Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
проектов также постепенно увеличивается, что требует участия в них сразу нескольких государств. Наглядным примером этого является проект международной космической станции, в котором участвует 15 стран.
Помимо возросшей себестоимости космической деятельности, способствующей интеграции межгосударственного сотрудничества, необходимо принимать во внимание и такой фактор, как набирающая обороты коммерциализация исследования и использования космического пространства. В результате растет число коммерческих космических проектов, сторонами которых являются неправительственные лица [3].
Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в характере осуществления космической деятельности, нельзя не учитывать вопрос о том, насколько удовлетворительными и применимыми к
новым реалиям можно считать положения Конвенции об ответственности, касающиеся солидарной ответственности.
Очевидно, применение норм данной конвенции в настоящее время затруднительно или невозможно.
Библиографические ссылки
1. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. 1983.
2. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года.
3. Савельев В. А. Актуальные вопросы ответственности в международном космическом праве // ПРАВО И ПОЛИТИКА. 2000. № 6.
© Владимирова К. В., 2014
УДК 341.96
В. С. Гришков Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Предпринята попытка рассмотреть основные проблемы в области коммерциализации космического пространства и важность регулирования деятельности в космосе с правовой точки зрения.
В современных условиях существует необходимость постепенного развития и усовершенствования правового регулирования деятельности в космическом пространстве, создания новых норм, которые будут призваны регламентировать деятельность субъектов при коммерческом использовании космоса.
Ключевыми видами коммерциализации космического пространства являются: запуски в целях проведения научных исследований и экспериментов, дистанционное наблюдение поверхности Земли из космоса и дальнейшее использование полученных данных, коммерческое использование глобальной навигации, коммерческое использование спутниковой связи, коммерческое использование аэрокосмических гиперзвуковых объектов в качестве аэротранспорта и прочие виды [1].
На сегодняшний день, в области коммерциализации космического пространства существует несколько проблем с правовой точки зрения.
Основной является проблема субъектного состава отношений в данной сфере. Наибольшее преимущество необходимо уделить вопросам частного запуска и возможности осуществления космического туризма в качестве одного из видов частной экономической деятельности в дальнейшем будущем. Помимо этого, необходимо уделить внимание процессу интеграции в отрасль международного права различных договоров и соглашений, заключаемых участниками коммерческой деятельности космического пространства. А по той причине, что главными монополистами, из всех
субъектов, осуществляющих космическую деятельность, являются государства, а не частные организации, вопрос конкуренции и монополизации становится наиболее проблемным.
Также немаловажной проблемой в области коммерциализации космического пространства, которая актуальна в первую очередь для международных организаций, является финансирование данных предприятий и международно-правовая регламентация ответственности за осуществление деятельности в космосе, вне зависимости от финансового положения организаций.
Так как наше государство принимает активное участие в научно-техническом сотрудничестве в сфере освоения космического пространства, возникает потребность максимально детализированного урегулирования вопросов данного взаимодействия между государствами в национальном законодательстве. Кроме того, необходимо постепенно расширять сотрудничество с различными космическими международными организациями и агентствами.
Практически полное отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы в отрасли коммерческого использования космического пространства является еще одним недостатком.
В качестве одного из наиболее подходящих путей решения рассмотренных проблем, можно предложить обновление системы международных соглашений в области изучения и использования космического пространства, в том числе включение в международ-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
ные договоры вопросов, касающихся коммерциализации космического пространства.
Также, при помощи разработки соответствующих правовых норм, необходимо урегулировать механизм монополизации экономической деятельности в космическом пространстве.
Таким образом, в сложившихся условиях развития коммерциализации использования космоса необходимо создать общую систему правил, призванных в полной мере урегулировать деятельность в данной
сфере. К тому же, такая система должна постоянно усовершенствоваться и дополняться с учетом развития космической деятельности.
Библиографическая ссылка
1. О космической деятельности : федер закон от 20 августа 1993 г. № 5663-1.
© Гришков В. С., 2014
УДК 341.96
Ю. С. Гришкова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОСМОСА И ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
Раскрывается значимость разграничения территорий космоса и воздушного пространства с правовой точки зрения, рассматриваются два подхода к их разделению, а также анализируется использование данных пространств с учетом высотного предела суверенитета государств.
Понятия «воздушное пространство» и «космос» довольно часто используются как в обыденной жизни, так и в государственных вопросах. Однако, ни в одном документе не прописано четко трактование данных понятий и различие между ними, а также не разграничено право пользования данными пространствами. Данные понятия чаще всего используются в международном праве, освоение космоса и воздушного пространства регулируется основополагающими документами, вроде Договора о космосе (1967), Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (1963) и др.
С точки зрения права и законодательства очень важно разделить космос и воздушное пространство. Данный вопрос неоднократно обсуждался в Комитете ООН по космосу, в итоге было выведено два подхода: функциональный и высотный. При функциональном подходе предлагается разделять пространства по назначению летальных аппаратов - космические или авиационные. Согласно высотному подходу, между воздушным и космическим пространством необходимо установить четкую договорную границу.
Стоит отметить, что функциональный подход имеет значительный правовой недостаток. В процессе технического процесса появляются модернизированные летальные аппараты, совмещающие в себе авиационные и космические функции. Поскольку такие аппараты могут успешно перемещаться как в воздухе, так и в космосе, это может вызвать затруднения при определении правомерности использования данных летательных аппаратов в том или ином пространстве.
Высотный подход тоже может вызвать затруднения, поскольку, во-первых, необходимо руководствоваться какими-то четкими критериями при отделении космоса от воздушного пространства, а во-вторых,
правомерность данного разделения физически будет очень сложно контролировать.
Учитывая все возможные преимущества и недостатки, была создана концепция об относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство над территорией государства, а также была создана теория о едином воздушно-космическом праве. Стоит отметить, что если космос в основном регулируется международными источниками права, то воздушное пространство принадлежит у области регулирования национального законодательства, что также во многом осложняет взаимодействие между государствами в плане разрешения правовых споров. В России воздушное пространство рассматривается в воздушном кодексе РФ, в статье 1 говорится об исключительном суверенитете РФ [2].
Поскольку в международном праве пока не выработано общих позиций по поводу воздушного пространства, это ведет к тому, что государства самостоятельно пытаются определять статус своих воздушных пространств (пределы, порядок использования и пр.), часто создавая при этом условия, нарушающие суверенитет или интересы других государств.
Вопрос о разграничении воздушного и космического пространства, связанный с высотным пределом суверенитета государств и сферой действия принципа свободы исследования и использования космического пространства, безусловно, относится к области межгосударственных отношений, требующих международно-правового регулирования. Поэтому акты государств, ведущие к возникновению всеобщей, постоянной и единообразной практики в данной области, не могут не иметь значения прецедентов, влекущих правовые последствия.
На данный момент существует некое правило поведения, соблюдаемое всеми государствами в их вза-