Научная статья на тему 'Русская музыкальная культура как предмет исследования'

Русская музыкальная культура как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2056
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петелин А.С., Сунь Ю.

Процесс освоения русской музыкальной культуры иностранными студентами требует достаточно глубокого понимания и осмысления таких понятий, как культура, музыка, музыкальная культура. В статье эти понятия рассматриваются с разных точек зрения посредством обращения к смежным с педагогикой наукам: философии, психологии, эстетике и др. Изучение сущности понятия «культура» основывалось на психологическом, историческом, педагогическом и философском подходах. Для определения понятия «музыка» как вида искусства использовались высказывания известных ученых и композиторов: А.Н. Сохора, В.В. Медушевского, М.С. Кагана, А.А. Мелик-Пашаева, Б.В. Асафьева, Д.Д. Шостаковича. Понятие «музыкальная культура» рассматривалось с различных точек зрения как часть общей культуры, как составной элемент художественной культуры, как предметная деятельность человека, как значимая ценность духовно-душевной составляющей человека. Русская музыкальная культура в контексте вышеизложенного представляет собой важную часть духовной культуры России с её внутренней творческой энергией, музыкальным потенциалом, готовностью к созданию и сбережению музыкальных ценностей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN MUSICAL CULTURE AS AN OBJECT OF STUDY

The process of development of the Russian musical culture for foreign students requires a fairly deep understanding and comprehension of concepts such as culture, music, music culture. In the article these concepts are considered from different points of view by reference to the related pedagogy in the Sciences: philosophy, psychology, aesthetics, etc. The study of the meaning of the notion “culture” is based on psychological, historical, pedagogical and philosophical approaches. For the definition of “music” as an art form the authors use quotes from famous scientists and composers: A.N. Sochora, V.V. Medushevsky, M.S. Kagan, A.A. Melik-Pashayev, B.V. Asafiev, Dmitry Shostakovich. The concept of “musical culture” is considered from different points of view as part of the general culture, as an integral element of artistic culture, as human activities, as a core value the spiritual and emotional part of man. The Russian musical culture in the context of spiritual is an important part of spiritual culture of Russia, with its inner creative energy, musical potential, a commitment to the creation and preservation of the musical values of Russia.

Текст научной работы на тему «Русская музыкальная культура как предмет исследования»

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа образования на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.052015 № 497. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/

2. Образовательные бренды Ямала. Available at: http://praktiki.yamaledu.org/

3. Положение о присвоении педагогического статуса «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник» в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Утверждено постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2015 № 878-П. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8900201509250025

4. Положение о Республиканском конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Инновации в образовании». Утверджено приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 26.04.2016 № под. 773/16. Available at: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_593658.pdf

References

1. Federal'naya celevaya programma obrazovaniya na 2016-2020 gody. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.052015 № 497. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/

2. Obrazovatel'nye brendy Yamala. Available at: http://praktiki.yamaledu.org/

3. Polozhenie o prisvoeniipedagogicheskogo statusa «Uchitel'-issledovatel'», «Uchitel'-metodist», «Uchitel'-nastavnik» vsisteme obrazovaniya Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga. Utverzhdeno postanovleniem Pravitel'stva Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 18.09.2015 № 878-P. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/8900201509250025

4. Polozhenie o Respublikanskom konkurse «Pyat'desyat luchshih innovacionnyh idej dlya Respubliki Tatarstan» v nominacii «Innovacii v obrazovanii». Utverdzheno prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Tatarstan ot 26.04.2016 № pod. 773/16. Available at: http:// mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_593658.pdf

Статья поступила в редакцию 20.03.17

УДК 780.7

Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State pedagogical University (Voronezh, Russia),

E-mail: pasprofi@mail.ru

Sun Yu., postgraduate, Voronezh State pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: 361655446@QQ.com

THE RUSSIAN MUSICAL CULTURE AS AN OBJECT OF STUDY. The process of development of the Russian musical culture for foreign students requires a fairly deep understanding and comprehension of concepts such as culture, music, music culture. In the article these concepts are considered from different points of view by reference to the related pedagogy in the Sciences: philosophy, psychology, aesthetics, etc. The study of the meaning of the notion "culture" is based on psychological, historical, pedagogical and philosophical approaches. For the definition of "music" as an art form the authors use quotes from famous scientists and composers: A.N. Sochora, V.V. Medushevsky, M.S. Kagan, A.A. Melik-Pashayev, B.V. Asafiev, Dmitry Shostakovich. The concept of "musical culture" is considered from different points of view - as part of the general culture, as an integral element of artistic culture, as human activities, as a core value the spiritual and emotional part of man. The Russian musical culture in the context of spiritual is an important part of spiritual culture of Russia, with its inner creative energy, musical potential, a commitment to the creation and preservation of the musical values of Russia.

Key words: culture, music, musical culture, Russian musical culture.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф. Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж,

Е-mail: pasprofi@mail.ru

Ю. Сунь, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж,

Е-mail: 361655446@QQ.com

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс освоения русской музыкальной культуры иностранными студентами требует достаточно глубокого понимания и осмысления таких понятий, как культура, музыка, музыкальная культура. В статье эти понятия рассматриваются с разных точек зрения посредством обращения к смежным с педагогикой наукам: философии, психологии, эстетике и др. Изучение сущности понятия «культура» основывалось на психологическом, историческом, педагогическом и философском подходах. Для определения понятия «музыка» как вида искусства использовались высказывания известных ученых и композиторов: А.Н. Сохора, В.В. Медушевского, М.С. Кагана, А.А. Мелик-Пашаева, Б.В. Асафьева, Д.Д. Шостаковича. Понятие «музыкальная культура» рассматривалось с различных точек зрения - как часть общей культуры, как составной элемент художественной культуры, как предметная деятельность человека, как значимая ценность духовно-душевной составляющей человека. Русская музыкальная культура в контексте вышеизложенного представляет собой важную часть духовной культуры России с её внутренней творческой энергией, музыкальным потенциалом, готовностью к созданию и сбережению музыкальных ценностей России.

Ключевые слова: культура, музыка, музыкальная культура, русская музыкальная культура.

Выявление сущности освоения русской музыкальной культуры иностранными студентами в процессе музыкально-педагогического образования потребовало изучения таких понятий, как «культура», «музыка», «музыкальная культура» посредством обращения к различным смежным областям науки: философии, психологии, эстетики, культурологии и др.

Понятие «культура» связано непосредственно с латинским словом «cultura», что в переводе на русский трактуется как возделывание, почитание, воспитание, обработка и т. д. На сегодняшний день существует несколько сотен определений понятия «культура». Такое бесконечное многообразие дефиниций связано с тем, что ученые пытаются выделить и обобщить её сущностные стороны и параметры, включить все достижения человеческого общества и, главное, сформулировать свой подход к познанию данного феномена.

В словаре философских терминов понятие «культура» рассматривается как «совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными)» [1, с. 271]. Более краткое, своеобразное и ёмкое определение дает М.М. Бахтин: «Сосредоточение всех иных (социальных, духовных, логических, эмоциональных, нравственных, эстетических) смыслов человеческого бытия» [2, с. 96]. Философский подход познания культуры, основанный на абстрагировании известных категорий, даёт возможность получения стройной картины, которая охватывает объект целиком.

Психологический подход предполагает сужение поля познания культуры сферой психических явлений в их значимости для существования и деятельности человека и общества. З. Фрейд

высказывает: «Мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человеку пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п.» [3, с. 285]. Деятельность ставится во главе понятия и является основной структурной единицей. «Культура - это все то, что произведено, сделано человеком, на что он наложил отпечаток своей деятельности» [4, с. 175].

Исторический подход определяет культуру посредством классификации, распределения практических достижений человечества, чаще всего на эмпирическом уровне. Культура - это «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества» [5, с. 353].

Педагогический подход видит в культуре источник знаний, богатый опыт различных способов деятельности, практику эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру [6]. Для нашего исследования весьма значимо определение культуры, которое дал академик В.А. Сластенин: «Культура - это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» её есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры» [7, с. 6]. Культура - это творческий акт, открытие культурного явления для себя. Для иностранного студента открытие нового в другой культуре - это движение в сторону творческого диалогического переосмысления новых ценностей и на другом уровне воспроизведение их [8].

Культура, будучи философско-эстетической категорией самосознания каждого народа, отличается уникальным национальным своеобразием, несет в себе общечеловеческие ценности, гуманистическую энергию, делает многовековой духовно-нравственный опыт нации понятным и, главное, доступным другим нациям. Л.С. Зорилова в определении культуры акцентирует внимание на специфический национальный оттенок каждой культуры, который необходимо знать и учитывать во взаимодействии с общечеловеческими идеалами [5]. Продолжая мнение Л.С. Зориловой, Г.В Палаткина пишет: «Культура являет собой совокупность всех тех духовных и материальных достижений человечества, которые, возникнув как национально-субъективные и исторически-конкретные, в ходе генезиса получили статус общественно-объективных и надвременных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному человеку всеобщую традицию» [9, с. 110].

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что каждая культура, возникнув как национальная, выделяет имплицитно нечто общечеловеческое, то есть объединяющее всех. По Павлу Флоренскому, культура - это язык, объединяющий человечество. Таким образом, в нашем исследовании понятие культура рассматривается как осознанная совокупность духовных и материальных человеческих ценностей, которые проявляются в процессе творческого акта как открытие для себя и обретают смысл в диалоге с другим.

Далее рассмотрим не менее сложное понятие «музыка». А.Н. Сохор определяет «музыку» как «вид искусства, которой отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и по времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты)» [10, с. 730]. Известные ученые видели в музыке «само время», «гармонию природы», «интонационное искусство», «продукт художественного мышления» и т.п.:

- Б.В. Асафьев: «Музыка - всецело интонационное искусство, искусство интонированного смысла» [11, с. 343];

- В.В. Медушевский: «Музыка - специфический продукт деятельности художественного мышления в звуковых формах» [12, с. 53];

- М.М. Каган: «Музыка - это как бы само время, материа-лизированное в звуковых структурах, расчленено-ритмизированное и становящееся ощутимым, слышимым, переживаемым и осмысленным» [13, с. 31];

- А.С. Петелин: «Музыка - это неявно присутствующее ощущение гармонии природы, Космоса, с душевными, эмоционально выраженными переживаниями человека» [14, с. 85];

- А.А. Мелик-Пашаев: «Музыка - «вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов является организованный звук» [14, с. 426].

Музыка в своем интонационно-образном содержании посредством осмысленных музыкально-звуковых сочетаний отображает преобразованные явления объективной реальности. Человек воспринимая музыку, испытывает устойчивые эмоциональные отношения (чувства) в форме переживаний - художественных эмоций. Они направлены на чувства-настроения: грусть - веселье, тоска - бодрость, тревога - беззаботность, уныние - уверенность и т. д.; а также на интеллектуально-волевые качества личности: энергичность - инертность, решительность -сдержанность, упорство - безволие, серьезность - легкомыслие и т. п. В музыкально-практической деятельности социума исторически складываются стабильные музыкально-звуковые системы, многократно воспроизводящие сочетания различных тонов по горизонтали и вертикали, которые в каждой этнической культуре формируют устойчивые типы звуковых ритмоструктурированных и интонационно осмысленных последовательностей. Д.Д. Шостакович определял содержание музыки как «преломленное в душе человека мир чувств, настроений, страстей, мыслей, идей» [15, с.15].

В музыкальное содержание входят также мысли-обобщения, которые выражают представления об упорядочности, гармонии или дисгармонии мира, о спокойных или революционных настроениях социальных слоев общества, о возвышенных, героических, трагических проявлениях человеческого духа.

Музыка в своем развитии прошла различные этапы - от «синкретического комплекса праискусства» [16, с. 740], музыкального творчества народных масс до сформировавшихся высокоразвитых национальных музыкальных культур, обладающих общечеловеческими ценностями.

В условиях гуманизации общества гуманитаризации образования активно возрождается культура этносов, развивается и актуализируется национальное самосознание, углубляются культурные связи между народами. Музыкальное искусство с невероятной обнаженностью и непосредственностью выражает национальный характер, активность чувств, коммуникабельность, толерантность народа. Музыка каждой нации, по словам А.Н. Со-хора, характеризуется определенной совокупностью устойчивых интонаций (звукосочетаний). Но эти звукосочетания не конкретные знаки, которые не имеют установленных границ, а форма каждого значения не может быть изменена, чтобы не изменилось значение; поэтому «в музыке невозможен перевод с одного музыкального языка на другой» [17, с. 735]. Да он и не нужен, так как любое музыкальное произведение, являясь событием национально-культурного опыта народа, наделено как национальным признаком, так и общечеловеческими чертами, понятными всем людям.

Национальное в музыке улавливается через интонацию, лад, ритм, гармонию, тембр. Понимание многообразия музыкального искусства приводит к переоценке системы ценностных ориентаций личности, посредством развития таких личностных качеств как толерантность, эмпатия, готовность к диалогу. В диалоге постигаются или отвергаются черты другой культуры, адекватно оценивается социокультурная среда, происходит становление художественной картины мира, формируется музыкальная культура.

Понятие «музыкальная культура» можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, музыкальная культура имеет вполне определенные общие признаки культуры, поэтому относится к ней как часть к целому. Во-вторых, если исходить из определения «художественной культуры» как «совокупность ценностей, созданных в разных видах искусства, понимаемая как органическое целое и соотнесенная со всем процессом общественно-исторического развития человечества» [17, с. 726], то модно констатировать, что музыкальная культура, музыкальное искусство, входит в систему, объединенную понятием «художественная культура» как её часть.

В-третьих, понятие «культура» как сфера духовной жизни людей используется для характеристики предметной деятельности человека, её своеобразных особенностей, конкретных проявлений и достижений. В этом случае музыкальная культура может быть представлена совокупностью достижений музыкальной практики, разработанностью теорий, идей, взглядов, способов музыкально-композиторской и музыкально-исполнительской деятельности, выраженностью музыкально-творческих сил человека.

В-четвертых, музыкальная культура с точки зрения философии является значимой ценностью в становлении душевно-духовной целостности человека [18]. Философы выявляют и

формулируют законы появления, проявления и существования музыкальной культуры. Музыкальная культура для психологов выступает способом трансформации психических функций человека как основы музыкального творчества. Музыкальную культуру социологи объявляют «провозвестником» новых ценностных ориентаций, где музыка выступает в роли духовного наставника. Музыкальная культура для педагога - это синтетическая сфера научной деятельности, интегрирующая достижения философии, психологии, социологии для разработки системы музыкального воспитания и обучения, которая направлена, в первую очередь на развитие средствами музыкальной культуры личностных структур сознания обучающихся, то есть воспитание творческого отношения к музыкальной культуре. «Творчеству научить нельзя, но можно научить творчески работать».

В-пятых, музыкальная культура как эстетическая категория самосознания любого народа, его ментальности, обладая разнообразным уникальным национальным своеобразием, содержит гуманистические общечеловеческие ценности, которые делают музыкально-духовный опыт народа доступным для другого народа.

Таким образом, в нашем исследовании музыкальная культура понимается как значимая часть духовной культуры человечества, отражающая определенный уровень развития музыкально-творческих сил и способностей человека, его готовности к восприятию, интонационному осмыслению, активному воображению, а также созданию, хранению, распространению, потреблению музыкальных ценностей; владению различными способами музыкально-творческой деятельности.

Русская музыкальная культура сформировалась на основе народного музыкального творчества, огромного пласта церковной музыки и деятельности выдающихся композиторов-классиков, где отразилась разнообразная жизнь людей, их чувства, быт, труд, обычаи, традиции, верования, героические подвиги народа.

Классик русской музыки М.И. Глинка создал основу русской национальной музыкальной школы, «он сумел достигнуть прочного органического единства стиля и выработать новый глубокий народный в своих истоках музыкальный язык» [19, с. 43], и главное, его музыкальное творчество стало событием общеевропейского масштаба. Выдающимися музыкально-культурными явлениями русской музыкальной культуры стали музыкальные шедевры таких композиторов как А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др., которые сумели достигнуть в своем творчестве предельной индивидуализации художественного воплощения музыкального образа, жизненного правдоподобия, интонационно-психологического выражения, чувственного воспроизведения духовного мира личности, мелодико-напевной выразительности. Ими были созданы непревзойденные сим-

Библиографический список

фонические, оперные и балетные шедевры, вокально-хоровые (литургии, кантаты, хоры, романсы, песни), камерные сочинения, многочисленные произведения для фортепиано, скрипки, виолончели и других музыкальных инструментов. Во многом новаторское творчество русских композиторов оказало положительное и благотворное влияние на западноевропейское музыкальное искусство.

Развитие русской музыкальной культуры в ХХ веке проходило под влиянием «кучкистов» и А.И. Чайковского. Возникли новые музыкальные направления - символизм у А.Н. Скрябина, модернизм у И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, появились монументальные произведения Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского и как продолжение сочинения Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, А.Я. Эшпая, А.П. Петрова, В.А. Гаврилина, А.Г. Шнитке и др.

Достижения русской музыки напрямую связаны с мастерством музыкантов-исполнителей. Русская вокальная школа выдвинула всемирно известных певцов: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова, И.К. Архипову, В.А. Атлантова, Е.В. Образцову, Б.Т. Штоколова и др. Среди оперных и симфонических дирижеров выделяются Э.Ф. Направник, Н.С. Голованов, С.А. Самосуд, Е.А. Мравинский, К.П. Кондрашин, Г.Н. Рождественский, Е.В. Светланов, хоровые дирижеры Н.М. Данилин,

A.В. Свешников, А.А. Юрлов и др.

Большой вклад в русскую музыкальную культуру внесли музыковеды В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Г.А. Ларош, Г.А. Стасов, Б.В. Асафьев, Н.А.Гарбузов, Л.А. Мазель, Ю.Н. Холопов, А.Н. Со-хор, Ю.В. Келдыш, И.Ф. Белза, И.И. Соллертинский, Л.А. Борен-бойм, Г.М. Коган, И.М. Ямпольский и др. Известны всему миру достижения русского балета в лице таких мастеров, как А. Павлова, Т. Карсавина, А. Ваганова, Е. Максимова, М. Плисецкая,

B. Нижинский, В. Васильев, Р. Нуриев, М. Барышников и др.

Русская музыкальная культура получила мощное развитие благодаря многочисленным театрам оперы и балета, десяткам симфоническим оркестрам и профессиональным хоровым коллективам, различным камерным ансамблям, оркестрам духовых и народных инструментов. Важную роль для развития русской музыкальной культуры выполняют высшие музыкальные и музыкально-педагогические учебные заведения, которые работают почти во всех российских городах.

Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что русская музыкальная культура - это весьма важная часть духовной культуры России, в которой отражена творческая энергия, музыкальный потенциал, активная созидающая сила народа, готовность россиян к созданию, сбережению ценностей русской музыки, главными чертами которой являются: самобытность, уникальность, самостоятельность, «могучее дыхание», размах, простор, доброта, патриотизм, оптимизм, основанный на ясном уме и замечательном свободолюбии.

1. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. Москва: ИНФА - М., 2005; XVI.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.

3. Зорилова Л.С. Духовный идеал личности: теория, история и современные проблемы формирования. Диссертация ... доктора культурологи. Москва, 1999.

4. Современный словарь-справочник по искусству. Научный редактор и составитель А.А. Мелик-Пашаев. Москва: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

5. Современный словарь по педагогике. Составитель Е.С. Рапацевич. Москва: «Современное слово», 2001.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ЦКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издат. центр «Март», 2005.

7. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя. Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности (социально-педагогический аспект): тезисы всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 1996: 3 - 6.

8. Библер В.С. Диалог сознания. Культура: идея культуры в работах М.М. Бахтина. Одиссей. Москва, 1989.

9. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

10. Музыкальная энциклопедия. Москва: «Советская энциклопедия», 1976; Т. 3.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: кн. 1 и 2. Ленинград: Музыка, 1971.

12. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва: Музыка, 1976.

13. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург, 1996.

14. Петелин А.С. Методологическая культура личностно-ориентированного учителя музыки. Личностно-ориентированная педагогика в начальной школе. Вып. 1. Под редакцией С.В. Кульневича и А.С. Петелина. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 1997.

15. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. Москва, 1958.

16. Музыкальная энциклопедия. Москва: «Советская энциклопедия», 1976; Т. 3.

17. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. Москва: Музыка, 1970.

18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва; Ленинград: АПНРФСФСР, 1947.

19. Келдыш Ю.В. История русской музыки. Москва, Ленинград: Госуд. музыкальное издательство, 1948; Ч. 1.

References

1. Slovar' filosofskih terminov. Nauchnaya redakciya professora V.G. Kuznecova. Moskva: INFA - M., 2005; XVI.

2. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1986.

3. Zorilova L.S. Duhovnyj ideal lichnosti: teoriya, istoriya i sovremennye problemy formirovaniya. Dissertaciya ... doktora kul'turologi. Moskva, 1999.

4. Sovremennyjslovar'-spravochnikpo iskusstvu. Nauchnyj redaktor i sostavitel' A.A. Melik-Pashaev. Moskva: Olimp: OOO «Firma «Izdatel'stvo AST», 1999.

5. Sovremennyj slovar'po pedagogike. Sostavitel' E.S. Rapacevich. Moskva: «Sovremennoe slovo», 2001.

6. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike. Moskva: CKC «Mart»; Rostov-na-Donu: Izdat. centr «Mart», 2005.

7. Slastenin V.A. O sovremennyh podhodah k podgotovke uchitelya. Tehnologiya psihologo-pedagogicheskoj podgotovki uchitelya k vospitatel'noj deyatel'nosti (social'no-pedagogicheskij aspekt): tezisy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul, 1996: 3 - 6.

8. Bibler V.S. Dialog soznaniya. Kul'tura: ideya kul'tury vrabotah M.M. Bahtina. Odissej. Moskva, 1989.

9. Palatkina G.V. 'Etnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

10. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: «Sovetskaya 'enciklopediya», 1976; T. 3.

11. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kakprocess: kn. 1 i 2. Leningrad: Muzyka, 1971.

12. Medushevskij V.V. O zakonomernostyah isredstvah hudozhestvennogo vozdejstviya muzyki. Moskva: Muzyka, 1976.

13. Kagan M.S. Muzyka v mire iskusstv. Sankt-Peterburg, 1996.

14. Petelin A.S. Metodologicheskaya kul'tura lichnostno-orientirovannogo uchitelya muzyki. Lichnostno-orientirovannaya pedagogika vnachal'noj shkole. Vyp. 1. Pod redakciej S.V. Kul'nevicha i A.S. Petelina. Voronezh: Voronezhskij gospeduniversitet, 1997.

15. Shostakovich D.D. Znat'i lyubit'muzyku. Moskva, 1958.

16. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: «Sovetskaya 'enciklopediya», 1976; T. 3.

17. Sohor A.N. Muzyka kak vid iskusstva. Moskva: Muzyka, 1970.

18. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Moskva; Leningrad: APNRFSFSR, 1947.

19. Keldysh Yu.V. Istoriya russkojmuzyki. Moskva, Leningrad: Gosud. muzykal'noe izdatel'stvo, 1948; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 11.03.17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Tarasov N.A., postgraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: tarasovnik74@gmail.com

USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES, WHICH ARE BASED ON OPEN SOURCE SYSTEMS IN EDUCATION.

The main theme of the article is using electronic educational resources, which are based on open source systems. Nowadays electronic educational systems take leadership in terms of teaching materials. It is because of multimedia visibility, which allows students to understand the studied material better. Test assignments make it possible to repeat exercises and the students get the opportunity to expand their knowledge with the EES. It also teaches students to find information, which is not added to the educational program. Electronic educational resources development including tools and methods is what makes teachers interested in these technologies these days. This article reveals some aspects of theory and practice of electronic educational resources, which are based on open source systems.

Key words: electronic educational resource, open source code, proprietary software, content management system.

Н.А. Тарасов, аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: tarasovnik74@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ОТКРЫТЫМ ИСХОДНЫМ КОДОМ В ОБУЧЕНИИ

Статья посвящена теме использования электронных образовательных ресурсов, основанных на системах с открытым исходным кодом. Электронные образовательные ресурсы на данный момент занимают лидирующие позиции по эффективности представления учебно-методических материалов среди других средств обучения в школе и вузе. Исходя из этого, часто возникает вопрос о методах и инструментах разработки электронных образовательных ресурсов, а также об их дальнейшем использовании. Данная статья раскрывает некоторые аспекты теории и практики использования электронных образовательных ресурсов с открытым исходным кодом.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, открытый исходный код, закрытое программное обеспечение, система управления содержимым.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации [1].

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для разработки, реализации и воспроизведения которых используются электронные устройства.

К достоинствам электронных образовательных ресурсов относят мультимедийное представление информации, моделирование процессов, удобство поиска информации, интерактивность, доступ через Интернет, открытость для добавления новых записей. Использование электронных образовательных ресурсов способствует развитию информационных компетенций, формированию конкурентоспособной личности на рынке труда.

Электронные образовательные ресурсы повышают значимость самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения помогает сформировать целостную образовательную траекторию, а, следовательно, достичь желаемого результата.

Применение ЭОР позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность

формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока [2].

Электронные образовательные ресурсы могут быть разработаны как на основе программного обеспечения (далее ПО) с открытым исходным кодом, так и на основе закрытого ПО.

Закрытое ПО - это модель, при которой повторное распространение или изменение программы запрещено, ограничено или требует особого разрешения владельца кода. Используя такую модель становится невозможным или нетривиальным выполнение задачи на модификацию программ под определенные нужды (например, использование в учебном процессе).

Открытое ПО - это модель, при которой дается гарантия свободно распространять копии программы вместе с исходным кодом, изменять или использовать её части в новых открытых разработках. Из преимуществ открытого программного обеспечения перед проприетарным (закрытым ПО) можно назвать:

• бесплатное использование и распространение независимо от инфраструктуры, которая строится на базе открытого ПО, будь то учебный курс в школе, учебный комплекс, объединяющий несколько разнотипных курсов или ресурс со многими программами обучения, объединенными в одном месте для удобства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.