Научная статья на тему 'Вопросы административной ответственности за совершение правонарушений в области космической деятельности'

Вопросы административной ответственности за совершение правонарушений в области космической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / космическая деятельность / космическая система / космический объект / космический мусор / безопасность / загрязнение / окружающая среда / эксплуатация / administrative responsibility / space activities / space system / space object / space debris / safety / pollution / environment / operation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жанузакова Лейла Тельмановна

В статье рассмотрены составы правонарушений в области космической деятельности, за совершение которых установлена административная ответственность. Исследованы национальное законодательство Казахстана и международные акты в данной сфере. Проведен сравнительный анализ норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. и нового Кодекса от 5 июля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of administrative responsibility for offenses in the field of space activities

The article considers violations in the field of space activities, for commission of which administrative responsibility is established. There are researched national legislation of Kazakhstan and international acts in this field. Comparative analysis of standards of the Code of the Republic of Kazakhstan on administrative offences of January 30, 2001, and the new Code of July 5, 2014 is carried out.

Текст научной работы на тему «Вопросы административной ответственности за совершение правонарушений в области космической деятельности»

Жанузакова Лейла Тельмановна,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждая страна, участвующая в освоении космического пространства, устанавливает свое национальное законодательство, которым регулируется космическая деятельность. Законодательство Казахстана в данной области основывается на Конституции Республики Казахстан и включает Закон РК от 6 января 2012 г. «О космической деятельности» [1], подзаконные акты Правительства, уполномоченного органа и Национального космического агентства РК. Составной частью национального законодательства в данной сфере являются международные договоры.

В современной правовой литературе можно выделить два подхода к определению понятия «космическая деятельность» в зависимости от акцентирования внимания на пространственном или функциональном аспектах международного космического права [2].

Первый подход подразумевает, что космическая деятельность - это исключительно деятельность в пределах космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, регламентируемая действующим в этом пространстве международно-правовым режимом. Такую космическую деятельность следует отличать от деятельности, выходящей за пределы международно-правового режима космического пространства.

Согласно Закону РК «О космической деятельности» космическая деятельность - это «деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства для достижения научных, экономических, экологических, оборонных, информационных и коммерческих целей».

Космическую деятельность составляют два вида деятельности: исследование и использование. Объектом такого исследования выступает само космическое пространство или некоторые планеты или спутники Солнечной системы. Исследование космического пространства возможно и вне самого космического пространства. Напротив, использование космического пространства можно рассматривать как проведение абсолютно любых работ (видов деятельности), но именно в космическом пространстве. С научным исследованием космоса тесно связан и другой вид деятельности - это испытание техники в условиях космоса.

Следующая группа видов космической деятельности является уже готовым результатом полезной деятельности для человечества. Это использование технологий космоса в различных отраслях экономики. Появление глобальной сети Интернет, теле- и радиовещание, быстрый обмен информацией, сотовая связь стали возможными благодаря системе спутников, которые принимают и передают сигналы с поверхности Земли.

Участниками космической деятельности могут выступать государства как суверенные участники международных отношений, юридические лица, учрежденные по законам государств, и физические лица - граждане государств или лица без гражданства. В зависимости от статуса участников космической деятельности определяются границы их юрисдикции. Если участниками выступают суверенные государства, то их деятельность должна определяться нормами международного космического права, как отрасли общего международного права. Если космическую деятельность осуществляют юридические лица, представляющие разные государства, то их сотрудничество основывается на правилах международного частного права. Когда космическую деятельность осуществляют физические и юридические лица - представители одного государства, их отношения регулируются национальным законодательством [3].

Кодекс РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. (далее - КоАП), в статьях 310, 311 устанавливает административную ответственность за совершение правонарушений в области космической деятельности [4]. Подобная ответственность была предусмотрена и прежним КоАП от 30 января 2001 г. [5]. Однако состав правонарушений в новом КоАП увеличен, ужесточены также и налагаемые меры административного взыскания.

В частности, нарушение законодательства в области космической деятельности, выражено в 6 правонарушениях, тогда как прежний Кодекс предусматривал только 3 состава.

1) Реализация проекта в области космической деятельности, по которому отсутствует положительное заключение отраслевой экспертизы в области космической деятельности.

Согласно Закону РК «О космической деятельности» проект в области космической деятельности - это «совокупность мероприятий по созданию космической техники и технологий, направленных на осуществление космической деятельности». Проекты в области космической деятельности подлежат обязательной отраслевой экспертизе. Запрещается реализация проектов в области космической деятельности без положительного заключения отраслевой экспертизы. Она осуществляется уполномоченным органом (Казкосмос) в области космической деятельности для определения целесообразности, технической возможности, экономической эффективности, соответствия законодательству, техническим регламентам и стандартам в данной сфере.

Результатом отраслевой экспертизы является заключение, основанное на всестороннем анализе и оценке представленных заявителем материалов, форма которого устанавливается уполномоченным органом.

2) Запуск космического объекта с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае его осуществления казахстанским участником космической деятельности без положительного решения Правительства Республики Казахстан о запуске космического объекта.

В компетенцию Правительства РК входит утверждение порядка согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории страны и за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности. Казахстанскими участниками являются физические и (или) юридические лица РК, осуществляющие космическую деятельность на ее территории, а также в космическом пространстве в соответствии с Законом.

Порядок получения соответствующего решения высшего исполнительного органа страны определен постановлением Правительства РК от 26 июня 2012 г. № 838 «Об утверждении Правил согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности» [6]. При этом действие Правил не распространяется на запуски космических объектов, осуществляемые с космодрома «Байконур» Российской Федерацией в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур».

3) Уклонение от государственной регистрации космического объекта.

Под космическим объектом понимается космический аппарат и (или) средство его выведения в космическое пространство и их составные части.

Государственной регистрации подлежат космические объекты: 1) принадлежащие физическим или юридическим лицам РК, а также права на данные космические объекты; 2) принадлежащие иностранным физическим или юридическим лицам, запускаемые в космическое пространство с территории РК.

Уклонением от государственной регистрации следует считать использование космических объектов, либо заведомое сокрытие, не образующее их хищение. Для квалификации правонарушения наступления противоправных последствий не требуется.

Объектом указанных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в области космической деятельности и государственного управления. Объективная сторона их характеризуется действиями, выраженными в нарушении правил реализации проектов в области космической деятельности, в нарушении правил согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Казахстана, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности, а также бездействием, выраженным в уклонении (игнорирование требований законодательства) от государственной регистрации. Субъективная сторона выражается в форме прямого или косвенного умысла. Субъектом правонарушения может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста,

должностное лицо, юридическое лицо.

Следующие три состава правонарушений, за которые установлена административная ответственность, КоАП 2001 г. не предусматривал.

4) Создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.

Космическая деятельность в нашей стране осуществляется при условии обеспечения охраны здоровья людей и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц. При осуществлении космической деятельности запрещается создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Космическая деятельность в рамках отдельного проекта при наступлении угрозы жизни и здоровью людей, причинении материальных убытков или ущерба окружающей среде ограничивается или запрещается в соответствии с экологическим законодательством РК.

Под созданием угрозы признаются любые действия либо бездействие в области космической деятельности, создающие угрозу жизни и здоровью людей.

Основным объектом данного правонарушения является общественная безопасность, дополнительным объектом - жизнь и здоровье людей. Объективная сторона характеризуется действием либо бездействием, выраженным в создании либо неустранении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектом выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо, юридическое лицо.

5) Использование космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно Конституции Республики Казахстан государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека [7].

Приказом Министра энергетики РК от 21 января 2015 г. № 27 «Об утверждении перечня экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности» аэрокосмическая деятельность, в т.ч. эксплуатация и вывод из эксплуатации космических аппаратов и объектов космической деятельности, отнесена к экологически опасным видам хозяйственной и иной деятельности [8].

Ст.30 Закона запрещает при осуществлении космической деятельности использование космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду. Между использованием космической техники и (или) небесных тел и наступившими негативными воздействиями на окружающую среду должна быть установлена необходимая причинная связь.

Загрязнение окружающей среды означает «поступление в окружающую среду загрязненных веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий» (пп.48) ст.1 Экологического кодекса РК [9].

При рассмотрении вопроса об ответственности за вред, нанесенный окружающей среде, следует учитывать, что обязанность возмещения вреда наступает лишь при наличии обстоятельств, свидетельствующих о наступлении вредных последствий, установлении причинителя вреда, его вины и причинной связи. При невозможности установления причинителя вреда ответственность должна возлагаться на собственника природного ресурса или иного владельца, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране.

Установление причинной связи между совершенным деянием и наступившими вредными последствиями предполагает выяснение вопроса о том, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в т.ч. естественно-природными, не наступили ли они вне зависимости от совершенного правонарушения, а также в какой степени такие факторы повлияли на характер и объем наступивших вредных последствий.

По общему правилу, вина - необходимое основание привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде. В отдельных случаях допускается возложение ответственности за вред, причиненный окружающей среде, независимо от наличия или отсутствия вины причинителя. Так, в соответствии с п.5 ст.321 Экологического кодекса физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Объектом данного правонарушения являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективная сторона характеризуется действием, выраженным в загрязнении

либо другом негативном воздействии на окружающую среду путем использования космической техники и (или) небесных тел. Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектом выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо, юридическое лицо.

6) Нарушение международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства.

Правовая база сотрудничества государств в космической области определяется международными договорами. При осуществлении космической деятельности запрещается нарушение международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства. Международные стандарты представляют собой комплекс норм, устанавливающих порядок соблюдения требований, направленных на предотвращение загрязнения космического пространства.

В последние десятилетия деятельность по мирному исследованию и использованию космического пространства претерпевает серьезные изменения. В конце прошлого века начался процесс ее коммерциализации. Увидев выгоды от использования космической техники и технологий, в освоение космоса активно включился частный бизнес. Да и государственный сектор стал уделять больше внимания коммерческим аспектам использования космического пространства в мирных целях. Освоение космического пространство приносит огромную пользу интересам государства. Но одновременно увеличивается опасность столкновений космических аппаратов с космическим мусором.

Под космическим мусором подразумеваются все искусственные объекты и их фрагменты в космосе, которые неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям, но являющиеся опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты. Крупные или содержащие на борту опасные (ядерные, токсичные) материалы объекты космического мусора могут представлять прямую опасность для Земли.

Согласно Закону одним из принципов осуществления космической деятельности является соблюдение норм международного права, и эффективное и рациональное использование космического пространства и космической инфраструктуры Республики. Особое внимание уделяется безопасности космической деятельности. Осуществление космической деятельности, возможно при условии обеспечения охраны окружающей среды и здоровья людей, защищенности имущества физических и юридических лиц.

Объектом данного правонарушения являются отношения в области использования космического пространства. Объективная сторона характеризуется действием либо бездействием, выраженным в несоблюдении требований международных норм и стандартов по использованию космического пространства. Субъективная сторона может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо, юридическое лицо.

За совершение указанных правонарушений устанавлены меры административной ответственности в виде штрафа, размер которого возрастает в зависимости от правового положения лица. При этом, если КоАП 2001 г. закреплял относительно определенные санкции (верхние и нижние пределы либо только верхние, давая суду право выбирать конкретный размер штрафа), то новый КоАП устанавливает абсолютно определенные санкции.

Более дифференцированно КоАП 2014 г. подошел к субъектам, на которые налагаются меры административного взыскания. В частности, штрафные санкции налагаются на физических лиц в размере 50, на должностных лиц - в размере 100, на субъектов малого предпринимательства - в размере 175, на субъектов среднего предпринимательства - в размере 300, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 500 МРП, с приостановлением действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства на шесть месяцев или без такового.

Наложение штрафа может одновременно повлечь за собой приостановление действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства на 6 месяцев.

П.2 ст.310 КоАП устанавливает повышенную ответственность за те же действия или бездействие, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. Это свидетельствует о том, что нарушитель не сделал соответствующих выводов, пренебрежительно относится к соблюдению законодательства, причиняет или своими действиями (бездействием)

способен причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей. В этом случае единственным безальтернативным административным взысканием является лишение лицензии.

КоАП 2001 г. предусматривал ответственность за нарушение правил безопасности при осуществлении космической деятельности, не расшифровывая, в чем выражается нарушение правил безопасности. КоАП 2014 г. более конкретно определил состав данного правонарушения -нарушение правил создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории РК, а также в космическом пространстве (ст.311).

Согласно Закону под космической системой понимается «совокупность функционально-взаимосвязанных орбитальных и наземных технических средств, предназначенных для решения задач в космическом пространстве».

Космический ракетный комплекс - это «совокупность ракеты-носителя и технических средств, сооружений, технологического оборудования и коммуникаций, обеспечивающих прием, хранение, подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с космическим аппаратом».

Организации, участвующие в создании и эксплуатации космических систем и составных частей, должны осуществлять работы в соответствии с законодательством в области экологии, технического регулирования, обеспечения единства измерений и санитарно-эпидемиологическими требованиями РК.

Правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве, а также Правила создания и эксплуатации (применения) космических ракетных комплексов на территории Республики Казахстан» утверждены приказами и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 29 апреля 2015 г. № 525 и 523 [10].

Согласно этим актам безопасная эксплуатация космической системы подразумевает «свойство эксплуатируемой системы сохранять при выполнении заданных функций в определенных условиях и в течение установленного времени состояние, при котором исключено или не превышает оцениваемые риски воздействие опасных и вредных производственных факторов на эксплуатирующий персонал, население, космическую систему, сопрягаемые объекты, окружающую среду и околоземное пространство». Безопасность эксплуатации космического ракетного комплекса предполагает «совокупность свойств процесса эксплуатации, обеспечивающих отсутствие или сведение к минимуму риска нанесения ущерба здоровью обслуживающего персонала, окружающей среде, прилегающим сооружениям и изделиям в течение всего срока эксплуатации КРК в заданных условиях».

За нарушение данных Правил, в результате которых наступили вредные последствия, предусмотрена административная ответственность.

Для квалификации деяния необходимо установить, какие именно пункты Правил были нарушены. Правонарушение является оконченным в момент наступления превышения предельно допустимых значений воздействия опасных и вредных факторов производственной деятельности на эксплуатирующий персонал, население, космическую систему, сопрягаемые объекты, окружающую среду и околоземное пространство.

В зависимости от объекта воздействия опасных и вредных факторов и тяжести последствий этих воздействий возникают различные опасные события в системе обеспечения безопасной эксплуатации космических систем: происшествие, несчастный случай, поломка, авария, катастрофа.

Основным объектом данного правонарушения является общественная безопасность, окружающая среда и околоземное пространство, дополнительным объектом - жизнь и здоровье людей. Объективная сторона характеризуется действием либо бездействием, выраженным в нарушении предусмотренных требований при создании и эксплуатации космических систем, космических ракетных комплексов. Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектом выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо, юридическое лицо.

Административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает в форме штрафа, размер которого варьируется в зависимости от правового положения лица. И в этом случае новый КоАП более дифференцированно подошел к субъектам административной ответственности и установил конкретные размеры санкций.

Так, за совершение рассмотренного выше правонарушения налагается штраф на физических лиц в размере 30, на субъектов малого предпринимательства - в размере 40, на субъектов среднего

предпринимательства - в размере 50, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 100 МРП, с приостановлением действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства на 6 месяцев или без такового.

Приостановление действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства является дополнительным административным взысканием, его назначение остается на усмотрение суда.

П.2 ст.311 устанавливает повышенную административную ответственность в виде лишения лицензии за неустранение нарушений, повлекших привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи, по истечении срока приостановления действия лицензии на право осуществления деятельности в сфере использования космического пространства. Это обусловлено тем, что физическое или юридическое лицо продолжает нарушать правила создания и эксплуатации космических систем, а тем самым - оказывать негативное воздействие на окружающую среду, подвергать опасности жизнь и здоровье людей. Непринятие мер по устранению нарушений после такой серьезной меры, как приостановление действия лицензии, означает только умышленное действие или бездействие. Поэтому единственным и справедливым административным взысканием здесь является лишение лицензии.

Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях расширяет и конкретизирует перечень административных правонарушений в сфере космической деятельности, усиливает и разграничивает меры административной ответственности в зависимости от правового статуса субъекта правонарушения.

Список литературы

1. Казахстанская правда. - 2012. - 26 января

2. G. Zhukov and J. Kolosov. International Spase Law. - New York, 1984. - P.137

3. Липунов, В. И. Правовое регулирование космической деятельности в Содружестве Независимых Государств: Автореф. дисс...канд. юр. наук. - М. ,1997. - С.11.

4. Казахстанская правда. - 2014. - 12 июля.

5. Ведомости Парламента РК. - 2001. - № 5-6. - Ст.24.

6. САПП РК. - 2012. - № 58. - № 801.

7. Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными законами РК от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г. и от 2 февраля 2011 г. // Ведомости Парламента РК. - 1996. - № 4. - Ст. 217; 1998. -№ 20. - Ст.245; 2007. - № 10. - Ст.68; 2011. - № 3.- Ст.29.

8. Казахстанская правда. - 2015. - 19 сентября.

9. Ведомости Парламента РК. - 2007. - № 1. - Ст.1.

10. Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «Эдшет». 20.10.2015 // www.adilet.zan.kz

• • • • •

Мацалада гарыш цызмет1 саласындагы цуцыц бузушылъщ цурамындары царастырылган. Осы шецбердег1 Цазацстанныц ¥лттыцзацнамасы мен халыцаралыц актыер зерттелген. 2001 жылдыц 30 цантарындагы Цазацстан Республикасыныц эюмштк цуцыц бузушылыц туралы кодека мен 2014 жылдыц 5 штдестдег1 жаца Кодека нормаларына салыстырмалы талдау жасалган.

ТYйiн свздер: эюмшшк жауапкершшк, гарыш цызмет1, гарыш жуйеа, гарыш объект¡, гарыш цоцысы, цаутЫздт, ластану, цоршаган орта, пайдалану.

В статье рассмотрены составы правонарушений в области космической деятельности, за совершение которых установлена административная ответственность. Исследованы национальное законодательство Казахстана и международные акты в данной сфере. Проведен сравнительный анализ норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. и нового Кодекса от 5 июля 2014 г.

Ключевые слова: административная ответственность, космическая деятельность, космическая система, космический объект, космический мусор, безопасность, загрязнение, окружающая среда, эксплуатация

The article considers violations in the field of space activities, for commission of which administrative responsibility is established. There are researched national legislation of Kazakhstan and international acts in this field. Comparative analysis of standards of the Code of the Republic of Kazakhstan on administrative offences of January 30, 2001, and the new Code of July 5, 2014 is carried out.

Keywords: administrative responsibility, space activities, space system, space object, space debris, safety, pollution, environment, operation.

Лейла Тельманцызы Жанузацова,

КР Зацнама институтыньщ конституциялыщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк бас^ару бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

Гарыш цызмет1 саласында жасалган црцыц брзушыльщ ушт жшшШк жауаптылыц мэселелерi

Жанузакова Лейла Тельмановна,

главный научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Вопросы административной ответственности за совершение правонарушений в области космической деятельности

Zhanuzakova Leila,

^ief research fellow of Department of the constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Questions of administrative responsibility for offenses in the field of space activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.