Научная статья на тему 'Проблемы разграничения воздушного пространства и космоса'

Проблемы разграничения воздушного пространства и космоса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2464
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИЦА / ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОСМОС / ГОСУДАРСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ) / BORDER / AIRSPACE / OUTER SPACE / SPACE / STATE / INTERNATIONAL SPACE LAW / UN (UNITED NATIONS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алымова Я.Ю.

На сегодняшний день в процессе обсуждения вопроса об установлении границы между воздушным и космическим пространствами в Комитете ООН по космосу и доктрине преобладают в основном два подхода высотный и функциональный. Согласно высотному подходу к решению вопроса о делимитации пространствами, двумя этим между границу договорную установить необходимо воздушного и космического пространства Согласно второму, в этом нет необходимости, а различать авиационную и космическую деятельность можно в зависимости от назначения (функций) летательного аппарата. В результате это породило концепцию об относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство над праве. космическом воздушно едином о территорией государства, а также привело к разработке теорий. Рассмотрено, каким образом сегодня при отсутствии такой нормы в документах по международному космическому праву решаются вопросы космической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DELEMITATIONOF AIRSPACE AND SPACE

Today, the process of discussing the issue of establishing a boundary between airspace and outer space in the United Nations Committee on Space and doctrine dominated mainly two approaches the altitude and functional. According to the high-altitude approach to the issue of the delimitation of airspace and outer space, you must install the border treaty between the two spaces. According to a second this is not necessary, and to distinguish between the aviation and space activities can, depending on the purpose (function) of the aircraft. As a result, it has given rise to the concept of the relativity of the principle of state sovereignty over the airspace above the territory of the state, and led to the development of theories of a single air space law. In this article we will look at how today in the absence of such a rule in the documents on international space law address issues of space activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы разграничения воздушного пространства и космоса»

Секция

«ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 34

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА И КОСМОСА

Я. Ю. Алымова Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yanchik199613@mail.ru

На сегодняшний день в процессе обсуждения вопроса об установлении границы между воздушным и космическим пространствами в Комитете ООН по космосу и доктрине преобладают в основном два подхода - высотный и функциональный. Согласно высотному подходу к решению вопроса о делимитации пространствами, двумя этим между границу договорную установить необходимо воздушного и космического пространства Согласно второму, в этом нет необходимости, а различать авиационную и космическую деятельность можно в зависимости от назначения (функций) летательного аппарата. В результате это породило концепцию об относительности принципа государственного суверенитета на воздушное пространство над праве. космическом - воздушно едином о территорией государства, а также привело к разработке теорий. Рассмотрено, каким образом сегодня при отсутствии такой нормы в документах по международному космическому праву решаются вопросы космической деятельности.

Ключевые слова: граница, воздушное пространство, космическое пространство, космос, государство, международное космическое право, ООН (Организация Объединенных Наций).

PROBLEM OF DELEMITATIONOF AIRSPACE AND SPACE

Ya. Yu. Alymova Scientific Supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yanchik199613@mail.ru

Today, the process of discussing the issue of establishing a boundary between airspace and outer space in the United Nations Committee on Space and doctrine dominated mainly two approaches - the altitude and functional. According to the high-altitude approach to the issue of the delimitation of airspace and outer space, you must install the border treaty between the two spaces. According to a second this is not necessary, and to distinguish between the aviation and space activities can, depending on the purpose (function) of the aircraft. As a result, it has given rise to the concept of the relativity of the principle of state sovereignty over the airspace above the territory of the state, and led to the development of theories of a single air - space law. In this article we will look at how today in the absence of such a rule in the documents on international space law address issues of space activities.

Keywords: border, airspace, outer space, space, state, international space law, UN (United Nations).

Наличие всеобщей, постоянной и единообразной практики государства в новых областях международных отношений, ведет к возникновению новых норм международного обычного права, если выполняются определенные требования, предъявляемые к обычному нормообразованию в современ-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

ном международном праве. Если с этих позиций подойти к анализу международной практики, возникшей в связи с целью установления нормы и обычного права, определяющей границу, или, по крайней мере пределы разграничения между воздушным и космическим пространством, то можно констатировать, что она есть и состоит из различных актов государств, выражающих их позицию по рассматриваемой международно-правовой проблеме.

Вопрос о разграничении воздушного и космического пространства, связанный с высотным пределом государственного суверенитета и сферой действия принципа свободы исследования и использования космического пространства, безусловно, относится к области межгосударственных отношений, требующих международно-правового регулирования. Поэтому акты государств, ведущие к возникновению всеобщей, постоянной к единообразию практики в данной области не могут иметь значения прецедентов, влекущих правовые последствия. Есть основания считать, что развитие и консолидация межгосударственной практики, возникшей в связи с космической деятельностью в районах космоса, прилегающих к национальному воздушному пространству, на основе принципа свободы открытого космоса постепенно привели к возникновению обычной нормы, тесно связанной с нормой свободы космоса, и определяющей пространственные пределы её действия.

Межгосударственная практика, концентрирующая данный обычай, состояла, с одной стороны, из притязаний космических держав на право беспрепятственного осуществления деятельности по исследованию и использованию космоса с помощью космических объектов над территориями государств на различной высоте, в том числе на высоте, определяемой низшим возможным перигеем спутника на орбите, а с другой - из активной или пассивной реакции государств, над территориями которых осуществлялась эта деятельность, - реакции, выражающей признание такого права. Практику государств в этой области составляли такие акты:

- фактические действия космических держав по запуску космических объектов на различную высоту над уровнем океана;

- официальные заявления представителей заинтересованных государств по вопросам, связанным с правом осуществлять такую деятельность на различных международных форумах;

- отсутствие протестов или иных актов, ясно свидетельствующих об отказе признать законность деятельности по исследованию космоса на различных высотах со стороны других государств.

Анализ существующей практики позволяет сформулировать правило поведения, соблюдаемое всеми государствами в их взаимных отношениях. В своей практике государства придерживаются нормы, согласно которой космические объекты в свободном полете на орбите с наиболее низкими перигеями, которые на данный момент технически возможно, находятся в сфере действия границы свободы исследования и использования космического пространства, т. е. в открытом космосе. В соответствии с этой практикой суверенитет государств не распространяется выше пределов, очерченных минимальным перигеями спутников на орбите [1].

ФАИ (Международная Авиационная Федерация) регистрирует полет как космический, начиная с высоты 100 км. Именно на этой высоте космический аппарат может совершить полный орбитальный виток вокруг Земли, после чего начинается его вход в плотные слои атмосферы, торможение и падение на Землю (если объект не сгорает в плотных слоях атмосферы).

Таким образом, низшим пределом космического пространства и, соответственно, высшим пределом национального воздушного пространства, согласно установившейся практике, являются технически возможные наиболее низкие орбиты искусственных спутников в свободном полете (100+/-10 км над уровнем океана) [2].

Однако даже с учетом сказанного следует признать, что существующая проблема делимитации воздушного и космического пространства окончательно будет решена только после принятия международным сообществом соответствующей договорной нормы.

22 июня 1979 г. Советский Союз на 22-й сессии Комитета ООН по космосу внес предложение установить договорную границу между воздушным и космическим пространствами на высоте, не превышающей 100-110 км над уровнем Мирового океана. При этом за космическими объектами для выхода на орбиту и возвращения на Землю на территорию запускающего государства СССР предложил сохранить право пролета через воздушное пространство других государств [3].

За последние годы в Государственную Думу было внесено более десятка законопроектов, которые в последствии были отклонены, либо возвращены на доработку. Перечень законопроектов демонстрирует широкий спектр вопросов, требующих регулирование в космической деятельности [4].

В заключение хотелось бы сказать, что процесс нормообразования в международном космическом праве имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права. Аргументом в пользу скорейшего определения понятия космического пространства следует считать недопущение существования в дальнейшем как такого пробела в международном космическом праве, так и притязания некоторых экваториальных стран на установление ими своего суверенитета над теми участками геостационарной орбиты, которые проходят над их территорией.

Библиографические ссылки

1 Малков С. П. Международное космическое право : учеб. пособие. СПб., 2002. 344 с.

2. Зотова О. В., Колосов Ю. М. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности // Московский журнал международного права. 2001. № 2.

3. Бархатова Е. Ю. Международное право [Электронный ресурс] : учеб. пособие. URL: http://www.be5.biz/pravo/m004/toc.htm (дата обращения: 20.02.2016).

4. URL: http://sibsau.ru/images/document/2014/2014_01_27_tezisy_APAK_tom_2.pdf (дата обращения: 20.02.2016).

© Алымова Я. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.