Научная статья на тему 'Образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза'

Образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POTENTIAL / EDUCATIONAL POTENTIAL / RUSSIAN SPIRITUAL MUSIC / CULTURE OF PERSONALITY AND SOCIETY / ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева И.С., Теплова Н.В.

Формирование культуры человека непосредственно связано с проблемой его духовного самосовершенствования, приобщения к определенной системе взглядов на мир и общезначимой системе ценностей. Современные исследователи отмечают необходимость использования феномена духовности в развитии личности в контексте современного образования, в том числе музыкального. Статья посвящена одной из важных проблем социального функционирования русской духовной музыки, связанной с её использованием в образовательно-воспитательном процессе. Показана необходимость постижения сущностных характеристик потенциала русской духовной музыки как важнейшей составляющей музыкального образования и культуры. Установлено, что русская духовная музыка включает различные компоненты (информационно-содержательный, социально-деятельностный и духовно-психологический), составляющие её потенциал как культурного явления, рассматривается их содержание. Делается вывод о том, что русская духовная музыка может выступать в качестве детерминанты формирования культуры личности студента педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL RUSSIAN SPIRITUAL MUSIC IN FORMING CULTURE OF A PERSONALITY OF A STUDENT AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Forming of human culture is directly related to a problem of his spiritual self-improvement, familiarization with a certain system of views on the world and a generally significant system of values. Modern researchers note the need to use the phenomenon of spirituality in the development of personality in the context of modern education, including music. The article studies important problems of social functioning of Russian spiritual music associated with its use in the educational process. The necessity of comprehension of essential characteristics of potential of Russian spiritual music as the most important component of musical education and culture is shown. It is established that Russian spiritual music includes various components (informative, social-activity and spiritual-psychological) that make up its potential as a cultural phenomenon, their content is considered. It is concluded that Russian spiritual music can act as a determinant of the formation of culture the identity of the student of a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза»

УДК 378.1

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Teplova N.V., teaching assistant, Department of Theory and Methods of Artistic and Musical Education, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K. D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: Natalyat@mail.ru

EDUCATIONAL POTENTIAL RUSSIAN SPIRITUAL MUSIC IN FORMING CULTURE OF A PERSONALITY OF A STUDENT AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. Forming of human culture is directly related to a problem of his spiritual self-improvement, familiarization with a certain system of views on the world and a generally significant system of values. Modern researchers note the need to use the phenomenon of spirituality in the development of personality in the context of modern education, including music. The article studies important problems of social functioning of Russian spiritual music associated with its use in the educational process. The necessity of comprehension of essential characteristics of potential of Russian spiritual music as the most important component of musical education and culture is shown. It is established that Russian spiritual music includes various components (informative, social-activity and spiritual-psychological) that make up its potential as a cultural phenomenon, their content is considered. It is concluded that Russian spiritual music can act as a determinant of the formation of culture the identity of the student of a pedagogical university.

Key words: potential, educational potential, Russian spiritual music, culture of personality and society.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального образования и методики преподавания музыки, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Республика Мордовия, г. Саранск, E-mail: kobozeva_i@mail.ru Н.В. Теплоеа, ассистент каф. теории и методики музыкально-художественного воспитания, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, E-mail: natalyat@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Формирование культуры человека непосредственно связано с проблемой его духовного самосовершенствования, приобщения к определенной системе взглядов на мир и общезначимой системе ценностей. Современные исследователи отмечают необходимость использования феномена духовности в развитии личности в контексте современного образования, в том числе музыкального. Статья посвящена одной из важных проблем социального функционирования русской духовной музыки, связанной с её использованием в образовательно-воспитательном процессе. Показана необходимость постижения сущностных характеристик потенциала русской духовной музыки как важнейшей составляющей музыкального образования и культуры. Установлено, что русская духовная музыка включает различные компоненты (информационно-содержательный, социально-деятельностный и духовно-психологический), составляющие её потенциал как культурного явления, рассматривается их содержание. Делается вывод о том, что русская духовная музыка может выступать в качестве детерминанты формирования культуры личности студента педагогического вуза.

Ключевые слова: потенциал, образовательно-воспитательный потенциал, русская духовная музыка, культура личности и общества.

«С точки зрения

музыкального своего содержания древнерусский культовый мелос ценен ничуть не меньше памятников древнерусской живописи»

Б.В. Асафьев

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, содержанием осуществляемых в России преобразований в профессиональном образовании и стремлением на статусе официальной государственной политики вывести культуру учителя музыки на высокий уровень развития, а соответственно желанием реализовать систему характерных ему духовных (общечеловеческих и национальных) ценностей. Данный процесс неизбежно сопровождается органическим использованием ценностей и потенциалов различных музыкальных культур в образовании, имеющим следствием, по мнению И.С. Кобозевой, «изменения в ценностных ориентациях, деятельности, личностном миропонимании и поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков» у обучающихся [1, с. 296]. В связи с этим, исследование потенциала русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза актуально в целях определения главных направлений реализации этого процесса.

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий и характеризуется как психические возможности, задатки, способности, качества, наклонности, энергия, продуктивные силы, потребности познания самого себя (Н.А. Бердяев, Г. Гегель, И. Кант, М.К. Мамардашвили и др.). Данное понятие также соотносится с процессами актуализации, реализации, развертывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремления «выйти за рамки», накопления социального опыта, самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации и развития (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм).

В словопроизводном значении понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», что означает сила, мощь. В словаре иностранных слов Васюковой И.А. термин трактуется именно как мощность, сила [2, с. 485]. В Большой Советской Энциклопедии понятие «потенциал» объясняется, как «средства, запасы, источники, которые есть в наличии и могут быть мобилизованные, приведены в действие, использованные для достижения определенной цели, решения какой-нибудь задачи, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3, с. 270].

Многозначность определения данного термина очевидна при исследовании его толкования различными науками. Так, в философии, термин «потенциал» неразрывно связан с такими терминами, как «действительность» и «возможность».

Ещё Аристотель ввёл смысловое деление бытия на «актуальное» и «потенциальное», что в переводе с латинского (actus и potentia) означают действительность и возможность, и представляют собой основу понятий философии Аристотеля. По его учению, под потенциалом следует понимать совокупность взаимосвязанных действий, направленных на переход возможности (potentia) в действительность (actus), потенциальность в актуальность. «Потенциал» в философии - категория, изменяющаяся и является атрибутом бытия. Под потенциалом понимается свойство бытия и типичная (имманентная) каждой материально-духовной системе, личности или обществу в целом, совокупность характеристик, которые обеспечивают наличие у этих систем определённых возможностей, способностей и ресурсов для реализации ими тех или иных усилий, нацеленных на саморазвитие, преобразование окружающей среды и взаимодействие с ней [4, с. 278].

В научной литературе «потенциал» связан с формулировкой терминов «ресурсы», «способности» и «возможности». Тем не менее, эти термины, даже взятые вместе, не исчерпывают содержания более обширного понятия, такого, как «потенциал». Австрийский психиатр, основатель Третьей Венской школы психологии В. Франкл, полагал, что потенциал проявляется в том случае, когда человек чувствует стремление познать смысл жизни. Американский психолог, носитель гуманистических идей в психологии А. Маслоу, указывал на связь потенциала с процессом нахождения личностью скрытых ресурсов [5, с. 200]. Ещё один американский психолог К. Роджерс считал, что развитие потенциала связано с потребностью человека в личностном росте. В психологии распространение получило понятие «потенциал личности», сущность которого определяется способностью человека умножать свои внутренние возможности. Истоки понятия «потенциал личности» восходят к работам А.П Маклакова и Д.А. Леонтьева.

А.Г. Маклаков полагает, что показатели потенциала личности содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым человеческим нормам [6, с. 373]. Д.А. Леонтьев, трактует личностный потенциал как стержень личности, которая составляет базовую индивидуальную характеристику человека, качественно характеризующую уровень личностной зрелости. Личностный потенциал отражает в себе «способность преодоления личностью заданных обстоятельств и преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни» [7, с. 4]. Потенциал личности может накапливаться, развиваться и обогащаться, а также раскрываться в определенной «критической массе» впечатлений, знаний и опыта деятельности [8, с. 94]. В психологии категория «потенциал личности» так же тесно связана со способностями и ресурсами личности и определяется, а так же как возможность жить богатой внутренней жизнью и активно взаимодействовать с окружающим миром и обществом, быть

продуктивным, эффективно влиять на себя и окружающих, успешно расти и развиваться.

Педагогика как наука имеет социальную направленность, ориентацию на человека, исходя из этого, педагогический потенциал представляется как свойство, присущее человеку или социуму в целом, и отражает определённые возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе её образования. Таким образом, педагогический потенциал является постоянно развивающимся и эволюционирующим свойством, так как его динамичность обусловливает процесс перехода субъектов педагогического процесса из одного состояния в другое, более совершенное. Под «педагогическим потенциалом» понимают способности, определённые качества и свойства личности человека, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. В работах В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, педагогический потенциал складывается в процессе «преобразования задатков в педагогические способности» [9, с. 61]. В.А. Сластенин также выделяет понятие «субъектный потенциал специалиста», определяя его как «процесс обретения им смысла жизни и профессионального бытия и его реализация в сфере профессионального труда» [10, с. 7]. Таким образом, с точки зрения педагогики, «потенциал» - это некие способности, возможности и ресурсы, способные влиять на процесс образования в целом.

Как видим, в научной литературе имеется достаточно разнообразные трактовки термина «потенциал», который применяется к различным сферам деятельности, процессов, тех или иных явлений. Термин «потенциал» представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключённых в той или иной материально-духовной системе, вектор действия, которых может быть направлен как на саму эту систему, так и вовне. «Потенциал», как научное знание выражает систему свойств и качеств объекта, связано с прошлым, настоящим и будущем, так как включает в себя ресурсы, которые находят отражение в прошлом, резервы - с настоящим, и возможности - направленные на будущее.

Представление о сущности потенциала определяет подход к рассмотрению образовательно-воспитательного потенциала русской духовной музыки, её возможностям и ресурсам, направленным на формирование и развитие личности в процессе образования и воспитания.

В.Н. Лосский (1903 - 1958) в работе «Богословские основы церковного пения» писал, что «...музыка призвана служить именно слову, связанному со Словом Божиим». Этими словами русский учёный, философ и богослов подчеркивал духовную составляющую музыки [11, с. 477].

Русская духовная музыка является неотъемлемой частью всей русской культуры, о чем свидетельствуют произведения выдающихся композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова, С.И. Танеева, ГВ. Свиридова, А.Д. Кастальского и многих других, в которых нашли отражение образы духовной музыки. Используя основные интонационные и ладовые принципы знаменного распева, имеющего стилистическую общность с былиной и духовным стихом, русские композиторы подчиняли их закономерностям классического мышления. Подчеркнём, что на основе церковного пения создавалось и русское хоровое искусство, ярким подтверждением тому служат слова С.В. Рахманинова: «Я люблю церковное пение, ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка».

Музыка неотделима от человеческой жизни, она способна управлять эмоциями и проникнуть в сознание человека. Русская духовная музыка как общественное явление представляет собой область определённых свойств и эти свойства содержат возможности для реализации задач формирования культуры личности студента педагогического вуза. Данные свойства находятся в постоянном движении и состоят из различных компонентов, составляющих потенциал русской духовной музыки как культурного явления, а именно информационно-содержательный, социально-деятельностный и духовно-психологический. Рассматривая потенциал русской духовной музыки как совокупность образовательно-воспитательных возможностей и ресурсов, остановимся на характеристике данных компонентов.

Русская духовная музыка несёт в себе историческое знание, сложившиеся духовно-певческие традиции, а также ценности и мировоззрение Православной культуры в целом. В русской духовной музыке тысячелетиями концентрировались духовно-ценностные ориентиры народа; отразились общезначимые для всех времен проблемы бытия людей: этические, нравственные, эстетические, которые востребованы и сегодня. Именно опора на историко-культурные основы, свидетельствует о наличии в русской духовной музыке информационно-содержательного компонента.

Социально-деятельностный компонент представляет собой взаимосвязь социума, общества в целом, и, следовательно, взаимодействие человека с окружающей средой в условиях непосредственной музыкально-творческой деятель-

Библиографический список

ности. Он связан с осмыслением особенностей музыкального языка духовной музыки, её исполнением. Главной целью такого общения является приобщение личности к миру художественных ценностей, заложенных в музыке, «установление духовных связей, необходимых для общения и обогащающихся в процессе общения» [12, с. 41].

В русской духовной музыке можно выделить два уровня её социального функционирования, условно разделив её на богослужебную (церковную, обиходную) и авторскую (композиторскую). Первый уровень обусловлен особенностью привнесения в музыку духа, т. е. взаимодействия божественной сущности человека и мира в целом, где определяющим является Слово. Дух, от латинского слова spiritus - веяние, дуновение, дыхание. Именно в античной философии слово Дух уже получает терминологическое осмысление и обозначает условие и результат деятельности высшего разума [13, с. 54]. И.А. Гарднер считает, что главным признаком богослужебного пения является не «музыка», а принадлежность этого музыкального явления к церковному богослужению [14, с. 79]. О богослужебной музыке С.А. Рачинский писал: «Тому, кто окунулся в мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства: тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки» [15, с. 5]. Знание богослужебной музыки, с точки зрения С.А. Рачинского, приобщает человека к музыкальному искусству в целом. Именно богослужебная, церковная музыка прокладывает путь к постижению высших творений великих мастеров западноевропейской и русской музыки.

В авторской (композиторской) духовной музыке происходит взаимодействие на уровне души, где на первый план выходит музыка со своими средствами выразительности, такими как мелодия, ритм, темп. В антропологии под «духовностью» принято понимать «сопричастность души к духу, преодолевающая абсолютизацию самодостаточности индивидуальной души» [16, с. 21]. Душа (лат. апта), понятие, в религии, философии и психологии, характеризующее особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало. Этот уровень предполагает включение в педагогическую деятельность и практику как богослужебную, так и авторскую русскую духовную музыку [17, с. 83].

Духовно-психологический компонент определяется сущностью восприятия духовной музыки, которое ориентировано на психическое воздействие на человека путем осмысления им духовности музыки, суть которой, по словам русского общественного деятеля Л.А. Тихомирова, в устремлённости к высшему, как некому нравственному ориентиру. Этот ориентир символизирует «силу духа человека, его веру в возвышенное и неземное и вбирает в себя полноту и гармонию всего человеческого бытия» [18, с. 29]. Профессор, протоиерей Глеб Каледа, пишет о том, том, что музыка воздействует на эмоциональное состояние и влияет на духовный рост личности. Музыке свойственно охватывать область подсознательного, иррационального и, именно в пении, по мнению отца Глеба, музыка приобретает особую силу, когда сознательное соединяется с подсознательным, а рациональное с иррациональным [19, с. 133]. В данном случае речь идет о духовной музыке, ключевым смыслом которой является такое свойство, как духовность, заключающаяся в приобщённости к высшим ценностным идеалам.

Огромное воздействие русской духовной музыки на эмоционально-чувственную сферу и духовную жизнь человека делает необходимым изучение тенденций развития и закономерностей функционирования православной культуры и, в частности, музыкального наследия - русской духовной музыки [20, с. 3]. В музыкально-образовательном процессе развитие у будущих педагогов эмоционально-ценностного отношения к русской духовной музыке как важнейшего компонента личностной культуры делает необходимым погружение студентов в соответствующую культурно-образовательную среду.

Как видим, образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, интегрирует в себе одновременно три взаимосвязанных уровня:

- во-первых, отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных в процессе становления и обусловливающих её возможность к функционированию и развитию;

- во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения музыкально-деятель-ностного воплощения;

- в-третьих, ориентирован на развитие (будущее) музыкальной культуры личности в образовательно-воспитательном процессе. Представляя собой это триединство, образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития музыкальной культуры общества и её воспроизводства. Таким образом, образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки, в сочетании всех вышеописанных компонентов, способен влиять и на формирование культуры личности студента педагогического вуза.

1. Кобозева И.С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики. Ярославский педагогический вестник. 2011; 3; Т. I (Гуманитарные науки): 295 - 298.

2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов. Москва: АСТ, 2005.

3. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А. Введенский, 2-изд. дополн. Москва: «Большая советская энциклопедия», 1955; Т. 34.

4. Асмус В.Ф. Античная философия: учебное пособие. Изд. 3-е, доп. Москва: Высшая школа, 2005.

5. Маслоу К. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. Санкт-Петербург: Евразия, 1997.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

7. Личностный потенциал: структура и диагностика. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2011.

8. Мелекесов ГА. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования. Современные наукоёмкие технологии. 2005; 8: 94 - 97.

9. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва, 2000.

10. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя. Современные технологии высшего профессионального образования. Москва: МГПУ, 2006: 4 - 11.

11. Одоевский В.Ф. Краткие заметки о характере русского церковного православного пения. Труды I Археологического съезда в Москве. Москва, 1869 г. Т.П.М., 1871: с. 477.

12. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11; No. 8: 37 - 43.

13. Тихомиров Л.А. Религиозно-философский смысл истории. Москва: Вопросы философии, 1996.

14. Гарднер И.А. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект. Москва: Просвещение, 1997.

15. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации. Кн. 2. Москва, 2001.

16. Философия: учебник для вузов. Под общей редакцией В.В. Миронова. Москва: Норма, 2005.

17. Борытко Н.М. Духовность в структуре этической позиции студента [Текст]. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012; 1 (65): 82 - 85.

18. Теплова Н.В. Особенности организации курса «Основы православной культуры для будущих учителей музыки». Научные достижения и открытия современной молодёжи: Актуальные вопросы и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2017: 431 - 433.

19. Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь. Москва: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2001.

20. Грязнова Т.М., Грязнов С.И. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского православия в духовной становлении личности будущего учителя музыки. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf

References

1. Kobozeva I.S. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste sovremennoj kul'turnoj politiki. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2011; 3; T. I (Gumanitarnye nauki): 295 - 298.

2. Vasyukova I.A. Slovar'inostrannyh slov: okolo 5000 slov. Moskva: AST, 2005.

3. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Gl. red. B.A. Vvedenskij, 2-izd. dopoln. Moskva: «Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya», 1955; T. 34.

4. Asmus V.F. Antichnaya filosofiya: uchebnoe posobie. Izd. 3-e, dop. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

5. Maslou K. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki. Per. s angl. Sankt-Peterburg: Evraziya, 1997.

6. Maklakov A.G. Obschaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

7. Lichnostnyjpotencial: struktura i diagnostika. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2011.

8. Melekesov G.A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta kak problema universitetskogo obrazovaniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2005; 8: 94 - 97.

9. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva, 2000.

10. Slastenin V.A. Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie i stanovlenie sub'ektnogo potenciala lichnosti uchitelya. Sovremennye tehnologii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: MGPU, 2006: 4 - 11.

11. Odoevskij V.F. Kratkie zametki o haraktere russkogo cerkovnogo pravoslavnogo peniya. Trudy I Arheologicheskogo s'ezda v Moskve. Moskva, 1869 g. T.P.M., 1871: s. 477.

12. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11; No. 8: 37 - 43.

13. Tihomirov L.A. Religiozno-filosofskij smysl istorii. Moskva: Voprosy filosofii, 1996.

14. Gardner I.A. Put'obreteniya duhovnyh idealov: religiozno-psihologicheskj aspekt. Moskva: Prosveschenie, 1997.

15. Koshmina I.V. Russkaya duhovnaya muzyka. Programmy. Metodicheskie rekomendacii. Kn. 2. Moskva, 2001.

16. Filosofiya: uchebnik dlya vuzov. Pod obschej redakciej V.V. Mironova. Moskva: Norma, 2005.

17. Borytko N.M. Duhovnost' v strukture eticheskoj pozicii studenta [Tekst]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 1 (65): 82 - 85.

18. Teplova N.V. Osobennosti organizacii kursa «Osnovy pravoslavnoj kul'tury dlya buduschih uchitelej muzyki». Nauchnye dostizheniya i otkrytiya sovremennoj molodezhi: Aktual'nye voprosy i innovacii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej G.Yu. Gulyaeva. Penza: MCNS «Nauka i prosveschenie». 2017: 431 - 433.

19. Kaleda Gleb, prot. Domashnyaya Cerkov'. Moskva: Izd-vo Zachat'evskogo monastyrya, 2001.

20. Gryaznova T.M., Gryaznov S.I. Vospitatel'nyj potencial muzykal'nogo iskusstva russkogo pravoslaviya v duhovnoj stanovlenii lichnosti buduschego uchitelya muzyki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 371

Elizarova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Life Safety, Faculty of Life Safety, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: grira8585@mail.ru

Kononova E.I., MA student (2 year of studies), Faculty of Life Safety, Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, St. Petersburg, E-mail: knnvakat@yandex.ru

Rzayeva G.I., teaching assistant, Department of Methods of Teaching Life Safety, Faculty of Life Safety, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: gunka008@mail.ru

THE STATE OF THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY ON ISSUES OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN BASIC GENERAL EDUCATION. The article reveals a problem of organizing the study of environmental safety issues through extracurricular activities at the level of basic general education, based on an analysis of empirical research on an article problem with 8 graders and teachers of state secondary educational institutions of Vyborgsky District of St. Petersburg Schools No. 102, 560 and 469. The article reveals the results of the study, which help to identify the main problems in the implementation of the study of environmental issues through extracurricular activities in the 8th grade. The study was carried out in the form of a survey for the pupils, interviews with the teachers and direct observation. The research materials presented in the article allow concluding that the organization of studying environmental safety issues through extracurricular activities at the level of basic general education is a really relevant topic for methodological development.

Key words: environmental safety, after-hour activity, basics of life safety.

И.С. Елизарова, канд. пед. наук., доц. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: grira8585@mail.ru

Е.И. Кононова, магистрант 2 курса факультета безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: knnvakat@yandex.ru

Г.И. Рзаева, ассистент каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gunka008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.