Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
лотных аппаратов со взлетной массой до 115 кг. Специальный порядок позволит использовать БЛА без сертификата летной годности и отменит необходимость наличия документов у пилота. Так же воздушный кодекс РФ пополнится такими терминами как «внешний экипаж», «беспилотная авиационная система» и другими [6].
Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать однозначный вывод о целесообразности развития беспилотной авиации. Мы видим, что создание нормативной базы, которая призвана регулировать эту ветвь воздушного права, является общемировой тенденцией. В то же время, развитие БАС идет в соответствии с принципами обеспечения безопасности воздушного движения и безопасности пассажиров в воздушном пространстве и на поверхности земли.
Библиографические ссылки
1. История БПЛА [Электронный ресурс]. URL: http://aerob.ru/tech_hist.html.
2. «Гражданские перспективы беспилотников», Владимир Карнозов, (спецвыпуск Milex - ISSE 2011) // ООО ИАЦ «Новые технологии», 2011.
3. Чикагская конвенция 7.12.1944 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/icao/.
4. Global Air Traffic Management Operational Concept 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www. icao.int/Meetings/anconf12/Document%20Archive/9854_ cons_en%5B1%5D.pdf
5. Unmanned Aircraft Systems (UAS) 2011 cir 328 [Электронный ресурс]. URL: http://www.icao.int/Mee-tings/UAS/Documents/Circular%20328_en.pdf.
6. Беспилотным самолетам и вертолетам делегируют особые права 25.10.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fontanka.ru/2012/10/25/021/.
© Рябов Д. А., 2013
УДК 34
В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Космическое пространство (космос) является основным понятием отрасли «Космическое право». Представлена попытка проанализировать понятие, признаки, место космического пространства в системе права. До настоящего времени отсутствует легальное определение космического пространства в нормативных документах международного права.
В философии космос определяется (греч. - Вселенная) как мир в целом, как вся совокупность бесконечной в пространстве и времени движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу галактику. В философском словаре сказано, что под космосом понимается лишь часть Вселенной, соседняя с Землей, причем за вычетом самой Земли. В этом значении «космическое» означает «внеземное». При этом в философии граница между Землей и космосом остается обычно неопределенной [1].
Как правило, под космическим пространством (космосом) понимается пространство за пределами земной атмосферы. Атмосфера - это газовая оболочка Земли, 99 % которой сконцентрировано в слое до высоты 30-35 км от земной поверхности. Но это понятие не является правовым и относительно условно, так как молекулы воздуха могут быть обнаружены и на высотах, достигающих нескольких сотен тысяч километров. С точки зрения международного права деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах двух этих пространств. Воздушное пространство по международному праву делится на национальное (находящееся над территорией и под юрисдикцией этого государства, а поэтому входящее в сферу его полного и исключительного территориального суверенитета) и международное (находящееся за предела-
ми государственных воздушных территорий). Космическое пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании [2].
Рассмотрим, каким образом сегодня при отсутствии такой нормы в документах по международному космическому праву решаются вопросы космической деятельности. Процесс осуществления различными государствами своей космической деятельности сформировал международный обычай - норму, определяющую, где проходит граница воздушного пространства и космоса. Межгосударственная практика, концентрирующая данный обычай, состояла, с одной стороны, из притязаний космических держав на право беспрепятственного осуществления деятельности по исследованию и использованию космоса с помощью космических объектов над территориями государств на различной высоте, в том числе на высоте, определяемой низшим возможным перигеем спутника на орбите, а с другой - из активной или пассивной реакции государств, над территориями которых осуществлялась эта деятельность, - реакции, выражающей признание такого права. Практику государств в этой области составляли такие акты:
- фактические действия космических держав по запуску космических объектов на различную высоту над уровнем океана;
- официальные заявления представителей заинте-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ресованных государств по вопросам, связанным с правом осуществлять такую деятельность на различных международных форумах;
- отсутствие протестов или иных актов, ясно свидетельствующих об отказе признать законность деятельности по исследованию космоса на различных высотах со стороны других государств.
Анализ существующей практики позволяет сформулировать правило поведения, соблюдаемое всеми государствами в их взаимных отношениях. В своей практике государства придерживаются нормы, согласно которой космические объекты в свободном полете на орбите с наиболее низкими перигеями, которые на данный момент технически возможны, находятся в сфере действия границы свободы исследования и использования космического пространства, т. е. в открытом космосе. В соответствии с этой практикой суверенитет государств не распространяется выше пределов, очерченных минимальными перигеями спутников на орбите. Международная авиационная федерация (ФАИ) регистрирует полет как космический, начиная с высоты 100 км. Именно на этой высоте космический аппарат может совершить полный орбитальный виток вокруг Земли, после чего начинается его вход в плотные слои атмосферы, торможение и падение на Землю (если объект не сгорает в плотных слоях атмосферы). Таким образом, низшим пределом космического пространства и, соответственно, высшим пределом национального воздушного пространства (в настоящее время в отсутствие договорной нормы согласно установившейся практике) считаются технически возможные наиболее низкие орбиты искусственных спутников, на которых возможно использование этих спутников в свободном полете (100±10 км над уровнем океана) [3].
Однако даже с учетом сказанного следует признать, что существующая проблема делимитации воздушного и космического пространства окончательно будет решена только после принятия международным сообществом соответствующей договорной нормы. Думается, что при определении космоса явно недостаточно только провести границу между космическим пространством и атмосферой Земли. С правовой точки зрения было бы неверным отождествлять космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Анализ правового режима собственно космического пространства и небесных тел говорит об их существенном различии (на небесных телах действует режим полной демилитаризации, который на космос не распространяется). В связи с этим представляется, что космическое пространство должно быть юридически определено как межпланетное пространство за пределами атмосфер Земли и других небесных тел, в пределах которого возможно осуществление космической деятельности, среда, в которой в качестве главной силы, действующей на космический объект, является сила тяготения.
Библиографические ссылки
1. Философский словарь / под ред. М. М. Розен-таля и П. Ф. Юдина. М. : Политиздат, 1963. С. 217.
2. Васьков С. А., Малков С. П. Нормативно-правовое обеспечение космической деятельности : монография / СПбГУАП. СПб., 2003. 164 с.
3. Василевская Э. Г. Правовые проблемы исследования и использования Луны и других небесных тел // Тенденции развития космического права / под общей ред. проф. А. С. Пирадова. М. : Наука, 1971. С. 166167.
© Сафронов В. В/. 2013
УДК 34.069
К. С. Скопцова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА
В РОССИИ И МИРЕ
Рассмотрено нормативно-правовое регулирование борьбы с воздушным терроризмом. Проанализирован ряд правовых документов на предмет пробелов и противоречий. Акцент сделан на уголовно-правовом регулировании противодействий терроризму в силу его особой значимости.
Терроризм в наше время становится одной из глобальных проблем человечества. Самым опасным из всех видов терроризма считается воздушный терроризм, поскольку крайне сложно предпринять немедленные действия по освобождению заложников, когда они захвачены в воздухе, а именно - в закрытом пространстве воздушного судна.
Мотивы совершения терактов в основном идеологические или террористы ставят перед собою цель причинения крупного материального ущерба [1].
В некоторых случаях террористические действия имеют рекламный характер, в Советском Союзе причиной совершения акта терроризма послужила вынужденная необходимость, связанная с невозможностью мирно покинуть страну (как это произошло с семьей Овечкиных в 1988 г.). Следует также отметить, что террористический акт, произошедший в США 11 сентября 2001 года, стал критической точкой в определении целей терактов и отношения к ним. Большинство угонов до этого события имели целью