УДК 341.229
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Куликпаева Мира Жумагазыевна
Начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства Республики Казахстан, и.о. доцента кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, PhD; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected] kz
Ключевые слова: международное космическое право; космическое пространство; основные договоры ООН по космосу; правовой режим; Республика Казахстан.
Аннотация. В рамках прогрессивного развития международного права стали появляться новые отрасли, среди которых — международное космическое право. Объектом такой отрасли выступает осуществление космической деятельности, которое основано на исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Сегодня целый ряд государств активно участвует в космической деятельности и стремится войти в клуб космических держав. Вместе с тем, как показывает практика, любая деятельность требует определенной международно-правовой и национально-правовой регламентации. И в части развития международного космического права неоценимую роль сыграла Организация Объединенных Наций (в лице Комитета ООН по космосу), в рамках которой были разработаны ныне действующие базовые договоры по космосу: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.). Именно эти нормы на сегодняшний день определяют правовой режим космического пространства, в рамках которого развивается космическая отрасль и нашей страны. В 1994 году Казахстан стал членом Комитета ООН по космосу, а в мае 1997 года Казахстан присоединился к вышеупомянутым пяти основным документам. Вместе с тем, в теории и практике остаются открытыми некоторые вопросы, связанные с применением международно-правовых норм в практической космической деятельности.
ГАРЫШ КЕЩСТ1Г1НЩ к;¥К;ЫК;ТЬЩ РЕЖИМ1НЩ КЕЙБ1Р АСПЕКТ1ЛЕР1
Мира Ж¥маFазьщызы Куликпаева
Казацстан Республикасыныц Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлгмгнщ бастыгы, Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия ¥лттыц Университетi Зац факультетi халыцаралыц цщыц кафедрасы доцентШц м.а., PhD; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
TYurn свздер: халыцаралыц гарыш цуцыгы; гарыш кещстш; гарыш бойынша Б¥¥-ныц негiзгi шарттары; цщыцтыц тэртт; Казацстан Республикы.
Аннотация. Халыцаралыц цуцыцтыц серпiндi дамуы аясында жаца салалар пай-да бола бастады. Оныц бiрi - халыцаралыц гарыш цуцыгы бойып табылады. Аталган саланыц объектс болып бейбт мацсатта гарыш кещстшн пайдалану жэне зерт-теуге негiзделген гарыш цызметт ЖYзеге асыру болып табылады. БYгiнгi тацда бiр-шама мемлекеттер гарыш цызметте белсендi цатысып, гарыштыц iрi мемлекеттер тобына енуте умтылады. Осыган орай, тэжiрибеге сейкес кез келген цызмет белгш халыцаралыц-цщыцтыц жэне улттыц-цщыцтыц реттеудi талап етеди Сонымен ца-тар, халыцаралыц гарыш цуцыгыныц дамуына Yлесiн цосуда гарыш бойынша цазiргi тацда эрекет ететт негiзгi шарттарды эзiрлеген Бiрiккен ¥лттар ¥йымы (оныц шт-де Гарыш бойынша Б¥¥-ныц комитетi) Yлкен рвл атцарады. Аталган негiзгi халыца-
Халыцаралыц щцыц жэне салыстырмалы щцыцтану
ралыц шарттар келестер болып табылады: Fарыш кещстшн, Ай мен аспан денелерт зерттеу мен пайдалану барысындагы мемлекеттердщ цызмет1н1ц цагидалары туралы шарт (1967 ж.), Fарыш кещстшне ж1бершген гарышкерлерд1 ц^тцару, гарышкерлерд1 жэне объект1лерд1 цайтару туралы кел1Ым (1968 ж.), Fарыш объекттер1 келт1ршген залалдар Yшiн халыцаралыц жауапкершшк туралы конвенция (1972 ж.), Fарыш кец1ст1-г1не жiберiлетiн объектiлердi тiркеу туралы Конвенция (1975 ж.), Айда жэне басца да аспан денелертде мемлекеттердщ цызметi туралы келшм (1979 ж.). БYгiнгi тацда аталган шарттар гарыш кещстшнщ цщыцтыц тэртiбiн аныцтайды. Олардыц ая-сында бiздiц мемлекетiмiздiц де гарыш цщыгы дамуда. 1994 жылы Казацстан Fарыш бойынша Б¥¥комитеттщ мYшесi болып, 1997 жылдыц мамырында Казацстан жога-рыда аталган бес негiзгi цужаттарга цосылды. Сонымен цатар, теория жэне тэжiри-бе ЖYзiнде гарыш цызметтщ тэжiрибесiнде цолданылатын халыцаралыц-цщыцтыц нормалармен байланысты кейбiр мэселелер ашыц болып цалады.
SOME ASPECTS OF LEGAL REGIME OF OUTER SPACE Kulikpayeva Mira Zh.,
Head ofDepartment of international legislation and comparative law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, acting assistant professor of International Law Department, Faculty of Law, L.N. Gumilyov Eurasian National University, PhD; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: international space law; outer space; core UN treaties on outer space; the legal regime; the Republic of Kazakhstan.
Abstract. As part of the progressive development of international law, new branches began to appear, among them - international space law. The object of such a branch is the conducting of space activities, which is based on the exploration and use of outer space for peaceful purposes. Today, a number of states actively participate in space activities and strive to enter the club of space powers. At the same time, as practice shows, any activity requires a certain international legal and national legal regulation. And with respect to the development of international space law, the United Nations (represented by the UN Committee on Outer Space) played an invaluable role, within the framework of which the current basic treaties on outer space were developed: Treaty on the Principles of the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies (1967); Agreement on the Rescue of Astronauts, the Return of Astronauts and the Return of Objects Launched into Outer Space (1968); Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects (1972); Convention on Registration of Objects Launched into Outer Space (1975); Agreement on the activities of states on the Moon and other celestial bodies (1979). These are norms that determine nowadays the legal regime of outer space, within which the space branch of our country is developing as well. In 1994, Kazakhstan became a member of the UN Committee on Outer Space, and in May 1997 Kazakhstan joined the above five main documents. At the same time, in theory and practice, some questions concerning the application of international legal norms in practical space activities remain open foe discuss.
В современной научной литературе довольно часто можно встретить упоминания о прогрессивном развитии международного права. Отмечается, что одним из примеров является появление новой, сравнительно молодой отрасли - международного космического права. Представляя собой совокупность международно-правовых норм и принципов, данная отрасль направлена на регулирование отношений публичного (а иногда и частного) характера по поводу осуществления космической деятельности.
Вместе с тем, в условиях динамичного развития научно-технического прогресса и переориентирования определенных секторов экономики государств на новые направления, вопросы осуществления космической дея-
тельности находятся в приоритетном фокусе как международной повестки дня, так и национальных интересов.
Безусловно, космическая деятельность и успех ее реализации основываются на имеющихся достижениях по исследованию и использованию космического пространства.
Так, два исторических события в начале второй половины XX века - запуск 4 октября 1957 г. Советским Союзом искусственного спутника на орбиту Земли и полет 12 апреля 1961 г. первого человека - Юрия Гагарина в космос - известили человечество о реальной возможности осуществления космической деятельности.
Появление реальной возможности освоения космоса предопределило необходимость
нормативного регулирования межгосударственных отношений, возникающих в связи с космической деятельностью, что предполагало выработку согласованных на межгосударственном уровне соответствующих концептуальных и международно-правовых норм. В первой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая была принята спустя 8 месяцев после полета Ю.А. Гагарина в космос, были зафиксированы основные принципы, такие как: на космос и небесные тела распространяется международное право; космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению; исследование и использование космического пространства осуществляется только на благо всего человечества [1, 11].
Они послужили своего рода первыми ориентирами последующих правил поведения государств и других участников космической деятельности в космическом пространстве.
Более того, при осуществлении космической деятельности государства руководствуются как общими принципами и нормами международного права, включая Устав Организации Объединенных Наций, так и специальными нормами, образующими особую отрасль международного права - космическое право.
Среди общепризнанных принципов и норм международного права, следует, например, отметить такие, как поддержание международного мира и безопасности, разрешение международных споров мирными средствами, мирное сосуществование государств, равноправие государств в международном общении, взаимное уважение государственного суверенитета и территориальной целостности и др. Указанные принципы действуют повсюду на Земле, в море, в воздухе и в космосе.
Специальные нормы космического права содержатся в ряде известных межгосударственных соглашений. Совокупность общих международно-правовых и специальных норм космического права предоставляет государствам определенные права в деле использования космоса, а также налагает на них взаимные обязанности [2, 199-200].
В международном праве правовой режим пространств определяется в соответствии с их правовыми статусами (суверенное или международное). Правовой статус космического пространства установлен статьей II Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор по космосу 1967 года). В соответствии с этой статьей космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на него суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими сред-
ствами. Из этого установления следует, что космическое пространство имеет статус международного пространства. В соответствии с таким статусом под правовым режимом космического пространства следует понимать установленный нормами международного права порядок использования космического пространства и небесных тел [1, 62-63].
Как видно, создание ключевых основ регулирования космической деятельности непрерывно проходило под эгидой и самом активном участии Организации Объединенных Наций, в том числе в лице учрежденного Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет ООН по космосу).
При этом, как отмечается, понятие «мирное использование», «мирные цели», «мирные исследования» и др. встречаются в различных контекстах в международных соглашениях, регулирующих космическую деятельность государств, в резолюциях и декларациях ООН, в других документах, посвященных вопросам деятельности государств в космосе. Однако, общепризнанного определения понятия мирной космической деятельности пока не сложилось, что влечет различное его толкование как при осуществлении практической деятельности государств в космосе, так и в доктрине международного космического права [3, 51].
Тем не менее, в отсутствие единого подхода к содержанию мирной деятельности в космосе, субъекты международного космического права негласно соблюдают ключевые принципы, среди которых запрет/ограничение оружия в космосе, а также осуществление своей деятельности не в ущерб человечеству.
При изучении аспектов правового режима космического пространства непременно стоит обратить внимание на базовый пакет международных документов в этой области.
Так, в рамках Организации Объединенных Наций в разные годы были разработаны и приняты следующие договоры:
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.);
- Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.);
- Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.);
- Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.);
- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.).1
Как это следует из приведенных наименований, каждый из договоров, соглашений или
Халыкрралъщ цуцъщ жэне салыстырмалы к^цыцтану
конвенций представляет собой некий свод определенных правил, направленных на регулирование конкретных сфер космической деятельности. Вместе с тем, немаловажным фактором является вопрос о юридической силе таких документов, поскольку разработка и принятие - это один этап, а их дальнейшее применение и признание мировым сообществом - совершенно другой. В этой связи Организацией Объединенных Наций ведется всесторонний учет касательно статуса пяти договоров в области космоса (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Статус пяти договоров Организации Объединенных Наций по космосу2
Анализ приведенных количественных показателей свидетельствует о разной динамике принятия субъектами международного космического права обязательств по данным договорам. За почти 40-50-летнюю историю существования этих договоров отмечается относительно слабая заинтересованность государств в признании их юридической силы, и как следствие, в выполнении международно-правовых обязательств. В связи с этим вопрос мониторинга статуса пяти договоров ООН на постоянной основе включается в повестку дня заседаний Комитета по космосу и его подкомитетов (Научно-технического и Юридического), а также становится предметом обсуждений членами Комитета.
Наименование договора Количество государств-участников Количество государств-участников, подписавших договор Количество международных межправительственных организаций, заявивших о принятии ими на себя прав и обязанностей по договору
Договор о принципах деятельности государств ио исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (196? г.) 107 23
Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968г.) 96 23 2
Конвенция о международной ответственности заущерб, причиненный космическими объектами (19 72 г.) 95 19 5
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в ' и космическое пространство (1975 г.) 67 3 3
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.) 1S 4
1 Мирное использование космического пространства / ООН. Вопросы разоружения URL: http://www.un.org/ ru/peace/disarmament/space.shtml (дата обращения 10.06.2018).
2 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.) /Конвенции и соглашения URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения 10.06.2018).
Помимо этого, вопрос о необходимости совершенствования договорной базы ООН по космическому праву неоднократно поднимался в научных трудах таких ученых, как Г.П. Жуков, Е.А. Коровин, Ю.М. Колосов, Вл. Копал, А.В. Яковенко и мн. др. До сих пор остается предметом дискуссии - доработать действующие нормы либо разработать и принять новый универсальный документ.
Наряду с этим отрадно отметить, что в процесс присоединения либо ратификации вышеуказанных договоров постепенно вовлекаются и международные межправительственные организации. Не исключено, что в некоторой перспективе этот список смогут пополнить и коммерческие космические организации, которые также являются субъектами международного космического права. В этом и проявляется специфичность данной прогрессивной отрасли публичного права.
В свою очередь, пять ключевых документов ООН по космосу вобрали в себя своего рода постулаты ведения космической деятельности всеми ее субъектами.
Отдельным столпом можно выделить Договор по космосу 1967 года, который стал одним из первых документов в сфере международного космического права.
Основой правового режима, на наш взгляд, является положениеозапрете дискриминации и провозглашении равенства всех государств при должном соблюдении международного права.
Разный уровень развития экономик государств, их интеллектуального и технического потенциала в определенный момент могут привести к дисбалансу в сфере освоения космического пространства. Однако, на этот счет Договор по космосу 1967 года в статье IX предписывает, что государства «должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств-участников Договора».
Также можно выделить следующие аспекты правового режима космического простран-ства,заложенных Договоромпокосмосу1967г.:
- свободное проведение научных исследований и международное сотрудничество в этой области;
- обязательство государств не выводить на орбиту вокруг Земли объекты с ядерным или иным видом оружия, а также не размещать подобное оружие в космическом пространстве;
- международная ответственность за ущерб, причиненный в результате космиче-
3 Там же.
ской деятельности;
- обязательная регистрация космических объектов, запускаемых в космическое пространство;
- осуществление международного сотрудничества в рамках осуществления космической деятельности;
- вопросы использования Луны (размещение и использование установок и сооружений) и др.3
Все эти аспекты сохраняют свою актуальность и в настоящее время, однако, претерпевают некоторые проблемы их соблюдения на фоне динамично развивающихся космических технологий. Сложилась практика, когда развитие космической деятельности опережает процесс нормотворчества. И здесь Комитету ООН по космосу, например, необходимо оперативно координировать процесс правовой регламентации.
Рассматривая вопросы правового режима космического пространства, следует упомянуть об их актуальности и для нашей страны. Как известно, Республика Казахстан располагает крупнейшим в мире космодромом на своей территории, и активно вовлекается в космическую деятельность. В стране разработано соответствующее законодательство, определены уполномоченные органы, а также развивается и функционирует космическая инфраструктура.
Объективными предпосылками для формирования космической отрасли в нашей стране являются наличие уникального конкурентного преимущества - крупнейшего в мире космодрома «Байконур» с функционирующими космическими ракетными комплексами «Протон», «Союз», «Зенит», «Днепр»; наземного комплекса управления космической связи; базовых элементов Национальной системы космического мониторинга, включающей три центра приема космической информации со спутников дистанционного зондирования Земли; основных элементов научно-технологической инфраструктуры, включающей станции космических лучей, научные лаборатории, астрономическую обсерваторию.
Следует отметить, что с момента независимости на протяжении более 20 лет космическая отрасль страны регулировалась нормами международного права (Договор аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 года и др.) и различного рода подзаконными актами: государственными программами, приказами руководителей уполномоченных органов, стратегическими планами ведомств и др. И только в 2012 году впервые был принят закон, который заложил правовые основы осущест-
Халыкрралъщ цщьщ жэне салыстырмалы к^цыщшну\
вления космической деятельности в Республике Казахстан4.
С 1994 года Казахстан является членом Комитета ООН по космосу, и нередко в рабочих документах Комитета можно встретить позиции казахстанской стороны по актуальным вопросам международного космического права. Немаловажным аспектом является факт присоединения 15 мая 1997 года Республики Казахстан к пяти основным договорам ООН по космосу. Тем самым, страна подтвердила свое уважение, а также приверженность нормам и принципам международного права, как это обозначено в нашей Конституции 1995 года.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов правового режима космического пространства, следует обозначить следующие проблемные вопросы:
- отставание международно-правовой регламентации космической деятельности от быстрых темпов ее развития, появление ее новых сфер и технологий;
- отсутствие международно-правового закрепления некоторых ключевых терминов в международном космическом праве (напри-
мер,«мирнаякосмическаядеятельность»идр.).
К примеру, принятые в 60-80-х годах XX столетия нормы ООН в сфере международного космического права не дают детального регламентирования актуальных вопросов в отношении космического туризма, беспилотных летательных аппаратов, делимитации воздушного и космического пространства, использования ресурсов планет в космическом пространстве и мн. др.
Безусловно, одним из путей возможного решения сложившихся проблемных вопросов могло бы стать объединение усилий субъектов космической деятельности под эгидой ООН и выработке нового универсального и всеобъемлющего документа (а может, и целого пакета договоров) касательно установления правового режима космического пространства. Более того, национальные законодательства необходимо будет привести в полное соответствие с обновленными нормами международного космического права, однако, не в ущерб двустороннему и региональному сотрудничеству государств и организаций в сфере космической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Международное космическое право: учебник / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. -Москва: РУДН, 2014. - 524 с.
2. Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. - 2-е изд., стер. - М.: Статут, 2014. - 224 с.
3. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы / Ю.М. Колосов, С.Г. Сташевский. - 2-е изд., стер. -М.: Статут, 2014. - 176 с.
REFERENCES
1. Mezhdunarodnoe kosmicheskoe pravo: uchebnik /pod red. G.P. Zhukova, A.H. Abashidze. -Moskva: RUDN, 2014. - 524 s.
2. KolosovJu.M. Otvetstvennost' v mezhdunarodnomprave. - 2-e izd., ster. -M.: Statut, 2014. -224s.
3. Bor'ba za mirnyj kosmos: Pravovye voprosy / Ju.M. Kolosov, S.G. Stashevskij. - 2-e izd., ster. - M.: Statut, 2014. - 176 s.