Научная статья на тему 'Перспективы внедрения и использования информационных технологий в образовании'

Перспективы внедрения и использования информационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / образование / технология. / interactive technologies / education / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б С. Садулаева, С М. Зияудинова, М С. -у Халиев

В статье выявлены перспективы внедрения и использования информационных технологий в образовании. Сделан вывод о том, что в условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь. Компьютер и ресурсы мультимедиа могут стать не только мощным средством становления и развития обучаемого, но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Авторы делают выводы о том, что при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютерной техники и мультимедиаресурсов в образовании основное внимание должно уделяться организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION TO THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The article identifies the prospects for the implementation and use of information technologies in education. It is concluded that in conditions of the information society and the informatization of education, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person’s need not only throughout his life. Computer and multimedia resources can become not only a powerful tool for the formation and development of the learner, but also contribute to template thinking, a formal and non-initiative attitude to various activities. The authors conclude that when discussing the didactic and methodical aspects of the use of computer technologies and multimedia resources in education, the focus should be on organizing self-cognitive activities students, the development of critical thinking, the culture of communication, the ability to develop different social roles

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения и использования информационных технологий в образовании»

Затем жюри объявляет результаты, и награждаются победители. Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимули-

Библиографический список

рующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания.

1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. Москва, 1986.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 1991.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. № 1155. Москва.

4. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. Москва, 1996.

5. Ушинский К.Д. Три элемента школы: в 6 т. Москва, 1988; Т. 4.

6. Математическая игра для учеников 4 класса. Available at: https://infourok.ru/matematicheskaya_igra_dlya_uchenikov_4_klassa_provodyat_uchaschiesya_10_ klassa-572382.htm

7. Понятие «дидактическая игра», функции дидактической игры, их характеристика. Available at: https://infourok.ru/ponyatie-didakticheskaya-igra-funkcii-didakticheskoy-igri-ih-harakteristika-2462978.html

8. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Available at: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-provedeniya-didakticheskih-igr/

9. Фребель Ф. Будем жить ради своих детей. Москва, 2009.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва, 1989.

References

1. Amonashvili Sh.A. V shkolu - s shesti let. Moskva, 1986.

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 1991.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013. № 1155. Moskva.

4. Zhikalkina T.K. Sistema igr na urokah matematiki v 1 i 2 klassah. Moskva, 1996.

5. Ushinskij K.D. Tri 'elementa shkoly v 6 t. Moskva, 1988; T. 4.

6. Matematicheskaya igra dlya uchenikov 4 klassa. Available at: https://infourok.ru/matematicheskaya_igra_dlya_uchenikov_4_klassa_provodyat_uchaschiesya_10_klassa-572382.htm

7. Ponyatie «didakticheskaya igra», funkcii didakticheskoj igry, ih harakteristika. Available at: https://infourok.ru/ponyatie-didakticheskaya-igra-funkcii-didakticheskoy-igri-ih-harakteristika-2462978.html

8. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti provedeniya didakticheskih igr. Available at: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-provedeniya-didakticheskih-igr/

9. Frebel' F. Budem zhit'radi svoih detej. Moskva, 2009.

10. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva, 1989.

Статья поступила в редакцию 14.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10053

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies and Informatics Teaching Methods,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Khaliev M.S-U., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION TO THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION. The article identifies the prospects for the implementation and use of information technologies in education. It is concluded that in conditions of the information society and the informatization of education, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person's need not only throughout his life. Computer and multimedia resources can become not only a powerful tool for the formation and development of the learner, but also contribute to template thinking, a formal and non-initiative attitude to various activities. The authors conclude that when discussing the didactic and methodical aspects of the use of computer technologies and multimedia resources in education, the focus should be on organizing self-cognitive activities students, the development of critical thinking, the culture of communication, the ability to develop different social roles.

Key words: interactive technologies, education, technology.

Б.С. Садулаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

С.М. Зияудиноеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

М.С.-У. Халиее, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье выявлены перспективы внедрения и использования информационных технологий в образовании. Сделан вывод о том, что в условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь. Компьютер и ресурсы мультимедиа могут стать не только мощным средством становления и развития обучаемого, но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Авторы делают выводы о том, что при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютерной техники и муль-тимедиаресурсов в образовании основное внимание должно уделяться организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли.

Ключевые слова: интерактивные технологии, образование, технология.

В условиях развития информационных технологий и современного общества должно соблюдаться единство целей субъектов, методов, форм, средств и содержания образовательного процесса. Накапливая в образовательной среде такие ресурсы, как организационные, технические и программно-методические, можно создать открытую и доступную систему.

Современные условия обучения показывают, что на смену обычным доске и мелу приходят высокотехнологичные интерактивные доски. При этом использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет Но, к сожалению, в связи с экономической ситуацией в России

говорить о внедрении подобных технологий в каждый класс, в каждую школу пока что очень рано. Однако работы в данную сторону уже ведутся, что не может не радовать.

Процесс информатизации играет важную роль в развитии современного образования в России и предполагает повышение доступности и качества образовательного процесса благодаря созданию единой информационной среды, которая будет выполнять образовательные функции.

Вопрос информатизации образования является одним из основных изучаемых вопросов XXI века в силу следующих основных причин [1]: необратимое развитие процесса информатизации социума, которое влечет за собой значительные глобальные перемены, существенным образом воздействующие фактически на все аспекты жизни людей; в последние годы исключительно быстро растут функциональный потенциал и технические характеристики средств информатизации информационно-коммуникационных технологий, а их стоимость постоянно снижается, что делает эти средства легкодоступными для любого пользователя; дальнейшее бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и повсеместное их внедрение в социальную действительность привели к сформи-рованности абсолютно новой информационной среды общества, которую современные философы называют «инфосферой». Ни что иное, как «инфосфера» будет идентифицировать главные черты информационного общества, той новой культуры, которая уже сейчас формируется в успешно развитых странах и будет распространяться от них с исторической неизбежностью по всему миру

Целью работы является выяснение положительных и отрицательных сторон технологий в сфере образования. Сторонники классических методов образования сильно критикуют преподавателей, разрешающих ученикам на уроке использовать компьютеры (ноутбуки, планшеты, смартфоны) вместо книг, считая, что это негативно сказывается на развитии мыслительных процессов ребенка. Разубедить их будет, конечно же, сложно, но мы постараемся.

В 2019 году представить себе жизнь без компьютерных технологий довольно сложно. Именно сейчас, на рубеже поколений, когда молодые люди от 90-х до 00-х годов рождения с теплотой в душе вспоминают времена без Интернета. Нынешнее поколение детей начало своё знакомство с этим миром бок о бок с компьютером. Процессы обучения улучшаются в лучшую сторону с использованием интерактивных технологий, которыми могут воспользоваться ученики и познать что-то на практике, нежели всё подряд зубрить и не постичь в полной мере какую-то дисциплину, изучая её только с теоретической части.

Пожалуй, главными плюсами интерактивных досок, компьютеров или же планшетов является наглядность и простота в освоении. Инженеры, разрабатывающие всё это, предусмотрели дизайн и эргономику своих устройств.

Также к плюсам использования технологий относятся: принцип наглядности; удобный поиск нужной информации; улучшение пространственного мышления учеников посредством использования на уроке графических программ; ненадобность использования бумажных изделий, уменьшающих вырубку деревьев для изготовления бумаги; уменьшение затрат на производство книг

Бесспорно, главные достоинства интерактивных технологий проявляются на уроках специальной подготовки в вузах. Например, медицина. Здесь как нигде более уместно обучение посредством графических программ. Где ещё можно будет посмотреть не только то, как выглядят клетки разных органов, но и как они делятся в реальном времени?

Принцип наглядности в наиболее яркой форме сформулировал ещё Я.А. Коменский в своём "золотом правиле", которое гласит: "Всё, что возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию путём осязания, - надо представлять через эти органы восприятия". Традиционные методы преподавания стремятся активно опираться на этот принцип. Однако все, кто участвует в образовательном процессе, знают, насколько он трудоёмок в реализации, а самое главное - ограничен в применении при изложении теоретических знаний. Информационные технологии дают принципиально новые возможности для познавания различных дисциплин. В наше время можно дополнить "золотое" правило Коменского: необходимо наглядно представлять не только то, что дано для восприятия чувствами, но и то, что выражается абстрактными законами и моделями; то, что могут показать информационные технологии.

В рамках требований ФГОС выпускник должен также иметь целостное понимание об информатике как о современной науке, осознавать ее место в системе наук. Выпускник должен также обладать системой знаний о теоретических основах информатики, знать устройство ЭВМ, современные тенденции развития ее архитектуры; навыками программирования на основных проблемно и машинно ориентированных языках. Для эффективной работы в будущем выпускник вуза, получивший специальность, должен знать весь потенциал вычислительной техники с целью эффективного менеджмента учебным заведением. Он должен не просто владеть информационными новшествами и компьютерными программами, но и уметь их внедрять в практику работы учебного заведения, при

Библиографический список

этом важно владеть компетенциями в локальных сетях и системах телекоммуникаций.

Наличие эффективной информационной образовательной среды в учебной организации, которая включает в себя все сферы ее деятельности, способна обеспечить многоаспектный объективный анализ образовательных критериев и показателей образовательного процесса, его качественные и количественные уровни, позволяет дать целостное понимание о состоянии системы учебной организации. Информационная образовательная среда учебной организации в перспективе должна вывести на новый технологический уровень и все информационные процессы, которые проходят в этой организации.

Что будет с системой образования при отказе от внедрения в неё технологий? Сложность внедрения масштабных средств обучения в сочетании с неправильным выбором решения или недостаточной квалификацией специалистов внедрения может привести к негативному опыту. Как показывает практика, неудачно внедренное решение зачастую приводит к отказу от дальнейших инновационных проектов. Для проведения удачного внедрения рекомендуется воспользоваться услугами внешних консультантов, имеющих опыт внедрения подобных средств, и провести внедрение совместно. Кроме того, ряд средств, основанных на новых информационных технологиях, требуют формирование специалистов различных направлений. Для создания интерактивного курса необходимо участие преподавателей, владеющих предметной областью, а также программистов, способных сделать качественное представление данной информации.

Нюансов в данном вопросе масса, и ими нельзя пренебрегать. А иначе это грозит стагнированием сферы образования.

Современные информационные технологии иногда могут сократить время на подготовку занятий, в то же время значительно повышают возможности своевременного внесения уточнений и корректировок в разработанный материал. Доступ к информационным технологиям становится особенно важным для преподавателей, когда они только начинают внедрять новые методы и формы проведения занятий или имеют большую нагрузку [2].

На наш взгляд, повсеместное применение информационных технологий нуждается в изменении методики ведения учебного процесса, в активной разработке и применении новых информационных технологий преподавателями, в создании удаленного взаимодействия между студентами, преподавателями, администрацией образовательной организации, в увеличении количества знаний в процессе обучения.

Применение в образовательной практике информационных технологий достигается благодаря основным инновационным качествам:

- все компоненты образовательного процесса: получение информации, практические занятия, диагностика, должны быть отражены и реализованы в электронных образовательных ресурсах;

- интерактивность, гарантирующая существенное расширение возможностей самостоятельной работы - продуктивной для целей образования и временных затрат. Это кардинальное новшество, привносимое 1Т-технологиями в образовательный процесс;

- реализация самообразования человека в течение всей жизни и поддержка ее на всех уровнях организации самостоятельной работы: изучение нового материала, самостоятельный контроль знаний с оценкой и выводами

Согласно Вишняковой А.Ю., в образовательных организациях или для самостоятельного изучения могут использоваться следующие электронные ресурсы [3]:

1) ресурсы образовательных порталов страны, предоставленные для некоммерческого использования в системе образования РФ;

2) ресурсы коммерческих образовательных порталов и электронные учебные издания, приобретаемые учебными заведениями для пополнения электронных библиотек на собственные средства;

3) образовательные ресурсы региональных порталов;

4) ресурсы, созданные преподавателями.

Мы считаем, что вышеперечисленные электронные ресурсы могут применяться и на занятиях, если контент данных электронных образовательных ресурсов соответствует дидактическим целям занятия.

Таким образом, в условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь [4 - 9]. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютерной техники и мультимедиаресурсов в образовании основное внимание должно уделяться организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли. Компьютер и мультимедиаресурсы могут стать не только мощным средством становления и развития обучаемого, но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности.

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Москва. 2010.

2. Кочисов В.К. Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей. Available at: https:// eyberleninka.ru/artiele/n/elektronnyy-obrazovatelnyy-resurs-kak-novyy-pedagogieheskiy-instrument-v-usloviyah-razvitiya-mezhpredmetnyh-svyazey

3. Вишнякова А.Ю. Разработка электронного образовательного ресурса в составе информационно-методического обеспечения учебного курса «Инструменты бизнес-планирования»: магистерская диссертация. Екатеринбург, 2017.

4. Садулаева Б.С., Исакиева З.С. О развитии ИКТ-компетентности организаторов образовательного процесса в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 253 - 255.

5. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы. Ялта, 2016.

6. Исакиева З.С., Садулаева Б.С. О необходимости формирования исследовательских умений школьников в условиях информационно-образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 265 - 267.

7. Бейбалаева Д.К., Гузуева Э.Р, Садулаева Б.С. Педагогические условия применения информационных технологий в процессе подготовки бакалавра к педагогическим инновациям. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 283 - 284.

8. Юсупова Л.В., Садулаева Б.С. Анализ влияния процесса внедрения информационно-образовательных систем на развитие образовательной организации. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 312 - 314.

9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1: 171 - 174.

References

1. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. Moskva. 2010.

2. Kochisov V.K. 'Elektronnyj obrazovatel'nyj resurs kak novyj pedagogicheskij instrument v usloviyah razvitiya mezhpredmetnyh svyazej. Available at: https://eyberleninka.ru/ artiele/n/elektronnyy-obrazovatelnyy-resurs-kak-novyy-pedagogieheskiy-instrument-v-usloviyah-razvitiya-mezhpredmetnyh-svyazey

3. Vishnyakova A.Yu. Razrabotka 'elektronnogo obrazovatel'nogo resursa v sostave informacionno-metodicheskogo obespecheniya uchebnogo kursa «Instrumenty biznes-planirovaniya»: magisterskaya dissertaciya. Ekaterinburg, 2017.

4. Sadulaeva B.S., Isakieva Z.S. O razvitii IKT-kompetentnosti organizatorov obrazovatel'nogo processa v vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 253 - 255.

5. Gordienko T.P., Gorbunova N.V., Smirnova O.Yu., Hruleva A.A. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Yalta, 2016.

6. Isakieva Z.S., Sadulaeva B.S. O neobhodimosti formirovaniya issledovatel'skih umenij shkol'nikov v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 265 - 267.

7. Bejbalaeva D.K., Guzueva 'E.R., Sadulaeva B.S. Pedagogicheskie usloviya primeneniya informacionnyh tehnologij v processe podgotovki bakalavra k pedagogicheskim innovaciyam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 283 - 284.

8. Yusupova L.V., Sadulaeva B.S. Analiz vliyaniya processa vnedreniya informacionno-obrazovatel'nyh sistem na razvitie obrazovatel'noj organizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 312 - 314.

9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1: 171 - 174.

Статья поступила в редакцию 14.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10054

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

MONITORING OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH OF TEACHERS OF LEGAL DISCIPLINES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. In

this article, on the basis of the analysis of conceptual ideas of separate researchers, the concepts "pedagogical diagnostics", "educational monitoring", "pedagogical monitoring", "monitoring" are characterized. The work defines the importance of carrying out different types of monitoring in pedagogical activity. Control and diagnostics are considered to be the main areas of the monitoring. This provides an opportunity to get reliable and objective information about the results of personal and professional growth, to understand reasons for the mistakes made in order to exclude their appearance in future. The article also presents methodology of monitoring on the example of pedagogical monitoring of personal and professional growth through tracking the attitude of teachers of legal disciplines to humanistic values. Indicators of success of personal and professional growth of the teacher by means of identification of achievements of his pupils are described.

Key words: monitoring, pedagogical monitoring, educational monitoring, diagnostics.

П.Д. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье на основе анализа концептуальных идей отдельных исследователей охарактеризованы понятия «педагогическая диагностика», «образовательный мониторинг», «педагогический мониторинг», «мониторинг»; определена значимость проведения разного вида мониторингов в педагогической деятельности. Основными направлениями мониторинга принято считать контроль и диагностику. Это дает возможность получить достоверную и объективную информацию о результатах личностно-профессионального роста, понять причины допущенных ошибок для того, чтобы исключить их появление в дальнейшем. В статье также представлена методика проведения мониторинга на примере педагогического мониторинга личностно-профессионального роста через отслеживание отношения преподавателей правовых дисциплин к гуманистическим ценностям; описаны показатели успешности личностно-про-фессионального роста педагога посредством выявления достижений его учеников.

Ключевые слова: мониторинг, педагогический мониторинг, образовательный мониторинг, диагностика.

Понятие «мониторинг» подразумевает под собой постоянное наблюдение за процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату Оно стало известным в педагогике совсем недавно.

В российской педагогике данное понятие подпадает под следующее определение. Мониторингом является система сбора данных о сложных явлениях или процессах, которые характеризуются с помощью нескольких ключевых показателей с целью наиболее быстрого и эффективного, а главное - качественного и оперативного получения результата о состоянии исследуемого объекта [1 - 5].

Мониторинг как способ научного исследования применяется в различных науках, таких как педагогика, психология, экономика. Однако основной сферой его применения является управление, а именно информационное обслуживание

управления в различных сферах деятельности. Мониторинг является важнейшим способом научного исследования. Таким образом, ориентация на саморазвитие при обучении педагогов, а также на развитие личности и профессионального роста является первоочередной задачей.

Педагогический мониторинг подразделяется на несколько ключевых этапов, таких как сбор фактического материала для получения информации об исследуемом объекте по определенным критериям, оценивание состояния исследуемого объекта, контроль того, насколько состояние объекта мониторинга соответствует оптимальному, прогнозирование желательных и негативных результатов и разработка приемов и способов приведения объекта мониторинга в оптимальное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.