Научная статья на тему 'К проблеме регионализации системы ранней помощи (на примере Республики Саха (Якутия))'

К проблеме регионализации системы ранней помощи (на примере Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система ранней помощи / регионализация / дети с ограниченными возможностями здоровья / взаимодействие с семьей / early support system / regionalization / children with disabilities / interaction with family.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Юдина, Т. Г. Корякина

В статье рассматриваются вопросы регионализации процесса развития системы ранней помощи в России. Авторами анализируются педагогические исследования по вопросам регионализации образования в целом, а также региональные аспекты развития системы ранней помощи. В русле решения задач, актуальных для современного этапа развития системы ранней помощи, определены проблемы ее регионализации: обеспечение доступности ранней помощи для детей с ОВЗ и их семей за счет территориального расширения региональной системы ранней помощи с учетом демографических, природно-климатических, социально-экономических факторов; подготовка педагогических кадров для системы ранней помощи в соответствии с потребностями регионального образовательного пространства; организация на региональном уровне межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с общественными организациями, осуществляющими поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ. На примере Республики Саха (Якутия) рассматриваются варианты решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Юдина, Т. Г. Корякина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REGIONALIZATION OF EARLY SUPPORT SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

The article considers issues of the regionalization of the early support system development in Russia. The authors analyze pedagogical research on the regionalization of education in general, as well as regional aspects of the development of the early support system. In line with the solution of problems relevant to the current stage of development of the early support system the problems of its regionalization are identified. First, to ensure the availability of early support for children with disabilities and their families due to the territorial extension of the regional early support system taking into account demographic, climatic, socio-economic factors. Secondly, to train teaching staff for the early support system in accordance with the needs of the regional educational space. Thirdly, to organize interagency cooperation at the regional level, as well as interaction with public organizations supporting families with children with disabilities. Options of solutions to the identified problems are considered on the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «К проблеме регионализации системы ранней помощи (на примере Республики Саха (Якутия))»

жании сказки, поэтому она ненавязчиво учит детей нравственным поступкам и отношениям [7].

В сказках отрицательные герои не привлекательны и внешне, и своими поступками. Положительные герои своей целенаправленностью и борьбой преодолевают множество препятствий, добиваются победы над злом. Так сказка учит преодолевать трудности в жизни.

Сказки всегда заканчиваются хорошо, добро побеждает зло. Дети на конкретном примере видят, что побеждают сильные и мудрые, а злые и плохие заслуживают наказания.

Психолого-педагогические рекомендации:

- развивайте в дошкольниках любовь к декоративно-прикладному искусству;

- Организовывайте конкурсы, которые будут направлены на улучшение отношения эстетического воспитания к средствам декоративно-прикладного искусства;

- знакомьте детей с разными видами декоративно-прикладного искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах;

- поддерживайте внимание детей, уча их лепить, рисовать, заниматься аппликацией, передавать свои впечатления в изображениях;

Библиографический список

- активизируйте выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, общественных и природных явлениях;

- взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия, вышивке, вязанию;

- устраивайте беседы, викторины по средствам декоративно-прикладного искусства;

- создавайте кружки лепки, рисования;

- совершенствуйте специфические умения во всех сферах изобразительной деятельности;

- учите планированию (эскизы, наброски, композиционная схема);

- посещайте выставки по декоративно-прикладному искусству;

- создавайте условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий [8].

Таким образом, сказка является одним из эффективных средств нравственного воспитания детей. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе освоения представлений о добре и зле у них происходит формирование нравственных чувств и эмоций, на основе которых осуществляется нравственное развитие личности ребенка.

1. Абрамова Г.С.... Возрастная психология: учебник. Москва: Юрайт, 2015.

2. Аверина Н.Г., Аболина А.Е. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа. 2015. № 12: 69 - 72.

3. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование. Педагогика. 2013; № 8: 35 - 41.

4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. Москва: Гумо-нит, Владос, 2000.

6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Санкт-Петербург: 2006.

7. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва: Издательский дом «Академия», 2012. 352.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2007.

References

1. Abramova G.S.... Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2015.

2. Averina N.G., Abolina A.E. O duhovno-nravstvennom vospitanii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2015. № 12: 69 - 72.

3. Ahmatov A.F. Nravstvennost' i oduhotvorennoe obrazovanie. Pedagogika. 2013; № 8: 35 - 41.

4. Vakulenko E.G. Narodnoe dekorativno-prikladnoe tvorchestvo: teoriya, istoriya, prakiika. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

5. Vozvraschenie k istokam: narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej T.Ya. Shpikalovoj, G.A. Porovskoj. Moskva: Gumonit, Vlados, 2000.

6. Golovej L.A., Rybalko E.F. Praktikumpo vozrastnojpsihologii. Sankt-Peterburg: 2006.

7. Pogodina S.V. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom «Akademiya», 2012. 352.

8. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2007.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 376 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10128

Yudina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: i-yudina@list.ru

Koryakina T.G., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: koryakinatg@mail.ru

THE PROBLEM OF REGIONALIZATION OF EARLY SUPPORT SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article considers issues of the regionalization of the early support system development in Russia. The authors analyze pedagogical research on the regionalization of education in general, as well as regional aspects of the development of the early support system. In line with the solution of problems relevant to the current stage of development of the early support system the problems of its regionalization are identified. First, to ensure the availability of early support for children with disabilities and their families due to the territorial extension of the regional early support system taking into account demographic, climatic, socio-economic factors. Secondly, to train teaching staff for the early support system in accordance with the needs of the regional educational space. Thirdly, to organize interagency cooperation at the regional level, as well as interaction with public organizations supporting families with children with disabilities. Options of solutions to the identified problems are considered on the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: early support system, regionalization, children with disabilities, interaction with family.

И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального (дефектологического) образования, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: i-yudina@list.ru

Т.Г. Корякина, магистрант, педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: koryakinatg@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

В статье рассматриваются вопросы регионализации процесса развития системы ранней помощи в России. Авторами анализируются педагогические исследования по вопросам регионализации образования в целом, а также региональные аспекты развития системы ранней помощи. В русле решения задач, актуальных для современного этапа развития системы ранней помощи, определены проблемы ее регионализации: обеспечение доступности ранней помощи для детей с ОВЗ и их семей за счет территориального расширения региональной системы ранней помощи с учетом демографических, природно-климатических, социально-экономических факторов; подготовка педагогических кадров для системы ранней помощи в соответствии с потребностями регионального образовательного пространства; организация на региональном уровне межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с общественными организациями, осуществляющими поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ. На примере Республики Саха (Якутия) рассматриваются варианты решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: система ранней помощи, регионализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие с семьей.

Современные мировые тенденции гуманизации общества и увеличение количества детей с проблемами в развитии привели к поиску путей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), начиная с раннего возраста. Для этого разрабатываются различные нормативно-правовые, содержательно-процессуальные механизмы на международном, федеральном и региональном уровнях с целью комплексной поддержки детей раннего возраста с ОВЗ и их семей.

Значимым для российской системы помощи детям с ОВЗ и их семьям стало принятие Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Необходимость ее разработки обусловлена тем, что раннее начало комплексного сопровождения, обеспечивая эффективность абилитаци-онного процесса, способствует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, успешной социализации, включению в образовательную среду, что позитивно влияет на качество жизни семьи.

В настоящее время нормативно-правовые документы Минтруда РФ определяют раннюю помощь как «комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц» [2]. Междисциплинарная основа понимается как совместная командная работа разных специалистов: социальных педагогов, дефектологов, психологов, логопедов, медиков, социальных работников и др., которая позволяет сформировать единую программу помощи. Поскольку базовыми понятиями для ранней помощи являются всестороннее развитие ребенка, его социализация, формирование позитивного взаимодействия в семье и повышение компетентности родителей, ранняя помощь реализуется и в системе образования, что позволяет определить ее как элемент системы образования.

В разработанной коллективом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Концепции развития образования детей с ОВЗ, определяющей целевые ориентиры и стратегические направления развития на всех его уровнях на 2020 -2030 гг ранней помощи детям с ОВЗ и группы риска как базового структурного компонента образовательной системы, позволяющего принципиально изменить их стартовые возможности на всех последующих этапах образования, а также результативность образовательной системы в целом [3]. При этом специфика ранней помощи заключается в ее семейной ориентированности, что, по мнению авторов концепции, требует введения понятия «особые образовательные потребности семьи», воспитывающей ребенка раннего возраста с инвалидностью, ОВЗ и группой риска, а также нового принципа оказания ранней помощи в системе образования - налаживание развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития [4].

Согласно Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации, предполагается, что к 2020 году во всех субъектах Российской Федерации будет сформирована система ранней помощи с учетом региональных особенностей.

Для практической реализации данной концепции в 2018 г разработана базовая регионально-муниципальная модель ранней помощи, способствующая принятию решения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления о внедрении в субъекте Российской Федерации системы ранней помощи и позволяющая спроектировать вариативную регионально-муниципальную модель ранней помощи [5]. В её основе, помимо принципов открытости, партнерства, вариативности, заложен принцип регио-нальности, позволяющий учитывать при проектировании и становлении модели ранней помощи семьям детей первых трех лет жизни с ОВЗ территориальные и национально-этнические особенности территорий, типы и уровни образовательной системы региона.

Таким образом, учет региональных особенностей в процессе становления и развития системы ранней помощи является неотъемлемым условием его эффективности. В настоящее время отмечается недостаточность специальных исследований по проблеме регионализации системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Данное обстоятельство обосновывает актуальность определения основных проблем развития ранней помощи с учетом региональных особенностей и путей их разрешения для повышения эффективности процесса оказания комплексной поддержки детям с ОВЗ и их семьям.

Проблема регионализации является одной из важнейших тенденций развития современной образовательной системы. Понятие «регионализация образования» рассматривается в педагогических исследованиях в различных аспектах: как сложная многокомпонентная, саморазвивающаяся система или как разнонаправленный непрерывный процесс. На основе анализа социального, общественно-организационного, культурологического аспектов данного понятия А.Д. Николаева, А.В. Чудиновских [6] выявили, что регионализацию можно рассматривать и как процесс, и как систему, и как управленческую проблему, направленные на реализацию образовательных задач с учетом геополитических и социокультурных специфик регионов.

По мнению Д.А. Данилова, регионализация является одним из факторов и рациональных путей повышения качества педагогического процесса в учебных заведениях, предусматривающая «обогащение организации, содержания, технологии обучения и воспитания на основе местной социальной, производственной, этнической специфики» [7].

Превращение образования в важный фактор социально-культурного развития регионов, а регионов, в свою очередь, - в не менее значимый фактор развития образования - является сутью регионализации, считают М.М. Шабанова, Р.Р. Алиева [8].

Таким образом, регионализация подразумевает развитие и расширение образовательного пространства субъекта при опоре на особенности конкретного региона (территориальные, культурно-исторические, национально-этнические, демографические, природно-климатические, социально-экономические и др.) с учетом образовательных запросов субъектов образования региона.

Ранняя помощь осуществляется на основе принципов комплексности, непрерывности и семейной ориентированности. Комплексность предполагает обеспечение скоординированности услуг, направленных на развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка, на основе междисциплинарного подхода в организации эффективного межведомственного взаимодействия. Непрерывность требует консолидации усилий семьи, специалистов и общественных организаций, а также поиска новых форм, методов и технологий оказания услуг ранней помощи. Семейная ориентированность обеспечивает повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, качества взаимоотношений в семье, взаимодействия семьи с социумом. В процессе становления ранней помощи как неотъемлемого структурного компонента региональной системы образования соблюдение данных принципов требует учета тенденций социокультурного, социально-экономического, социально-демографического развития региона, а также климатических и географических особенностей конкретного субъекта.

В настоящее время для регионов в аспекте развития ранней помощи актуально решение следующих задач: обеспечение доступности ранней помощи в естественных ситуациях развития ребенка за счет ее территориального расширения, соответствующего кадрового обеспечения, повышения качества и эффективности услуг ранней помощи. Реализация перечисленных задач, на наш взгляд, лежит в русле решения проблемы регионализации ранней помощи. Их решение возможно лишь при налаживании системного взаимодействия различных ведомств, учреждений и организаций, в том числе и некоммерческих, с целью создания целостной скоординированной региональной системы ранней помощи детям.

Так, обеспечение доступности ранней помощи для детей с ОВЗ и их семей требует территориального расширения региональной системы ранней помощи с учетом демографических, природно-климатических, социально-экономических факторов.

В условиях Республики Саха (Якутия), являющейся самым большим регионом Российской Федерации, данная проблема является особо актуальной. Общая площадь территории Якутии составляет 3,1 млн кв. км. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом. В ее пределах расположены три часовых пояса. До настоящего времени Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира в транспортном отношении: 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения [9]. При этом территория Якутии характеризуется слабой заселенностью: по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), общая численность населения региона в 2018 году составила 964,3 тыс. человек, из них 6 448 детей с инвалидностью [10], в том числе в возрасте до 3 лет - 719 человек (11%) [11].

В Республике Саха (Якутия) ведется планомерная работа по развитию системы ранней помощи. Распоряжением Правительства РС (Я) «О развитии системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия)» от 8 сентября 2017 г №1154-р. утвержден план мероприятий по развитию системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в РС (Я), координатором развития республиканской системы ранней помощи определено Министерство труда и социального развития РС (Я) [12]. Для повышения уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью Указом Главы РС (Я) от 30 января 2019 г. № 358 утверждена Комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы» [11]. В данном документе указано, что в 2017 году Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) проведена оценка нуждаемости в услугах ранней помощи, по результатам которой выявлено 2 378 детей целевой группы. Из них в 2018 г. смогли получить раннюю помощь 8% детей целевой группы, согласно Комплексной программе этот целевой показатель в 2019 г. должен вырасти до 24%, в 2020 - до 40%.

Таким образом, пропускная способность служб ранней помощи Республики Саха (Якутия) должна быть значительно увеличена за счет развития муниципальных систем ранней помощи, в том числе в отдаленных, труднодоступных районах.

В региональном образовательном пространстве необходимо обеспечить вариативность форм организации ранней помощи, определяя формы семейного воспитания детей раннего возраста с ОВЗ в качестве ведущих. Построение

ранней помощи как базового структурного компонента региональной системы образования предполагает ее встраивание в существующую систему коррекци-онно-педагогической помощи детям с ОВЗ. Следовательно, качество региональной образовательной среды для детей с ОВЗ, в первую очередь ее дошкольного уровня, определяет темпы построения системы ранней помощи в образовании. Активная реализация вариативных форм дошкольного образования повышает доступность образования для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, способствует развитию инклюзивного образовательного пространства [13], [14]. Перспективной формой работы специалистов с семьями, имеющими детей раннего возраста с ОВЗ, особенно из отдаленных населенных пунктов, является дистанционное взаимодействие, нацеленное на формирование единого информационного образовательного пространства, включающего информационное наполнение специально организованных сайтов для родителей, дистанционные консультации, ответы специалистов на вопросы родителей на странице сайта образовательной организации, общение по электронной почте, через социальные сети [13].

Важным аспектом регионализации системы ранней помощи является подготовка педагогических кадров в соответствии с потребностями регионального образовательного пространства. Учет региональных особенностей системы образования в процессе подготовки педагогов-дефектологов предполагает ориентацию на максимальное удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов региональной образовательной среды. Это требует согласованности в деятельности всех звеньев региональной системы образования и системной работы по изучению, разработке и активному внедрению в образовательный процесс вуза регионального компонента содержания образования.

Специфика организации подготовки дефектологов в условиях регионализации образования заключается в реализации этнорегионального подхода, основанного на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона; в разработке национально-регионального компонента образовательных программ, нацеленного на формирование компетенций, востребованных в региональной системе образования; в организации научно-методического сопровождения процесса подготовки дефектологических кадров для коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального образовательного пространства; в расширении социального партнерства, направленного на региональное регулирование численности и перечня профилей подготовки дефектологов, достраивание недостающих звеньев в системах специального и инклюзивного образования региона [15].

С учетом выделенных условий регионализации процесса подготовки педагогических кадров в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) ведется подготовка дефектологов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профилям бакалавриата «Логопедия», «Олигофренопедагогика», магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии».

С целью формирования у будущих дефектологов готовности к осуществлению коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, начиная с раннего возраста, в основные профессиональные образовательные программы бакалавриата по профилям «Логопедия», «Олигофренопедагогика» включен модуль «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ».

Подготовка магистров по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии», осуществляемая по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», с 2016 г. нацелена на кадровое обеспечение создающейся в Республике Саха (Якутия) системы ранней комплексной помощи детям и их семьям. Отрадно отметить, что данная магистерская программа востребована среди руководителей образовательных организаций (директоров ППМС-центров, заведующих ДОО), обучение которых наиболее результативно влияет на процесс развития региональной системы ранней помощи в количественном и качественном аспектах.

Разработка программ дополнительного профессионального образования осуществляется на основе анализа рынка труда и заявок образовательных организаций. Спектр реализуемых преподавателями кафедры специального (дефектологического) образованиея на базе Учебно-методического центра Педагогического института СВФУ программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации определяется в соответствии с потребностью регионального образовательного пространства в педагогах, обладающих профессио-

Библиографический список

нальными компетенциями в области обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе раннего возраста.

Актуальной задачей на современном этапе развития системы ранней помощи является повышение качества и эффективности услуг ранней помощи. Ее решение во многом зависит от организации на региональном уровне межведомственного взаимодействия, основанного на формировании соответствующей нормативной правовой и методической базы по ранней помощи, а также взаимодействии с общественными организациями, с активностью которых связано распространение инклюзивных ценностей и реализация различных аспектов поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) функционируют 18 служб ранней помощи, созданных при ППМС-центрах и образовательных организациях. Единый ресурсный методический центр создан на базе ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья». Развитие региональной системы ранней помощи осуществляется в соответствии с Межведомственным комплексным планом по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в РС (Я) (утвержден Распоряжением Правительства РС (Я) от 7 октября 2016 г. № 1240-р) [16]. Порядок межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ и их семьям, Перечень услуг ранней помощи, оказываемых детям-инвалидам, детям с ОВЗ и их семьям, Критерии отнесения детей в возрасте от 0 до 3 лет к потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи, Реестр организаций, оказывающих услуги ранней помощи в республике, утвержденные 23 апреля 2019 г. Межведомственным приказом Министерства труда и социального развития РС (Я), Министерства здравоохранения РС (Я), Министерства образования и науки РС (Я) [17], служат нормативной основой для скоординированной межведомственной деятельности по обеспечению комплексной помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с ОВЗ, на региональном уровне.

Благотворительный фонд поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие») [18], являющийся ресурсным центром для общественных организаций республики и координирующий деятельность общественных объединений родителей, проводит разноплановую работу, направленную на консолидацию усилий государства и общества по улучшению социального положения семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе раннего возраста, развитию инклюзии.

Регионализация системы ранней помощи как базового структурного компонента образовательной системы для детей с ОВЗ подразумевает развитие и расширение образовательного пространства субъекта при опоре на особенности конкретного региона (территориальные, культурно-исторические, национально-этнические, демографические, природно-климатические, социально-экономические и др.) с учетом образовательных запросов субъектов ранней помощи.

В настоящее время для системы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их семьям в русле решения задач, актуальных для современного этапа ее развития, в аспекте регионализации определены следующие проблемы:

1. Обеспечение доступности ранней помощи для детей с ОВЗ и их семей за счет территориального расширения региональной системы ранней помощи с учетом демографических, природно-климатических, социально-экономических факторов.

С целью повышения доступности и обеспечения вариативности форм организации ранней помощи необходима активная реализация вариативных форм дошкольного образования с учетом развития региональной системы образования для детей с ОВЗ, а также дистанционного взаимодействия специалистов с семьей.

2. Подготовка педагогических кадров для системы ранней помощи в соответствии с потребностями регионального образовательного пространства, основанная на согласованной деятельности соответствующих звеньев региональной системы образования и системной работе по изучению, разработке и активному внедрению в образовательный процесс вуза регионального компонента содержания образования.

3. Организация на региональном уровне межведомственного взаимодействия, предполагающего формирование соответствующей нормативной правовой и методической базы по ранней помощи, а также взаимодействие с общественными организациями, осуществляющими поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ.

Таким образом, выстраивание региональной системы ранней помощи на основе решения вышеизложенных проблем будет способствовать повышению темпов ее развития, позволит повысить качество и эффективность услуг.

1. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/

2. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абили-тации инвалидов и детей-инвалидов (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72046220/

3. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities

4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results

5. Разенкова Ю.А. Регионально-муниципальная модель ранней помощи. Альманах Института коррекционной педагогики. 2018; № 33. Available at: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-33/regional-municipal-model-of-early-intervention

6. Николаева А.Д., Чудиновских А.В. Региональное образование как научно-педагогическая категория. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 12: 392 - 396; Available at: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458

7. Данилов Д.А. Организационно-педагогическое обеспечение регионализации образования. Успехи современного естествознания. 2004; № 1: 70 - 72; Available at: http:// www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12153

8. Шабанова М.М., Алиева РР Регионализация образования как важный фактор сбалансированного социально-экономического развития региона. Гуманизация образования. 2010; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona

9. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). Available at: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obschiesvedeniya

10. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Available at: https://sakha.gks.ru/folder/32348

11. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2019 г. № 358 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия). Available at: https://yakutia-daily.ru/19332-2/

12. О развитии системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) «» от 8 сентября 2017 года №1154-р. Available at: http://docs.cntd.ru/document/446549757

13. Григоренко Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода. Педагогическое образование в России. 2017; № 11: 132 - 138. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7886/1/povr-2017-11-20.pdf

14. Юдина И.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Саха (Якутия): учебное пособие. Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2018.

15. Yudina I.A., Abramova N.A., Kornilova E.N. Organization of Special Education Teachers Training in Conditions of Regionalization of Education (on the Example of the Republic of Sakha (Yakutia) Revista Espacios. 2017; Vol. 38. № 55: 10. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385510.html

16. Об утверждении межведомственного комплексного плана и состава межведомственной координационной комиссии по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия). Распоряжение Правительства РС (Я) от 07.10.2016 г. №1240-р. Available at: https://mintrud.sakha.gov.ru/zakony-i-npa-rsja-/rasporjazhenie-pravitelstva-rsja-ot-07102016-g-1240-r-

17. Об утверждении мероприятий, направленных на развитие системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Приказ Министерства труда и социального развития РС (Я) № 489-оД, Министерства здравоохранения РС (Я) № 01-07/563, Министерства образования и науки РС (Я) № 01-10/542 от 23 апреля 2019 г.

18. Сайт Благотворительного фонда поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие»). Available at: http://dobrosakha.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ob utverzhdenii Koncepciirazvitiya rannejpomoschi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2016 N 1839-r. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/

2. Metodicheskie rekomendacii po organizacii uslug rannej pomoschi detyam i ih sem'yam v ramkah formirovaniya sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov i detej-invalidov (utv. Ministerstvom truda i social'noj zaschity rF 25 dekabrya 2018 g.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72046220/

3. Malofeev N.N. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej s OVZ: osnovnye polozheniya. Al'manah Instituta korrekcionnojpedagogiki. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities

4. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Razvitie rannej pomoschi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results

5. Razenkova Yu.A. Regional'no-municipal'naya model' rannej pomoschi. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2018; № 33. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/ almanac-33/regional-municipal-model-of-early-intervention

6. Nikolaeva A.D., Chudinovskih A.V. Regional'noe obrazovanie kak nauchno-pedagogicheskaya kategoriya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; № 12: 392 - 396; Available at: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458

7. Danilov D.A. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie regionalizacii obrazovaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2004; № 1: 70 - 72; Available at: http://www. natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12153

8. Shabanova M.M., Alieva R.R. Regionalizaciya obrazovaniya kak vazhnyj faktor sbalansirovannogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya regiona. Gumanizaciya obrazovaniya. 2010; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona

9. Oficial'nyjinformacionnyjportalRespublikiSaha (Yakutiya). Available at: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obschiesvedeniya

10. Sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistikipo Respublike Saha (Yakutiya). Available at: https://sakha.gks.ru/folder/32348

11. Formirovanie sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov, v tom chisle detej-invalidov, na 2019-2020 gody. Ukaz Glavy Respubliki Saha (Yakutiya) ot 30 yanvarya 2019 g. № 358 «0 kompleksnoj programme Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://yakutia-daily.ru/19332-2/

12. O razvitii sistemy rannej pomoschi v Respublike Saha (Yakutiya). Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Saha (Yakutiya) «» ot 8 sentyabrya 2017 goda №1154-r. Available at: http://docs.cntd.ru/document/446549757

13. Grigorenko N.Yu. Variativnaya organizaciya rannej psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na osnove mezhdisciplinarnogo podhoda. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 132 - 138. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7886/1/povr-2017-11-20.pdf

14. Yudina I.A. Korrekcionno-pedagogicheskaya pomosch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Respublike Saha (Yakutiya): uchebnoe posobie. Penza: Nauchno-izdatel'skij centr «Sociosfera», 2018.

15. Yudina I.A., Abramova N.A., Kornilova E.N. Organization of Special Education Teachers Training in Conditions of Regionalization of Education (on the Example of the Republic of Sakha (Yakutia) Revista Espacios. 2017; Vol. 38. № 55: 10. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385510.html

16. Ob utverzhdenii mezhvedomstvennogo kompleksnogo plana i sostava mezhvedomstvennoj koordinacionnoj komissii po formirovaniyu sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov, v tom chisle detej-invalidov, v Respublike Saha (Yakutiya). Rasporyazhenie Pravitel'stva RS (Ya) ot 07.10.2016 g. №1240-r. Available at: https://mintrud.sakha.gov.ru/ zakony-i-npa-rsja-/rasporjazhenie-pravitelstva-rsja-ot-07102016-g-1240-r-

17. Ob utverzhdenii meropriyatij, napravlennyh na razvitie sistemy rannej pomoschi v Respublike Saha (Yakutiya). Prikaz Ministerstva truda i social'nogo razvitiya RS (Ya) № 489-OD, Ministerstva zdravoohraneniya RS (Ya) № 01-07/563, Ministerstva obrazovaniya i nauki RS (Ya) № 01-10/542 ot 23 aprelya 2019 g.

18. Sajt Blagotvoritel'nogo fonda podderzhki detej s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya RS (Ya) «Haryshal» («Miloserdie»). Available at: http:// dobrosakha.ru/

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10129

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ANALYSIS OF PRACTICAL EXPERIENCE IN THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING OF LEGAL DISCIPLINES. The article is based on the analysis, systematization and generalization of materials obtained during experimental work on the perception of students to interactive teaching methods, and relationships to the personality of the teacher using interactive technologies in the educational process. The work shows the relevance of the introduction of modern technologies in the practice of preparing the future jurist, the conditions of educational space of a pedagogical university. In the course of the study, the researchers come to the conclusion that for a modern student the ideal is the image of a professionally competent teacher working interactively, with a large share of positive personality qualities. The article presents a conditional portrait of the most ideal teacher from the point of view of students, who has interactive competence.

Key words: interactive teaching methods, competence, potential of legal disciplines, professionalism, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.