Научная статья на тему 'Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения'

Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1555
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровой метод / новые технологии / познавательный интерес / личностно ориентированный подход / учитель. / game method / new technologies / cognitive interest / personality-oriented approach / teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Т. Зембатова, З. Х. Дзанайты

В статье говорится о роли игры в современном образовании. Игра активно способствует разрешению внутренних противоречий ребёнка и готовит детей к осуществлению новых видов деятельности. Игры способствуют развитию познавательной деятельности и мыслительных операций, представляющих собой основу обучения. В совокупности дидактические игры способствуют формированию у учащихся коммуникативных качеств; развитию мышления, воображения и творческой активности; формированию познавательных интересов. В младшем школьном возрасте игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Авторы раскрывают сущность понятия «дидактическая игра» как важного элемента образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC GAME AS AN IMPORTANT ELEMENT OF THE PEDAGOGICAL PROCESS AT THE EARLY STAGE OF LEARNING

The article deals with the role of games in modern education. The authors reveal the most important advantages of games as an important element of the pedagogical process. Games contribute to the development of cognitive activity, and mental operations, which are the basis of learning. Didactic games contribute to the formation of students’ communicative qualities; the development of thinking, imagination and creative activity; the formation of cognitive interests. In primary school age, the game turns into an activity that controls development. It forms the personal qualities of the child, his attitude to reality, to people. The authors reveal the contents of the concept of “a didactic game” as an important element of the educational process.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения»

3. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316 - 318.

4. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

References

1. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012.

2. Saenko L.A. Sem'ya bezrabotnogo: realii, problemy, social'no-pedagogicheskaya podderzhka: monografiya. Stavropol': Izdatel'stvo SevKavGTU, 2005.

3. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316 - 318.

4. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203 - 205.

Статья поступила в редакцию 18.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10052

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University; Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru Dzanaity Z.Kh., MA student, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

THE DIDACTIC GAME AS AN IMPORTANT ELEMENT OF THE PEDAGOGICAL PROCESS AT THE EARLY STAGE OF LEARNING. The article deals with the role of games in modern education. The authors reveal the most important advantages of games as an important element of the pedagogical process. Games contribute to the development of cognitive activity, and mental operations, which are the basis of learning. Didactic games contribute to the formation of students' communicative qualities; the development of thinking, imagination and creative activity; the formation of cognitive interests. In primary school age, the game turns into an activity that controls development. It forms the personal qualities of the child, his attitude to reality, to people. The authors reveal the contents of the concept of "a didactic game" as an important element of the educational process.

Key words: game method, new technologies, cognitive interest, personality-oriented approach, teacher.

Л.Т. Зембатоеа, д-р пед. наук, доц., проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», проф. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», E-mail: 21lala@mail.ru

З.Х. Дзанайты, магистрант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», E-mail: 21lala@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье говорится о роли игры в современном образовании. Игра активно способствует разрешению внутренних противоречий ребёнка и готовит детей к осуществлению новых видов деятельности. Игры способствуют развитию познавательной деятельности и мыслительных операций, представляющих собой основу обучения. В совокупности дидактические игры способствуют формированию у учащихся коммуникативных качеств; развитию мышления, воображения и творческой активности; формированию познавательных интересов. В младшем школьном возрасте игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Авторы раскрывают сущность понятия «дидактическая игра» как важного элемента образовательного процесса.

Ключевые слова: игровой метод, новые технологии, познавательный интерес, личностно ориентированный подход, учитель.

«Корень учения горек, а плоды его сладки» - такое высказывание, которое стало уже крылатым, оставил в памяти потомков знаменитый греческий мыслитель Сократ (436 - 338 гг. до н.э.), который познал трудности и пользу учения. С тех пор прошло много лет, но только в XX - XXI вв. учёные пришли к простой мысли, что если изменить средства обучения, сделать процесс обучения интересным, то можно вызвать у школьников «здоровый аппетит» к познанию. Дидактическая игра является таким средством обучения, которое вызывает интерес и убирает преграды на пути к знаниям.

Дидактическая игра позволяет повысить интерес учащихся к процессу познания, при этом существенным образом облегчить процесс приобретения новых знаний. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, а также дидактическую и другие виды игры. В совокупности они способствуют:

- формированию у учащихся коммуникативных качеств;

- развитию мышления, воображения и творческой активности;

- формированию познавательных интересов [3].

Проблеме формирования познавательных действий у детей младшего школьного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Рассмотрим высказывания учёных разных лет об игре и её роли в развитии личности детей (табл. 1)

Ш.А. Амонашвили писал в свое время: «Самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7 - 9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям» [1].

Определенная часть младших школьников испытывает трудности при изучении математики. В условиях, когда дети получают уже готовые знания и определения, которые необходимо запомнить, а затем применить, познавательная

самостоятельность существенно ограничена. У многих учащихся пропадает тяга к учению, в результате, наступает пассивность. Один из способов предупреждения «насыщения» учением - использование на уроках дидактических игр и игровых упражнений.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для развития мотивации и интереса к учению.

В качестве примера приводим игру, которую можно провести как на уроке, так и на внеклассном занятии.

Игра «Самый сообразительный»[6].

В ходе проведения игры мы определим самого сообразительного из вас, и его ждет сюрприз. От вас потребуется быть внимательными, взять с собой находчивость и смекалку! Игра-путешествие предполагает пройти несколько станций. С одной станции на другую можно попасть только в том случае, если правильно выполнить все задания предыдущей станции.

Давайте разделимся на команды. Нас будет судить жюри. (Представляем жюри).

Пункт 1. «Отвечай-ка»

Команде задается вопрос, но если она не знает ответа, то может ответить другая команда.

1. Сколько килограммов составляет 1 пуд? (16)

2. Назовите число, половина которого равна 80. (160).

3. Сколько разных цифр использовали для записи числа 936? (3)

4. Сколько равных углов у правильного пятиугольника? (5)

5. Назовите месяц, в котором празднуется День Победы. (Май).

6. Назовите наименьшее число, содержащее в записи 7 знаков. (Миллион).

7. Как называется второе число при выполнении деления? (Делитель).

8. Как называется второй класс в нумерационной таблице? (Класс тысяч).

9. Назовите наименьшее натуральное число. (1).

10. Какая величина вычисляется по формуле: S= а*Ь? (Площадь).

Пункт 2. «Поиграй-ка».

Игра в стручки. (За каждый разгаданный пример - 1 балл).

Таблица 1

Высказывания учёных разных лет об игре и её роли в развитии личности детей

№ ФИО, учёных Высказывания о роли игры в жизни детей

1. Л.С. Выготский «Игра - это пространство внутренней социализации ребенка, средства усвоения социальных установок» [2].

2. Ф. Фребель Будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движение (моторные игры)» [9].

3. М. Монтессори Применяла дидактические игры, которые обеспечивают развитие детей, формируют у ребёнка познавательную активность, самостоятельность.

4. К.Д. Ушинский Понимал игру как свободную деятельность ребенка, которая вносит в его развитие особый вклад, утверждал, что обучение в игровой форме может быть интересным, познавательным, но никогда не развлекающим» [5].

5. А.П. Усова Утверждает, что дидактические игры, игровые задания и приемы усиливают восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в учение занимательность.

6. А.И. Сорокина «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры». Дидактические игры - это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания, обучения и развития детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

7. А.Н. Леонтьев Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, и мыслительных операций, представляющих собой основу обучения.

8. Ж.Б.Эаыко нин Счпдал,чюдаасдотднныто,чтоо нняииоотся ведущим видом деятельности дошкольников, тем не менее в образовательной дздтеланычти миадшдх шкельнаыовдгдютожезандмаот ззатомаемоатт.Дач говорил Д.Б. Эльконин, игра активно способствует разрешению внутренних противоречий ребёнка и готовит детей к осуществлению новых видов деятельности [10].

Каждая команда получаетзадание.Для каждой команды составляются отдельные примеры. Вариант для одной команды приводится ниже. Переложите в каодом при мере од ин стручок так, чтобы равенства получились верные. Время-3 мин.

Ответ:

I + I = II, II - I = I, I + II = III, III - II = I

(Жюри объявляет результаты).

ПунктЗ. «Придумай-ка».

Командам дается с+ово, ик которого члену команды должны составить отдеаьныеслока.Кожандз, аотздаз составит больше слов - набирает больше очков.

Слово - математика.

Время - 3мин.

Жюдд облчвзтот сазеааааты.

Пункт 4. «Верю - не верю».

аюляндез^длогтетсзааырзс.аосте обдумыкания днрдадчотнат«веро» ила«а е вдддз.

». Вддитеддзы1,чло ноль - натуральное число?

0. Видные ли вы, что результат уравнения 4500 : х = 300 равен 3?

3. Верите ли вы, что площадь участка прямоугольной формы осторонами 1 Мм и »Ом оаина ЗООчв.дМ

4. Верите ли вы, что восьмая часть площади участка квадратной формы со стороной 16м равна 32 кв. м?

5. Верите ли вы, что орел - птица с самым большим размахом крыльев? (Нет, это альбатрос, размах крыльев 3м 70 см)

6. Верите ли вы, что высота самой маленькой обезьянки 12 - 15 см, а вес 100 - 125 грамм? (Да, это игрушка).

Пункт 6. Дополнительные задания.

Система дополнительных заданий представлена в табл. 2

Таблица 2

Дополнительные задания к игре

№ заданий Содержание заданий

Задание 1 Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы он пошёл в магазин один? (3 рубля).

Задание 2 На дубу было 10 веточек. На каждой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (0).

Задание 3 Что тяжелее? 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково).

Задание 4 Плывут навстречу 2 теплохода: 1 пассажирский, другой грузовой. В середине стоит маяк. Он то потухнет, то погаснет, то потухнет, то погаснет. Какой теплоход заметит маяк первым? Почему? (Никакой).

Задание 5 Сидит кошка на окошке, и хвост как у кошки, а все же не кошка. Кто сидит на окошке?

Задание 6 Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

Задание 7 По улице шли девочки. Одна с портфелем, другая с сумкой. С чем была Наташа, если Марина была без портфеля? (С портфелем).

Задание 8 Муравей больше слона, собака меньше слона. Бабочка меньше муравья, но больше слона. Кто больше всех? (Муравей).

Задание 9 В семье двое детей. Саша - брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (Сестра).

Задание 10 Я придумал 2 числа. Когда я их сложил, то получилось 6. Когда же из одного отнял другое, то снова получилось 6. Что это за числа? (6, 0).

Затем жюри объявляет результаты, и награждаются победители. Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимули-

Библиографический список

рующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания.

1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. Москва, 1986.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 1991.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. № 1155. Москва.

4. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. Москва, 1996.

5. Ушинский К.Д. Три элемента школы: в 6 т. Москва, 1988; Т. 4.

6. Математическая игра для учеников 4 класса. Available at: https://infourok.ru/matematicheskaya_igra_dlya_uchenikov_4_klassa_provodyat_uchaschiesya_10_ klassa-572382.htm

7. Понятие «дидактическая игра», функции дидактической игры, их характеристика. Available at: https://infourok.ru/ponyatie-didakticheskaya-igra-funkcii-didakticheskoy-igri-ih-harakteristika-2462978.html

8. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Available at: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-provedeniya-didakticheskih-igr/

9. Фребель Ф. Будем жить ради своих детей. Москва, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва, 1989.

References

1. Amonashvili Sh.A. V shkolu - s shesti let. Moskva, 1986.

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 1991.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 oktyabrya 2013. № 1155. Moskva.

4. Zhikalkina T.K. Sistema igr na urokah matematiki v 1 i 2 klassah. Moskva, 1996.

5. Ushinskij K.D. Tri 'elementa shkoly v 6 t. Moskva, 1988; T. 4.

6. Matematicheskaya igra dlya uchenikov 4 klassa. Available at: https://infourok.ru/matematicheskaya_igra_dlya_uchenikov_4_klassa_provodyat_uchaschiesya_10_klassa-572382.htm

7. Ponyatie «didakticheskaya igra», funkcii didakticheskoj igry, ih harakteristika. Available at: https://infourok.ru/ponyatie-didakticheskaya-igra-funkcii-didakticheskoy-igri-ih-harakteristika-2462978.html

8. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti provedeniya didakticheskih igr. Available at: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-provedeniya-didakticheskih-igr/

9. Frebel' F. Budem zhit'radi svoih detej. Moskva, 2009.

10. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva, 1989.

Статья поступила в редакцию 14.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10053

Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies and Informatics Teaching Methods,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru

Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: Slana_z@list.ru

Khaliev M.S-U., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: khaliev@mail.ru

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION TO THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION. The article identifies the prospects for the implementation and use of information technologies in education. It is concluded that in conditions of the information society and the informatization of education, independent continuous replenishment of knowledge and its application becomes a person's need not only throughout his life. Computer and multimedia resources can become not only a powerful tool for the formation and development of the learner, but also contribute to template thinking, a formal and non-initiative attitude to various activities. The authors conclude that when discussing the didactic and methodical aspects of the use of computer technologies and multimedia resources in education, the focus should be on organizing self-cognitive activities students, the development of critical thinking, the culture of communication, the ability to develop different social roles.

Key words: interactive technologies, education, technology.

Б.С. Садулаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: sadulaeva@mail.ru

С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: Slana_z@list.ru

М.С.-У. Халиев, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: khaliev@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье выявлены перспективы внедрения и использования информационных технологий в образовании. Сделан вывод о том, что в условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека не только на протяжении всей его жизни, но и через всю жизнь. Компьютер и ресурсы мультимедиа могут стать не только мощным средством становления и развития обучаемого, но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Авторы делают выводы о том, что при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютерной техники и муль-тимедиаресурсов в образовании основное внимание должно уделяться организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли.

Ключевые слова: интерактивные технологии, образование, технология.

В условиях развития информационных технологий и современного общества должно соблюдаться единство целей субъектов, методов, форм, средств и содержания образовательного процесса. Накапливая в образовательной среде такие ресурсы, как организационные, технические и программно-методические, можно создать открытую и доступную систему.

Современные условия обучения показывают, что на смену обычным доске и мелу приходят высокотехнологичные интерактивные доски. При этом использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Но, к сожалению, в связи с экономической ситуацией в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.