Научная статья на тему 'Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности'

Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHORAL SINGING / SPIRITUALITY / MUSIC / CULTURE / PROGRAM MUSIC EDUCATION / SINGING CULTURE / VOCAL AND CHORAL CULTURE / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколова Л.И., Грибкова О.В., Мерабова К.С.

В статье рассматривается музыкальная деятельность во всем многообразии её видов, которая предопределяет духовное существование человека в мире музыки, его музыкальное сознание и самосознание. Музыкальная культура выступает способом собственного уникального развития путем освоения музыкального искусства. Авторы утверждают, что подлинным содержанием становления музыкальной культуры человека оказывается становление его музыкальной деятельности. В ней осуществляется процесс производства и воспроизводства музыкальной жизни общества и отдельной личности, где певческая культура рассматривается не как сумма неких форм и продуктов деятельности, способов деятельности, а как системно-целостное воспитательное единство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGING TRADITION AS PART OF EDUCATIONAL SPACE IN THE UPBRINGING OF A CULTURAL PERSON

The article discusses musical work in a variety of its types, which predetermines the cultural life of man in the world of music, his musical consciousness and self-consciousness. Musical culture has its own unique way of development through the development of musical art. The authors continue a dispute that the true contents to form musical culture in students is developing their musical activity. It is in the process of production and reproduction of the musical life of society and the individual, where the singing culture is not seen as the amount of certain forms and products of activity, ways of life, but as a systemic-holistic educational unity.

Текст научной работы на тему «Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности»

увидим, что большинство составляют дети крестьян и мещан. Это можно связать с относительной доступностью обучения. Именно с социальным составом учащихся учебных заведений, осуществляющих подготовку учителя, связана тенденция демократизации в развитии педагогического образования в России во второй половине XIX в. Речь идет о подготовке народных учителей в учительских семинариях, гимназиях, отличавшихся общедоступностью и бессословностью.

Значительный вклад в развитие педагогического образования в регионе внесло духовенство, благодаря которому подготовлены многочисленные преподавательские кадры для школ грамоты, школ домашнего обучения, церковно-приходских школ. Выпускники второклассных церковно-приходских школ становились учителями в сельских и церковно-приходских школах, внося в свою очередь существенный вклад в культурное развитие Зауралья и в педагогическую традицию региона.

Для повышения уровня подготовленности учителей в Зауралье функционировала разветвленная сеть усовершенствования педагогических кадров. Она включала в себя организацию педагогических курсов, совещаний, конференций, съездов, возникали новые формы повышения квалификации учителей, такие как педагогический музей, учительские библиотеки, учительские экскурсии, охватывающие практически весь корпус региона.

Ещё одной отличительной особенностью в подготовке кадров для школ в регионе было учительское подвижничество. Большой вклад в подготовку учителей внесли: А.М. Буторина (занималась подготовкой учительского персонала для школ домашнего обучения), Н.К. Лонгинова (являясь начальницей женской гимназии в Шадринске, организовывала ежегодно экскурсии для будущих учительниц по городам России), П.А. Черемухина (открыла 2 октября 1861 г. в г. Далматове у себя дома женскую школу - первое сельское женское училище в Зауралье), Д.И. Ле-тешин (являясь смотрителем Курганского уездного училища, оплачивал обучение крестьянским мальчикам, двое из которых работали впоследствии в сельских училищах) [7, с. 14].

Библиографический список

В развитии образования в регионе, в том числе педагогического, большую роль сыграла инициатива частных лиц [8, с. 130]. В истории народного образования Зауралья значительный след оставили купцы-благотворители А.И. Балакшин, С.А. Пчеляков, П.С. Смолин, открывшие в пригороде Кургана начальные училища и осуществлявшие ремонт школьных зданий на свои средства, оплачивавшие школьные письменные принадлежности и работу учителей, покупавшие одежду и обувь ученикам из малообеспеченных семей, устраивавшие новогодние елки [9, с. 47].

Таким образом, в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. сложились общие, педагогические и персонально-педагогические тенденции педагогического образования. К общим тенденциям относится наличие системы средних учебных заведений, осуществляющих подготовку учителей для начальной школы, активное участие земства и духовенства в подготовке учителей, доступность и демократизация педагогического образования, географическое положение Зауралья. Педагогические тенденции проявились в сочетании общеобразовательной, педагогической и методической подготовки будущих учителей, разнообразии в применении приемов обучения, практической подготовке будущих специалистов, религиозности педагогического образования, разветвленной сети усовершенствования педагогических кадров. Персонально-педагогические тенденции нашли отражение в активной деятельности учителей-подвижников, внесших вклад в подготовку педагогических кадров.

Организация педагогического образования в Зауралье во второй половине XIX в., несомненно, заслуживает пристального внимания и детального изучения, составляя важнейшую часть историко-культурного наследия нашего края. На основе сложившейся системы строится и современное педагогическое образование Курганской области. Без учёта региональных особенностей педагогического образования прошлого нельзя представить организацию современной системы педагогического образования в регионе.

1. Государственный архив Курганской области. Ф. 63; Оп. 1; Д. 7: 56, 112, 156.

2. Государственный архив г. Шадринска. Ф. 473; Оп. 1; Д. 1623: 1-4.

3. Государственный архив Курганской области. Ф. 63; Оп. 1; Д. 85б: 6.

4. Хроника. Известия и заметки. Народное образование. 1898; 10: 88-89.

5. Народное образование. 1896; 8: 18.

6. Журналы двадцатого очередного Шадринского уездного земского собрания и доклады Управы с приложениями. По народному образованию. Шадринск: Типолитография Г.В. Пестерева. 1890; Т. 2: 310.

7. Михащенко А.Л. Благотворительность и попечительство в образовании: опыт российской истории. Социальная педагогика. 2004; 3: 13-17.

8. Кислицына С.В. Возрождение традиций попечительства в г. Шадринске. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2009; 2: 129-133.

9. Михащенко А.Л. Становление и развитие образования в российской провинции в 1719-1917 гг. (на материале южно-зауральского региона Западной Сибири): монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2004: 332.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti. F. 63; Op. 1; D. 7: 56, 112, 156.

2. Gosudarstvennyj arhiv g. Shadrinska. F. 473; Op. 1; D. 1623: 1-4.

3. Gosudarstvennyj arhiv Kurganskoj oblasti. F. 63; Op. 1; D. 85b: 6.

4. Hronika. Izvestiya i zametki. Narodnoe obrazovanie. 1898; 10: 88-89.

5. Narodnoe obrazovanie. 1896; 8: 18.

6. Zhurnaly dvadcatogo ocherednogo Shadrinskogo uezdnogo zemskogo sobraniya i doklady Upravy s prilozheniyami. Po narodnomu obrazovaniyu. Shadrinsk: Tipolitografiya G.V. Pestereva. 1890; T. 2: 310.

7. Mihaschenko A.L. Blagotvoritel'nost' i popechitel'stvo v obrazovanii: opyt rossijskoj istorii. Social'naya pedagogika. 2004; 3: 13-17.

8. Kislicyna S.V. Vozrozhdenie tradicij popechitel'stva v g. Shadrinske. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2009; 2: 129-133.

9. Mihaschenko A.L. Stanovlenie i razvitie obrazovaniya v rossijskoj provincii v 1719-1917 gg. (na materiale yuzhno-zaural'skogo regiona Zapadnoj Sibiri): monografiya. Kurgan: Izdatel'stvo Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004: 332.

Статья поступила в редакцию 14.03.16

УДК 378

Ukolova L. I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: ukolovali@ya.ru

Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: Groli@mail.ru

Merabova K.S., postgraduate (Pedagogy), Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: kmerabova@yandex.ru

SINGING TRADITION AS PART OF EDUCATIONAL SPACE IN THE UPBRINGING OF A CULTURAL PERSON. The article discusses musical work in a variety of its types, which predetermines the cultural life of man in the world of music, his musical consciousness and self-consciousness. Musical culture has its own unique way of development through the development of musical art.

The authors continue a dispute that the true contents to form musical culture in students is developing their musical activity. It is in the process of production and reproduction of the musical life of society and the individual, where the singing culture is not seen as the amount of certain forms and products of activity, ways of life, but as a systemic-holistic educational unity.

Key words: choral singing, spirituality, music, culture, program music education, singing culture, vocal and choral culture.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. вокала и хорового дирижирования, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: Ukolovali@yandex.ru

О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. каф. вокала и хорового дирижирования, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail:Groli@mail.ru

К.С. Мерабова, аспирант, каф. вокала и хорового дирижирования, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: kmerabova@yandex.ru

ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается музыкальная деятельность во всем многообразии её видов, которая предопределяет духовное существование человека в мире музыки, его музыкальное сознание и самосознание. Музыкальная культура выступает способом собственного уникального развития путем освоения музыкального искусства. Авторы утверждают, что подлинным содержанием становления музыкальной культуры человека оказывается становление его музыкальной деятельности. В ней осуществляется процесс производства и воспроизводства музыкальной жизни общества и отдельной личности, где певческая культура рассматривается не как сумма неких форм и продуктов деятельности, способов деятельности, а как системно-целостное воспитательное единство.

Ключевые слова: хоровое пение, духовность, музыкальная культура личности, программы музыкального образования, певческая культура, вокально-хоровая культура.

Процесс формирования музыкальной культуры выделяется сегодня в отдельную, достаточно сложную социально-педагогическую задачу. В контексте решения данной задачи просматривается важнейший системообразующий компонент, направленный на поиск средств, методов и условий формирования творческой личности в условиях образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности.

Проблемы культуры в музыкальной педагогике поднимались ещё в пору становления отечественной системы общего музыкального образования. После 1917 года школьные предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) находились под пристальным вниманием первого наркома просвещения А.В. Луначарского. По мысли видного музыкального педагога и хорового дирижера начала XX века Н.М. Ковина, музыка должна выполнять не развлекательную, а важную социальную функцию, которая, однако, не может быть сведена лишь к достижению ближайших задач - развитию музыкальных способностей и умений и эстетического чувства [1, с. 8]. Вместе с тем, впервые в программе музыкального образования выдвигаются такие задачи, как поднятие культурного уровня, расширение кругозора детей - словом всё то, что в дальнейшем будет обозначено как музыкальная культура личности - и в этом усматриваются определённые позитивные изменения. Проект Программы 1947 года интересен тем, что здесь впервые обозначается вокально-хоровая культура детей, как таковая и предлагаются способы овладения ею (хотя, пока все те же знания, умения и навыки). Значение пения в школе в это время заключается в том, что оно средствами музыкального искусства в соответствии с задачами коммунистического воспитания способствует формированию мировоззрения и воспитанию морального облика советского школьника. Хоровое пение приобщает детей к музыке и повышает их вокально-хоровую культуру. Тем самым оно повышает общую и музыкальную культуру учащихся, воспитывает интерес, любовь к музыке и художественный вкус. Таким образом, школа являлась центром музыкальной и, в частности, вокально-хоровой культуры в нашей стране.

В задачи обучения пению в школе входило: а) воспитать и укрепить детский голос; б) воспитать в детях бережное отношение к голосу; в) привить необходимые певческие навыки; г) дать навыки пения в коллективе; д) научить пению в 1, 2, 3 голоса с сопровождением и без сопровождения; е) научить пению по нотам. Вплоть до появления музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, все издававшиеся программы после 1948 года имели лишь частичные отличия в структуре, содержании, и объеме знаний и навыков по годам обучения, репертуаре. В итоге, повышенное внимание к одному из видов музыкальной деятельности (хоровому пению), определяло основное содержание музыкального обучения и воспитания. И хотя работа над вокально-хоровыми навыками не являлась самоцелью, что и под-

черкивается в большинстве методических работ 40-60-х годов, вместе с тем выдвигается «принцип соответствия материала и навыков».

Д.Б. Кабалевский выдвинул более широкую задачу - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

В последующие годы в музыкальной педагогике появляется ряд исследований, освещающих различные вопросы формирования культуры школьников, как-то: художественной, музыкальной, гуманитарной, музыкально-эстетической и т.п. Проблеме музыкальной культуры посвящены труды B.C. Цукермана (1972), А.Н. Сохора (1975), Э.Б. Абдуллина (1983), Л.В. Горюно-вой (1991-1993), РА. Тельчаровой (1992), Ю.Б. Алиева (1998), Л.Н. Алексеевой (1999); Л.В. Школяр (1999), развитие музыкально-эстетической культуры освещается в исследовании О.М. Дорониной (1999).

Чрезвычайно важным мы считаем то, что музыкальная культура как процесс не завершается в школе, на уроках закладывается лишь ее фундамент. И фундаментом этим является не определенный объем или качество знания и уровень сформированных умений и навыков, а интерес к жизни через увлеченность музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры; творческое художественно-образное мышление (в музыке и о музыке) как инструмент самовыражения в разнообразных видах музицирования; способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру. Исследователями определены и педагогические условия формирования музыкальной культуры школьника.

В целом можно сказать, что, развивая центральные идеи концепции Д.Б. Кабалевского, многие авторы внесли значительный вклад в теорию и практику массового музыкального образования школьников. Так, например, разработаны принципы педагогики искусства, сформулированы теоретические требования ко всей системе методического обеспечения художественно-педагогического процесса на уроках музыки, определены новые требования к педагогическому мастерству учителя музыки, и самое главное, следуя основным идеям концепции Д.Б. Кабалевского, определяется музыкальная культура школьников по их духовным накоплениям, а не по уровню знаний, умений и навыков.

Подлинным содержанием становления музыкальной культуры человека оказывается становление его музыкальной деятельности. В ней осуществляется процесс производства и воспроизводства музыкальной жизни общества и отдельной личности.

Музыкальная деятельность во всем многообразии ее видов предопределяет духовное существование человека в мире музыки, его музыкальное сознание и самосознание. Его музы-

кальная культура выступает способом собственного уникального развития путём освоения музыкального искусства.

Воспитание музыкальной культуры учащихся является основополагающей целью уроков музыки в школе. Понятие музыкальной культуры включает в себя эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности, а также знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства. Авторы считают важным условием воспитания музыкальной культуры развитие музыкальных способностей, подчеркивают также, что воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Хоровое пение способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности.

Музыка для всех - таким принципом руководствуется Г.А. Струве, создавший единственную в России Академию детского хорового искусства. В 1976 году при поддержке Председателя Хорового Общества России В.Г. Соколова появилось первое положение о хоровых студиях. И как признавался сам Георгий Александрович, что мы стали продолжателями важнейшей российской традиции - давать детям музыкальное образование на основе хорового пения. Реально оценивая положение певческой культуры в современном обществе, Г.А. Струве пишет, что для того, чтобы возродить нашу певческую культуру, необходимо провести большую организационную работу, создать программу по распространению и освоению музыкальной грамотности в России, подкрепленную четким поэтапным планом, что, как и когда надо делать. На сегодняшний день в Академии детского хорового искусства ведется разработка фундаментальной общеобразовательной и просветительской программы «Возрождение и развитие российской певческой хоровой культуры» [2, с. 54]. Основное положение данной программы - всеобщее элементарное музыкальное образование на основе хорового пения. Параллельно идет создание различных программ и по другим музыкальным предметам, принцип взаимодействия которых, также построен на основе хорового пения - хор и сольфеджио, инструмент и хор, музыкальная литература и хор и т. д. Программа имеет горизонтальную и вертикальную системы образования и подразумевает охват детей от 3-4 лет до 15-16. Горизонталь предполагает тесное взаимодействие всех учреждений, работающих с детьми, а именно: в создании комплексной системы музыкального воспитания и образования детей; в выработке единой методики работы; в объединении всех материальных возможностей для проведения регулярных просветительских концертов, творческих встреч, авторских концертов композиторов и поэтов, смотров, конкурсов, фестивалей, праздников песни.

Библиографический список

По вертикали это - точное определение задач на каждый год обучения. Развитие по вертикали - это также возрождение и создание музыкальных традиций: постоянное общение с живой музыкой, встречи с деятелями искусств, с творческими коллективами, народные праздники, где музыка всегда была желанной гостьей.

В исследовании Л.В. Школяр «Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе» (в системе развивающего обучения - 1999) музыкальная культура представлена как одна из исторически сложившихся форм культуротворчества человека в искусстве, где момент культуротворчества становится определяющим в любом возрасте[3, с. 24]. Говоря в целом о проблемах культуры в отечественной музыкальной педагогике, начиная с 20-х годов XX столетия, можно отметить следующее:

В период становления отечественной системы музыкального воспитания школьников вопросы формирования «художественно-просвещённой личности» находились в центре внимания выдающихся деятелей музыкальной педагогики.

Вплоть до выхода в начале 70-х годов концепции музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского, самому понятию «культура», упоминавшемуся в трудах некоторых исследователей и программных материалах, не придавалось особого значения. Содержание понятия «культура» включало, как правило, определенный объем знаний, умений и навыков (преимущественно вокально-хоровых).

После того, как Д.Б. Кабалевским была выдвинута основополагающая цель - «воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» - исследования по проблемам культуры в целом проводились по двум основным направлениям, различающимся по своим целям, содержанию, методологии. В рамках одного направления изучались социальные аспекты культуры. На сегодняшний день мы имеем сравнительно небольшое количество трудов, освещающих музыкальную культуру как социальное явление.

Для другого направления характерно рассмотрение процессов формирования культуры личности. Его же следует считать доминирующим, поскольку подавляющее большинство исследований (после 1970 года) выполнено именно в этом русле.

В нашей стране, где пение является национальной вековой традицией, в настоящее время существует только одна программа Возрождения и развития российской певческой хоровой культуры Г.А. Струве.

Можно говорить о двух тенденциях к определению сущности культуры (будь то музыкальная, художественная, музыкально-эстетическая и т. д.). Согласно одной - это определённый качественно и количественно набор знаний, умений и навыков. В другой приоритетом выступают духовные накопления личности. Причем последняя тенденция характерна для тех работ, где авторы рассматривают культуру во взаимосвязи с другими науками. Мы являемся сторонниками последней точки зрения и считаем необходимым и возможным системно-философское рассмотрение певческой культуры как части духовной культуры школьников, где певческая культура должна предстать не как сумма неких форм и продуктов деятельности, способов деятельности, а как системно-целостное воспитательное единство.

1. Ковин Н.М. Пение и музыка в единой трудовой школе. Петербург, 1919.

2. Струве Г.А. Когда запоет школа? Искусство в школе. 1996; 1: 54.

3. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1999.

4. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. Вопросы музыки в школе. Ленинград, 1926.

5. Грибкова О.В. Историко-культурный аспект подготовки педагога-музыканта. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015; 2 (3): 131-134.

6. Грибкова О.В. Модель образовательного пространства как фактор повышения профессиональной культуры педагога-музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 264-266.

7. Грибкова О.В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательной пространстве: монография. Москва, 2012.

8. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

9. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5): 135-138.

10. Уколова Л.И. Духовно-нравственное воспитание студентов средствами хорового исполнительства. Педагогика искусства. 2007; 1: 78-80.

11. Уколова Л.И. Воспитание духовной культуры растущего человека. Педагогика искусства. 2006; 1: 27-30.

12. Уколова Л.И. Музыкальное образование как фактор духовно-нравственного воспитания в русле укрепления культуры нации. Образование и наука в современных условиях. 2015; 4 (5): 132-135.

13. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры будущих учителей музыки в процессе музыкального образования: монография. Москва: Издательство АС-Траст, 2007.

References

1. Kovin N.M. Penie i muzyka v edinoj trudovojshkole. Peterburg, 1919.

2. Struve G.A. Kogda zapoet shkola? Iskusstvo vshkole. 1996; 1: 54.

3. Shkolyar L.V. Muzykal'noe iskusstvo kak uchebnyj predmet v nachal'noj shkole. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

4. Asaf'ev B.V. Muzyka v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. Voprosy muzyki v shkole. Leningrad, 1926.

5. Gribkova O.V. Istoriko-kul'turnyj aspekt podgotovki pedagoga-muzykanta. Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategiirazvitiya. 2015; 2 (3): 131-134.

6. Gribkova O.V. Model' obrazovatel'nogo prostranstva kak faktor povysheniya professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 264-266.

7. Gribkova O.V. Proektirovanie modeli professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta v sovremennom obrazovatel'noj prostranstve: monografiya. Moskva, 2012.

8. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

9. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 135-138.

10. Ukolova L.I. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov sredstvami horovogo ispolnitel'stva. Pedagogika iskusstva. 2007; 1: 78-80.

11. Ukolova L.I. Vospitanie duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Pedagogika iskusstva. 2006; 1: 27-30.

12. Ukolova L.I. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitaniya v rusle ukrepleniya kul'tury nacii. Obrazovanie inauka vsovremennyh usloviyah. 2015; 4 (5): 132-135.

13. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury buduschih uchitelej muzyki v processe muzykal'nogo obrazovaniya: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo AS-Trast, 2007.

Статья поступила в редакцию 11.03.16

УДК 37.05

Shokorova L.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Arts, Altai State University

(Barnaul, Russia), E-mail: Larazmei@mail.ru

THE CHARACTERISTIC OF REFORMS OF ART EDUCATION IN THE FIELD OF NATIONAL ARTS AND CRAFTS. In the article art education in the field of national arts and crafts in the context of modernization and reforming of innovative educational processes is analyzed. The analysis of the state educational standards of an average and higher education in training within the educational program of "Decorative arts and applied crafts", and also federal state requirements to a contents minimum, structure and conditions of realization of an additional educational program "Decorative applied crafts" is given. The author finds features of continuity in the system and activity and competence-based approaches, which are a methodological basis of standards. The work proves the importance of conditions of continuous art education in vocational and higher education system.

Key words: art education, national arts and crafts, state educational standards, modernization.

Л.В. Шокорова, канд. искусств., доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский

государственный университет, г. Барнаул, E-mail: Larazmei@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается художественное образование в области народного декоративно-прикладного искусства в контексте модернизации и реформирования инновационных образовательных процессов. Даётся анализ государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество». Выявляется преемственность системно-деятельностного и компетентностного подходов, являющихся методологической основой стандартов. Обосновываются условия непрерывного художественного образования в системе «ДПО - ВПО».

Ключевые слова: художественное образование, народное декоративно-прикладное искусство, государственные образовательные стандарты, модернизация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущей целью современного российского образования является изменение содержательно-целевых аспектов на всех уровнях дошкольного, начального, общего, среднего и высшего профессионального образования с позиций модернизации и гуманизации. Модернизация образования оказала существенное влияние на систему профессионального художественного образования, выявив новые ценностные ориентиры, что привело к изменению параметров его функционирования. Все большую актуальность приобретает «инновационное образование», как основная система идей по модернизации образования. В.Ф. Зива отмечает: «Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между полученными знаниями и их использованием, отчуждение процесса производства духовных знаний от процесса их усвоения и передачи характеризуют реалии современного художественного образования как инновационные» [1, с. 38].

Рассматривая инновацию как синоним «новшества», мы считаем, что инновационное образование - это образование, основанное на новых научных знаниях, научной методологии и инновационной динамике. Инновационные процессы в образовании, являясь объективной закономерностью, направлены на

развитие потенциальных возможностей человека, умение ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого мышления и готовность к активной деятельности в новых социально-экономических условиях.

Инновационное художественное образование, являясь компонентом культуры, направлено на духовно-нравственное развитие учащихся, овладение современными технологиями, общепрофессиональными знаниями, подготовку высокопрофессиональных специалистов в области искусства при гармоничном соотношении новаторства и опоры на классическое наследие, составляющего основу художественного образования. Мы считаем, что в настоящее время инновационное художественное образование в области народного декоративно-прикладного искусства следует рассматривать в контексте проводимых государственных и образовательных реформ. Для выявления инноваций в области обучения народному декоративно-прикладному искусству проведем анализ государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Государственный стандарт образования - это нормативный документ, обеспечивающий совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.