234 (as amended on July 13, 2018). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
8. Commentary on the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses / resp. ed. by N.G. Salishcheva. 7th ed. Moscow, 2011.
9. Chizhevsky US. Commentary on the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation
57
2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М., 2011.
9. Чижевский В. С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами: науч.-практ. пособие. М., 2012.
10. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (в ред. от 19 дек 2013 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. М., 2010.
12. Головко В.В., Губин А.И. Управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения: проблемы и перспективы // Алтайский юрид. вестн. 2014. № 6.
13. Майоров В.И., Липатов Е.Ю., Газин С.В. Профилактика управления транспортными средствами в состоянии опьянения: обзор мирового опыта // Проблемы права. 2016. № 1(55).
14. Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. № 3.
(article-by-article) with practical explanations of official bodies and article-by-article materials: sci. and pract. manual. Moscow, 2012.
10. On some issues arising in courts when applying the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. March 24, 2005 № 5 (as amended on Dec. 19, 2013). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
11. Bakhrakh D.N. Administrative law of Russia: textbook. Moscow, 2010.
12. Golovko V.V., Gubin A.I. Driving in a state of intoxication: problems and prospects // Altai legal bull. 2014. № 6.
13. Mayorov V.I., Lipatov E.Yu., Gazin S.V. Preventive maintenance of driving in a state of intoxication: a review of world experience // Problems of law. 2016. № 1(55).
14. Sorokin V.D. Paradoxes of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses // Administrative law and process. 2014. № 3.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Занина Татьяна Митрофановна, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Воронежского института МВД России; тел.: +74732005299;
Занин Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, судья Воронежского гарнизонного военного суда; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
T.M. Zanina, Candidate of Law, Professor, Professor of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +74732005299;
K.A. Zanin, Candidate of Law, Judge of the Voronezh Garrison Military Court; e-mail: valery.nabiev@ gmail.com
58