N2 - количество преподавателей со второй квалификационной категорией, N6K - количество преподавателей без квалификационной категории.
Коэффициент квалификации преподавателей достигает максимального значения - 5 баллов (отличный результат или идеальный) при условии, что все преподаватели имеют высшую квалификационную категорию и минимальное значение коэффициента.
2 балла (неудовлетворительный результат) получает образовательное учреждение при условии, если все преподаватели не имеют квалификационной категории, то есть еще не аттестованы. Исследования показали, что когда лич-ностно-профессиональный рост преподавателей наиболее успешный, значение коэффициента квалификации превышает 4 балла (хороший результат).
Можно заметить, что наиболее высокие показатели успешной деятельности преподавателей правовых дисциплин отмечают у преподавателей высокой квалификации. Эмпирическим путем установлено, что успешность преподавательской деятельности связана именно с качественными и количественными показателями результатов их профессиональной деятельности.
Таким образом, успех преподавателя правовых дисциплин во многом зависит от накопленных за время своей преподавательской деятельности знаний и умений, а также от правильного их применения и использования. Успехи преподавателя правовых дисциплин можно отследить по учащимся, их достижениям в данной области, а также по их наградам за успешное использование полученных за время обучения знаний.
Библиографический список
1. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; № 1: 48 - 54.
2. Гаджиева П.Д. Креативность как необходимое условие инновационной деятельности педагога. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 105 - 107.
3. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: монография. Махачкала, 2018.
4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, 2003.
5. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.
References
1. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; № 1: 48 - 54.
2. Gadzhieva P.D. Kreativnost' kak neobhodimoe uslovie innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 105 - 107.
3. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody vpravovom obrazovanii uchaschihsya: monografiya. Mahachkala, 2018.
4. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva, 2003.
5. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.
Статья поступила в редакцию 17.11.19
УДК 377.5(78.05) DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10055
Belyaeva I.A., MA student, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevyev (Saransk, Russia), E-mail: [email protected] Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evsevyev (Saransk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION WITH TECHNICAL DIFFERENCE. The article studies one the important problems of modern secondary vocational education related to the development of a personality culture of students through the art of music. One of the components of spiritual culture of the personality is a musical culture. Its formation is carried out by means of musical art, which should be of interest and an integral part of the youth being. The authors show the need to implement the selected pedagogical conditions for the formation of musical culture of students in secondary vocational education with a technical bias. Considering force of influence and value of music in the pupil's life, it is important to use it as the effective educational tool. The article discusses the contents of pedagogical conditions, shows the pedagogical tasks of their implementation. Key words: secondary vocational education, culture, personality, society, musical culture, development.
И.А. Беляева, магистрант Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсеева, г. Саранск, E-mail: [email protected] И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТЕХНИЧЕСКИМ УКЛОНОМ
Статья посвящена одной из важных проблем современного среднего профессионально-технического образования, связанной с развитием культуры личности учащихся средствами искусства музыки. Одной из составляющих духовной культуры личности является музыкальная культура. Ее формирование осуществляется посредством музыкального искусства, которое должно составлять интерес и неотъемлемую часть бытия молодежи. Авторы показывают необходимость реализации выделенных педагогических условий формирования музыкальной культуры учащихся в учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном. Учитывая силу воздействия и значение музыки в жизни учащегося, важно использовать ее как эффективный воспитательный инструмент. В статье рассматривается содержание педагогических условий, обозначаются педагогические задачи их реализации. Ключевые слова: среднее профессионально-техническое образование, культура, личность, общество, музыкальная культура, развитие.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этогособственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...
(А. Дистервег)
Одной из актуальных задач профессионально-технического образования является разработка современной системы обучения учащихся рациональным приемам и методам труда, которые позволяли бы выпускникам учреждений среднего профессионального образования в сравнительно короткие сроки успешно включаться в работу трудовых коллективов и достигать высокого качества работы. Среди требований к результатам освоения образовательных программ учреждений среднего профессионального образования по тому или иному направлению подготовки обязательным является овладение выпускниками общекультурной компетенцией, проявляющей себя в способности планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Действительно, сегодня профессиональное образование, осуществляемое в учреждениях среднего профессионального образования с техническим уклоном, постепенно перестает быть процессом, направленным исключительно только на формирование у обучающихся технических умений и навыков. Оно все больше начинает ориентироваться на личностное развитие учащегося, на приобщение его к профессиональной, общей культуре, системе духовно-нравственных ценностей, в том числе музыкальных. И это является особенно важным, поскольку одна из главных проблем, стоящих перед обществом XXI века, - угроза нравственного и духовного оскудения внутреннего духовного мира человека, поэтому одним из основных целевых ориентиров современного образования выступает развитие культуры обучаемых, в том числе и средствами ценностей музыкальной культуры общества.
Важность вопросов формирования культуры личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается в Законе РФ «Об образовании», Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г [1 - 3].
Данные документы определяют стратегические направления государственной политики в сфере образования, указывают на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культуры России.
Реализация поставленных задач возможна при условии развития культуры личности учащихся учреждений среднего профессионального образования с техническим уклоном средствами искусства музыки. Связано это с тем имеющим место фактом, что современная высокоразвитая музыкальная индустрия посредством воздействия СМИ, различных индивидуальных звукозаписывающих технических средств и общения со сверстниками ориентирует учащихся учреждений среднего профессионального образования с техническим уклоном на потребление поп-музыки сомнительной эстетической ценности, легкой по содержанию и примитивной по форме, рассчитанной на неразвитый музыкальный вкус и культуру. В то время как общечеловеческие и национальные ценности музыкальной культуры общества, способные передать человеку богатство и выразительность музыкального языка и содержательной смысловой нагрузки, не входят в область музыкальных интересов обучающихся. Поэтому в современном образовательном процессе каждого учебного заведения стало необходимым решение вопроса о способах, методах, технологиях актуализации позитивных факторов влияния музыкальной информации на растущую личность и нейтрализации негативного влияния данного типа информации.
Эта проблема педагогики среднего профессионального образования с техническим уклоном еще мало изучена как с практической, так и с теоретической стороны: не разработаны педагогические условия развития музыкальной культуры личности обучающихся данных учебных заведений; не исследована подготовка учащихся к музыкальному творчеству во внеаудиторной работе; не определена роль музыкальной культуры личности и музыкального творчества в подготовке учащихся к профессиональной деятельности, в частности в сфере услуг и промышленных технологий.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность темы, мы избрали в качестве предмета статьи педагогические условия формирования музыкальной культуры учащихся в учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном.
Мы определяем музыкальную культуру учащихся как многокомпонентное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем музыкального развития, осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах деятельности, управляемой музыкально-эстетическим сознанием. В структуру музыкальной культуры учащихся мы включаем когнитивный (знания в различных областях искусства музыки), ценностно-ориентационный (мотивация и предпочтения в выборе ценностей музыкальной культуры общества), эмоциональный (понимание эмоционально-образного содержания музыки) и деятельностно-практический (владение различными видами и формами музыкальной деятельности) компоненты. Таким образом, цель развития музыкальной культуры учащихся заключается в формировании у обучающихся знаний в области ценностей музыкальной культуры общества, ценностных ориентаций и эмоциональной отзывчивости, опыта практического владения различными видами музыкальной деятельности.
В настоящее время, когда возникла необходимость «возвращения человека в культуру», особое значение приобретает для нас возможность посмотреть на человека с позиции культуры. Понятие «культура» относится к числу фундаментальных понятий, интерес к которым возрастает с каждым годом. Различия в уровне подходов, аспектах изучения, отражающих разные стороны, фиксируют чрезвычайную сложность, противоречивость, многогранность этого понятия. Общефилософский подход раскрывает общие закономерности формирования личностной культуры, ее сущность и проявления; частно-научный, описывающий на основе частных научных теорий (педагогики, дидактики, этики, психологии и т. д.) особенности ее становления и др. С позиций педагогической науки проблема культуры личности трансформируется в проблему становления, углубления и развития личностной культуры, в том числе музыкальной.
В словарно-энциклопедических источниках категория культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [4, с. 467].
Как показывают исследования ученых, под культурой понимают любой исторически выработанный способ человеческого существования, возникший на биологической основе, но не зависящий от нее; фиксацию общего качественного своеобразия человеческой жизнедеятельности; цивилизацию (Э.А. Баллер, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян и др.). Культура выступает обобщающей, преобразующей деятельностью поколений людей, одним из слагаемых их целенаправленных усилий для сохранения, воссоздания и созидания материальных и духовных ценностей. Культура создается людьми и для людей, для их блага и в самом широком смысле рассматривается как форма бытия человека и человечества [5 - 8].
Наше обращение к категории «культура» не является случайным, так как с позиций педагогики она дает возможность понять, что процесс присвоения ценностей музыкальной культуры посредством их познания и воспроизведения
(как процесс личностного участия человека в развитии музыкальной культуры общества) происходит, прежде всего, при осуществлении человеком деятельности, в процессе которой он осознает и оценивает собственную музыкальную деятельность с целью ее согласования с общественной музыкально-культурной деятельностью.
В педагогике вопросы музыкально-культурного развития человека связываются с содержанием образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям и ценностям национальной музыкальной культуры.
Рассматривая исследования отечественных ученых, посвященных категории «музыкальная культура личности», следует отметить, что большинство авторов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Майковская, ГМ. Ципин и др.) понимают под данным термином социально-художественный опыт личности, который должен удовлетворять высокие духовные потребности, формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Мы согласны с данной точкой зрения и считаем вслед за учёными считаем, что музыкальная культура учащихся зависит от качества музыкальных произведений, которые они слушают или исполняют, интенсивности общения с ними, от личных индивидуальных особенностей учащихся.
Научные материалы свидетельствуют, что музыка, являясь формой духовного освоения действительности, посредством отражения многообразных явлений окружающей жизни в звуковых образах выполняет особую задачу художественного освоения, познания мира. Именно поэтому музыка занимает значительное место в системе общего и профессионального образования, единой целью которых является воспитание культурно развитой личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и музыкально-деятельностными навыками, но и богатым внутренним миром. На решение этой задачи направлена деятельность различных образовательных учреждений, каждое из которых рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства Российской Федерации.
Для осуществления эффективного процесса формирования и развития музыкальной культуры учащихся в учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном необходимо создание определенных педагогических условий как «совокупности мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [9].
Под педагогическими условиями Н.М. Борытко понимает внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [10, с. 134].
В.И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [11, с. 568].
Как видим, главная черта понятия «педагогические условия» проявляется в том, что оно содержит в себе элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.
Под педагогическими условиями нами понимается совокупность взаимосвязанных требований, необходимых для образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие музыкальной культуры учащихся в учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном. Педагогические условия определяют содержание, формы, методы работы с учащимися посредством музыки.
На основе анализа научной литературы и обобщения личного практического опыта нами выделены педагогические условия развития музыкальной культуры учащихся учреждения среднего профессионального образования с техническим уклоном, специализирующихся в сфере услуг и промышленных технологий.
Первое педагогическое условие - учет индивидуально-психологических особенностей, интересов, увлечений и пристрастий каждого учащегося. Содержание данного условия мы связываем с точкой зрения ряда исследователей (И.Г Афанасьева, А.В. Битуева, Н.А. Кирилова, А.В. Кирьякова и др.), считающих, что развитие музыкальной культуры человека включает в себя индивидуально-психологические (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) элементы [12].
Главная задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ученика процессом овладения искусством музыки, сделать увлекательными занятия музыкой. В науке доказано, что интерес к музыке у учащегося возникает через эмоцию. В развитии музыкальной культуры личности эмоциональный аспект является главным. Формирование музыкального интереса непосредственно связано с содержанием занятий музыкой, с характером отношений, складывающихся между педагогом и учащимися в процессе обучения, и во многом зависит от организации музыкальной деятельности. По мнению Н.Н. Гришанович, познавательный интерес к музыке выражается в умении понять, прочувствовать, осознать музыкальное произведение [13, с. 25]. Нельзя пробудить в человеке интерес к музыке, если она не прочувствована. Е.В. Боякова, рассматривая сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у учащихся, указывает на ин-
терес как предпосылку формирования основ музыкальной культуры и называет его формируемым личностным качеством [14].
Как известно, именно в процессе деятельности музыкальный интерес становится индивидуальным, личностным мотивом для каждого учащегося, поскольку сама музыкально-познавательная деятельность, совершаемая с интересом, приносит удовлетворение и является источником разнообразных положительных эмоций. Если учащийся, слушая музыкальное произведение, проявляет эмоции, а также удовлетворяет свою потребность в познании музыки, то это произведение приобретает для него ценностное значение и развивает культурные качества. Эмоциональная насыщенность музыкального искусства и музыкально-познавательной деятельности является одним из сильнейших источников стимуляции музыкальных интересов учащихся, так как эмоциональность - неотъемлемый фактор любого эстетического познания, а объектом познания являются человеческие эмоции, богатый мир людских чувств, переживаний, настроений. Данное условие ориентирует педагога на использование индивидуального подхода в работе с учащимися с тем, чтобы способствовать личностно-эмоциональному освоению учащимися ценностей музыкальной культуры. Реализацию индивидуального подхода в организации музыкальной практической деятельности учащихся следует осуществлять с использованием методов и средств, направленных на развитие музыкально-исполнительского самосознания, исполнительской рефлексии и навыков саморегуляции (метод устного исполнительского самоанализа и самооценки на основе сравнения собственного исполнения с известными музыкально-исполнительскими образцами), а также в ходе прослушивания и обсуждения аудиозаписи с собственной интерпретацией музыкального произведения [15].
Второе педагогическое условие включает в себя необходимость приобретения и накопления учащимися теоретических знаний при восприятии музыки; осознанного понимания музыкального искусства при его исполнении и восприятии.
П.М. Якобсон, исследуя проблему восприятия, выделил три его стадии, значимых для формирования музыкальной культуры [16]. Первая стадия музыкального восприятия отличается нерасчлененностью: слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Образ, возникающий у слушателя на первой стадии, может быть неодинаковым по своей глубине. Задача педагога-музыканта на этом этапе восприятия - помочь учащемуся найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.
Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках. При этом происходит углубление проникновения в содержание произведения. На второй стадии восприятия педагог-музыкант предлагает учащемуся найти ответ на вопрос, связанный с пониманием того, как, с помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения.
Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному произведению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие эмоциональное впечатление от музыки, полученное при прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением слушателя к произведению музыкального искусства, его личностной оценкой [16, с. 67 - 79]. Данное условие ориентирует педагога на создание благоприятных возможностей для осознания и принятия учащимися личностного смысла музыкального произведения. Реализация этого педагогического условия претворяется в содержании внеаудиторных видов деятельности. Именно во внеаудиторной деятельности происходит более эффективное развитие у обучающихся необходимых слушательских и музыкально-исполнительских навыков.
Третье педагогическое условие развития музыкальной культуры учащихся связано с проектированием творческой образовательной среды. Осущест-
Библиографический список
вление творческой деятельности учащихся является обязательным компонентом содержания образования и музыкальной культуры личности, который обеспечивает формирование слушательских и музыкально-исполнительских способов деятельности.
Среда является главным и важным средством педагогического процесса для развития музыкальной культуры. По В.П Максимову, действие среды на учащегося определяется через ее актуализацию, персонификацию, персонали-зацию, где актуализация - понимание воспитательного потенциала среды, персонификация - специально созданная среда для человека и персонализация - деятельность по созданию каждым собственной среды [17]. В учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном эта деятельность будет носить характер индивидуального и коллективного творчества учащихся, специализирующихся в сфере услуг и промышленных технологий.
Организационными формами создания творческой образовательной среды являются тематические праздники и концерты - это деятельность, которая способствует развитию музыкальной культуры учащихся в процессе восприятия музыкальных произведений и музыкального исполнительства, когда происходит, как пишет Н.И. Чинякова, «художественно-обучающее общение участников концерта, приводящее к решению поставленных учебных задач» [18]. К данному направлению внеаудиторной деятельности относятся фестивали, смотры художественной самодеятельности, музыкальные конкурсы, театрализованные музыкальные мероприятия и т.д.
Творческая музыкальная деятельность учащихся включает в себя исполнение музыки. В процесс исполнения музыки учащимися в учреждении среднего профессионального образования с техническим уклоном мы вводим сольное, хоровое и ансамблевое пение; игру на различных музыкальных инструментах, что согласуется с идеей владения разнообразными знаниями, умениями и навыками в сочетании со способностью к их многофункциональному применению сообразно требованиям музыкально-образовательной практики [19].
Следует отметить, что необходимым условием верной организации внутри коллективной музыкально-исполнительской деятельности учащихся является использование как групповых (собрания, прослушивание концертных номеров, репетиции), так и индивидуальных форм работы с обучающимися (индивидуальные задания и занятия), направленных на раскрытие их духовного потенциала, развитие индивидуальных личностных качеств, формирование устойчивого интереса к музыкально-исполнительской и слушательской деятельности.
Обратим внимание на то, что результативность музыкально-культурного развития учащихся при реализации рассмотренных выше педагогических условий будет обеспечиваться рядом педагогических задач, к которым мы относим следующие:
- нравственно-эстетическое развитие учащихся средствами музыкального искусства (накопление музыкального опыта и обогащение музыкальных впечатлений, овладение знаниями и представлениями о музыке как искусстве и средстве отображения окружающей действительности);
- развитие музыкальных способностей учащихся (воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие звуковысотных и музыкально-слуховых представлений, чувства ритма и т.д.);
- усвоение определенных способов действий, необходимых для успешного развития каждого из видов музыкальной деятельности, имеющих результатом «изменения в ценностных ориентациях, деятельности, личностном миропонимании и поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков» [20, с. 296];
- развитие интереса к ценностям музыкальной культуры общества, музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализации в музыкально-творческой деятельности, положительных личностных эмоциональных отношений к музыке в процессе этой деятельности.
Полагаем, что реализация вышеперечисленных педагогических условий позволит в учреждениях среднего профессионального образования с техническим уклоном осуществить процесс развития культуры личности учащихся средствами искусства музыки.
1. Закон РФ «Об образовании». Москва: ООО «Рид Групп», 2011.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Available at: http://www.ifap.ru
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.
4. Большая советская энциклопедия. Москва, 1937: 467 - 468; Т. 35.
5. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. Москва: Наука, 1969.
6. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
7. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры: изучение истории культуры как системы. Новосибирск, 1983.
8. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР 1969.
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Москва: ВЛАДОС, 2000.
10. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001.
11. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
12. Ительсон Л.Б. Проблемы современной педагогической психологии. Москва: Знание, 1970.
13. Гришанович Н.Н. Современные художественно-дидактические подходы в музыкальном образовании. Музыкальное искусство и образование. 2013; № 2: 23 - 31.
14. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка. Педагогика искусства. Электронный научный журнал. 2011; № 1. Available at: http://www.art-education.ru/ AE-magazine/new-magazine-1 2011.htm
15. Мигунова Н.И., Кобозева И.С. Музыкально-исполнительская деятельность как компонент культуры личности в теоретической педагогике XX века. Международный студенческий научный вестник. 2017; № 4: 433 - 434.
16. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. Москва: Искусство, 1964.
17. Максимов В.Г Педагогическая диагностика в школе. Москва: Академия, 2002.
18. Чинякова Н.И. Учебный концерт: сущность интеграции. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012; № 5: 272 - 276.
19. Kobozeva I.S., Mironova M.P, Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11, № 8: 37 - 43. Available at: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/46533/25075
20. Кобозева И.С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики. Ярославский педагогический вестник. 2011; № 3: 295 - 298.
References
1. Zakon RF «Ob obrazovanii». Moskva: OOO «Rid Grupp», 2011.
2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. Available at: http://www.ifap.ru
3. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2765-r.
4. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva, 1937: 467 - 468; T. 35.
5. Baller 'E.A. Preemstvennost' v razvitii kul'tury. Moskva: Nauka, 1969.
6. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg: TOO TK «Petropolis», 1996.
7. Kogan L.N. Narodnaya kul'tura v istoricheskom razvitii sistemy kul'tury: izuchenie istorii kul'tury kak sistemy. Novosibirsk, 1983.
8. Markaryan 'E.S. Ocherki teorii kul'tury. Erevan: Izd-vo AN Armyanskoj SSR, 1969.
8. Rozhkov M.I., Bajborodova L.V. Organizaciya vospitatel'nogo processa v shkole. Moskva: VLADOS, 2000.
10. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.
11. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
12. Itel'son L.B. Problemy sovremennojpedagogicheskojpsihologii. Moskva: Znanie, 1970.
13. Grishanovich N.N. Sovremennye hudozhestvenno-didakticheskie podhody v muzykal'nom obrazovanii. Muzykal'noe iskusstvo iobrazovanie. 2013; № 2: 23 - 31.
14. Boyakova E.V. Osobennosti razvitiya sovremennogo rebenka. Pedagogika iskusstva. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011; № 1. Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1 2011.htm
15. Migunova N.I., Kobozeva I.S. Muzykal'no-ispolnitel'skaya deyatel'nost' kak komponent kul'tury lichnosti v teoreticheskoj pedagogike XX veka. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2017; № 4: 433 - 434.
16. Yakobson P.M. Psihologiya hudozhestvennogo vospriyatiya. Moskva: Iskusstvo, 1964.
17. Maksimov V.G. Pedagogicheskaya diagnostika v shkole. Moskva: Akademiya, 2002.
18. Chinyakova N.I. Uchebnyj koncert: suschnost integracii. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie iobschestvennye nauki. 2012; № 5: 272 - 276.
19. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11, № 8: 37 - 43. Available at: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/article/view/46533/25075
20. Kobozeva I.S. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste sovremennoj kul'turnoj politiki. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2011; № 3: 295 - 298.
Статья поступила в редакцию 11.11.19
УДК 14.35.07 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10056
Hague A.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Director Tomsk Agricultural Institute, branch of Novosibirsk State Agrarian University (Tomsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Narzulaev S.B., Doctor of Sciences (Medicine), Tomsk Agricultural Institute, branch of Novosibirsk State Agrarian University (Tomsk, Russia),
E-mail: [email protected]
MODERNIZATION OF AGRICULTURAL VOCATIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS. Modernization of agricultural vocational education is particularly relevant in conditions of low demand for unskilled labor, the decline of mass production, increased automation, biotechnology, computerization, robotics and digitalization of agricultural production, the formation of the rudiments of the knowledge economy in agricultural business. Today, no one can predict in advance what innovations will be in demand in the conditions of tomorrow and what personnel, with what competencies will be needed to implement these innovations. In this regard, agricultural professional educational organizations are faced with the task of operational provision of agricultural production with competent personnel. Moreover, there is the following dissonance in the system of knowledge production and management.
Key words: modernization, agricultural education, online and smart learning.
А.В. Гааг, канд. экон. наук, доц., директор, Томский сельскохозяйственный институт, филиал Новосибирского государственного аграрного
университета, г. Томск, E-mail: [email protected]
С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., Томский сельскохозяйственный институт, филиал Новосибирского государственного аграрного
университета, г. Томск, E-mail: [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРАРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Модернизация аграрного профессионального образования особенно актуальна в условиях низкого спроса на неквалифицированный труд, спада массового производства, усиления автоматизации, биотехнологизации, компьютеризации, роботизации и цифровизации сельскохозяйственного производства, формирования зачатков экономики знаний в аграрном бизнесе. Сегодня никто не может заранее предсказать, какие инновации будут востребованы в условиях завтрашнего дня, какие кадры и с какими компетенциями понадобятся для внедрения этих инноваций. В связи с этим аграрные профессиональные образовательные организации сталкиваются с задачей оперативного обеспечения сельскохозяйственного производства компетентными кадрами. Более того, имеет место и следующий диссонанс в системе продуцирования и управления знаниями.
Ключевые слова: модернизация, аграрное образование, онлайн- и смарт-обучения.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г N 717 определены главные цели деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов, в том числе и следующие:
- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса;
- увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса [1].
Многочисленные научные исследования, связанные с развитием сель-
хозпроизводства в Российской Федерации и анализ региональной сельскохозяйственной практики показывают, что достижение указанных целей возможно лишь при повышении качества профессиональной подготовки специалистов и рабочих, занятых в аграрной сфере [2].
В настоящее время государственная политика в области образования не только декларативно, но и законодательно ориентирует образовательные организации внимательно относиться к запросам социально-производственной сферы, в частности, к качеству подготовки и трудоустройству выпускников. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что готовность выпускников к профессиональной деятельности и их трудоустройство являются важнейшими критериями оценки качества работы профессиональных образовательных организаций. Отслеживание этих результатов рекомендуется осуществлять не только образовательным организациям, но и работодателям [3]. Поскольку рамки закона не позволили указать форму взаимодействия аграрных профессиональных образовательных организаций и сельскохозяйственных предприятий для решения данной проблемы, то представляется, что устойчивое партнерство в этой области может быть достигнуто путем создания новых систем аграрного профессионального образования.