4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results
5. Разенкова Ю.А. Регионально-муниципальная модель ранней помощи. Альманах Института коррекционной педагогики. 2018; № 33. Available at: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-33/regional-municipal-model-of-early-intervention
6. Николаева А.Д., Чудиновских А.В. Региональное образование как научно-педагогическая категория. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 12: 392 - 396; Available at: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458
7. Данилов Д.А. Организационно-педагогическое обеспечение регионализации образования. Успехи современного естествознания. 2004; № 1: 70 - 72; Available at: http:// www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12153
8. Шабанова М.М., Алиева РР Регионализация образования как важный фактор сбалансированного социально-экономического развития региона. Гуманизация образования. 2010; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona
9. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). Available at: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obschiesvedeniya
10. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Available at: https://sakha.gks.ru/folder/32348
11. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2019-2020 годы. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2019 г. № 358 «О комплексной программе Республики Саха (Якутия). Available at: https://yakutia-daily.ru/19332-2/
12. О развитии системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) «» от 8 сентября 2017 года №1154-р. Available at: http://docs.cntd.ru/document/446549757
13. Григоренко Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода. Педагогическое образование в России. 2017; № 11: 132 - 138. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7886/1/povr-2017-11-20.pdf
14. Юдина И.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Саха (Якутия): учебное пособие. Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2018.
15. Yudina I.A., Abramova N.A., Kornilova E.N. Organization of Special Education Teachers Training in Conditions of Regionalization of Education (on the Example of the Republic of Sakha (Yakutia) Revista Espacios. 2017; Vol. 38. № 55: 10. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385510.html
16. Об утверждении межведомственного комплексного плана и состава межведомственной координационной комиссии по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Саха (Якутия). Распоряжение Правительства РС (Я) от 07.10.2016 г. №1240-р. Available at: https://mintrud.sakha.gov.ru/zakony-i-npa-rsja-/rasporjazhenie-pravitelstva-rsja-ot-07102016-g-1240-r-
17. Об утверждении мероприятий, направленных на развитие системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Приказ Министерства труда и социального развития РС (Я) № 489-оД, Министерства здравоохранения РС (Я) № 01-07/563, Министерства образования и науки РС (Я) № 01-10/542 от 23 апреля 2019 г.
18. Сайт Благотворительного фонда поддержки детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РС (Я) «Харысхал» («Милосердие»). Available at: http://dobrosakha.ru/
References
1. Ob utverzhdenii Koncepciirazvitiya rannejpomoschi v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2016 N 1839-r. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/
2. Metodicheskie rekomendacii po organizacii uslug rannej pomoschi detyam i ih sem'yam v ramkah formirovaniya sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov i detej-invalidov (utv. Ministerstvom truda i social'noj zaschity rF 25 dekabrya 2018 g.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72046220/
3. Malofeev N.N. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej s OVZ: osnovnye polozheniya. Al'manah Instituta korrekcionnojpedagogiki. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities
4. Malofeev N.N., Nikol'skaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Razvitie rannej pomoschi v obrazovanii detyam s OVZ i gruppy riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemye rezul'taty. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results
5. Razenkova Yu.A. Regional'no-municipal'naya model' rannej pomoschi. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2018; № 33. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/ almanac-33/regional-municipal-model-of-early-intervention
6. Nikolaeva A.D., Chudinovskih A.V. Regional'noe obrazovanie kak nauchno-pedagogicheskaya kategoriya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; № 12: 392 - 396; Available at: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458
7. Danilov D.A. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie regionalizacii obrazovaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2004; № 1: 70 - 72; Available at: http://www. natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12153
8. Shabanova M.M., Alieva R.R. Regionalizaciya obrazovaniya kak vazhnyj faktor sbalansirovannogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya regiona. Gumanizaciya obrazovaniya. 2010; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona
9. Oficial'nyjinformacionnyjportalRespublikiSaha (Yakutiya). Available at: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obschiesvedeniya
10. Sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistikipo Respublike Saha (Yakutiya). Available at: https://sakha.gks.ru/folder/32348
11. Formirovanie sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov, v tom chisle detej-invalidov, na 2019-2020 gody. Ukaz Glavy Respubliki Saha (Yakutiya) ot 30 yanvarya 2019 g. № 358 «0 kompleksnoj programme Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://yakutia-daily.ru/19332-2/
12. O razvitii sistemy rannej pomoschi v Respublike Saha (Yakutiya). Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Saha (Yakutiya) «» ot 8 sentyabrya 2017 goda №1154-r. Available at: http://docs.cntd.ru/document/446549757
13. Grigorenko N.Yu. Variativnaya organizaciya rannej psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na osnove mezhdisciplinarnogo podhoda. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 11: 132 - 138. Available at: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7886/1/povr-2017-11-20.pdf
14. Yudina I.A. Korrekcionno-pedagogicheskaya pomosch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Respublike Saha (Yakutiya): uchebnoe posobie. Penza: Nauchno-izdatel'skij centr «Sociosfera», 2018.
15. Yudina I.A., Abramova N.A., Kornilova E.N. Organization of Special Education Teachers Training in Conditions of Regionalization of Education (on the Example of the Republic of Sakha (Yakutia) Revista Espacios. 2017; Vol. 38. № 55: 10. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n55/17385510.html
16. Ob utverzhdenii mezhvedomstvennogo kompleksnogo plana i sostava mezhvedomstvennoj koordinacionnoj komissii po formirovaniyu sistemy kompleksnoj reabilitacii i abilitacii invalidov, v tom chisle detej-invalidov, v Respublike Saha (Yakutiya). Rasporyazhenie Pravitel'stva RS (Ya) ot 07.10.2016 g. №1240-r. Available at: https://mintrud.sakha.gov.ru/ zakony-i-npa-rsja-/rasporjazhenie-pravitelstva-rsja-ot-07102016-g-1240-r-
17. Ob utverzhdenii meropriyatij, napravlennyh na razvitie sistemy rannej pomoschi v Respublike Saha (Yakutiya). Prikaz Ministerstva truda i social'nogo razvitiya RS (Ya) № 489-OD, Ministerstva zdravoohraneniya RS (Ya) № 01-07/563, Ministerstva obrazovaniya i nauki RS (Ya) № 01-10/542 ot 23 aprelya 2019 g.
18. Sajt Blagotvoritel'nogo fonda podderzhki detej s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya RS (Ya) «Haryshal» («Miloserdie»). Available at: http:// dobrosakha.ru/
Статья поступила в редакцию 28.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10129
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF PRACTICAL EXPERIENCE IN THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING OF LEGAL DISCIPLINES. The article is based on the analysis, systematization and generalization of materials obtained during experimental work on the perception of students to interactive teaching methods, and relationships to the personality of the teacher using interactive technologies in the educational process. The work shows the relevance of the introduction of modern technologies in the practice of preparing the future jurist, the conditions of educational space of a pedagogical university. In the course of the study, the researchers come to the conclusion that for a modern student the ideal is the image of a professionally competent teacher working interactively, with a large share of positive personality qualities. The article presents a conditional portrait of the most ideal teacher from the point of view of students, who has interactive competence.
Key words: interactive teaching methods, competence, potential of legal disciplines, professionalism, professional activity.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье на основе анализа, систематизации и обобщения материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы по выявлению отношения студентов к интерактивным методам обучения, а также отношения к личности преподавателя, применяющего интерактивные технологии в учебном процессе, обоснована актуальность внедрения современных технологий в практику подготовки будущего правоведа в условиях образовательного пространства педагогического вуза. В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что для современного студента идеальным видится образ профессионально компетентного педагога, работающего в интерактиве, с наличием позитивных личностных качеств. В статье представлен условный портрет идеального, с точки зрения студентов, преподавателя, обладающего интерактивной компетентностью.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, компетентность, потенциал правовых дисциплин, профессионализм, профессиональная деятельность.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения эффективность применения интерактивных технологий в образовательном процессе. Особенно это актуально для гуманитарных и, в частности, правовых дисциплин. Однако ещё до конца не изучены и не отработаны практические механизмы применения интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В данной статье показаны результаты экспериментальной работы по изучению готовности преподавателей и студентов к использованию интерактивных форм в процессе изучения права. Это необходимо для того, чтобы сделать методику преподавания правовых дисциплин в вузе более эффективной. Актуальность данной работы связана с тем, что при сложившихся социально-экономических условиях в стране особенно важно, чтобы преподавание правовых дисциплин проводилось не формально, а способствовало формированию правового сознания молодых граждан. Одной из ведущих задач исследования - изучение условий организации позитивного взаимодействия участников педагогического процесса [1 - 7].
На первом этапе опытно-экспериментальной работы рассматривался опыт использования интерактивных методов в изучении правовых дисциплин.
Цель констатирующего этапа исследования: выяснить степень соответствия образовательного процесса стандартам, необходимым для подготовки современных специалистов.
В процессе эксперимента был проведен опрос студентов 2-го курса ДГПУ: на историческом факультете (45 чел.), на факультете иностранных языков (110 чел.), на технолого-экономическом факультете (40 чел.), на факультете управления (34 чел.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: диагности-ко-констатирующий, преобразующий и аналитико-обобщающий.
На первом - диагностико-констатирующем - этапе изучались отношение и готовность студентов и преподавателей к интерактивному изучению права. Для этого были разработаны следующие подпрограммы:
1) подпрограмма «Студент о студенте, владеющем интерактивной компетентностью»;
2) подпрограмма «Преподаватель о студенте, владеющем интерактивной компетентностью»;
3) подпрограмма «Студент о преподавателе, владеющем интерактивной компетентностью»;
Наиболее обширной по содержанию и методикам исследования оказалась 1 подпрограмма «Студент о студенте, владеющем интерактивной компетентностью». Для сбора эмпирических данных о качествах личности студентов, способных работать в интерактиве, была проведена методика незаконченных предложений.
Так, в ходе опроса № 1 ответы вопрос: «К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного обучения, я бы отнес... » позволили выяснить, что
- 56% респондентов отнесли организаторские способности,
- 43% - пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность,
- 12% - умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах),
- 59% - коммуникативность и когнитивность,
- 63% - самостоятельность, надежность и др.
При проведении опроса № 2 студенты дополняли предложение: К качествам личности, создающим помехи для интерактивного обучения можно отнести... В ходе чего были получены следующие ответы:
- отсутствие артистизма, замкнутость (45%),
- безынициативность (34%),
- безответственность (56%),
- неопытность в конкретной области (76%) и др.
Общим (с различными интерпретациями) стало мнение студентов о том, что способность к самообразованию - необходимое качество личности современного студента.
При изучении мнений преподавателей (3 подпрограмма «Преподаватель о студенте, владеющем интерактивными умениями») о компетентном в интерактиве студенте, были получены следующие ответы. Студент обладает достаточным уровнем компетентности для осуществления интерактивного обучения, если:
- обладает навыками межличностного общения (57%);
- умеет работать в системе и системно (44%);
- обладает компетентным подходом к информации (43%);
- имеет базовые учебные навыки (37%);
- обладает мыслительными навыками (39%).
На диагностико-констатирующем этапе исследования применялась модифицированная методика Н.П. Фетискина. В качестве интегративных критериев готовности к интерактивной деятельности выступали следующие (табл. 1, рис. 1):
Таблица 1
Интегративные критерии готовности к интерактивной деятельности
№ критерий Его характеристика
1. Взаимопознание Степень адекватности оценки личностных особенностей партнеров по взаимодействию), взаимопонимание (уровень конфликтности в группе, выраженность общих интересов, умение понять точку зрения оппонента, другого человека.
2. Взаимовлияние Степень значимости мнения, поступков других представителей группы, самокоррекция, саморефлексия.
3. Социальная автономность Значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности.
4. Соц иальная адаптивн ость Благо получность вза имоотношений, удов -летворенность своим положоноем в груо-пе, гтбкосту повтдепив, контаввиость внутри коллектива и с внешним окружением.), социальная активность.
Рис. 1. Компоненты готовности студентов к интерактивной деятельности
Респондентам был предложен тестовый материал по шести шкалам, отражающим интегративные критерии. При обработке материалов тестирования студенты показали высокие результаты по шкалам: взаимопознание, взаимопонимание (по 144 - 148 баллов), тогда как по остальным показателям уровень едва достигал среднего (126 баллов). Низким явился уровень социальной активности (125 баллов).
Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения студентов второго курса показал:
- низкий показательный уровень умений сотрудничества - 37,4%;
- низкая активность в изучении дополнительной информации - 21,2%;
- недостаточно развиты критические (оценочные) способности - 36,7%;
- не могут четко оформить свою мысль, аргументировать ответ -89,7%;
- не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями -75,0%.
Таким образом, по предварительным данным диагностико-констатирую-щего этапа опытно-экспериментальной работы студенты не готовы к работе в интерактиве. Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей обучаемого, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество. Студентам 2 курса технолого-экономического, факультета управления и факультета иностранных языков ДГПУ (272 студента и 11 преподавателей права, всего 283 респондента) было предложено составить условный портрет наиболее идеального с их точки зрения преподавателя, обладающего интерактивной компетентностью.
В 3 подпрограмме «Студент о преподавателе» в ходе исследования респондентам было предложено кратко представить те качества личности, которые они могут присвоить преподавателю, ведущему у них курс права. Вот только некоторые выдержки из полученных характеристик:
- Очень квалифицированный человек. В процессе обучения стремится установить «обратную связь» со слушателями и всегда акцентирует внимание на неясных для них моментах.
- Спокойный, алгоритмичный человек. Лучше других преподавателей реализует междисциплинарные связи.
- Его отличают четкость, корректность и огромное терпение.
- Талантливый программист и преподаватель - человек, у которого все получается.
- Хорошо структурирует материал, понятно и приятно его излагает, использует много примеров из реальных разработок.
- Достаточно коммуникабелен, имеет склонность похвалить себя. Обладает энциклопедическими знаниями в области Интернета, а также использования средств Интернета в целях корпоративного маркетинга.
- Очень интересный человек с широким кругом интересов. Профессионал в бальном танце, свободно владеет английским (жил в США, работал с американскими заказчиками).
Библиографический список
- Блестящий преподаватель, сочетает в себе талант программиста, преподавателя и профессионального режиссера.
- Удивительно мягкий и интеллигентный человек. Отличается исключительной корректностью, творческим подходом к преподаваемому предмету и обучаемым.
- Тактичность и требовательность, увлеченность любимой предметной областью позволили стать ему ведущим преподавателем права.
- Алгоритмичен, пунктуален, корректен.
- Жизнерадостный и неунывающий, всегда - любимец групп. Пишет книги в области трехмерной графики по заказам специализированных издательств.
- Работоспособна, инициативна. Высокий профессионал в своем деле.
- Остроумна и оригинальна, художник не только по своей профессии, но и в педагогической деятельности.
- Большой психолог в общении со слушателями, в образовательном процессе обеспечивает безупречную «индивидуальную настройку»; беспредельная ответственность за процесс и результат обучения.
- Использует самые эффективные методики обучения и постоянно их совершенствует Поддерживает высочайший уровень мотивации обучения.
- Широкий профессиональный кругозор, в преподавании - сочетание требовательности и доброжелательности.
- Педантичен, интеллигентен, постоянно совершенствует методику обучения. Автор многочисленных печатных работ
- Контактен, быстро осваивает новые области знания».
На основании результатов, полученных в ходе исследования, можем отметить, что предпочтения студентов ДГПУ в первых пяти позициях отразились следующим образом:
1. Замечательный педагог, доступно объясняет лекционный материал -61,8%;
2. Обладает высокой профессиональной репутацией - 60,8%;
3. Просто хороший человек, внимательный к студентам - 60,5%;
4. Доступный в общении человек, с которым можно посоветоваться, если возникают те или иные проблемы - 55,6%;
5. Доступен для получения дополнительной консультации, если у студента возникает потребность в том, чтобы ему (ей) индивидуально что-то разъяснили по изучаемой теме - 42,1%.
Как видно из представленных данных, для современного студента идеальным видится образ профессионально компетентного педагога, работающего в интерактиве, с большой долей позитивных личностных качеств.
Таким образом, для участника интерактивного обучения необходимо обладание комплексом интерактивных умений, которые должны формироваться по двум основным направлениям: 1) интерактивные умения, ориентированные «на себя» (эта группа умений соотносится с формированием ответственной личностной автономии, которая включает самоконтроль, самооценку независимость как ориентацию на собственную систему оценивания различных ситуаций); 2) интерактивные умения, ориентированные «на других» (эта группа умений характеризует социально-перцептивные и операциональные компоненты взаимодействия - способность к контакту установку на согласие и толерантность, умение быть лидером и подчиняться).
1. Гаджиева П.Д., Курбанов М.А. Правовое просвещение и правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания у подрастающего поколения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 264 - 265.
2. Колесник Н.П. Использование интерактивных форм изучения педагогики в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007.
3. Гаджиева П.Д., Курбанов М.А. Методика использования нормативно-правовых документов в повышении правовой культуры учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 276 - 277.
4. Гаджиева П.Д., Раджабова РВ. Реализация потенциала интерактивных технологий в формировании универсальных компетенций студентов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 118 - 120.
5. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Методические основы моделирования плана- конспекта интерактивного урока по праву в школе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 120 - 121.
6. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Правовое образование подрастающего поколения: отечественный и зарубежный опыт. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 122 - 123.
7. Панина С.В. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. Москва: 2008. References
1. Gadzhieva P.D., Kurbanov M.A. Pravovoe prosveschenie i pravovoe vospitanie kak neobhodimoe uslovie formirovaniya pravosoznaniya u podrastayuschego pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 264 - 265.
2. Kolesnik N.P. Ispol'zovanie interaktivnyh form izucheniya pedagogiki v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2007.
3. Gadzhieva P.D., Kurbanov M.A. Metodika ispol'zovaniya normativno-pravovyh dokumentov v povyshenii pravovoj kul'tury uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 276 - 277.
4. Gadzhieva P.D., Radzhabova R.V. Realizaciya potenciala interaktivnyh tehnologij v formirovanii universal'nyh kompetencij studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 118 - 120.
5. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Metodicheskie osnovy modelirovaniya plana- konspekta interaktivnogo uroka po pravu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 120 - 121.
6. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Pravovoe obrazovanie podrastayuschego pokoleniya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 122 - 123.
7. Panina S.V. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya. Moskva: 2008.
Статья поступила в редакцию 28.11.19