Научная статья на тему 'Реализация возможностей интерактивных технологий в формировании общекультурных компетенций студентов'

Реализация возможностей интерактивных технологий в формировании общекультурных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / KEY COMPETENCES / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В научной статье на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы, обобщения и систематизации передового педагогического опыта в области реализации идей компетентностно-ориентированных Федеральных государственных образовательных стандартов, обосновывается актуальность проблемы формирования ключевых компетенций у студентов на учебных занятиях. В ней рассмотрены возможности современных образовательных технологий, в частности интерактивных технологий обучения, в формировании и развитии общекультурных компетенций у студентов. Автор делает вывод о том, что не все интерактивные технологии в одинаковой степени могут быть применимы при решении задач по формированию общекультурных компетенций студентов. При обучении студентов целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева П.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FORMING THE KEYS COMPETENCE OF STUDENTS

In the scientific article, based on the analysis of psychological, pedagogical, methodological literature, generalization and systematization of advanced pedagogical experience in the field of the implementation of ideas of competence-oriented federal state educational standards of the new generation, the urgency of the problem of forming key competencies for students at training sessions is substantiated. The work studies educational technologies, in particular interactive teaching technologies, and how they are used form and develop the basic competences in students. The author concludes that not all interactive technologies can be equally applied to solving problems on the formation of general cultural competencies of students. When teaching students appropriate, it is important to combine different methods and forms of organization of educational process in order to achieve the greatest effect from using them.

Текст научной работы на тему «Реализация возможностей интерактивных технологий в формировании общекультурных компетенций студентов»

Ценностные ориентации не возникают стихийно в результате самообразования как побочный дополнительный результат профессиональной подготовки, то их формированию необходимо уделять особое внимание, а работа по присвоению ценностей должна иметь программный и педагогически целесообразный характер. Поскольку профессиональные

Библиографический список

ценности лингвиста могут и должны проявляться в процессе непосредственного общения, в ходе интерпретации и продуцирования различных типов дискурсов, то их освоение и присвоение на фоне формирования дискурсивно-ценност-ной компетенции считаем необходимым, возможным и значимым.

1. Алехина Н.В. Формирование дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2014.

2. Саморуков A.A. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2010.

3. Ценность. Философский словарь. Москва, 1987.

4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

5. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012; 4: 46 - 49.

References

1. Alehina N.V. Formirovanie diskursivno-cennostnoj kompetencii buduschih lingvistov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2014.

2. Samorukov A.A. Formirovanie diskursivnoj kompetentnosti studenta v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2010.

3. Cennost'. Filosofskijslovar'. Moskva, 1987.

4. Yanickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.

5. Yakovleva N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost'. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 4: 46 - 49.

Статья поступила в редакцию 27.10.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

REALISATION POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FORMING THE KEYS COMPETENCE OF STUDENTS.

In the scientific article, based on the analysis of psychological, pedagogical, methodological literature, generalization and systemati-zation of advanced pedagogical experience in the field of the implementation of ideas of competence-oriented federal state educational standards of the new generation, the urgency of the problem of forming key competencies for students at training sessions is substantiated. The work studies educational technologies, in particular interactive teaching technologies, and how they are used form and develop the basic competences in students. The author concludes that not all interactive technologies can be equally applied to solving problems on the formation of general cultural competencies of students. When teaching students appropriate, it is important to combine different methods and forms of organization of educational process in order to achieve the greatest effect from using them.

Key words: competence, competence, key competences, interactive technologies.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В научной статье на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы, обобщения и систематизации передового педагогического опыта в области реализации идей компетентностно-ориентированных Федеральных государственных образовательных стандартов, обосновывается актуальность проблемы формирования ключевых компетенций у студентов на учебных занятиях. В ней рассмотрены возможности современных образовательных технологий, в частности интерактивных технологий обучения, в формировании и развитии общекультурных компетенций у студентов. Автор делает вывод о том, что не все интерактивные технологии в одинаковой степени могут быть применимы при решении задач по формированию общекультурных компетенций студентов. При обучении студентов целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, общекультурные компетенции, интерактивные технологии.

В современной концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.

В новых условиях, составляя план занятия, формулируя его цель, возникает необходимость формировать у студентов общекультурные компетенции, которыми окрашивается личность студента, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Само понятие «ключевые компетенции» (key skills) предопределяет то, что они являются ключом, основанием для других, специальных, предметно-ориентированных. Кроме того, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а так же и личной жизни [1].

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, общекультурные компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций, так как они имеют надпред-метный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т. п. Среди ключевых компетентностей выделяют: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.

Рассмотрение проблемы формирования общекультурных компетенций у студентов педагогических вузов вызвано потребностью разрешения противоречий между: необходимостью адаптации содержания высшего образования к конкретным особенностям современной социально-исторической ситуации в России,

в частности в области применения компетентностного подхода к образованию, и отсутствием четко выработанной стратегии в этой сфере на уровне органов управления образованием; наличием и развитием противоречия между несоответствием требований современного российского и мирового рынков труда и результатами профессиональной подготовки студентов в вузах; готовностью отдельных педагогов решать проблему формирования ключевых компетенций у студентов педагогических специальностей и отсутствием научной и методической основы для ее разрешения преподавателями.

На сегодняшний день перед системой образования стоит задача подготовки подрастающего поколения на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода. Обращение российского образования к компетентностному образованию обусловлено возникшими противоречиями между объемом знаний выпускника и отсутствием умений их использовать на практике.

Ориентация на новые цели образования - компетенции -требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Одним из требований к условиям реализации ОП ВО бакалавриата на основе Федеральных государственных образовательных стандартов является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков и компетенций обучающихся. Интерактивные методы обучения -методы, стимулирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах «преподаватель - студент», «студент - студенты», «студент - содержание изучаемого предмета». Интерактивное обучение - «обучение, основанное на взаимодействие». К интерактивным технологиям относятся: игровые технологии, дискуссионные технологии, тре-нинговые технологии. В рамках интерактивных технологий могут быть использованы разнообразные стратегии и методы обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного и проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии.

Интерактивные технологии можно считать интегрирующими. В них обобщены наработки многих технологий: они обеспечивают и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в состав интерактивных технологий, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки ему. Следовательно, овладение технологией возможно: на уровне использования на занятиях отдельных приемов и стратегий; на уровне модификации всего курса; на уровне изменения системы отношений «преподаватель -студент»; на уровне пересмотра философии образования.

Библиографический список

На основании вышеизложенного, под интерактивным обучением следует понимать специальную форму организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учётом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Анализ литературы по данной проблематике и личного практического опыта преподавателей кафедры теории и методики обучения праву Дагестанского государственного педагогического университета показывает, что наиболее эффективными и часто применяемыми, на занятиях, интерактивными методами являются: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. [2 - 5].

Рассмотренные выше интерактивные методы были апробированы на занятиях по тенории и методике обучения праву, методике преподавания обществознания, в рамках изучения специального курса «интерактивные формы обучения» и подтвердили, что они способствуют достижению результатов современного образования. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов . Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, больше предполагают демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками. Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Сравнительный анализ рассмотренных методов, а также практика преподавания позволяют сделать вывод, что не все они в одинаковой степени могут быть применимы при решении задач по формированию общекультурных компетенций студентов. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

1. Алёхин И.А., Ларионов, С.А. Технологические основы совершенствования образовательного процесса в высшей школе. Мир образования, образование в мире. 2010; 1: 118 - 128.

2. Алексеева Л.П. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. Москва, 1994.

3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Педагогика. 2005; 4: 19 - 27.

4. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования. Педагогика. 2003; 10: 3 - 7.

5. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара, 2003.

References

1. Alehin I.A., Larionov, S.A. Tehnologicheskie osnovy sovershenstvovaniya obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole. Mir obrazovaniya, obrazovanie v mire. 2010; 1: 118 - 128.

2. Alekseeva L.P. Prepodavatel'skie kadry: sostoyanie iproblemy professional'nojkompetentnosti. Moskva, 1994.

3. Andreev A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza Pedagogika. 2005; 4: 19 - 27.

4. Gershunskij B.S. Koncepciya samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovaniya cennostej i celej obrazovaniya. Pedagogika. 2003; 10: 3 - 7.

5. Golub G.B., Churakova O.V. Metod proektovkak tehnologiya formirovaniya klyuchevyh kompetentnostej uchaschihsya. Samara, 2003.

Статья поступила в редакцию 16.10.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

ON THE LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENATION OF THE GEF NEW GENERATION. The problem of inculcating legal values for the younger generation, to date, is one of the key directions in the education, upbringing and development of students in general education organizations, which is why the question of the relevance of the problem under consideration is beyond doubt. This article examines the problem of increasing the legal literacy of citizens by raising the level of legal culture, legal awareness and lawful behavior of young people. The analysis of psychological and pedagogical literature helps the author to describe the main directions of the improvement of the system of legal education of schoolchildren. The article outlines the fundamental goals and objectives of legal education, taking into account the requirements of the new generation of GEF.

Key words: legal literacy, legal education, legal culture.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus@mail.ru

О ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Проблема привития правовых ценностей подрастающему поколению, на сегодняшний день, является одной из ключевых направлений обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательных организаций, именно поэтому вопрос об актуальности рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений. В данной статье рассматривается проблема повышения юридической грамотности граждан посредством повышения уровня правовой культуры, правосознания и правомерного поведения молодежи; описаны, на основе анализа психолого-педагогической литературы, основные направления ее совершенствования системы правового образования школьников. В статье охарактеризованы основополагающие цели и задачи правового образования с учетом требований ФГОС нового поколения.

Ключевые слова: юридическая грамотность, правовое образование, правовая культура.

Российское общество переживает сложный процесс своего становления. Необходимыми условиями социально-экономических и политических преобразований, формирования правового государства является прочная законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой культуры.

В конце XX века активизировался поиск новой системы ценностей, призванной стать основой гражданского общества. В рамках правовой реформы в Российской Федерации, осуществляемой на принципах верховенства права и закона, произошло обновление законодательства. Значительно возрос престиж юридических специальностей, актуализировалась проблема правового просвещения, обучения и воспитания граждан. Все это обусловило необходимость создания целостной системы правового образования в стране, становление которой стало осуществляться в 90-е годы XX века [1].

Юридическая грамотность - несомненный атрибут граждан в условиях правового государства, свободного гражданского общества. Это то, от чего зависит сам уровень демократии, степень господства закона, реальность прав и свобод личности. Вот почему формирование правосознания, соответствующих убеждений, мировоззрения становится обязательными слагаемыми развития общества. Поэтому перед государством стоит важная задача - повышение правовой культуры общества, личности. Практика и теория определили следующие направления её совершенствования: совершенствование законодательства путем отражения и закрепления в нём различных прав и интересов граждан, потребностей общества; повышение уровня правового образования; доведение до общественного и индивидуального сознания граждан необходимости и целесообразности проведения в стране соответствующих правовых реформ; совершенствование деятельности правоприменительных органов в части реализации действующего законодательства; повсеместное пресечение противозаконной деятельности должностных лиц.

Пути повышения правовой культуры складываются как из пропагандистских, просветительских и образовательных мероприятий, так и из практических мер по совершенствованию законодательства, деятельности правоприменительных органов, добросовестному исполнению должностными лицами своих обязанностей.

Правовое образование - это целенаправленные образовательные действия, направленные на освоение правовых знаний, современных правовых ценностей и формирование правовой культуры обучающихся. При этом система правового образования включает:

- цели правового образования;

- содержание и структуру школьного правового образования;

- организацию процесса правового образования;

- результаты [2].

Правовое образование рассматривается как важнейшее средство, дающее возможность всем членам общества получить правовые знания и умения применять их на практике.

На этапе перехода общества к новым условиям жизни необычайно активизируется роль правовых знаний граждан, и особенно подростков, активно вступающих в социальную жизнь и не имеющих возможности в силу своих психолого-возрастных особенностей надлежащим образом адаптироваться в ней. Поэтому необходимым условием в процессе правовой социализации личности является формирование ценностно-правовых ориентаций, в соответствии с которыми они будут осуществлять свой выбор поведения. Немаловажную роль в этом играют семья, школа, правоприменительные органы. Но как показывает мировая практика, ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования.

Другими словами, школа - это центральное звено в решении проблемы формирования и совершенствования правовой культуры общества, отдельных граждан. Важность школьного правового образования определяется тем, что молодые люди, с одной стороны, представляют собой самую обширную и наиболее деятельную часть общества, а с другой стороны, ту часть, которая является самой неустойчивой и сильно подверженной различным негативным влияниям. Именно среди этой части российского общества широко и повсеместно распространяется правовой нигилизм и апатия. Тем более, что у подрастающего поколения правосознание и правовая культура находятся еще в стадии формирования, их правовые знания носят бессистемный характер, они еще весьма смутно понимают роль и значение права и законов в жизни нашего общества [2].

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании дисциплин правового блока.

На современном этапе цель правового образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к правовым нормам, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цель школьного правового образования имеет три уровня:

1 формирование научной картины мира;

2) приобретение школьниками знаний и умений;

3) воспитание и всестороннее развитие личности.

Изменились цели, меняется концепция преподавания

предмета «право». Произошла интеграция школьных правовых курсов. На первый план в содержании правового образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.