Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 34.069
А. Н. Белобородова Научный руководитель - Е.Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В настоящее время международно-правовые отношения в сфере использования и исследования космического пространства регулируются международным космическим правом (далее МКП). Однако в рамках МКП имеется ряд неопределенностей, и одной из них является проблема добычи полезных ископаемых в космосе. На мой взгляд, данная деятельность должна быть урегулирована, так как полезные ископаемые являются общим наследием человечества.
На данный момент, гигантские объёмы разнообразных ресурсов, начиная от воды и газов и заканчивая металлами, обнаруженные на Луне и дальше вглубь космоса, заставляют и государства и частный бизнес начать прощупывание нетвёрдой юридической почвы для новой деятельности по разведке, добыче и доставке на Землю этих минеральных богатств. На Луне и в атмосферах таких планет, как Юпитер, обнаружены огромные количества изотопа гелий-3, который потенциально интересен в качестве основного топлива для ядерного синтеза, до сих пор недосягаемой мечты энергетиков.
Также, в апреле 2012 года американская компания «Planetary Resources», поддержанная основателями Google и известным кинорежиссером Джеймсом Ке-мероном, а также рядом других западных бизнесменов и публичных личностей, заявила, что займется поиском полезных ископаемых, однако делать это она будет не на Земле, а в космосе, в частности на астероидах. Кроме этого, 22 января 2013 в Калифорнии на пресс-конференции было официально объявлено о создании нового частного космического предприятия Deep Space Industries, которое займется добычей полезных ископаемых за пределами нашей планеты.
Как утверждают ученые, космическое пространство должно остаться во всеобщем достоянии, поскольку ни одно государство не имеет возможности его контролировать, и, таким образом, каждое из государств заинтересовано в возможности совместного использования космического пространства.
В качестве примера можно рассмотреть Арктику, где условия промышленного развития очень сложны, и на которую в прошлом не выдвигались территориальные претензии. Сейчас, в результате таяния льдов всё большие территории Арктики становятся доступны для добычи природных ископаемых. За последние годы сразу несколько стран предъявили права на обширные ледовые пространства Арктики и, соответственно, ресурсы на континентальном шельфе. Поскольку в Арктике в принципе возможна война за ресурсы, то, по мнению ученых, та же история может повториться на Луне.
К сожалению, на данный момент правовое регулирование добычи полезных ископаемых в космосе остаётся неоднозначным. Договор по космосу, принятый ООН в 1967 году, не запрещает добычу ресурсов в космосе, до тех пор, пока горнодобывающая стан-
ция не представляет де-факто «захвата» части космического пространства. Впрочем, в тексте Договора не упомянуто, кто может владеть ресурсами, полученными в космосе [1].
«Нормы космического права» закреплены в Договоре о принципах исследования и использования космического пространства («Договоре о Луне») 1967 года. Основными принципами космической политики стали исследование и использование космоса в интересах всего человечества, равенство всех стран при проведении космических исследований, ведение космической деятельности в соответствии с международным правом и запрет на присвоение космического пространства государствами. В Договоре частично разъяснено право на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества», «использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах всех стран» [2]. Особую роль играют статьи об использовании небесных тел исключительно в мирных целях и запрещение вывода в космос оружия массового поражения (ОМП). Однако внутри договора существуют серьезные правовые пробелы, которые в условиях начавшейся с 2003 г. «второй космической гонки» могут привести к распаду режима «космического соуправления».
Сложный комплекс проблем порождает коммерциализация космической деятельности. Основные проекты изучения космоса традиционно реализовыва-ли государства. С развитием телекоммуникационных технологий и коммерческих запусков орбитальных аппаратов все более весомую роль приобретает космический бизнес. Однако, международных правил ведения коммерческой деятельности в космосе нет. Также, в международном праве отсутствует определение космического пространства, что может вызвать серьезные разногласия между странами.
Ученые полагают, что данные пробелы можно урегулировать путем принятия норм по аналогии с международным морским правом, где урегулирован вопрос добычи полезных ископаемых (в Конвенции о международном морском праве 1982 г.) из района глубоководного морского дна (в Конвенции именуется Районом) [3]. В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ресурсов [4]. Я полностью согласна с данной точкой зрения, так как на мой взгляд, подобное решение действительно поможет разрешить ситуацию.
Таким образом, за основу для международно-правового урегулирования проблемы добычи полезных ископаемых, можно взять нормы Конвенции о международном морском праве 1982 г. и разработать соответствующие нормы применительно к МКП [5]. А также возможно создание специального органа (по типу Международного органа по морскому дну), который бы обеспечивал регулирование деятельности, по поиску, разведке и добыванию полезных ископаемых из космоса, с целью сохранения всеобщего достояния человечества в космическом пространстве.
Библиографические ссылки
1. Договор о космосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/dokum/196_dok/1967kosm.html.
2. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс]. URL: http: //www. un. org/ru/documents/declconv/conven-tions/moonagreement.shtml.
3. Электронный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/ conf/law/archive/43/3027/.
4. Конвенция по морскому праву [Электронный ресурс]. URL: http://rise.odessa.ua/texts/JUNKLOS82. php3.
5. Организация Объединенных Наций: Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/o uter_space_governing.shtml.
© Белобородова А. Н., 2013
УДК 341.229
А. О. Владимирова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИСТОЧНИКОВ КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Космическое право имеет свои источники- то есть совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере освоения космоса. Особенностью источников космического права является то, что они могут быть приняты отдельными государствами на национальном уровне, а могут носить международный характер. Многие вопросы использования космического пространства на сегодняшний день остаются не урегулированными, такая специфика повышает интерес к данной области, а также делает рассматриваемую тему особенно актуальной.
Источниками космического права являются международные и национальные акты, принятые в целях успешного освоения работ космического пространства. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме правового регулирования космического пространства и небесных тел в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы международно-правового регулирования использования космического пространства и небесных тел заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин и регулируется как национальными, так и международно-правовыми актами(источниками права). В целях объективного исследования аспектов источников космического права необходим анализ международно-правовых и национальных законодательных актов в сфере регулирования использования космического пространства и небесных тел; рассмотрение отдельных нормативных актов и международных договоров, являющихся источниками космического права [1].
Рассматриваемую тему изучали и разрабатывали многие ученые: В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Ка-
менецкая., Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Че-пров и др. [5].
Все же, множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается. Ряд государств выступает за установление условной границы между воздухом и космосом на высоте, не превышающей 100 километров над уровнем океана, с предоставлением космическим объектам права мирного пролета через иностранное воздушное пространство для выхода в космическое пространство или для возвращения на Землю. Особенно актуальным и до конца не разработанным является вопрос об ответственности за нарушение норм в сфере использования космического пространства. Рассмотрим основные источники права.
1. В 1967 г. в ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он тогда же, в 1967 г., вступил в силу.
2. Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в