Научная статья на тему 'Международно-правовая ответственность за загрязнение космической окружающей среды (опыт Республики Казахстан)'

Международно-правовая ответственность за загрязнение космической окружающей среды (опыт Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА КОСМИЧЕСКОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая ответственность за загрязнение космической окружающей среды (опыт Республики Казахстан)»

58

№ 1 (37) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Смагулова Диляра Жантасовна,

магистрант Казахского гуманитарно-юридического университета научно-педагогического направления

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

Одним из видов человеческой деятельности, который сказывается на дестабилизации экологической обстановки на всем земном шаре, является космическая деятельность.

Одной из причин, побудивших человечество начать освоение околоземного космического пространства, стала необходимость решения прикладных задач с помощью различной космической техники.

В процессе работы космических объектов в околоземное космическое пространство (далее - ОКП) выбрасывается значительное количество различных химических продуктов. В связи с этим центральной проблемой экологической безопасности является сохранение основных естественных свойств и функциональных особенностей ОКП [1, с. 61].

В последние годы расширяется признание экологических последствий технического развития, роста населения и экономического развития, а также ограниченности ресурсов экосистемы Земли и ее способности поддерживать жизнь [2, с. 258].

Космические технологии все чаще используются в целях содействия решению стоящих перед человечеством проблем в таких областях, как рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, мероприятия по преодолению последствий стихийных бедствий, сотрудничество в целях развития и т.д.

Космическая деятельность определяется как деятельность, непосредственно связанная с исследованием и использованием космического пространства и осуществляемая посредством космической техники [3, с. 9].

Говоря об экологических аспектах космической деятельности, нужно иметь

представление об основных тенденциях ее развития и возникающих проблемах. Также нужно учитывать и то обстоятельство, что становление этого вида деятельности проходило без учета экологических аспектов [4, с. 2].

В настоящее время и в обозримом будущем основная космическая деятельность предполагается в ОКП. Главная специфика исследования и освоения ОКП состоит в неизбежной необходимости использования очень мощных технических средств, какими являются космические объекты.

Как полеты космических ракет, так и спутников сопровождаются мощными динамическими возмущениями ОКП и выделением значительного количества энергии в окружающую среду.

На территории суверенного Казахстана произошли пять крупных аварий связанные с космической деятельностью России. Все указанные аварии нанесли большой урон окружающей среде Казахстана. И здесь, суммарный ущерб только от четырех аварий составила 444 млн. 247 тыс. 467 тенге, которая российская сторона выплатила Республике Казахстан в полном объеме [5].

По последней аварии, связанной с падением ракеты-носителя с тремя спутниками «Глонасс-М», компенсация еще не выплачена, и Казахстан оценил ущерб от аварии в 13,6 миллиарда тенге [6].

В случае возникновений таких аварий, которые приводят к загрязнению экологии страны запуска сторонами спора (Россия и Казахстан), через их уполномоченные органы разрабатываются План совместных действий, в рамках которого утверждается единая методика по определению ущерба.

При этом национальное законодательство Казахстана имеет подзаконный акт, регулирующий правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, которая утверждена постановлением правительства РК от 27 июня 2007 года № 535. Данное Правило содержит Приложение 7, где определен порядок расчета определения экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, наносимого при возникновении аварий при подготовке и пуске ракеты с космодрома «Байконур» [5].

Согласно данному Приложению, существуют три вида воздействий на окружающую среду в результате аварийных ситуаций на объектах инфраструктуры космодрома «Байконур» (промышленные предприятия, энергетические объекты, складское хозяйство). Это:

- залповые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

- залповые сбросы загрязняющих веществ со сточными водами;

- размещение отходов в окружающей среде, в результате аварий ракеты-носителя [7].

Необходимо отметить, что по итогам второго заседания Межправительственной комиссии по комплексу Байконур, прошедшего в Казахстане 23 и 24 ноября 2014 года, было принято решение совместно с российской стороной разработать совместную программу на период 2015-2017 годов, которая включала бы ряд мероприятий по обеспечению экологической безопасности деятельности космодрома Байконур, социально-гигиеническому мониторингу населения, проживающего на прилегающих к космодрому территориях, и реализацию мероприятий по указанным направлениям с целью улучшения обстановки.

В рамках межгосударственных отношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией существуют соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» [8]. В ст. 3 указанного соглашения определены вопросы экологической безопасности ракетно-космической деятельности на территории Казахстана. Экологическая безопасность данной деятельности должна обеспечиваться путем:

- модернизации эксплуатируемых и создания новых экологически более безопасных ракетно-космических комплексов на космодроме «Байконур» для последующего поэтапного сокращения эксплуатации ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты

ракетного топлива (амил, гептил);

- проведения совместных работ по обеспечению экологической безопасности и решению проблем охраны окружающей среды, связанных с осуществлением ракетно-космической деятельности [8].

Также на сегодняшний день Казахстаном ратифицировано ряд международных документов в области космической деятельности. Это:

1. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (ратифицировано Законом Республики Казахстан от 17 января 2011 года №390-ГУ);

2. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики об условиях создания и использования космической системы дистанционного зондирования Земли и сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов (ратифицировано Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года №331-ГУ);

3. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Украины о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства (ратифицировано Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 г. № 22-11);

4. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (присоединено Законом Республики Казахстан от 15 мая 1997 года №105-1);

5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (присоединено Законом Республики Казахстан от 15 мая 1997 г. №108-1);

6. Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (присоединено Законом Республики Казахстан от 15 мая 1997 г. №106-1);

7. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (присоединено Законом Республики Казахстан от 15 мая 1997 г. №104-1).

За сравнительно короткий «космический век» антропогенного воздействия на ОКП человечество «достигло» такого уровня, которого не было оказано в отношении использования других природных сред за несколько столетий научно-технического прогресса [9].

№ 1 (37) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Работа ракетных двигателей в ОКП создает прямую угрозу нарушения основных естественных свойств и функциональных особенностей ОКП, а также негативно сказывается на озоновом слое Земли, защита которой регулируется Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 года и Монреальским протоколом по хлор-фтор углеродам 1987 года [1, с. 69]. Здесь нужно сказать, что до сих пор эта проблема является частью более общей проблемы сохранения верхних слоев атмосферы.

Существует необходимость принятия срочных мер по правовому регулированию деятельности международного сообщества в космосе, применительно к задаче сохранения его экологической чистоты, поскольку предотвращение загрязнения любой природной среды требует гораздо меньших издержек, чем ее восстановление в дальнейшем.

Нужно отметить, что в настоящее время и в международном праве, и в казахстанском законодательстве необходима дальнейшая разработка норм, закрепляющих ОКП как охраняемую природную среду. Важнейшим аспектом здесь должно стать нормативное закрепление международной экологической экспертизы существующей космической техники и проектов, с обязательной оценкой их возможного влияния на ОКП.

Большинство эксплуатируемых ракет-носителей создается для военных целей. Построенные на их основе ракетно-космические системы являются наследием «холодной войны» и «доэкологического» этапа развития и имеют недопустимо низкий коэффициент полезного действия (около 1-3%) при выведении полезных грузов (самих космических объектов) в космос. При этом 97-99% общей стартовой массы составляют «отходы производства» космических полетов (топливо, продукты сгорания, элементы конструкции, являющиеся в большинстве случаев одноразовыми) [10, с. 266].

Еще одним существенным обстоятельством, ухудшающим экологию космического пространства, атмосферы и земной поверхности является длительное и хаотичное пребывание отработавших свой срок космических кораблей и спутников в космосе. Они могут столкнуться с действующими спутниками или другими космическими объектами.

Эта техногенная опасность космического мусора может иметь и тяжелые экологические последствия в случае аварийного падения космических аппаратов на Землю.

Существует и прямая экологическая опасность, связанная с нарушением основных свойств ОКП. Уже сейчас масса космического мусора сравнима с массой газа верхних слоев атмосферы выше 400 км. Если космический мусор достигнет критической массы, то начнется лавинообразное увеличение числа частиц за счет дробления фрагментов в результате их столкновений друг с другом.

Темпы космической деятельности оказались таковы, что, несмотря на постепенное осаждение твердых фрагментов из-за торможения верхней атмосферой и их последующее сгорание в более плотной атмосфере, происходит неуклонный рост космического мусора и в настоящее время столкновение с его частицами представляет реальную угрозу для действующих космических аппаратов. Это усугубляется тем об-стоятельством, что фрагменты космического мусора имеют огромную скорость (до 10 км/с), при которой даже частица размером в 1 см способна пробить обшивку любого современного космического корабля [11].

В настоящее время в ОКП находится около 8 000 фрагментов космического мусора размером более 10 см. За этими фрагментами ведется постоянное слежение, и все они занесены в соответствующие каталоги. Кроме них существует огромное число более мелких объектов [12].

Общий неуклонный рост космического мусора свидетельствует о том, что способности ОКП к самоочищению явно недостаточно, чтобы преодолеть антропогенное загрязнение.

В настоящее время вопрос заключается в том, как свести этот рост к приемлемому уровню. В Докладе 1999 г., Комитет ООН по космосу отметил, что к космическому мусору относятся нефункциональные части искусственно созданных объектов, находящиеся на орбите, либо вошедшие в плотные слои атмосферы, когда не ожидается какого-либо разумного изменения в условиях функционирования таких объектов. В отечественной доктрине отмечается, что именно они, находясь в неисправном состоянии и вне контроля со стороны запускающего государства, чаще всего причиняют ущерб. Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. распространяется не только на космические объекты, но и на любые части космического объекта, независимо от состояния, в котором находятся эти части, то есть и на космический мусор.

Организация Объединенных Наций - через ее Комитет по использованию космического пространства в мирных целях - является надлежащим форумом для обсуждения вопросов, связанных с исследованием и использованием космического пространства. В его рамках были разработаны общепринятые международно-правовые акты, составляющие современное космическое право [13, с. 229-236.].

Это, в том числе: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Ст.9 Договора по космосу отмечает, что государства-участники осуществляют исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры.

Здесь нужно отметить, что Договор разрабатывался в те годы, когда космическая деятельность делала первые шаги и ее масштабы были незначительны. Многие статьи Договора были сформулированы в общем виде и не могли учесть все многообразие космической деятельности. Так, например, в ст.9 отсутствует понятие «вредные загрязнения», нет объяснения «соответствующих мер» и неясно, кто их будет осуществлять. Вероятно, столь общий характер положений Договора имел свою положительную сторону, так как более четкие и конкретные нормы могли вступить в противоречие с развивавшейся космической деятельностью. Однако теперь стало очевидным, что Договор не отвечает требованиям обеспечения экологической безопасности космической деятельности.

Далее, в ст. 7 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах отмечается, что осуществляя исследование и использование Луны, государства-участники принимают меры для предотвращения нарушения сформировавшегося равновесия ее среды вследствие внесения неблагоприятных изменений в эту среду, ее вредоносного загрязнения вследствие доставки посторонних для этой среды веществ или каким-либо иным

путем. Государства-участники принимают также меры во избежание внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли вследствие доставки внеземного вещества или каким-либо иным путем.

Также остается неясным, что следует понимать под «сложившимся равновесием», какие конкретно меры должны приниматься, и как быстро, и т.д.

Еще на заседании тридцать восьмой сессии Комитет принял два документа - многолетний план работы по устранению опасностей, связанных с космическим мусором, и вопросник по правовым нормам, которые должны применяться в отношении аэрокосмических объектов [14, с. 70].

План работы касается всех искусственных объектов, находящихся на околоземных орбитах, включая вышедшие из строя и распавшиеся на куски спутники. Научно-техническому подкомитету было предложено провести оценку масштабов разброса и объема различных видов космического «мусора», а также последствий его возможного столкновения с космическими системами.

В рамках Комитета можно было бы проводить работу по определению новых норм с учетом новых вызовов, вытекающих из развития космической деятельности и технологий. Возникающие потребности касаются, в частности, таких аспектов, как ограничение образования космического мусора, а также разработке на международном уровне отдельного документа, например Конвенции об охране окружающей околоземной среды, либо, если Конвенцию принять сразу будет довольно сложно, Декларации об охране окружающей космической среды [15, с.28].

После первых ядерных взрывов, которые проводились в шестидесятые годы в ОКП, наблюдалосьнарушениеестественногосостояния радиационных поясов Земли. В результате наиболее мощного из них, проведенного в рамках американского эксперимента «Морская звезда», возникли так называемые искусственные радиационные пояса, которые по некоторым данным (в частности, по наблюдениям полярных сияний) сохранялись в течение нескольких лет. Затем был заключен Московский договор 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Разработаны и приняты Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Их

№ 1 (37) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

пересмотр, планировавшийся Комитетом ООН по космосу, пока отложен [16, с. 284-292].

Возникающее радиоактивное загрязнение может представлять опасность для работы навигационных систем, метеоспутников и систем наблюдения за природными ресурсами, которые используют близкие орбиты.

Для этого также необходимо разработать международно-правовые нормы,которые должны быть включены в конвенцию (или декларацию) об охране окружающей космической среды.

Таким образом, исследование международ-

ных и национальных нормативных актов в сфере космической деятельности и охраны окружающей среды показало, что в настоящее время необходима дальнейшая разработка норм, закрепляющих околоземное космическое пространство как охраняемую природную среду. Необходимо нормативное закрепление международной экологической экспертизы существующей космической техники и проектов, с обязательной оценкой их возможного влияния на околоземное космическое пространство.

Список литературы

1. Кукушкина А. В. Международно-правовая охрана космической окружающей среды // журн. «Московский журнал международного права», №1-2013 г. - 61-71 с.

2. Космос на рубеже тысячелетий. ЮНИСПЕЙС-ГГГ: Документы и материалы // М., Международные отношения. 2000. - 542 с.

3. Власов М.Н., Кричевский С.В. Экологическая опасность космической деятельности // М., Международные отношения, 1999. - 456 с.

4. Проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов // 2008 г., Международные документы, 882 с.

5. Интернет-ресурс http://bnews.kz/ru/conferences/view/99/ Опубликовано 22.04.2015

6. Интернет-ресурс http://pravo.zakon.kz/4666174-vopros-po-summe-kompensacii-ushherba.html Опубликовано 07.11.2014

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года N 535 «Об утверждении Правил экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды»// «Казахстанская правда» от 10 июля 2007 года N 104 (25349)

8. Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур». Ратифицирована Законом РК от 29 апреля 2010 года № 273-ГУ // «Казахстанская правда» от 08.05.2010 г., № 117 (26178).

9. Действующее международное право в трех томах. Т.3. //М., Международные отношения, 1997 - 712 с.

10. Космос на рубеже тысячелетий. ЮНИСПЕЙС-ГГГ: Документы и материалы. //М., Международные отношения. 2000. - 542 с..

11. Интеренет-ресурс http://www.mrwolf.ru/Kosmos_i_kosmonavtika/Pro4ee/7886 Опубликовано 14.05.2011

12. Интернет-ресурс http://vz.ru/society/2006/2/1/20526.html Опубликовано 01.02.2006

13. Международное космическое право. Учебник. Отв. ред. д.ю.н., проф. Жуков Г.П., д.ю.н., проф. Колосов Ю.М. - М., Международные отношения. 1999. - 622 с.

14. План ликвидации космического «мусора» принят // Хроника ООН. Февраль 1996, том XXXII, № 3. - 268 с.

15. Булатов В.И. Россия: экология и армия. Геоэкологические проблемы ВПК и военно-оборонной деятельности // Новосибирск. - 1999 - 544 с.

16. Резолюция ГА ООН 47/68 14.12.1992 // Международное космическое право - М., Международные отношения. 1999. - 562 с.

Гылыми мацала цоршаган ортаныц ластануыныц халыцаралыц-ц^цыцтыц жауапкершшк мэселелер1не, жэне цоршаган гарыш ортаныц ластануыныц аясынын зацнаманы кейбгр жетыдгру мэселелер1не арнаулы.

TYÜin свздер: цоршаган гарыш ортаныц ластануы, жауапкершшк, гарыш сыпырынды.

Научнаястатьяпосвященамеждународно-правовымпроблемамответственностизазагрязнение окружающей среды, а также некоторым вопросам совершенствования законодательства в сфере охраны космической окружающей среды.

Ключевые слова: охрана космической окружающей среды, ответственность, космический мусор.

The scientific article is devoted to the problems of international legal liability for environmental pollution, as well as some issues of improving legislation in the field of space environment.

Keywords: protection of the space environment, responsibility debris.

Диляра Жантаскызы CMaF^OBa,

Каза^ гуманитарлыщ зац университетшщ гылыми-педагогикальщ багыты бойынша магистранты

Гарыштык; к;оршаFан ортаны ластаFаны Yшiн халыкаралык н^кыктын; жауапкершшж (^азакстан Республикасы тэжiрiбесi)

Смагулова Диляра Жантасовна,

магистрант Казахского гуманитарно-юридического университета научно-педагогического направления

Международно-правовая ответственность за загрязнение космической окружающей среды (опыт Республики Казахстан)

Smagulova Dilara Zhantasovna,

graduate student of the Kazakh Humanitarian Law University research and teaching areas

International legal responsibility for pollution of the space environment (Practice of the Republic of Kazakhstan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.