3. Вишнякова А.Ю. Разработка электронного образовательного ресурса в составе информационно-методического обеспечения учебного курса «Инструменты бизнес-планирования»: магистерская диссертация. Екатеринбург, 2017.
4. Садулаева Б.С., Исакиева З.С. О развитии ИКТ-компетентности организаторов образовательного процесса в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 253 - 255.
5. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы. Ялта, 2016.
6. Исакиева З.С., Садулаева Б.С. О необходимости формирования исследовательских умений школьников в условиях информационно-образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 265 - 267.
7. Бейбалаева Д.К., Гузуева Э.Р, Садулаева Б.С. Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 283 - 284.
8. Юсупова Л.В., Садулаева Б.С. Анализ влияния процесса внедрения информационно-образовательных систем на развитие образовательной организации. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 312 - 314.
9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1: 171 - 174.
References
1. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. Moskva. 2010.
2. Kochisov V.K. 'Elektronnyj obrazovatel'nyj resurs kak novyj pedagogicheskij instrument v usloviyah razvitiya mezhpredmetnyh svyazej. Available at: https://eyberleninka.ru/ artiele/n/elektronnyy-obrazovatelnyy-resurs-kak-novyy-pedagogieheskiy-instrument-v-usloviyah-razvitiya-mezhpredmetnyh-svyazey
3. Vishnyakova A.Yu. Razrabotka 'elektronnogo obrazovatel'nogo resursa v sostave informacionno-metodicheskogo obespecheniya uchebnogo kursa «Instrumenty biznes-planirovaniya»: magisterskaya dissertaciya. Ekaterinburg, 2017.
4. Sadulaeva B.S., Isakieva Z.S. O razvitii IKT-kompetentnosti organizatorov obrazovatel'nogo processa v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 253 - 255.
5. Gordienko T.P., Gorbunova N.V., Smirnova O.Yu., Hruleva A.A. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Yalta, 2016.
6. Isakieva Z.S., Sadulaeva B.S. O neobhodimosti formirovaniya issledovatel'skih umenij shkol'nikov v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 265 - 267.
7. Bejbalaeva D.K., Guzueva 'E.R., Sadulaeva B.S. Pedagogicheskie usloviya primeneniya informacionnyh tehnologij v processe podgotovki bakalavra k pedagogicheskim innovaciyam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 283 - 284.
8. Yusupova L.V., Sadulaeva B.S. Analiz vliyaniya processa vnedreniya informacionno-obrazovatel'nyh sistem na razvitie obrazovatel'noj organizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 312 - 314.
9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1: 171 - 174.
Статья поступила в редакцию 14.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10054
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MONITORING OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH OF TEACHERS OF LEGAL DISCIPLINES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. In
this article, on the basis of the analysis of conceptual ideas of separate researchers, the concepts "pedagogical diagnostics", "educational monitoring", "pedagogical monitoring", "monitoring" are characterized. The work defines the importance of carrying out different types of monitoring in pedagogical activity. Control and diagnostics are considered to be the main areas of the monitoring. This provides an opportunity to get reliable and objective information about the results of personal and professional growth, to understand reasons for the mistakes made in order to exclude their appearance in future. The article also presents methodology of monitoring on the example of pedagogical monitoring of personal and professional growth through tracking the attitude of teachers of legal disciplines to humanistic values. Indicators of success of personal and professional growth of the teacher by means of identification of achievements of his pupils are described.
Key words: monitoring, pedagogical monitoring, educational monitoring, diagnostics.
П.Д. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье на основе анализа концептуальных идей отдельных исследователей охарактеризованы понятия «педагогическая диагностика», «образовательный мониторинг», «педагогический мониторинг», «мониторинг»; определена значимость проведения разного вида мониторингов в педагогической деятельности. Основными направлениями мониторинга принято считать контроль и диагностику. Это дает возможность получить достоверную и объективную информацию о результатах личностно-профессионального роста, понять причины допущенных ошибок для того, чтобы исключить их появление в дальнейшем. В статье также представлена методика проведения мониторинга на примере педагогического мониторинга личностно-профессионального роста через отслеживание отношения преподавателей правовых дисциплин к гуманистическим ценностям; описаны показатели успешности личностно-про-фессионального роста педагога посредством выявления достижений его учеников.
Ключевые слова: мониторинг, педагогический мониторинг, образовательный мониторинг, диагностика.
Понятие «мониторинг» подразумевает под собой постоянное наблюдение за процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату Оно стало известным в педагогике совсем недавно.
В российской педагогике данное понятие подпадает под следующее определение. Мониторингом является система сбора данных о сложных явлениях или процессах, которые характеризуются с помощью нескольких ключевых показателей с целью наиболее быстрого и эффективного, а главное - качественного и оперативного получения результата о состоянии исследуемого объекта [1 - 5].
Мониторинг как способ научного исследования применяется в различных науках, таких как педагогика, психология, экономика. Однако основной сферой его применения является управление, а именно информационное обслуживание
управления в различных сферах деятельности. Мониторинг является важнейшим способом научного исследования. Таким образом, ориентация на саморазвитие при обучении педагогов, а также на развитие личности и профессионального роста является первоочередной задачей.
Педагогический мониторинг подразделяется на несколько ключевых этапов, таких как сбор фактического материала для получения информации об исследуемом объекте по определенным критериям, оценивание состояния исследуемого объекта, контроль того, насколько состояние объекта мониторинга соответствует оптимальному, прогнозирование желательных и негативных результатов и разработка приемов и способов приведения объекта мониторинга в оптимальное состояние.
Организация мониторинга в образовании связана с диагностикой педагогической и образовательной деятельности.
Исследователи пришли к выводу, что для организации мониторинга необходимо произвести отбор его компонентов и сделать выбор совокупности показателей оценивания каждого из них. Однако в научной и педагогической литературе разделяют понятия «педагогический» и «образовательный» мониторинг Учёные [1] определяют мониторинг как средство повышения качества обучения. Составляющими мониторинга являются контроль и диагностика, что позволяет получить объективную информацию о состоянии учебного процесса, понять причины ошибок учащихся и выявить недочеты в работе преподавателей, что дает возможность произвести корректировку деятельности педагогов.
Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что проведение мониторинга личностно-профессионального роста преподавателей правовых дисциплин имеет следующие этапы: подготовительный, практический и аналитический.
Полученную в ходе и по окончании мониторинга информацию нужно использовать для дальнейшей деятельности преподавателей правовых дисциплин. В период аналитического этапа мониторинга происходит обработка информации, реализуются принципы рациональности ее отбора, объективности, полноты накопления информации, отражающей динамику личностно-профессионального роста преподавателей правовых дисциплин.
Данный мониторинг можно определить как процесс наблюдения за объектом, оценку его состояния, осуществления контроля и предупреждения нежелательных тенденций. Из чего можно сделать вывод, что мониторинг представляется как средство для повышения качества и уровня интерактивного обучения, направленного на развитие личности педагогов, в частности преподавателей правовых дисциплин.
Основными направлениями мониторинга принято считать контроль и диагностику. Это дает возможность получить достоверную и объективную информацию о результатах личностно-профессионального роста, понять причины допущенных ошибок, для того чтобы исключить их появление в дальнейшем.
Мониторинг личностно-профессионального роста обычно проводят через отслеживание отношения преподавателя правовых дисциплин к гуманистическим ценностям. Личностно-профессиональный рост можно отнести к духовной сфере, он не имеет механизмов прямого измерения. Однако Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, Т.В. Степанов [4] создали методику педагогической диагностики личностного роста через отношение человека к базовым ценностям человечества, которые определил В.А. Караковский: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Окружающий человека мир оценивается через идею личностного роста-личностного регресса. Данные авторы вывели предельные границы в отношении человека к ценностям.
Труд: понимание, что труд - источник радости творчества и благосостояния - ощущение рабства, лень.
Человек: созидающая человеческая индивидуальность - человек, разрушитель природы.
Семья: гордость за свою фамилию, уважение семейных традиций - игнорирование ответственности за продолжение своего рода.
Отечество: гражданский патриотизм - социальное иждивенчество.
Земля: понимание, что земля - источник благосостояния, бережное отношение к природе - потребительское отношение к природе, природным богатствам, нежелание обрабатывать землю.
Мир: Свобода народа и личности, миротворчество, осуждение насилия -милитаризм.
Параметры, определяющие личностно-профессиональный рост, дают возможность сравнивать преподавателей правовых дисциплин не с другими преподавателями той же области, а с самим собой, выявляя положительные или отрицательные изменения в преподавателе правовых дисциплин.
При тестировании преподавателей, опросах и наблюдениях выявились основные приоритеты, такие как создание крепкой и дружной семьи со своими традициями, воспитание следующего поколения педагогов, постоянное самосовершенствование, высокий карьерный рост и реализация себя в выбранной профессии.
На основе полученных результатов, полученных в ходе проведенных исследований, можно сделать вывод, что личностно-профессиональный рост можно и нужно рассматривать как постоянное развитие ценностных отношений личности преподавателя правовых дисциплин к обществу и самому себе.
При составлении опросников для преподавателей правовых дисциплин учитывались такие критерии, как необходимость демонстрировать свое отношение к обществу, другим людям, самому себе, однозначное восприятие используемых формулировок, сохранение права на анонимность, знания и умения преподавателя правовых дисциплин в самом начале интерактивного обучения.
Поэтому для преподавателей правовых дисциплин используются формулировки вопросов, которые предполагают дальнейшее развитие предложенной идеи или мысли. В данном случае использовался метод неоконченного предложения.
Преподавательские способности можно охарактеризовать наличием задатков к данной деятельности. Следуя данной логике, мониторинг личностно-про-фессионального роста преподавателя правовых дисциплин осуществляется
через проявление способностей, к которым относятся организационно-коммуникативные, способности к обучению учащихся, наблюдательность, способность определить пути развития учащегося и склонность к лидерству.
Организационно-коммуникативные способности обычно проявляются при работе в команде, выполнении общей задачи. Организаторские способности обнаруживаются во время занятий, а также вне их. Способность преподавателя правовых дисциплин к обучению раскрывается во время проведения теоретических и практических занятий. Она выражается в общепринятых критериях: методы, используемые преподавателями правовых дисциплин, использование дополнительных технических средств.
Наблюдательность - это постоянно функционирующая особенность, показывающая состояние учащихся во время занятий и вне их.
Склонность к лидерству проявляется при руководстве группой преподавателей правовых дисциплин.
Мониторинг личностно-профессионального роста преподавателя правовых дисциплин осуществляется через знание психолого-педагогической теории, которое нами выделено в три блока: знание актуальных проблем общества, актуальных проблем психологии, актуальных проблем педагогики. Диагностика знаний преподавателей правовых дисциплин проводится с помощью тестирования, наблюдения, опроса.
Умения являются основами успешной преподавательской деятельности, и поэтому мониторинг личностно-профессионального роста преподавателя правовых дисциплин осуществляется через профессиональные умения: дидактические, проективные, конструктивные, коммуникативные, аналитические.
Дидактические умения диагностируются при проверке составленного плана проведения занятий.
Проективные умения проверяются при составлении общих планов работы с коллективом.
Конструктивные умения применяются при составлении моделей процесса обучения.
Коммуникативные умения проявляются при избежании конфликтов или умелом их предотвращении.
Аналитические умения вырабатываются с годами, на основании приобретенного опыта и знаний. Таким образом, аналитические умения неотрывно связаны с рефлексией, анализом ошибок, корректировкой своих действий.
Мониторинг личностно-профессионального роста преподавателей правовых дисциплин осуществляется через их личностные качества, а именно: креативность, эмпатию, толерантность, готовность к саморазвитию, принципиальность, ответственность, работоспособность, эмоциональную стабильность, принятие самостоятельных решений.
Креативность проявляется при составлении плана занятия, организации внеобразовательной деятельности.
Эмпатия является важнейшим качеством для преподавателя правовых дисциплин, дающим ему возможность оценить ситуацию от лица различных участников образовательного процесса.
Толерантность характеризует терпимое отношение человека к окружающим людям.
Готовность к саморазвитию обнаруживается через стремление к освоению новых приемов и методов, через изучение передового опыта коллег, литературы и научно-методических статей.
Принципиальность проявляется в повседневной деятельности и неотрывно связана с исполнением общепринятых норм и правил.
Ответственность за достигнутые результаты диагностируется с помощью наблюдения, анкетирования, опроса. Вся деятельность преподавателя правовых дисциплин требует ответственного отношения к выполняемой работе.
Важным дополнением к мониторингу личностно-профессионального роста преподавателя правовых дисциплин является мониторинг эффективности применяемых знаний и умений, который позволяет отследить динамику изменений качества работы. Указанную динамику эффективности интерактивного обучения доступно демонстрирует процесс повышения качества обучения и профессионализма преподавателей правовых дисциплин. Что в свою очередь позволяет разделить квалификацию преподавателей правовых дисциплин по категориям «руководитель» и «преподаватель». Администраторы образовательного учреждения при условии совмещения учебных часов могут быть аттестованы комиссией сразу по двум категориям: «руководитель», «преподаватель». Для администрации установлены критерии «руководитель» высшей и первой квалификационных категорий. Остальным педагогам - категория «преподаватель»: высшая, первая и вторая квалификационные категории.
Для отслеживания общей динамики изменений квалификационного состава преподавателей правовых дисциплин установлен коэффициент квалификационной категории работников, который можно определить по формуле (1):
К КВ = ^В + 4М+3№ + 2N6K): N (1)
где N = NB + N1 + N2 + N6K,
N - общее количество преподавателей правовых дисциплин,
NH - количество преподавателей с высшей квалификационной категорией, N1 - количество преподавателей с первой квалификационной категорией,
N2 - количество преподавателей со второй квалификационной категорией, N6K - количество преподавателей без квалификационной категории.
Коэффициент квалификации преподавателей достигает максимального значения - 5 баллов (отличный результат или идеальный) при условии, что все преподаватели имеют высшую квалификационную категорию и минимальное значение коэффициента.
2 балла (неудовлетворительный результат) получает образовательное учреждение при условии, если все преподаватели не имеют квалификационной категории, то есть еще не аттестованы. Исследования показали, что когда лич-ностно-профессиональный рост преподавателей наиболее успешный, значение коэффициента квалификации превышает 4 балла (хороший результат).
Можно заметить, что наиболее высокие показатели успешной деятельности преподавателей правовых дисциплин отмечают у преподавателей высокой квалификации. Эмпирическим путем установлено, что успешность преподавательской деятельности связана именно с качественными и количественными показателями результатов их профессиональной деятельности.
Таким образом, успех преподавателя правовых дисциплин во многом зависит от накопленных за время своей преподавательской деятельности знаний и умений, а также от правильного их применения и использования. Успехи преподавателя правовых дисциплин можно отследить по учащимся, их достижениям в данной области, а также по их наградам за успешное использование полученных за время обучения знаний.
Библиографический список
1. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; № 1: 48 - 54.
2. Гаджиева П.Д. Креативность как необходимое условие инновационной деятельности педагога. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 105 - 107.
3. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: монография. Махачкала, 2018.
4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2003.
5. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.
References
1. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; № 1: 48 - 54.
2. Gadzhieva P.D. Kreativnost' kak neobhodimoe uslovie innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 105 - 107.
3. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody vpravovom obrazovanii uchaschihsya: monografiya. Mahachkala, 2018.
4. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2003.
5. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.
Статья поступила в редакцию 17.11.19
УДК 377.5(78.05) DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10055
Belyaeva I.A., MA student, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevyev (Saransk, Russia), E-mail: [email protected] Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevyev (Saransk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION WITH TECHNICAL DIFFERENCE. The article studies one the important problems of modern secondary vocational education related to the development of a personality culture of students through the art of music. One of the components of spiritual culture of the personality is a musical culture. Its formation is carried out by means of musical art, which should be of interest and an integral part of the youth being. The authors show the need to implement the selected pedagogical conditions for the formation of musical culture of students in secondary vocational education with a technical bias. Considering force of influence and value of music in the pupil's life, it is important to use it as the effective educational tool. The article discusses the contents of pedagogical conditions, shows the pedagogical tasks of their implementation. Key words: secondary vocational education, culture, personality, society, musical culture, development.
И.А. Беляева, магистрант Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсеева, г. Саранск, E-mail: [email protected] И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕХНИЧЕСКИМ УКЛОНОМ
Статья посвящена одной из важных проблем современного среднего профессионально-технического образования, связанной с развитием культуры личности учащихся средствами искусства музыки. Одной из составляющих духовной культуры личности является музыкальная культура. Ее формирование осуществляется посредством музыкального искусства, которое должно составлять интерес и неотъемлемую часть бытия молодежи. Авторы показывают необходимость реализации выделенных педагогических условий формирования музыкальной культуры учащихся в учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном. Учитывая силу воздействия и значение музыки в жизни учащегося, важно использовать ее как эффективный воспитательный инструмент. В статье рассматривается содержание педагогических условий, обозначаются педагогические задачи их реализации. Ключевые слова: среднее профессионально-техническое образование, культура, личность, общество, музыкальная культура, развитие.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этогособственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...
(А. Дистервег)
Одной из актуальных задач профессионально-технического образования является разработка современной системы обучения учащихся рациональным приемам и методам труда, которые позволяли бы выпускникам учреждений среднего профессионального образования в сравнительно короткие сроки успешно включаться в работу трудовых коллективов и достигать высокого качества работы. Среди требований к результатам освоения образовательных программ учреждений среднего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки обязательным является овладение выпускниками общекультурной компетенцией, проявляющей себя в способности планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Действительно, сегодня профессиональное образование, осуществляемое в учреждениях среднего профессионального образования с техническим уклоном, постепенно перестает быть процессом, направленным исключительно только на формирование у обучающихся технических умений и навыков. Оно все больше начинает ориентироваться на личностное развитие учащегося, на приобщение его к профессиональной, общей культуре, системе духовно-нравственных ценностей, в том числе музыкальных. И это является особенно важным, поскольку одна из главных проблем, стоящих перед обществом XXI века, - угроза нравственного и духовного оскудения внутреннего духовного мира человека, поэтому одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает развитие культуры обучаемых, в том числе и средствами ценностей музыкальной культуры общества.
Важность вопросов формирования культуры личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается в Законе РФ «Об образовании», Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г [1 - 3].