Научная статья на тему 'Вопросы ответственности в международном космическом праве'

Вопросы ответственности в международном космическом праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1891
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Детышева Е.В., Фарафонтова Е.Л.

Юридическая ответственность является особым инструментом регулирования правовых отношений, необходимым юридическим средством соблюдения норм международного права. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы международной ответственности в сфере космического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы ответственности в международном космическом праве»

Секция ««Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

Основополагающие требования по международной ответственности государств, участвующих в КД, содержатся в «Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (Договор по космосу) от 10 октября 1967 г. и «Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 марта 1972 г. Охрана биологического разнообразия регулируется многочисленными международно-правовыми актами. В1992 г. была принята Конвенция о биологическом разнообразии. Данная Конвенция стала международно-правовым актом, который затрагивает все компоненты биологического разнообразия.

Освоения ОКП и современная парадигма исследования в мирных целях должна быть дополнена идеями обеспечения безопасности и устойчивого развития КД. Это потребует в ближайшем десятилетии от Комитета ООН по космосу активной работы по прогрессивному развитию МКП в условиях новых реалий, в том числе по формированию нового поколения международно-правовых документов в решении таких вопросов, как рациональное использование природных ресурсов Земли на основе применения биотехнологий; координированное развитие глобального космического потенциала и повышение эффективности МКД.

Стратегия космических медико-биологических исследований основывается на совершенствовании оценки физических рисков. Россия имеет приоритет и сохраняет приоритет в медико-биологических исследованиях, у нас есть немало вопросов, которые еще

надо решать. Инновационное законодательство развивается непоследовательно, без четкой концессии, без определенного предмета и методов правового регулирования, очень маленькие размеры финансирования на научные космические программы России.

Оценки экспертов показывают, что современное МКП отстает от требований практике современной КД, и появилась потребность в принятии дополнений к действующим Договорам и Соглашениям новых основополагающих международно-правовых документов, которые обеспечат решение задач обеспечения безопасности и устойчивости развития КД мирового сообщества в долгосрочной перспективе [1].

Рассмотренные направления космических исследований получат в дальнейшем не только количественное, но и качественное развитие, глобально охватят все стороны человеческой жизни. ХХ! век станет веком становления человека, домом которого станет Солнечная система.

Библиографические ссылки

1. Лукашук И. И. За международным правом будущее.

2. Романовский Г. Б. Медико-биологические исследования и международное право. 2009. № 6.

3. Официальный сайт Фонда «Сколково». URL: http://www.i-gorod. com/

4. Официальный сайт Федерального космического агентства. URL: http://www.federalspace.ru.

© Атавина М. В., Фарафонтова Е. Л., 2011

УДК 669.713.7

Е. В. Детышева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

Юридическая ответственность является особым инструментом регулирования правовых отношений, необходимым юридическим средством соблюдения норм международного права. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы международной ответственности в сфере космического права.

Как и в других отраслях, в международном космическом праве сложилась группа норм конвенционного характера, регулирующих правоотношения сторон, под которыми понимаются обязанности государств «отвечать перед другими субъектами международного права за соответствие всей национальной космической деятельности, как общим принципам международного права, так и нормам и принципам международного космического права» [1].

Договор по космосу закрепил в ст. 6 и 7 основные нормы, устанавливающие обязанности государств нести ответственность за всю национальную космическую деятельность и возместить ущерб, причиненный космической деятельностью [3].

Конвенция 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, в значительной степени детализировала

принципы Договора по космосу, пролив свет на содержание таких терминов, как «ущерб», «запуск», «запускающее государство», «космический объект». Ее принятие, безусловно, способствовало прогрессивному развитию и кодификации международного космического права, поскольку были четко установлены виды ответственности в зависимости от причинения вреда, а также в зависимости от того, осуществляются запуски государством самостоятельно или совместно с другими странами [4].

При внимательном анализе текста Конвенции об ответственности можно заметить, что она фактически касается двух случаев, при которых возникает солидарная ответственность.

Во-первых, когда при причинении вреда космическому объекту одного запускающего государства космическим объектом другого запускающего госу-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

дарства одновременно причиняется вред третьему государству либо его физическим или юридическим лицам (ст. 4). Во-вторых, когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта (п. 1 ст. 5). Пункт 2 этой же статьи закрепил право регрессного требования за солидарно ответственным государством, выплатившим компенсацию, которое оно может предъявить другим государствам, несущим солидарную ответственность.

Других случаев применения правила солидарной ответственности к государствам, совместно осуществляющим космическую деятельность, в упомянутой Конвенции не предусматривается.

Помимо возросшей себестоимости космической деятельности, способствующей интеграции межгосударственного сотрудничества, необходимо принимать во внимание и такой фактор, как набирающая обороты коммерциализация исследования и использования космического пространства [2]. В результате растет число коммерческих космических проектов, сторонами которых являются неправительственные лица (частные компании). Одним из последних проектов такого рода стал «Морской старт» («Sea Launch»). В соответствии с данным проектом частные компании 4 государств (России, Украины, Норвегии и США) решили образовать общество с ограниченной ответственностью - «Sea Launch L.t.d.» - с целью осуществления коммерческих запусков, используя для этого переоборудованную нефтяную платформу.

Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в характере осуществления космической деятельности, нельзя не учитывать вопрос о том, насколько удовлетворительными и применимыми к новым реалиям можно считать положения Конвенции об ответственности, касающиеся солидарной ответственности.

Начнем с того, что указанная Конвенция в части применения правила о солидарной ответственности фактически охватывает только те виды космической деятельности, в которых государства являются запускающими государствами, т. е. совместно производят запуск космического объекта. Узость такого подхода прежде всего в том, что его основным посылом является запуск. Применимость нормы о солидарной ответственности, получается, напрямую зависит от факта участия государства в запуске: его организация или осуществление, предоставление территории или установок.

Кроме того, солидарная ответственность ограничивается и по другому критерию - должен быть запуск именно одного космического объекта. Термин «космический объект» поэтому употребляется в Конвенции в единственном числе [5].

Очевидно, при современных формах взаимодействия государств в осуществлении ими космической деятельности столь ограничительное действие данной нормы будет создавать на практике ситуации, применение к которым конвенционных норм представится затруднительным или невозможным.

В заключении хотелось бы предложить измененную редакцию ряда статей в Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. А именно для целей настоящей Конвенции в ст. 1 слова «запускающее государство» заменить на слова «государство, осуществляющее космическую деятельность». Таким образом, включение в Конвенцию об ответственности термина «государство, осуществляющее космическую деятельность» потребует изменения терминологии по всему ее тексту. Замена термина «запускающее государство» на «государство, осуществляющее космическую деятельность» позволит включить в предмет правового регулирования Конвенции практически все виды участия государств в космической деятельности.

Внесение предлагаемых изменений в действующие редакции Конвенций ООН даст возможность расширить сферу действия договорных норм и предотвратить появление на практике ситуаций, в которых выполнение государствами своих обязательств зависит не от ясного и недвусмысленного требования конвенционной нормы, а от их собственного усмотрения.

Библиографические ссылки

1. Верещетин В. С. Космос. Сотрудничество. М. : Право, 2009.

2. Верещетин В. С. Правовые вопросы международного сотрудничества в космосе. М. : Право, 2009.

3. Рубанов А. А. Международная космическо-правовая имущественная ответственность. М. : Деловой мир, 2009.

4. Савельев В. А. Ответственность в международном космическом праве. - Ростов н/Д : Феникс, 2010.

5. Словарь международного космического права. М. : Союз и мир, 2008.

© Детышева Е. В., Фарафонтова Е. Л., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.