Научная статья на тему 'К вопросу о правовом значении разграничения космоса и воздушного пространства'

К вопросу о правовом значении разграничения космоса и воздушного пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2071
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришкова Ю.С., Сафронов В.В.

Раскрывается значимость разграничения территорий космоса и воздушного пространства с правовой точки зрения, рассматриваются два подхода к их разделению, а также анализируется использование данных пространств с учетом высотного предела суверенитета государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом значении разграничения космоса и воздушного пространства»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

ные договоры вопросов, касающихся коммерциализации космического пространства.

Также, при помощи разработки соответствующих правовых норм, необходимо урегулировать механизм монополизации экономической деятельности в космическом пространстве.

Таким образом, в сложившихся условиях развития коммерциализации использования космоса необходимо создать общую систему правил, призванных в полной мере урегулировать деятельность в данной

сфере. К тому же, такая система должна постоянно усовершенствоваться и дополняться с учетом развития космической деятельности.

Библиографическая ссылка

1. О космической деятельности : федер закон от 20 августа 1993 г. № 5663-1.

© Гришков В. С., 2014

УДК 341.96

Ю. С. Гришкова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ЗНАЧЕНИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОСМОСА И ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

Раскрывается значимость разграничения территорий космоса и воздушного пространства с правовой точки зрения, рассматриваются два подхода к их разделению, а также анализируется использование данных пространств с учетом высотного предела суверенитета государств.

Понятия «воздушное пространство» и «космос» довольно часто используются как в обыденной жизни, так и в государственных вопросах. Однако, ни в одном документе не прописано четко трактование данных понятий и различие между ними, а также не разграничено право пользования данными пространствами. Данные понятия чаще всего используются в международном праве, освоение космоса и воздушного пространства регулируется основополагающими документами, вроде Договора о космосе (1967), Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (1963) и др.

С точки зрения права и законодательства очень важно разделить космос и воздушное пространство. Данный вопрос неоднократно обсуждался в Комитете ООН по космосу, в итоге было выведено два подхода: функциональный и высотный. При функциональном подходе предлагается разделять пространства по назначению летальных аппаратов - космические или авиационные. Согласно высотному подходу, между воздушным и космическим пространством необходимо установить четкую договорную границу.

Стоит отметить, что функциональный подход имеет значительный правовой недостаток. В процессе технического процесса появляются модернизированные летальные аппараты, совмещающие в себе авиационные и космические функции. Поскольку такие аппараты могут успешно перемещаться как в воздухе, так и в космосе, это может вызвать затруднения при определении правомерности использования данных летательных аппаратов в том или ином пространстве.

Высотный подход тоже может вызвать затруднения, поскольку, во-первых, необходимо руководствоваться какими-то четкими критериями при отделении космоса от воздушного пространства, а во-вторых,

правомерность данного разделения физически будет очень сложно контролировать.

Учитывая все возможные преимущества и недостатки, была создана концепция об относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство над территорией государства, а также была создана теория о едином воздушно-космическом праве. Стоит отметить, что если космос в основном регулируется международными источниками права, то воздушное пространство принадлежит у области регулирования национального законодательства, что также во многом осложняет взаимодействие между государствами в плане разрешения правовых споров. В России воздушное пространство рассматривается в воздушном кодексе РФ, в статье 1 говорится об исключительном суверенитете РФ [2].

Поскольку в международном праве пока не выработано общих позиций по поводу воздушного пространства, это ведет к тому, что государства самостоятельно пытаются определять статус своих воздушных пространств (пределы, порядок использования и пр.), часто создавая при этом условия, нарушающие суверенитет или интересы других государств.

Вопрос о разграничении воздушного и космического пространства, связанный с высотным пределом суверенитета государств и сферой действия принципа свободы исследования и использования космического пространства, безусловно, относится к области межгосударственных отношений, требующих международно-правового регулирования. Поэтому акты государств, ведущие к возникновению всеобщей, постоянной и единообразной практики в данной области, не могут не иметь значения прецедентов, влекущих правовые последствия.

На данный момент существует некое правило поведения, соблюдаемое всеми государствами в их вза-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

имных отношениях. В своей практике государства придерживаются нормы, по которой космические объекты в свободном полете на орбите с наиболее низкими перигеями, которые на данный момент технически возможны, находятся в сфере действия границы свободы исследования и использования космического пространства, т. е. в открытом космосе. В соответствии с этой практикой суверенитет государств не распространяется выше пределов, очерченных минимальными перигеями спутников на орбите. Поэтому низшим пределом космического пространства и, соответственно, высшим пределом национального воздушного пространства, согласно установившейся практике, являются технически возможные наиболее низкие орбиты искусственных спутников, на которых возможно использование этих спутников в свободном полете (100+10 км над уровнем океана). Космическое же пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами, согласно статье 2 Договора о космосе [1].

Аргументом в пользу скорейшего определения понятия космического пространства и воздушного про-

странства следует считать недопущение существования в дальнейшем как такого пробела в международном космическом праве, так и попытки некоторых экваториальных стран на установление ими своего суверенитета над теми участками орбиты, которые проходят над их территорией.

Несомненно, разграничение космоса и воздушного пространства потребует больших усилий от международного сообщества, поскольку необходимо обновить нормативно-правовую базу, найти договоренность между странами. Однако в случае успешного разрешения данного вопроса исчезнет большое количество законодательных столкновений по поводу нарушения суверенной воздушной территории стран.

Библиографические ссылки

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела : принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 г.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.2007 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

© Гришкова Ю. С., 2014

УДК 341.229

Л. В. Данилова Научный руководитель - А. А. Бабаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАСОРЕНИЕ ОКОЛОЗЕМНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Рассматриваются существующая ситуация загрязненности космического околоземного пространства, нормирование международных отношений по вопросам использования космоса в международных правовых актах, выявляется проблема космического мусора, а также предлагаются возможные пути решения данной проблемы.

В последние десятилетия значительно возросли объемы космической деятельности. Наряду с положительными моментами, космическая деятельность содержит ряд угроз, среди которых особое место занимает проблема засорения околоземного космического пространства.

Количество космического мусора на орбите Земли находится на критическом уровне. Общий вес космического мусора на сегодня превышает 100 тыс. тонн. Обломки спутников, ступени ракет, технический хлам, недействующие космические аппараты и их фрагменты находятся на орбите Земли и имеют свою траекторию. Даже при прекращении образования нового космического мусора к 2055 г. может сложиться ситуация, при которой будет практически невозможно вывести в космос объекты из-за чрезмерного засорения орбит [1].

Как справедливо отмечалось в докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» от 10 декабря 1993 г., проблема засорения космического пространства имеет международный глобальный характер: нет за-

сорения национального околоземного космического пространства (ОКП), есть засорение космического пространства Земли, одинаково негативно влияющее на все страны, прямо или косвенно участвующие в его освоении [4].

В последние году вопросу борьбы с засорением околоземного пространства посвящены многие работы ученых, данная проблема неоднократно обсуждалась в рамках работы Юридического и Научно-технического подкомитетов Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Однако в основных международных документах по вопросу космической деятельности отсутствуют положения, устанавливающие ответственность за образование космического мусора [1].

Так, статья VI договора о космосе (Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) устанавливает, что «государства - участники Договора несут междуна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.