Научная статья на тему 'Нормы об ответственности в международном космическом праве и их имплементация в национальное законодательство Республики Казахстан'

Нормы об ответственности в международном космическом праве и их имплементация в национальное законодательство Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликпаева Мира Жумагазыевна

Космическая деятельность сопряжена с целым рядом факторов и ри-сков. Один из них возникновение внештатных ситуаций или аварий, и как следствие, необходимость определения виновных субъектов, степени их ответственности, разме-ра ущерба. В международном космическом праве существует ряд норм, регламентиру-ющих вопросы ответственности. Среди них Договор о принципах деятельности госу-дарств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года, а также специальный документ Конвенция о меж-дународной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года. К слову, Республика Казахстан является участником упомянутых документов с мая 1997 года, присоединившись к ним. Тема ответственности в космической деятельности достаточно актуальна для нашей страны. Располагая на своей территории крупнейшим в мире космодромом, а также последовательно создавая и развивая собственную космическую отрасль, тем не менее, возникают спорные ситуации, требующие своего разрешения. В условиях аренды комплекса «Байконур» Российской Федерацией и запуска космических объектов происхо-дят внештатные аварии, которые приводят к возникновению ущерба. И в этой связи важно, чтобы те нормы, которые предусмотрены международным космическим пра-вом, находили свое отражение в национальных законодательствах государств-участ-ников космической деятельности. Казахстанская космическая отрасль долгое время ре-гламентировалась подзаконными актами, и только в 2012 году был принят первый и ныне действующий Закон «О космической деятельности», в котором учтены некоторые международно-правовые стандарты в этой области, однако, имеются и определенные проблемы. Данная статья нацелена на проведение исследования норм международного космического права в части ответственности за космическую деятельность, а также выявление степени их имплементации в национальное законодательство Республики Ка-захстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормы об ответственности в международном космическом праве и их имплементация в национальное законодательство Республики Казахстан»

УДК 341.229

НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ И ИХ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Куликпаева Мира Жумагазыевна

Начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства Республики Казахстан, и.о. доцента кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, PhD, e-mail: [email protected]

Ключевые слова: космическая деятельность; международное космическое право; Комитет ООН по космосу; Республика Казахстан; комплекс «Байконур»; ответственность государств; имплементация норм.

Аннотация. Космическая деятельность сопряжена с целым рядом факторов и рисков. Один из них — возникновение внештатных ситуаций или аварий, и как следствие, необходимость определения виновных субъектов, степени их ответственности, размера ущерба. В международном космическом праве существует ряд норм, регламентирующих вопросы ответственности. Среди них — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года, а также специальный документ — Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года. К слову, Республика Казахстан является участником упомянутых документов с мая 1997 года, присоединившись к ним.

Тема ответственности в космической деятельности достаточно актуальна для нашей страны. Располагая на своей территории крупнейшим в мире космодромом, а также последовательно создавая и развивая собственную космическую отрасль, тем не менее, возникают спорные ситуации, требующие своего разрешения. В условиях аренды комплекса «Байконур» Российской Федерацией и запуска космических объектов происходят внештатные аварии, которые приводят к возникновению ущерба. И в этой связи важно, чтобы те нормы, которые предусмотрены международным космическим правом, находили свое отражение в национальных законодательствах государств-участников космической деятельности. Казахстанская космическая отрасль долгое время регламентировалась подзаконными актами, и только в 2012 году был принят первый и ныне действующий Закон «О космической деятельности», в котором учтены некоторые международно-правовые стандарты в этой области, однако, имеются и определенные проблемы. Данная статья нацелена на проведение исследования норм международного космического права в части ответственности за космическую деятельность, а также выявление степени их имплементации в национальное законодательство Республики Казахстан.

ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ГАРЫШ Ц¥К;ЫГЫНДАГЫ ЖАУАПТЫЛЬЩ ТУРАЛЫ НОРМАЛАР ЖЭНЕ ОЛАРДЫ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ ¥ЛТТЫЩ ЗАЦНАМАСЫНА ИМПЛЕМЕНТАЦИЯЛАУ

Мира Ж¥маFазьщызы Куликпаева

Казацстан Республикасыныц Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цщыцтану бвлгмгнщ бастыгы, Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия ¥лттыц Университетi Зац факультетi халыцаралыц цщыц кафедрасы доцентшщ м.а., PhD, e-mail: [email protected]

TYum свздер: гарыш цызметi; халыцаралыц гарыш цщыгы; Б¥¥ Гарыш бойынша Комитетi; Казацстан Республикасы; «Байцоцыр» кешеш; мемлекеттердщ жауапкер-

шглггг; нормаларды имплементациялау.

Аннотация. Гарыш цызмет1 квптеген факторлар мен тэуекелдерге толы. Олар-дыц б1р1 — штаттан тыс жагдайлар мен авариялар туындауы, соныц салдары реттде шнэл1 субъект1лерд1, олардыц жауапкерштш, келт1ртген зиянды аныцтау цажеттш-г1. Халыцаралыц гарыш цуцыгында жауапкершшк сурацтарын реттейтт б1рцатар нормалар бар. Олардыц цатарында 1967 жылгы Ай жэне басца да аспан денелер1н цосцанда, гарыш кец1ст1г1н зерттеу мен пайдалану бойынша мемлекеттер цызмет1н1ц принциптер1 туралы Шарт жэне арнайы цужат — 1972 жылгы Гарыш объекттер1 кел-т1ртген залалдар ушт халыцаралыц жауапкершшк туралы Конвенция бар. Казацстан Республикасы 1997 жылдыц мамырынан бер1 аталган цужаттардыц цатысушысы екенгн айта кеткен жвн.

Гарыш цызмет1ндег1 жауапкершшк тацырыбы б1зд1ц ел Yшiн б1ршама взект1 болып цала бередi. Эйткеш вз аумагында элемдегi ец Yлкен гарыш айлагы бар, эрi взтщ гарыш саласын цалыптастырып, дамытып отырган б1здщ ел Yшiн де вз шешiмiн табуы тшс даулы жагдайлар туындап отырады. «Байцоцыр» кешет Ресей Федерациясына жалга бертген жэне гарыш объектыерт гарышца ушыру болып туратын жагдайда зиян эке-летт штаттан тыс жагдайлар туындап турады. Осыган байланысты халыцаралыц гарыш цуцыгында квзделген жауапкершшк туралы нормалар гарыш цызметiнiц цаты-сушы-мемлекеттертщ улттыц зацнамасында кврШс табуы мацызды. Казацстандыц гарыш саласы узацуацыт бойы зацга сэйкес актыерменреттелген едi, тек 2012 жылы гана алгашцы жэне цазiргi цолданыстагы «Гарыш цызметi туралы» Зац цабылданды. Ол Зацда осы салага цатысты халыцаралыц цуцыцтыц стандарттардыц бiрцатары ескерыген, дегенмен, кем тустары да бар. Бул мацала халыцаралыц гарыш цуцыгыныц гарыш цызметiндегi жауапкершштке цатысты нормаларын зерттеуге, сондай-ац, олардыц Казацстан Республикасыныц улттыц зацнамасына имплементациялану дец-гешн аныцтауга багытталган.

NORMS ON RESPONSIBILITY IN INTERNATIONAL SPACE LAW AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE NATIONAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Kulikpayeva Mira Zh.

Head ofDepartment of international legislation and comparative law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, acting assistant professor of International Law Department, Faculty of Law, L.N. Gumilyov Eurasian National University, PhD, e-mail: [email protected]

Keywords: space activities; international space law; the UN Committee on outer space; the Republic of Kazakhstan; the "Baikonur" complex; the responsibility of states; the implementation of norms.

Abstract. Space activities are associated with a variety of factors and risks. One of them is the occurrence of emergency situations or accidents, and as a result, the need to determine the guilty subjects, the degree of their responsibility, and the extent of damage. In international space law there are a number of rules governing liability issues. Among them - the 1967 Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies, and a special document - the 1972 Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects. By the way, the Republic of Kazakhstan is a member of these documents since May 1997, joining them.

The topic of responsibility in space activities is quite relevant for our country. Owning on its territory the world's largest cosmodrome, as well as consistently creating and developing its own space industry, however, controversial situations arise that need to be resolved. Under the conditions of the lease of the "Baikonur" complex by the Russian Federation and the launching of space objects, non-planned accidents occur that cause damage. And in this regard, it is important that the norms that are providedfor by international space law are reflected in the national legislations of the States parties to space activities. The Kazakhstani space branch has long been regulated by sub legislation, and only in 2012 that the first and current Law "On Space Activity" was adopted, which took into account some international legal standards in this area, however, there are certain problems. This article aims to conduct a research of the norms of international space law in terms of responsibility

for space activities, as well as identifying the extent of their implementation in the national legislation of the Republic of Kazakhstan.

Запуск первого искусственного спутника в 1957 году, а затем полет первого человека в космос в 1961 году положили начало эре освоения космического пространства, куда вовлекается все больше государств, международных организаций, и даже коммерческих компаний.

Вместе с тем, следует четко понимать всю серьезность и важность осуществления космической деятельности, а также ее тесную связь с определенными рисками и последствиями. С одной стороны, участие государств в космической деятельности - это один из залогов успешной экономики и благосостояния населения. С другой - такая деятельность может негативно сказаться на результатах освоения космического пространства.

Так, например, с активизацией космических исследований и ростом числа государств, осуществляющих запуски, количество падений на Землю космических объектов будет увеличиваться. Вероятность причинения ущерба будет, таким образом, повышаться.

Падение любых космических объектов или их частей может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего государству или его физическим и юридическим лицам. Падающие космические объекты могут причинить ущерб не только на сухопутной территории, но также в открытом море и в воздухе.[1, 196].

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (далее - Договор, Договор по космосу 1967 года)1 провозгласил, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами, и не может подлежать национальному присвоению. Такое положение четко закрепляет равный доступ всех субъектов международного права и дает возможность беспрепятственного развития собственной космической отрасли.

Вместе с тем, каждое государство должно отдавать себе отчет в необходимости соблюдения определенных правил поведения при осуществлении космической деятельности. Несоблюдение международных и национальных правовых норм в обязательном порядке повлечет за собой наступление ответственно-

сти.

К примеру, международно-правовая ответственность может наступать в следующих случаях:

1) за совершение международного правонарушения;

2) за вредные последствия (ущерб), наступившие в результате правомерной деятельности.

В доктрине отмечается, что по своей правовой природе эти виды ответственности различаются, поскольку регламентируются различными нормами, а также имеют разное содержание и формы проявления.

В английском языке указанные виды ответственности обозначаются различными терминами: "responsibility", когда речь идет об ответственности за международные противоправные деяния, и "liability", когда имеется в виду ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.[2, 577].

В свою очередь, статья VII Договора по космосу возлагает исключительно на государства международную ответственность за ущерб, причиненный их космическими объектами. Таким образом, в отличие от международного воздушного, морского и атомного права, ответственность за ущерб в результате космической деятельности является не гражданско-правовой, а международно-правовой категорией.[3, 311].

Во исполнение вышеупомянутого положения Договора по космосу 1967 года, в рамках Организации Объединенных Наций был разработан и принят важнейший документ -Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года (далее - Конвенция, Конвенция о международной ответственности 1972 года)2. При ее разработке за основу были приняты следующие цели и принципы:

-общая заинтересованность всего человечества в дальнейшем исследовании и использовании космического пространства в мирных целях;

-основные положения Договора по космосу 1967 года;

-соблюдение мер предосторожности государствами и международными межправительственными организациями с учетом ри-

1 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года / Конвенции и соглашения URL: http://www.un.org/ru/ documents/declconv/conventions/damage.shtml

2 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года /Конвенции и соглашения URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/damage.shtml

ска возникновения ущерба от запускаемых космических объектов;

-необходимость разработки эффективных международных правил и процедур относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба;

-содействие укреплению международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Упомянутые цели и принципы принятия Конвенции свидетельствуют о серьезном подходе государств к осуществлению космической деятельности и их готовности нести ответственность в случае возникновения внештатных ситуаций.

По смыслу Конвенции о международной ответственности 1972 года, термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций.

Немаловажным является рассмотреть и другие термины, определяемые Конвенцией в целях полного понимания их содержания:

-термин «запуск» включает попытку запуска;

-термин «запускающее государство» означает: 0 государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, п) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;

-термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части3.

Таким образом, речь идет об ответственности государств и международных организаций за правомерную деятельность, связанную с повышенным риском для окружающих.

В международном космическом праве, с учетом особой специфики использования государствами ракетно-космической техники, установлен не гражданско-правовой, а международно-правовой подход к режиму имущественной ответственности. Это значит, что речь идет только об отношениях между субъектами международного права, прежде всего между государствами. При этом ответственность носит объективный (независимый от вины) характер в случае причинения ущерба на поверхности Земли или воздушному судну

в полете. Ответственность за ущерб в космическом пространстве основывается на принципе вины. Освобождение от ответственности (полное или частичное) предоставляется, если запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца, либо физических и юридических лиц, которых оно представляет. В доктрине высказывается суждение, что при наличии умысла, т.е. действия или бездействия, со стороны государства-истца с намерением причинить ущерб освобождение от абсолютной ответственности запускающего государства должно быть полным, а при вине в форме грубой небрежности - частичной [4, с 50].

Договор по космосу 1967 года четко определил, что государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также обеспечивают, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями международного космического права. В развитие положений Договора, Конвенция о международной ответственности 1972 года более детально предусмотрела порядок и условия возмещения ущерба.

Особый порядок рассмотрения споров, возникающих в ходе космической деятельности, закреплен в ст. VШ-XXШ Конвенции. При этом, в отличие от традиционного международно-правового подхода, для обращения к механизму разрешения споров не требуется предварительно исчерпать все имеющиеся на национальном уровне средства защиты интересов пострадавшего государства или лица (п.1 ст. XI Конвенции), что является несомненным преимуществом конвенционного порядка урегулирования претензий. [3, 316].

Согласно общему правилу, государство, которому причинен ущерб, может предъявить претензию о компенсации запускающему государству.

Подобные претензии за ущерб должны предъявляться по дипломатическим каналам в адрес запускающего государства. В случае отсутствия дипломатических отношений между упомянутыми государствами, просьба о предъявлении претензии может быть выдвинута другим государством (по просьбе государства-истца), либо через Генерального секретаря ООН, однако, при условии, что и

3 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года 7 Конвенции и соглашения URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/damage.shtml

государство-истец, и запускающее государство являются членами данной Организации.

Важным моментом является четко обозначенный срок подачи такой претензии - не более одного года с даты причинения ущерба либо установления запускающего государства, которое понесет ответственность за ущерб. Из данного правила существуют исключения, когда государству неизвестно о причинении ущерба, либо не установлено запускающее государство. В этом случае допускается предъявлять претензию в течение года с даты, когда стали известны вышеуказанные факты, но, также не превышая одного года.

Компенсация за причиненный ущерб должна соответствовать критериям соответствия международному праву и принципам справедливости, а также быть выплачена в условной валюте (по согласованию), либо в случае отсутствия консенсуса - в валюте одной сторон.

Особенностью регламентирования ответственности государств в международном космическом праве является тот факт, что наряду с дипломатическими переговорами Конвенция предусматривает создание Комиссии по рассмотрению претензий (далее - Комиссия) по требованию одной из сторон. Работа Комиссии осуществляется в случае невозможности решения вопроса дипломатическим путем. В составе Комиссии представлены 3 члена, среди которых по представителю от государства-истца и запускающего государства, при этом председатель комиссии избирается сторонами. Такой подход к формированию Комиссии отражает ее независимость и беспристрастность, а также способствует всестороннему изучению спорного вопроса и возможности представить полный пакет аргументов от каждой стороны. При этом решение Комиссии будет окончательным и обязательным для исполнения выбравшими ее сторонами.

Анализ положений Конвенции о международной ответственности 1972 года показал, что в рамках Организации Объединенных Наций действует четкий свод правил, который регулирует вопросы возмещения ущерба, причиненного одним государством другому в результате космической деятельности. Одним из механизмов их соблюдения является имплементация таких норм в национальное законодательство государствами-участниками основных документов ООН в сфере космической деятельности.

Так, Республика Казахстан с момента обретения независимости стала последователь-

но развивать собственную космическую отрасль. Страна обладает на своей территории комплексом «Байконур», в состав которого входит непосредственно космодром и соответствующая ему наземная инфраструктура. В 1995 году Казахстан был принят в члены Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Спустя два года, в мае 1997 года мы присоединились к основополагающим международно-правовым документам ООН в сфере космической деятельности: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.). Именно эти нормы на сегодняшний день определяют правовой режим космического пространства, в рамках которого развивается космическая отрасль и нашей страны.

Говоря о национальном законодательстве, следует отметить, что с момента обретения независимости, в Казахстане отсутствовал единый законодательный акт, регулирующий вопросы отечественной космической отрасли. В разное время она регламентировалась государственными программами, стратегическими планами, приказами и инструкциями государственных органов. При этом, принятие отдельного закона - «О космической деятельности» -произошло только 6 января 2012 года. Данный закон направлен на регулирование общественных отношений по осуществлению космической деятельности в Республике Казахстан4.

Особенностью регулирования данной деятельности является то, что международно-правовая регламентация опережала национально-правовую. К примеру, когда в начале 90-х годов XX столетия было принято политическое решение о передаче комплекса «Байконур» в аренду Российской Федерации, становление и развитие космической отрасли регулировали нормы соответствующего Договора аренды 1994 года5.

Ключевым в части решения вопроса об ответственности, и вместе с тем, спорным с точки зрения международного космическо-

4 Закон Республики Казахстан от 6января 2012 года №528-IV«О космической деятельности»/ИПСНПА РК «Эдшет» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000528

5 Указ Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2195 «О ратификации Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации»/ ИПС НПА РК «Эд1лет» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U950002195_

го права является положение 8.4 Договора аренды 1994 года. В соответствии с данной нормой предусматривается, что в случае нанесения ущерба, связанного с деятельностью космодрома «Байконур» при выполнении российских космических программ, Россия несет ответственность как запускающее государство в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года. При этом Республика Казахстан не рассматривается в качестве участника совместного запуска либо запускающего государства.

В случае, когда запуск космического объекта осуществляется Россией совместно с Республикой Казахстан, ответственность за ущерб определяется ст. V указанной Конвенции. В случае, когда запуск космического объекта осуществляется Россией совместно с иными странами, эти страны несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб в соответствии с упомянутой Конвенцией. При этом Республика Казахстан не рассматривается в качестве участника совместного запуска либо запускающего государства6.

Ранее в тексте были приведены определения термина «запускающее государство», которое содержится в Конвенции о международной ответственности 1972 года. На основании содержания этого термина, российские ученые, в частности, профессор Жуков Г.П., усматривали противоречие нормы 8.4 Договора аренды 1994 года статье 1 Конвенции о международной ответственности 1972 года, утверждая, что Республика Казахстан должна рассматриваться запускающим государством по смыслу ст. 1 Конвенции. Аргументы казахстанской стороны могут основываться на том, что в условиях аренды комплекса «Байконур» Российской Федерацией и осуществления ею собственных космических программ и проектов Казахстан не может быть рассмотрен в качестве запускающего государства, и соответственно, не может нести ответственность.

Наличие таких норм также может быть оправдано осторожным подходом казахстанской стороны к вопросам решения ответственности и возмещения ущерба с точки зрения обеспечения национальных интересов и безопасности страны в случаях возникнове-

ния внештатных ситуаций.

К примеру, в 2013 году на комплексе «Байконур» произошла авария, когда примерно на десятой секунде после старта ракета «Про-тон-М» внезапно изменила направление полета, начала падать и взорвалась на территории космодрома. Репортаж о запуске шел в прямой трансляции на сайте Роскосмоса. По предварительным данным, причиной крушения стали неполадки в двигательной установке ракеты7.

А в октябре 2018 года на Байконуре потерпела аварию ракета с новым экипажем МКС. После старта у аппарата отключились двигатели второй ступени. ЧП произошло на 119-й секунде. По данным российских информагентств, экипаж испытал серьезную перегрузку, но остался жив. На борту находились российский космонавт А. Овчинин и астронавт НАСА Н. Хейг. Ещё одно место на корабле занимал контейнер с грузом. Экипаж совершил аварийную посадку на территории Казахстана. К месту приземления отправились поисково-спасательные отряды8.

Следует отметить, что в этих и других случаях возникновения внештатных аварий, стороны устраняют проблемы и решают спорные вопросы в рамках межправительственной комиссии, которая проводит расследование и определяет вопрос об ответственности. Более того, процедура разрешения спора между государством-истцом и запускающим государством происходит на основе двусторонних договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (например, Договор аренды 1994 года и др.), в которых нашли отражение нормы международных стандартов Комитета ООН по космосу (в частности, Конвенции о международной ответственности).

Поскольку возникновение внештатных ситуаций и аварий, в первую очередь, затрагивает экологическую безопасность государства, то в этой связи одним из ключевых документов является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией, совершенное в городе Байконыре 2 июня 2005 года9.

6 Указ Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2195 «О ратификации Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации»/ ИПС НПА РК «Эдшет» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U950002195_

7На «Байконуре» упала ракета «Протон»/Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/russia/315974

8 Авария произошла при старте ракеты на Байконуре / 24kz URL: https://24.kz/ru/news/incidents/item/270765-avariya-proizoshla-pri-starte-rakety-na-bajkonure

9 Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года N1242 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией»/ ИПС НПА РК «Эдшет» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P050001242_

Что касается национального законодательства, то Законом Республики Казахстан «О космической деятельности» лишь предусмотрено, что нарушение законодательства в области космической деятельности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Кроме этого, Экологическим кодексом Республики Казахстан10 предусмотрена ст. 143 «Специальные виды мониторинга», где определен и мониторинг ракетно-космического комплекса «Байконур». Мониторинг ракетно-космического комплекса «Байконур» представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды на территориях, подверженных влиянию ракетно-космической деятельности комплекса «Байконур», организацию функционирования которой осуществляет уполномоченный орган в области космической деятельности11.

Анализ положений национального законодательства свидетельствует о недостаточном уровне имплементации норм международных норм в национальное законодательство в части определения вопроса ответственности за ущерб, причиненный в результате космиче-

ской деятельности. Вместе с тем, на основании ст.4 Конституции Республики Казахстан определено, что действующим правом являются нормы международных обязательств республики, а международные договоры, ратифицированные нашей страной, имеют приоритет перед законами. В этой связи допустимо рассматривать двусторонние договоры и соглашения по комплексу «Байконур» в качестве норм, имплементировавших положения международных документов Комитета ООН по космосу. Однако, тем не менее, остается необходимость детального урегулирования и полной имплементации в национальное законодательство. В этой связи предлагается дополнить Закон «О космической деятельности» отдельной главой касательно решения вопроса об ответственности по комплексу «Байконур» (запускающее государство, порядок определения ущерба, выплата компенсаций, проведение расследований, экологическая безопасность, урегулирование споров дипломатическим путем либо при помощи комиссии) в полном соответствии с Конвенцией о международной ответственности 1972 года.

ЛИТЕРАТУРА

1 Колосов Ю.М.Ответственность в международном праве. - 2-е изд., стер. - М.: Статут, 2014. - 224 с.

2 Международное право: Общая часть / Отв. Ред. А.Х. Абашидзе, Е.М. Абайдельдинов. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. - 650 с.

3 Международное космическое право: учебник / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. - Москва: РУДН, 2014. - 524 с.

4 Жуков Г.П. Международное космическое право и вызовы XXI столетия. К 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. - М.: Изд-во РУДН, 2011. - 62 с.

REFERENCES

1 Kolosov Ju.M.Otvetstvennost' v mezhdunarodnom prave. - 2-e izd., ster. - M.: Statut, 2014. - 224 s. 2Mezhdunarodnoepravo: Obshhaja chast'/Otv. Red. A.H. Abashidze, E.M. Abajdel'dinov. - Voronezh: Nauka-Junipress, 2013. - 650 s.

3 Mezhdunarodnoe kosmicheskoe pravo: uchebnik /pod red. G.P. Zhukova, A.H. Abashidze. - Moskva: RUDN, 2014. - 524 s.

4 Zhukov G.P. Mezhdunarodnoe kosmicheskoe pravo i vyzovy XXI stoletija. K 50-letiju poleta Jurija Gagarina v kosmos. -M.: Izd-vo RUDN, 2011. - 62 s.

10 Закон Республики Казахстан от 6января 2012 года №528-IV«О космической деятельности»/ИПС НПА РК «Эд1лет» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000528

11 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 /ИПС НПА РК «Эдшет» URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000212_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.