Научная статья на тему 'Теоретические аспекты применения интерактивных технологий в процессе развития правовой компетентности будущего педагога'

Теоретические аспекты применения интерактивных технологий в процессе развития правовой компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая компетентность / профессионально значимые качества / интерактивные технологии / метод проектов / деловая игра / мозговой штурм / диспуты / legal competence / professionally significant qualities / interactive technologies / method of projects / business game / brainstorming / debates.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. Д. Гаджиева, Р. В. Раджабова

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта охарактеризованы методические аспекты формирования правовой компетентности у студентов педагогического вуза средствами интерактивных технологий обучения. Описаны дидактические особенности формирования профессионально значимых качеств личности будущего правоведа посредством реализации воспитательно-развивающего потенциала интерактивных методов и приемов обучения; даны методические рекомендации по развитию правовой компетентности студентов электронных информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF INTERACTIVE TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF THE TRIAL OF THE FUTURE TEACHER

This article is based on the analysis of psychological and educational literature and practical experience and describes the methodical aspects of the formation of legal competence among students of the pedagogical university by means of interactive learning technologies. The work reveals didactic features of the formation of professionally significant qualities of the personality of the future lawyer through the realization of the educational and developing potential of interactive methods and methods of learning; methodical recommendations on the development of the legal competence of students of electronic information resources.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты применения интерактивных технологий в процессе развития правовой компетентности будущего педагога»

- со второго класса вводится иностранный язык.

На разных этапах каждый из изучаемых языков выступает языком изучения и языком обучения.

При апробации данной модели было впервые реализовано обучение английскому языку в начальной школе на родном (осетинском) языке.

Следует отметить, что по второй модели обучаются как представители титульного этноса, так и представители иных национальностей, проживающих в республике [3].

Базовым принципом модели является функциональное многоязычие, когда каждый из языков используется не только в качестве языка изучения, но и в качестве языка обучения.

Само обучение при второй модели строится на учете наличия двух основных категорий учащихся с точки зрения их базовой языковой компетенции -учащихся с первым родным языком, то есть на начальном этапе не владеющих русским, и учащихся с первым русским языком, то есть на начальном этапе не владеющих осетинским.

Такой комплексный подход позволяет выбирать и комбинировать языковой инструментарий в зависимости от уровня владения учащимися тем или иным языком и выстраивать дифференцированный алгоритм изучения русского и родного языков русскоязычными и нерусскоязычными учащимися, выравнивая их стартовый уровень к началу основной школы.

Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей модели, при этом на старшей ступени в качестве языка обучения может быть использован также английский язык. В связи с этим она строится на принципе паритетного двуязычия и углублен-

Библиографический список

ного изучения иностранного языка, что и характеризует ее как полилингваль-ную.

Таким образом, полилингвальная образовательная модель поликультурного образования представляется как механизм совмещения задач по усилению роли русского языка как государственного языка РФ, с одной стороны, и возрождения фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России - с другой. При этом позиции русского языка как учебного предмета в нерусскоязычной среде существенно усиливаются, особенно в школах с родным (нерусским) языком обучения.

С позиций поликультурности специфика модели состоит в том, что обучение вообще, в том числе языкам, осуществляется в ней на культуросообразном дидактическом материале, который выстраивается по концептуальному принципу триады: Осетия - Россия - Мир.

По этому принципу в содержании обучения гармонично сочетаются специальные и культурологические знания общечеловеческого, общероссийского и этнокультурного формата, а постижение окружающего природного и социального мира строится на движении от этнического и регионального к общенациональному и к общечеловеческому, то есть от близкого - к далекому [7].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что развитие культурно-речевых навыков речи младших школьников в условиях полилингвальной модели поликультурного образования будет проходить успешно лишь при сочетании обучения русскому языку с изучением иностранных языков.

При этом лингвосоциокультурной основой российской гражданской идентичности признается языковая компетенция учащихся, обеспечивающая формирование поликультурно ориентированной многоязычной личности.

1. Андреева И.В., Балданмаксарова Е.И. Обучение языкам народов России в контексте «диалога культур». Поликультурное образование и диалог культур: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой, 2 октября, Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017: 11 - 16.

2. Бзаров РС., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы: монография. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2011.

3. Газаева Л.В. Полилингвальная модель поликультурного образования: педагогический вуз. Поликультурное образование и диалог культур: сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой, 2 октября, Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017.

4. Дреев О.И. Комплексная программа реализации развития поликультурного образования в Российской Федерации и формирование гражданской идентичности. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2014.

5. Камболов Т.Т. Стратегия в Осетии: полилингвальность и поликультурность. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы I Международной научной конференции, 25 - 26 апреля 2006 г). Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2006: 19 - 23.

6. Кучиева Л.А. Социолингвистические возможности (функции) полилингвальной модели поликультурного образования. Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: материалы VI Международной научной конференции, 29 сентября, Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016: 106 - 112.

7. Кучиева Л.А. Стратегии подготовки учителя к работе в условиях полилингвальной модели поликультурного образования. Этнодиалоги. 2018; № 1 (55): 72 - 78.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г № 413. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2365

References

1. Andreeva I.V., Baldanmaksarova E.I. Obuchenie yazykam narodov Rossii v kontekste «dialoga kul'tur». Polikul'turnoe obrazovanie i dialog kul'tun sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii k 80-letiyu professora Medzhi Valentinovny Cherkezovoj, 2 oktyabrya, Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2017: 11 - 16.

2. Bzarov R.S., Kambolov T.T., Kuchieva L.A. Polikul'turnaya obrazovatel'naya model' kak osnova formirovaniya rossijskoj grazhdanskoj identichnosti obuchayuschihsya obscheobrazovatel'nojshkoly: monografiya. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2011.

3. Gazaeva L.V. Polilingval'naya model' polikul'turnogo obrazovaniya: pedagogicheskij vuz. Polikul'turnoe obrazovanie i dialog kul'tur: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii k 80-letiyu professora Medzhi Valentinovny Cherkezovoj, 2 oktyabrya, Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2017.

4. Dreev O.I. Kompleksnaya programma realizacii razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii i formirovanie grazhdanskoj identichnosti. Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2014.

5. Kambolov T.T. Strategiya v Osetii: polilingval'nost' i polikul'turnost'. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 25 - 26 aprelya 2006 g.). Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2006: 19 - 23.

6. Kuchieva L.A. Sociolingvisticheskie vozmozhnosti (funkcii) polilingval'noj modeli polikul'turnogo obrazovaniya. Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sohraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelovechestva: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 29 sentyabrya, Vladikavkaz: Izdatel'stvo SOGPI, 2016: 106 - 112.

7. Kuchieva L.A. Strategii podgotovki uchitelya k rabote v usloviyah polilingval'noj modeli polikul'turnogo obrazovaniya. 'Etnodialogi. 2018; № 1 (55): 72 - 78.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2365

Статья поступила в редакцию 10.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10156

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF INTERACTIVE TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF THE TRIAL OF THE FUTURE TEACHER. This article is based on the analysis of psychological and educational literature and practical experience and describes the methodical aspects of the formation of legal competence among students of the pedagogical university by means of interactive learning technologies. The work reveals didactic features of the formation of professionally significant qualities of the personality of the future lawyer through the realization of the educational and developing potential of interactive methods and methods of learning; methodical recommendations on the development of the legal competence of students of electronic information resources.

Key words: legal competence, professionally significant qualities, interactive technologies, method of projects, business game, brainstorming, debates.

П.Д. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта охарактеризованы методические аспекты формирования правовой компетентности у студентов педагогического вуза средствами интерактивных технологий обучения. Описаны дидактические особенности формирования профессионально значимых качеств личности будущего правоведа посредством реализации воспитательно-развивающего потенциала интерактивных методов и приемов обучения; даны методические рекомендации по развитию правовой компетентности студентов электронных информационных ресурсов.

Ключевые слова: правовая компетентность, профессионально значимые качества, интерактивные технологии, метод проектов, деловая игра, мозговой штурм, диспуты.

Профессиональная подготовка как одна из стадий профессионального становления личности начинается с поступления в вуз, ей присущи следующие психологические черты: профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду [1], [2].

Набор профессионально-правовых знаний и представлений, понимание системного характера профессиональных проблем создают основу для формирования правовой компетентности, характерной для соответствующей сферы деятельности. Развитию правовой компетентности способствуют также прочные знания и представления в области теоретических основ и закономерностей функционирования отрасли; тенденций ее развития; многообразия процессов, характерных для соответствующей сферы деятельности, и их связи с другими сферами жизнедеятельности; смежных дисциплин и специальностей.

Одной из основных задач по развитию правовой компетентности является накопление фундаментальных теоретических знаний, правовой лексики, усвоение юридической терминологии соответствующего направления. Первостепенную роль в развитии данного аспекта правовой компетентности играет работа с правовыми текстами профессиональной направленности.

При отборе текстового материала мы руководствовались рядом принципов, сформированных В.А. Егоровым. Это принципы аутентичности, прагматичности, профессиональной адекватности, учета ожиданий обучающихся.

Принцип аутентичности предполагает включение в обучение текстов оригинальной литературы правовой направленности (например, тексты Конституции РФ; отрывки из учебников по праву, журналы «Право», «Юридический мир и наука». «Право и образование», «Право и политика», «Правовая культура»), по которым осуществляется правовая информированность студента. Принцип прагматичности предполагает обязательное включение в обучение фрагментов профессионально-делового общения.

Такие фрагменты позволяют студентам овладеть приемами эмоциональных отношений, установления контакта, логикой рассуждения, способами выражения причинно-следственных отношений.

Принцип профессиональной адекватности означает, что материал, отобранный для обучения студентов правовой сферы, должен быть достаточным, чтобы обеспечить понятийную и концептуальную готовность студентов к профессиональной деятельности.

Принцип учета ожиданий обучающихся предполагает учет их коммуникативно-профессиональных потребностей и владение терминологией отдельных отраслей права.

Одним из интерактивных методов, позволяющих развивать правовую компетентность, изучать законы и правила, научиться тому, как пользоваться этими правилами, стал для нас метод проведения деловых игр, основанный на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи, эффективность которого обеспечивается тем, что студенты лучше овладевают знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно им известной или усвоенной.

В качестве примера приведем несколько вариантов деловых игр, которые чаще практикуются: «Заседание комиссии по делам несовершеннолетних», «Заседание профсоюзного комитета по вопросу защиты прав работника», «Судебное разбирательство: лишение матери родительских прав».

В ходе проведения игр подобного характера присутствует возможность распределения различных социально-профессиональных ролей, наделенных разнообразными функциями и задачами. Воспроизводятся и различные элементы уголовного/гражданского процесса (исковые требования, пояснения и прения сторон, опрос свидетелей, вступительная и заключительная речь и т.п.).

Для развития у студентов способности строить свое поведение в соответствии с действующими законами, осознавать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение закона, каковы способы защиты своих прав, мы применяем в практической работе со студентами различного рода задания, связанные с самостоятельным поис-

ком специализированной информации в различных источниках (книги, учебники, специализированные журналы, Интернет).

Информация о последних тенденциях в профессиональной сфере ярко отражена в таких изданиях, как, например, «Государство и право», «Право и жизнь», «Правоведение», «Мир юридической науки», которые являются реальными носителями живого языка и актуальной информации.

Повышению уровня правовой компетентности современного специалиста способствует использование электронных носителей информации, приобретающих в настоящее время все большее значение, в числе которых доминирующая роль принадлежит справочной правовой системе «Консультант +».

Современные технологии предоставления новой информации создают уникальные возможности автоматического поиска информации, работы со справочным материалом. Подобная деятельность стала не только эффективным способом решения практических задач, но и зачастую являлась одним из способов подготовки к участию в дискуссионных формах обучения.

К числу важных практических умений специалиста правовой сферы можно также отнести разработку документов правового характера; осуществление правовой экспертизы нормативных актов; подготовку квалифицированных заключений, справок, обзоров и консультаций по вопросам профессиональной деятельности; составление соответствующих документов; редактирование, реферирование, рецензирование текстов различного характера; составление планов и т.п. В данном направлении студентам в качестве альтернативы традиционным формам работы с текстом предлагалось составление эссе, а также различных рецензий на основе прочитанного материала.

Особый интерес вызывает у студентов, как показала практика, и выполнение совместной познавательной, исследовательской или иной работы на заданную тему; решение научных или практических проблем или задач. Данным требованиям, по мнению ученых-педагогов, отвечает метод проектов, ориентированный на создание конкретного образовательного продукта. Тематика образовательных проектов может охватывать создание теоретических моделей, создание социальных разработок, исследование различных процессов.

С целью формирования правовых компетенций в процессе обучения праву студентов правового сферы проводились различные диспуты и дискуссии. Они занимают особое место среди активных методов обучения. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Дискуссия как разновидность интерактивных методов обучения может фрагментарно использоваться во всех видах учебных занятий, придавая им диалоговую форму.

Одна из тем, предложенных для обсуждения студентам, называлась «Молодежный парламент». На этапе подготовки в рамках учебной программы студентам были предложены тексты «Об эффективности деятельности молодежного парламента», «О способах взаимодействия членов парламента с учащейся молодежью». В ходе чтения, ответов на вопросы по текстам и их обсуждения в целом были совместно выявлены ключевые моменты для предстоящей дискуссии. Группа разделилась на «сторонников» и «противников» глобализации и в качестве домашней подготовки получила задание разработать набор аргументов «за» и «против» отдельных аспектов и роли молодежи в данном явлении. По результатам дискуссии были оценены аргументированность и убедительность представителей групп, а также подведены соответствующие итоги.

Студентам, проявившим особый интерес к данной проблеме, было предложено принять участие в ежегодной студенческой научно-практической конференции, которая носила название Ш-й Международной научно-практической конференции «Право молодых». Таким образом, проведенная дискуссия стала не только стимулом для более глубокого изучения данной темы, но и способствовала творческому осмыслению своей «Я-позиции» в правовой действительности.

Одним из активных дискуссионных методов обучения являются дебаты -прения, носящие, как правило, политический характер; обмен мнениями по каким-либо вопросам. Для проведения подобного занятия нами была выбрана

тема, актуальная на сегодняшний день для студенческой молодежи, «Почему молодежь должна быть носителем прав, забывая при этом об обязанностях?» с заранее заявленными сторонниками «за» и «против» (3 - 5 чел.). Каждый представлял свою молодежную программу, отражающую аспекты не только политического, но и экономического развития государства, с акцентом на права и обязанности молодежи, отвечал на вопросы оппонентов. С целью независимой оценки выступлений команд возможно введение в дебаты своеобразного жюри. Данный метод способствовал, по нашему мнению, формированию правовых убеждений и установок студентов. В ходе подготовки и проведения дебатов происходит активизация знаний, студенты систематизируют когнитивные знания по категориям «хорошо - нехорошо», «разрешено - запретно», «ответственно - безответственно», «вредно - невредно», «законно - незаконно» и т.п.

Формированию широкого диапазона коммуникативных навыков и профессиональных качеств способствуют различного рода кейс-стади.

В качестве заявленной для кейс-стади проблемы нами была выбрана тема «Права человека». Группа была разделена на «экспертов» в области юридической стороны данного вопроса и «экспертов», представляющих международную организацию по защите прав человека. Каждую мини-группу составляли «эксперт-юрист», «эксперт международной организации». Данная форма работы предполагала предварительную теоретическую подготовку в области защиты прав человека и его условий, законодательства в данной области, а также терминологию данной тематики. Результативность оценивалась по количеству «названных документов в сфере защиты прав человека», как российских, так и международных, выявлению наибольшего количества достоинств и недостатков нормативно-правовых документов. Следует отметить, что подобные формы занятий требуют основательной подготовки не только со стороны обучаемых, но и высокого уровня компетентности самого преподавателя в данной области.

Технология «мозговой штурм» направлена на групповое решение творческой проблемы формирования правовой компетентности. Нами в качестве мозгового штурма была использована методика «Как защитить свои права». В ходе деятельности и общения в данном проекте студенты научились легко преодолевать внутренние барьеры. Её достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом у студентов формируются умения правопонимания и правоприменения.

В ходе занятия участники-студенты, по нашему мнению, приобретают умение доброжелательно слушать, спорить, задавать вопросы, поощрять. Каждый свободно, не опасаясь насмешек, выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, т.к. критика исключена полностью.

Поскольку основные правила проведения мозгового штурма запрещают неуместную критику, каждый участник убеждён, что можно высказать любую мысль

Библиографический список

без боязни, которую не признают смешной или несостоятельной. Однако этого не достаточно для обильного потока предложений. Следовательно, в процессе работы ведущий-преподаватель задаёт вопросы и поощряет порождение идей и ассоциаций участников группы. Он - катализатор решений и дирижёр. Вопросы ведущего сформулированы так, чтобы сломать лёд недоверия и побудить участников к активному генерированию большого количества идей (например, ведущий спрашивает: «Полностью ли вы разделяете эту идею?»).

Ведущий просит участников формулировать свои высказывания таким образом, чтобы превратить их из оценочных в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо потому, что ...». Количество идей должно быть как можно большим.

Деловые игры. Игровые технологии, как утверждают специалисты, представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Вот почему студенты с увлечением относятся к такой форме обучения.

Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она воссоздает предметный контекст-обстановку условий практики и социальный контекст, в котором студент взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональные элементы.

Из этого следует, что деловая игра может рассматриваться как имитация реальной деятельности специалиста, стоящего в позиции педагога или правоведа в тех или иных искусственно созданных ситуациях; как специально организованная деятельность студентов, воссоздающая реальный процесс, сочетающий в себе учебно-воспитательные и игровые элементы. Проведение деловых игр способствует раскрепощению творческих сил как у студента, так и у педагога, дает возможность свободно мыслить.

Таким образом, игра в дидактическом плане выступает не только как метод обучения, но и как средство и форма организации обучения и успешно может применяться в учебном процессе вуза. Обучение, направленное на развитие правовой компетентности, предполагает организацию процесса обучения как модели процесса взаимодействия, при котором особое внимание необходимо уделять также технике и способности обучающихся вступать в игровое взаимодействие, умению высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать выдвинутую позицию, ссылаясь на нормативно-правовую базу в данной сфере, речевому этикету, стратегии и тактике диалогического и группового общения.

1. Гаджиева П.Д. Интерактивные формы обучения ФГБОУ ВО «ДГПУ». Махачкала, 2016.

2. Гаджиева П.Д. Проектные технологии в практике преподавания права. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4 (65): 15 - 16.

3. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Методические основы моделирования плана-конспекта интерактивного урока по праву в школе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 120 - 121.

4. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Правовое образование подрастающего поколения: отечественный и зарубежный опыт Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 122 - 123.

References

1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye formy obucheniya FGBOU VO «DGPU». Mahachkala, 2016.

2. Gadzhieva P.D. Proektnye tehnologii v praktike prepodavaniya prava. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 15 - 16.

3. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Metodicheskie osnovy modelirovaniya plana-konspekta interaktivnogo uroka po pravu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 120 - 121.

4. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Pravovoe obrazovanie podrastayuschego pokoleniya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 122 - 123.

Статья поступила в редакцию 10.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10157

Shumakova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: alex-2a@yandex.ru.

ROLE OF CONTINUOUS SELF-EDUCATION IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND GRADUATES OF UNIVERSITY. The article deals with the phenomenon of professional development of university graduates in modern conditions of change of educational paradigm. The author presents the characteristics of personal resources of professional development, and highlights the conditions of their formation in the period of study at the university. The problem of ensuring the growth of professional potential of the individual throughout life is analyzed. In the context of this problem, an attempt is made to theoretically substantiate the relationship of continuous self-education and professional development. With the involvement of professional development is an integral feature of the modern specialist, regardless of the field of activity. Successful professional development ensures the competitiveness of a graduate in the labor market, his professional and social success, prevents signs of professional stagnation and deformation.

Key words: professional development, continuing education, professional self-education, university graduate.

А.В. Шумакова, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: alex-2a@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.