Библиографический список
1. Уколова Л.И. Педагогическая модель музыкальной среды в образовательном пространстве. Москва, 2011.
2. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация ...доктора педагогических наук. Москва, 2008.
3. Уколова Л.И. Музыкальная среда как показатель развития культуры личности Материалы Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 2010.
References
1. Ukolova L.I. Pedagogicheskaya model'muzykal'nojsredy v obrazovatel'nom prostranstve. Moskva, 2011.
2. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya ...doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
3. Ukolova L.I. Muzykal'naya sreda kak pokazatel' razvitiya kul'tury lichnosti Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RUDN, 2010.
Статья поступила в редакцию 28.05.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vocal and Choral Conducting Department, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Go Hua (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Van Tszin (PRC), postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE EDUCATIONAL ROLE OF MUSICAL CULTURE AS A FACTOR OF COMMUNICATION WITH THE EXTERNAL MUSICAL ENVIRONMENT. The article discusses the contents of the concept of culture, which is revealed through its many manifestations. The study of these phenomena allows getting acquainted with the cultural phenomena, one of which is music. Culture includes not only what is outside of the man, but the change that he produces in himself, in his heart, i.e. in its own physical and spiritual identity. The authors argue that musical culture has a comprehensive impact on individual livelihoods, based on the degree of appropriation of personality embodied in the music of universal values and ideals. The article stresses that music brings up certain attitudes, tastes, aspirations, and the students do not suspect that they are "raised".
Key words: music, culture of personality, problem of education by means of musical environment, musical and artistic culture, activities for creation, storage, reproduction, distribution, perception and use of musical values.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: [email protected]
О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: [email protected]
Го Хуа (КНР), аспирант каф.музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: ukolovali@ yandex.ru
Ван Цзин (КНР), аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ОБЩЕНИЯ С ВНЕШНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
В статье речь идет о содержании понятия культуры, которое раскрывается через её многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомиться с явлениями культуры, одним из которых является музыка. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т.е. в собственном физическом и духовном облике. Авторы утверждают, что музыкальная культура имеет всестороннее влияние на индивидуальную жизнедеятельность, исходя из степени присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов. В статье подчеркивается, что музыка воспитывает определенные взгляды, вкусы, стремления, а учащиеся при этом и не подозревают, что их «воспитывают».
Ключевые слова: музыка, культура личности, проблема воспитания средствами музыкальной среды, музыкальной и художественной культуры, виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей.
Широта явлений, охватываемых культурой, и возрастание ее роли в жизни современного общества делает необходимым раскрыть ее сущность, потенциал и возможности глубокого воздействия, как на исторический процесс, так и на каждого человека.
Кроме того, культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике. Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомиться с явлениями культуры, одним из которых является музыка.
Музыка, будучи искусством исполнительским, обладает двойным статусом бытия своих произведений и, соответственно, имеет две взаимосвязанные формы музыкального постижения. Одна из них - слушание музыки - представляет собой своео-
бразную систему «восприятие - исполнение», то есть восприятие музыки на позиции исполнения, в силу чего музыкальное произведение обращается к слушателю преимущественно зву-ко-слуховой стороной своей музыкально-интонационной целостности. Вторая форма постижения - восприятие музыки как непосредственного общения. Это - целостная, цельная, итоговая форма музыкального восприятия. Она основывается на понимании музыкального произведения как выразительного, музыкально-обусловленного момента жизни исполнителя, в искренности его обращения к слушателям.
По определению Ю.Н. Холопова, музыка - это искусство интонируемого смысла, поскольку природа музыки не столько звуковая (звук как акустическое, физическое явление), сколько интонационная - от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль. «Интонация в музыке - есть выразительно-смысловое единство, существующее в невербально-звуковой
форме и функционирующее при участии музыкального опыта и внемузыкальных ассоциаций» [1].
«Вызывая определенный строй чувств, - отмечает O.A. Апраксина, - а вместе с ним и определенный строй мыслей, музыка без навязчивости и дидактизма воспитывает определённые взгляды, вкусы, стремления, а учащиеся при этом и не подозревают, что их «воспитывают» [2].
Музыкальная культура, чаще всего, трактуется как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также исторически определенная тема их воспроизводства и функционирования. По мнению А. Сохора, музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, в которую входят: музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе; все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех; все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.
Музыкальную культуру общества можно разделить на профессиональную и непрофессиональную области, положив в основу разделения деятельность субъектов по признаку разделения труда. В этом случае профессиональная область охватывает тех людей, для которых занятия музыкой являются основными, что определяется тремя моментами: музыкальная деятельность служит для них главным источником существования; музыка осознается в качестве самого важного дела их жизни; результаты их деятельности воспринимаются обществом как ценные, благодаря чему эти люди являются профессионалами-музыкантами в глазах общества и окружающих [3].
Анализируя теоретические исследования по этой проблеме, мы можем констатировать, что общая характеристика музыкальной культуры - это совокупность созданных обществом музыкальных ценностей, а также исторически определенной системы, их воспроизводство и функционирование.
Культурологический подход к музыкально-педагогической деятельности является основным в научных работах Л.В. Го-рюнова, С.М. Каргапольцева, А.Н. Малюкова, Ю.Н. Холопова и других. Сущность данного подхода заключается в формировании художественного вкуса и интеллектуальных потребностей, при котором разработка и реализация в саморазвитии образовательных систем находится в полном соответствии с современным Законом Российской Федерации «Об образовании», где подчеркнуто, что содержание современного образования должно обеспечить интеграцию личности в системе мировой и национальной культур. Позиция «музыка в контексте культуры» выражает сущность данного подхода. Ученые, определяя содержание понятия «музыкальная культура», отмечают её всестороннее влияние на индивидуальную жизнедеятельность, исходя из степени присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов. При этом содержательный компонент музыкальной культуры включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, позволяет растущей личности адекватно распознавать и присваивать несомые музыкой созидательные, нравственно-духовные идеи, воплощая их в расширяющемся пространстве социального взаимодействия.
Анализ работ крупнейших музыкантов-педагогов (М. Гринберг, Г.Г. Нейгауз, Я. Флиер и др.) свидетельствует о значении эмоционального компонента в творческой деятельности. «Знакомство с музыкальным произведением вызывает эмоциональное «заражение», затем возникает общее представление о музыке, которое переходит к постепенному прояснению и уточнению замысла, деталей исполнения» [4]. Таким образом, эмоциональное восприятие музыкального произведения и осознание его в
Библиографический список
целом и в деталях - это результат творческого понимания музыки.
Следовательно, восприятие произведений искусств, их переживание и эстетические оценки, исполнительская и исследовательская деятельность являются методами воспитания личности и приобщения к искусству и способами развития их творческих способностей.
Воспитательный потенциал культурной среды города реализуется, в частности, на уроках музыки, предоставляющих педагогам возможность обращения к форме интегрированных уроков как важнейшего фактора личностного развития личности в образовательном процессе.
Это направление современной педагогики рассматривает сам процесс гуманистического воспитания школьников в русле выявления и осознания культурного потенциала мегаполиса в формировании личностно-ценностной сферы учащихся, являющейся одной из наиболее значимых в процессе развития их духовности [5].
Культурная среда города, педагогически направленная на патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое воспитание школьников может активно способствовать повышению эффективности процесса приобщения учащихся к культуре в самом широком смысле, интегрируя в себе все направления эстетического, интеллектуального, морально-нравственного воспитания [6].
На современном этапе развития нашего общества высвечиваются новые приоритеты образования и воспитания, которые должны способствовать формированию гражданственности, выступающей в данном случае не только как результат усвоения правовых и морально-нравственных норм жизни, но как многоуровневое интегральное качество личности, базирующееся на общечеловеческих ценностях, традициях народа, ощущении внутренней свободы и, одновременно, ответственности личности перед собой и другими членами общества, что является залогом построения правового государства.
Образовательно-культурная среда, как было показано выше, распространяется и на область дополнительного образования, и на образовательную деятельность музеев, являющиеся частью общего культурно-образовательного пространства. Это говорит о ее всеобъемлющем, универсальном характере.
Таким образом, корпус научных трудов, в которых, так или иначе, затрагиваются различные аспекты формирования и педагогического потенциала культурной среды в образовательном процессе - школы, вуза, учреждений дополнительного образования, педагогики семьи и т.д. является представительным, и может быть определен как теоретический базис для дальнейших педагогических разработок и исследований. Кроме того, следует отметить, что большая часть данных работ апробирована в педагогической практике и содержит конкретные методические рекомендации, программы, учебные пособия.
Между тем такой значимый для курса модернизации отечественного образования аспект культурной среды как педагогически организованная музыкальная среда затронут в исследованиях не был, что обусловливает актуальность обращения к этой многокомпонентной проблеме и необходимость глубокой разработки этого вопроса.
В связи с тем, что в данном исследовании мы определяем педагогически организованную музыкальную среду как наиболее влиятельную в плане формирования духовных устремлений подрастающего поколения, аккумулирующую в себе все разнообразие компонентов развития личности, естественно будет предположить, что именно этот вид культурной среды является наиболее эффективным основанием при создании модели образовательного процесса, отвечающего требованиям современности [5, с. 151 - 153].
1. Холопов Ю.Н. Музыка как вид искусства. Москва, 1994.
2. Апраксина O.A. Современные задачи музыкального воспитания. Москва, 1975.
3. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд. Москва, 1975.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва,1967.
5. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.
6. Уколова Л.И. Музыкальная среда как показатель развития культуры личности. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 2010.
7. Уколова Л.И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6: 274 - 276.
References
1. Holopov Yu.N. Muzyka kak vid iskusstva. Moskva, 1994.
2. Apraksina O.A. Sovremennye zadachimuzykal'nogo vospitaniya. Moskva, 1975.
3. Sohor A.N. Vospitatel'naya rol'muzyki. 2-e izd. Moskva, 1975.
4. Nejgauz G. Ob iskusstve fortepiannoj igry. Moskva,1967.
5. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
6. Ukolova L.I. Muzykal'naya sreda kak pokazatel' razvitiya kul'tury lichnosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RUDN, 2010.
7. Ukolova L.I. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process vospitaniya rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 274 - 276.
Статья поступила в редакцию 28.05.17
УДК 378.1
Yuan Fanfan, postgraduate, Institute of pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
TRAINING OF STUDENTS FOR SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES IN CHINA. The article reveals the specifics of the organizational and pedagogical conditions for teaching students to conduct research activities in Chinese universities. The state "Plan of Jomolungma" has been realized in the universities of Tsinghua, Fudan, Nanking University, basis of this special programs and projects is the training talented students. The article presents the results of survey students of various Chinese universities in order to identify the organizational and pedagogical conditions created for students to conduct research and science activities. The material, pedagogical and psychological factors of the scientific and educational environment of modern Chinese universities are determined, the contradictions and basic characteristics of the organizational and pedagogical conditions of Chinese universities that promote the development of scientific research activities of students are reflected.
Key words: China, university education, Plan Jomolungma, research activities of students, training of talented youth.
Юань Фаньфань, аспирантка института педагогики Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИТАЕ
*Исследование выполняется при поддержке РГНФ по проекту 16-06-00083
В статье раскрываются особенности организационно-педагогических условий подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности в университетах Китая. Анализируется государственный «План Джомолунгма», реализуемый в университетах Цинхуа, Фудань, Нанкинский университет, на базе которых были созданы специальные программы и проекты подготовки талантливых студентов. В статье представлены результаты опроса студентов различных китайских вузов с целью выявления организационно-педагогических условий, созданных для проведения студентами научно-исследовательской деятельности. Определены материальный, педагогический и психологический факторы научно-образовательной среды современных китайских университетов, отражены противоречия и основные характеристики организационно-педагогических условий китайских университетов, способствующих развитию научно-исследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова: Китай, университетское образование, План Джомолунгма, научно-исследовательская деятельность студентов, подготовка талантливой молодежи.
Развитие научно-исследовательской деятельности в университетах становится приоритетом во многих государствах, желающих в экономическом развитии выйти на новый уровень. Экономическое благополучие государств связывается и с прорывами в нанотехнологиях в последнее десятилетие, мы можем наблюдать процесс развития высшей школы в сторону усиления научно-исследовательской работы и в тех странах, в которых большое внимание науке ранее не уделялось. Одной из таких стран является Китай.
Наш интерес к Китаю, как к стране с интенсивно развивающейся системой подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности объясняется историей университетского образования Китая, в которой активное заимствование идей из западного опыта переплетается с древними национальными традициями, образуя сплав современных образовательных технологий и традиционных ценностей воспитания и морали [1].
Университеты Китая приобрели современный облик в начале XX века и это преобразование связано с принятием реформ, в основе которых лежало заимствование идей из японского, европейского и американского опыта развития высшего образования [2]. Переживая многочисленные войны и политические потрясения, Китай потерял большую часть достижений в области высшего образования. К моменту провозглашения Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.), в стране насчитывался довольно большой процент безграмотного населения, ощущалась нехватка профессиональных специалистов и учебных заведений для их подготовки. Ситуация начала меняться только в 1978 году с принятием образовательных реформ Дэн Сяопина и уже к на-
чалу XXI века университетское образование в Китае достигло значительных успехов.
Поворотным моментом в вопросе организации подготовки научно-исследовательских кадров в университетах Китая считается встреча, состоявшаяся в 2005 году между бывшим премьер-министром Вэнь Цзябао и выдающимся физиком Китая Цянь Сюесэнь. Учёный поставил вопрос о недостатке научных кадров в стране. Он считал, что главной причиной низкого уровня социально-экономического развития страны является отсутствие университетов, которые применяли бы специальные технологии подготовки талантливой молодежи, способной творчески развивать науку[3].
После смерти Цянь Сюесэнь в 2009 году в сфере высшего образования Китая широко обсуждались планы и проекты, которые смогли бы ответить на этот поставленный вопрос и как результат этих дискуссий стал «План Джомолунгма». Это план имеет и другое название - «Экспериментальная программа подготовки талантливых студентов по фундаментальным дисциплинам» Он создан при поддержке Министерства образования, Министерства финансов КНР и организационного Отдела ЦК КПК[4]. «План Джомолунгма» действует в области пяти фундаментальных наук (математика, физика, химия, биология, информатика) в 20-ти вузах Китая. Основная идея плана - работа с талантливой молодежью с момента ее поступления в университет и, далее, индивидуальное сопровождение талантливого студента на всех этапах обучения в университете. Каждый университет имеет возможности создать свою собственную программу или проект в соответствии с «Пла-