Научная статья на тему 'Анализ конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами'

Анализ конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2775
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова К.В., Сафронов В.В.

Рассмотрены цели, принципы и положения данной конвенции, а также приведены выводы об актуальности данного документа в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 348.1/8

К. В. Владимирова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Рассмотрены цели, принципы и положения данной конвенции, а также приведены выводы об актуальности данного документа в настоящее время.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами -межправительственный документ, подписанный Великобританией, Соединенными Штатами и СССР в 1972 году, который расширяет Договор о космосе от 1967 года.

Причиной создания послужила необходимость разработать в отдельном международном акте правила и процедуры относительно ответственности за ущерб, а также указать права и обязанности государств-участников [1].

Конвенция состоит из 28 статей в которых раскрывается содержание принципов международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

В статье 1 раскрываются основные понятия, используемые в конвенции. Сравнивая с другими конвенциями, следует отметить, что понятийный аппарат рассматриваемого документа не большой: «ущерб», «запуск», «запускающее государство», «космический объект».

В конвенции подробно урегулированы условия ответственности запускающих космические объекты сторон. Так в случае столкновения двух космических объектов, ответственность несет та сторона, которая виновна в столкновении. Более того, согласно конвенции, в случае причинения вреда космическим объектом, третьим лицам (государству или его гражданам) по вине другого космического объекта - они несут солидарную ответственность за причиненный вред.

Согласно статье 5, когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за причиненный вред.

Таким образом, нужно отметить, что содержание конвенции целиком и полностью направлено на защиту интересов пострадавшей стороны. Конвенцией предоставляется права частичного освобождения от ответственности, для этого запускающее государство должно доказать, что вред был причинен по вине граждан или юридических лиц государства-истца.

Однако об освобождении не может быть и речи в том случае, если ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву.

Необходимо отметить, что положения рассматриваемой конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектам запускающего государства:

1) гражданам этого запускающего государства;

2) иностранным гражданам, когда они принимают участие в операциях связанных с запуском космического объекта.

Государство, которому причинен вред (гражданам, юридическим лицам, территории) может предъявить претензию к запускающему государству.

Претензия предъявляется по дипломатическим каналам, или же через Генерального секретаря ООН. Конвенцией ограничен срок предъявления претензии -один год (срок может быть отложен в том случае, если государство не знало о факте причинения ущерба).

Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании конвенции определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем, чтобы возместить ущерб пострадавшей стороне.

Как правило, компенсация выплачивается в валюте государства-истца, если стороны не пришли к другим договоренностям.

Важным моментом в конвенции надо считать урегулирование рассмотрения споров. Так, в случае если стороны не пришлю договоренности через переговоры, то спор рассматривается специальной комиссией.

В соответствии с конвенцией, комиссия по рассмотрению споров состоит из трех членов: члена назначаемого истцом, члена назначаемого ответчиком и председателя, которого стороны избирают совместно. В случае если сторона ответчик будет уклоняться от назначения члена комиссии или председателя, то истец может обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой о назначении председателя [2].

Основываясь на нормах конвенции, комиссия определяет степень вины ответчика и размер причиненного ущерба. Решение комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит. В случае если вред нанесен запуском (или космическим объектом) международной организации, то государства-члены такой организации несут солидарную ответственность.

В заключении можно отметить, что нормы конвенции целиком и полностью направлены на защиту ответчика - то есть стороны причинившей вред. Конвенция отражает современные принципы международного права и в настоящее время и в будущем направлена на защиту потерпевших от ущерба в результате использования космических объектов.

Однако с момента принятия Конвенции прошло уже почти 40 лет. Уровень развития мировой космонавтики значительно вырос. Сложность космических

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

проектов также постепенно увеличивается, что требует участия в них сразу нескольких государств. Наглядным примером этого является проект международной космической станции, в котором участвует 15 стран.

Помимо возросшей себестоимости космической деятельности, способствующей интеграции межгосударственного сотрудничества, необходимо принимать во внимание и такой фактор, как набирающая обороты коммерциализация исследования и использования космического пространства. В результате растет число коммерческих космических проектов, сторонами которых являются неправительственные лица [3].

Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в характере осуществления космической деятельности, нельзя не учитывать вопрос о том, насколько удовлетворительными и применимыми к

новым реалиям можно считать положения Конвенции об ответственности, касающиеся солидарной ответственности.

Очевидно, применение норм данной конвенции в настоящее время затруднительно или невозможно.

Библиографические ссылки

1. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. 1983.

2. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года.

3. Савельев В. А. Актуальные вопросы ответственности в международном космическом праве // ПРАВО И ПОЛИТИКА. 2000. № 6.

© Владимирова К. В., 2014

УДК 341.96

В. С. Гришков Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Предпринята попытка рассмотреть основные проблемы в области коммерциализации космического пространства и важность регулирования деятельности в космосе с правовой точки зрения.

В современных условиях существует необходимость постепенного развития и усовершенствования правового регулирования деятельности в космическом пространстве, создания новых норм, которые будут призваны регламентировать деятельность субъектов при коммерческом использовании космоса.

Ключевыми видами коммерциализации космического пространства являются: запуски в целях проведения научных исследований и экспериментов, дистанционное наблюдение поверхности Земли из космоса и дальнейшее использование полученных данных, коммерческое использование глобальной навигации, коммерческое использование спутниковой связи, коммерческое использование аэрокосмических гиперзвуковых объектов в качестве аэротранспорта и прочие виды [1].

На сегодняшний день, в области коммерциализации космического пространства существует несколько проблем с правовой точки зрения.

Основной является проблема субъектного состава отношений в данной сфере. Наибольшее преимущество необходимо уделить вопросам частного запуска и возможности осуществления космического туризма в качестве одного из видов частной экономической деятельности в дальнейшем будущем. Помимо этого, необходимо уделить внимание процессу интеграции в отрасль международного права различных договоров и соглашений, заключаемых участниками коммерческой деятельности космического пространства. А по той причине, что главными монополистами, из всех

субъектов, осуществляющих космическую деятельность, являются государства, а не частные организации, вопрос конкуренции и монополизации становится наиболее проблемным.

Также немаловажной проблемой в области коммерциализации космического пространства, которая актуальна в первую очередь для международных организаций, является финансирование данных предприятий и международно-правовая регламентация ответственности за осуществление деятельности в космосе, вне зависимости от финансового положения организаций.

Так как наше государство принимает активное участие в научно-техническом сотрудничестве в сфере освоения космического пространства, возникает потребность максимально детализированного урегулирования вопросов данного взаимодействия между государствами в национальном законодательстве. Кроме того, необходимо постепенно расширять сотрудничество с различными космическими международными организациями и агентствами.

Практически полное отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы в отрасли коммерческого использования космического пространства является еще одним недостатком.

В качестве одного из наиболее подходящих путей решения рассмотренных проблем, можно предложить обновление системы международных соглашений в области изучения и использования космического пространства, в том числе включение в международ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.