Научная статья на тему 'Разграничение сфер регулирования воздушного и космического права'

Разграничение сфер регулирования воздушного и космического права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохоля А.С., Сафронов В.В.

Развитие человечества не стоит на месте, и сегодня, когда человек уже вступил в космическую эру, развитие воздушного и космического права должны сформировать твердую основу для дальнейшего развития правоотношений в данной сфере. Целью работы является рассмотреть особенности взаимодействия данных сфер права, сформулировать возникающие проблемы при сопоставлении международного воздушного права космическому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разграничение сфер регулирования воздушного и космического права»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Для решения правовых проблем нужно определить понятие малой авиации, так как в России оно отсутствует вообще. На Западе малая авиация обозначается как General Purpose Aviation, то есть основная или базовая, что существенно расширяет понятие авиации, т. е. в эту категорию попадает достаточно большой парк авиасудов. Именно она, являясь незаменимым средством транспорта, стала основой для формирования мощного рынка авиационных услуг и развития совершенного воздушного законодательства, обеспечивает свободу перемещения граждан в значительно большей степени, чем коммерческая авиация на регулярных воздушных линиях.

Проанализировав данные можно сделать вывод, о необходимости развития малой авиации. Причем направлений для развития малой авиации в России довольно много: патрулирование, спорт, туризм, перевозка небольших грузов, сельскохозяйственные работы геологоразведка и пожарное патрулирование. Отдельно стоит деловая или бизнес-авиация, частная, где наиболее важными факторами являются, существенная экономия времени и возможность летать вне расписания.

Мы считаем, что нужен какой-либо пробный проект нормативно-правовой базы для малой авиации, реализующего ее возможности, либо частичное или полное заимствование, адаптирование такового из США, Англии или Европейских стран. Мы думаем, что второй вариант оптимальнее, зачем изобретать что-то новое, если оно давно изобретено и отлично функционирует.

Библиографические ссылки

1. Википедия // Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia. org.

2. КонсультантПлюс: правовые ресурсы. URL: http://www.consultant.ru/popular/air/

3. Новая газета. URL: http://www.novayaga-zeta.ru.

4. Aviation.ru. URL: http://www.aviation.ru/

5. Avia.ru. URL: http://www.avia.ru.

6. АвиаПорт Дайджест. URL: http://www.avia-port.ru/digest/2008/02/13/144160.html.

© Холдин Р. С., Фарафонтова Е. Л., 2010

УДК 347.8

А. С. Хохоля, В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СФЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Развитие человечества не стоит на месте, и сегодня, когда человек уже вступил в космическую эру, развитие воздушного и космического права должны сформировать твердую основу для дальнейшего развития правоотношений в данной сфере. Целью работы является рассмотреть особенности взаимодействия данных сфер права, сформулировать возникающие проблемы при сопоставлении международного воздушного права космическому.

Если мы обратимся к определению слова «государство», то обнаружим, что неотъемлемым признаком государства является его суверенитет, т. е. независимость государства в пределах его территории. Территория государства ограничена линиями, проложенными на земле и воде - границами этого государства. До недавних времен это положение дел не приводило к дискуссиям и появлению проблемы воздушного и космического права, но с наступлением космической эры возникла проблема, как определить высотный предел территории государства.

10 октября 1967 г. был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, сокращенно - Договор по космосу. Это универсальное международное соглашение, к которому на сегодня присоединилось более 120 государств, включая все космические державы. В нем закреплены важнейшие принципы мирного использования космоса и отказа от национального присвоения небесных тел [1]. В данном

договоре в статье 1 указано, что «Луна и все небесные тела открыты для исследований и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел». А в ст. 4 прописан статус космического пространства, как демилитаризованной зоны. Так же среди документов, регулирующих отношения в космическом пространстве можно отнести принятую в 1972 г. Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в 1976 г. - Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Эти соглашения значимы тем, что они регулируют ответственность государства за любую космическую деятельность, которую осуществляет данное само государство или его граждане и организации. Как можно видеть, вопросы космического права достаточно проработаны и охватывают обширный круг вопросов.

В то же время на многосторонней Парижской конвенцией 1919 г. было закреплено: «Каждое госу-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

дарство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над его территорией». Пользоваться воздушным пространством государства возможно только с разрешения данного государства.

Границы государств, проведенные на карте, образовывались под влиянием географических факторов и истории, они могут быть четко обозначены. Аналогично дело обстоит и с границами над водным пространством. С атмосферой Земли, в которой теоретически проходит высотная граница государств, дело обстоит сложнее. Из-за своего строения, в атмосфере Земли нельзя выделить, какой бы то ни было высоты и провести по данной высоте границу, как, скажем, проводились границы государств по рекам. Слои атмосферы не имеют четкой границы, а плавно переходят друг в друга. Кроме того в зависимости от широты положения слои атмосферы находятся на разных уровнях. Как обосновать проведение границы государства на данной высоте, и чем руководствоваться при выборе конкретной высоты границы - это и составляет одну из современных проблем воздушного и космического права.

Может возникнуть мнение, что данная тема не имеет под собой фактической проблемы. Но в мировой практике уже были инциденты на этот счет.

Известен случай в 1976 г., когда несколько государств, расположенных на экваторе, пытались отстоять свои исключительные права на геостационарную орбиту, так как проекция этой орбиты приходится на их территории, а выведенные на нее объекты неподвижно висят над соответствующими точками земной поверхности. Однако большинством государств со ссылкой на принцип запрещения национального присвоения космического пространства сочло неправомерными их притязания.

Этот же вопрос оказывается затронутым в случае пересечения воздушного пространства государства в ходе запуска и посадки космических аппаратов. Каждое государство решает эту проблему по-своему. Например, Закон РФ «О космической деятельности» разрешает иностранному космическому объекту один безвредный пролет через воздушное пространство нашей страны с целью запуска на околоземную орбиту или дальше, а также с целью возвращения на Землю. При этом необходимо заблаговременно уведомить об этом соответствующие службы.

Но вопрос остается не решенным, как определить, где кончается воздушное право и начинается космическое. На сегодня формального разграничения космоса и воздушного пространства нет. Однако на практике сформировалось недокументированное соглашение о том, чтобы считать космосом пространство выше 100-110 километров над уровнем моря. Многие юристы справедливо говорят о появлении соответствующего международно-правового обычая [1].

Возможно, в будущем данный вопрос будет детально рассмотрен и решен с помощью соответствующих международных договоров. На сегодняшний день данная проблема остается однозначно не решенной.

Библиографическая ссылка

1. Огородов Д. Ю. Право на космос // Вокруг света. 2008. № 7 (2814). М. : Вокруг света. С. 12-15.

© Хохоля А. С., Сафронов В. В., 2010

УДК 347.85

Т. В. Бойчук Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОДАЖА УЧАСТКОВ НА ЛУНЕ

В настоящее время продажа участков на Луне законна и очень актуальна, абсолютно каждый житель нашей с вами планеты, конечно, если у него будут позволять средства может приобрести участок.

В 1980 году житель США штата Калифорния Дэннис Хоуп заметил, что космические объекты не находиться в чьей-то собственности. Воспользовавшись этим упущением в законодательстве, Дэннис Хоуп объявил себя владельцем всех космических объектов Солнечной системы, кроме Земли и Солнца. И вот уже четверть века ни один из судов не может оспорить право Хоупа быть владельцем Луны, Марса и Венеры, потому что у наших судов не существует законов для решения подобных вопросов.

Хоуп является законным владелец планет Солнечной системы, потому что невозможно доказать обратное, так как существующие международные договора оговаривают лишь то, что планеты и звезды не могут принадлежать государствам и корпорациям, но в них ни слова не говорится о частных лицах.

Очень многие люди приобретают в свою собственность участки на Луне, некоторые дарят их. В связи с развитием мировой науки, мы можем предположить, что в недалеком будущем, возможно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.