Научная статья на тему 'Модель интеграции компетентностного подхода в теоретическом курсе "Основы языкознания" при профессиональной подготовке бакалавров лингвистики'

Модель интеграции компетентностного подхода в теоретическом курсе "Основы языкознания" при профессиональной подготовке бакалавров лингвистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL COMPETENCIES / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА / MODULAR STRUCTURE / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мкртчян Тамара Юрьевна, Борисенко Виктория Александровна

Статья посвящена практике интеграции компетентностного подхода в преподавании первого теоретического курса в цикле профессиональных лингвистических дисциплин при подготовке бакалавров лингвистики в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. Приоритетной задачей курса «Основы языкознания» является создание лингвистического базиса для дальнейшего формирования профессиональных компетенций, необходимых для будущей деятельности студентов. В статье рассматривается система общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в триаде «знания-умения-навыки» и предлагается авторская модель интеграции компетентностного подхода с учетом модульной структуры курса «Основы языкознания». Теоретический курс представлен 10 модулями, каждый из которых нацелен на формирование элементов обозначенных выше компетенций в рамках аудиторной (лекционные и семинарские занятия) и самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется описанию современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм и методов обучения как необходимого условия эффективного освоения данного курса, развития познавательной, коммуникативной и личностной активности студентов. Авторы приводят примеры использования активных и интерактивных форм обучения при прохождении модульной структуры курса, а также освещают современные технологии осуществления текущего, рубежного и итогового контроля для оценки уровня формирования у студента установленных ФГОС ВО компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мкртчян Тамара Юрьевна, Борисенко Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF INTEGRATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE THEORETICAL COURSE "FUNDAMENTALS OF LINGUISTICS" AT PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF LINQUISTICS

The article is devoted to the practice of integrating the competence approach in teaching the first theoretical course in the cycle of professional linguistic disciplines at the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication of the Southern Federal University. The priority task of the course «Fundamentals of Linguistics» is the creation of a linguistic basis for the further formation of professional competences, which are necessary for the students’ future activities. The article deals with the system of common cultural, common professional and professional competences in the triad «knowledge-abilities-skills» and suggests the author’s model for integrating the competence approach, taking into account the modular structure of the course «Fundamentals of Linguistics». The described theoretical course is presented by 10 modules, each of which is aimed at forming the elements of the above mentioned competencies within the classroom activities such as lectures and seminar classes as well as independent work of students. Particular attention is paid to the description of modern educational technologies, active and interactive forms and methods of instruction as a necessary condition for effective mastering of the theoretical course, development of cognitive, communicative and personal activity of students. The authors not only give examples how to use active and interactive forms of training while going through the modular structure of the course but also highlight modern technologies for implementing current, boundary and final assessment to measure the student’s level of competences established by the Federal Educational Standard of Higher Education.

Текст научной работы на тему «Модель интеграции компетентностного подхода в теоретическом курсе "Основы языкознания" при профессиональной подготовке бакалавров лингвистики»

УДК 378.14

МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ» ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ

© 2017

Мкртчян Тамара Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации Борисенко Виктория Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Южный федеральный университет (344082, Россия, Ростов-на-Дону, улица Б.Садовая, 33, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена практике интеграции компетентностного подхода в преподавании первого теоретического курса в цикле профессиональных лингвистических дисциплин при подготовке бакалавров лингвистики в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. Приоритетной задачей курса «Основы языкознания» является создание лингвистического базиса для дальнейшего формирования профессиональных компетенций, необходимых для будущей деятельности студентов. В статье рассматривается система общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в триаде «знания-умения-навыки» и предлагается авторская модель интеграции компетентностного подхода с учетом модульной структуры курса «Основы языкознания». Теоретический курс представлен 10 модулями, каждый из которых нацелен на формирование элементов обозначенных выше компетенций в рамках аудиторной (лекционные и семинарские занятия) и самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется описанию современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм и методов обучения как необходимого условия эффективного освоения данного курса, развития познавательной, коммуникативной и личностной активности студентов. Авторы приводят примеры использования активных и интерактивных форм обучения при прохождении модульной структуры курса, а также освещают современные технологии осуществления текущего, рубежного и итогового контроля для оценки уровня формирования у студента установленных ФГОС ВО компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, модульная структура, модернизация высшего образования, образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения.

THE MODEL OF INTEGRATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE THEORETICAL COURSE «FUNDAMENTALS OF LINGUISTICS» AT PROFESSIONAL TRAINING

OF BACHELORS OF LINQUISTICS

© 2017

Mkrtchyan Tamara Yurievna, candidate of philology, associate professor of the «Chair of Linguistics and Professional Communication» Borisenko Viktoria Aleksandrovna, candidate of philology, associate professor of the «Chair of Intercultural Communication and Methods of Teaching Foreign Languages» Southern Federal University (344082, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya Street, 33, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the practice of integrating the competence approach in teaching the first theoretical course in the cycle of professional linguistic disciplines at the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication of the Southern Federal University. The priority task of the course «Fundamentals of Linguistics» is the creation of a linguistic basis for the further formation of professional competences, which are necessary for the students' future activities. The article deals with the system of common cultural, common professional and professional competences in the triad «knowledge-abilities-skills» and suggests the author's model for integrating the competence approach, taking into account the modular structure of the course «Fundamentals of Linguistics». The described theoretical course is presented by 10 modules, each of which is aimed at forming the elements of the above mentioned competencies within the classroom activities such as lectures and seminar classes as well as independent work of students. Particular attention is paid to the description of modern educational technologies, active and interactive forms and methods of instruction as a necessary condition for effective mastering of the theoretical course, development of cognitive, communicative and personal activity of students. The authors not only give examples how to use active and interactive forms of training while going through the modular structure of the course but also highlight modern technologies for implementing current, boundary and final assessment to measure the student's level of competences established by the Federal Educational Standard of Higher Education .

Keywords: competence, competence approach, common cultural competencies, general professional competences, professional competences, modular structure, modernization of higher education, educational technologies, active and interactive teaching methods.

На протяжении нескольких лет основной тенденцией в образовательном процессе высшего учебного заведения выступает переориентация оценки результата обучения с понятий «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетентность», «конкуренция» и «конкурентоспособность» [1, с.7]. Приоритетной задачей современной системы высшего образования является формирование инициативного, гибкого, динамичного, мобильного, конструктивного, стремящегося к самообразованию на протяжении всей жизни выпускника, что задает компетентност-ный характер образования [2, с.175; 3, с.39]. Внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, по мнению многих авторов, способствует новому видению содержания, методов и технологий образования и рассматривается как одно из концептуальных поло-

жений обеспечения единого образовательного пространства и обновления содержания образования [4; 5]. Особая роль отводится внедрению компетентностного подхода в разработке теоретических курсов, поскольку именно данный подход позволяет более четко выстроить зависимость между практическими навыками и теми теоретическими основаниями, без которых эти знания не могут быть закреплены и применены на практике [6, с.93]. В этой связи в программе развития отечественного образования на 2013-2020 гг. компетенции занимают центральные позиции [7, с.24], а разработка и внедрение идей компетентностного подхода активно реализуется в настоящее время в ведущих вузах страны.

Пересмотр требований и подходов к реализации профессиональной подготовки высокообразованных бакалавров, обладающих всеми необходимыми для успеш-

230

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

ного выполнения производственных задач компетенциями, происходит и в Южном федеральном университете. Научно-преподавательским составом вуза накоплен немалый опыт по реализации компетентностного подхода, ими активно разрабатываются и применяются на практике проективные компетентностные модели ряда практических и теоретических дисциплин [см. напр. 1;6; 8-13]. В данной статье мы представим модель интеграции компетентностного подхода в теоретическом курсе «Основы языкознания» при подготовке бакалавров лингвистики (профили «Перевод и переводоведение» и «Теория и практика межкультурной коммуникации») в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, которая успешно реализуется на протяжении пяти лет.

Курс «Основы языкознания», относящийся к профессиональному циклу Б.3.Б.1, является первым теоретическим курсом в вузовской подготовке, первым курсом в системе изучаемых лингвистических дисциплин, призванный ознакомить студентов с основами лингвистики и стать своеобразным введением в профессию. Неоспоримая важность данного курса заключается в том, что он формирует необходимые компетенции для последующих учебных дисциплин («Практическая грамматика», «Теоретическая грамматика», «Практическая фонетика», «Теоретическая фонетика», «Лексикология», «Стилистика» и др.), реализует межпредметные связи с дисциплинами общественно-политического и психолого-педагогического цикла, с историей, культурой и литературой стран изучаемого языка, дает представление о связи истории народов с изменениями в их языке, и, наконец, обеспечивает изучение и критический анализ научной литературы.

Основной задачей данного курса является создание лингвистического базиса, на основе которого могут быть реализованы профессиональные компетенции, необходимые для дальнейшей производственной деятельности. Главные цели освоения дисциплины «Основы языкознания» - это сформировать начальные представления о лингвистических дисциплинах, заложить основы и расширить лингвистический кругозор, сформировать языковое мышление и обеспечить восприятие и более глубокое изучение частных аспектов языкознания. По окончании данного курса студент должен показать знания базовых научных понятий языкознания как гуманитарной дисциплины, основных характеристик языка, овладеть историей развития и современным состоянием науки, уметь творчески применять теоретические знания для решения практических задач, использовать языковой потенциал для достижения коммуникативных целей и желаемого воздействия, обладать навыками лингвистического анализа текста, дифференцировать регистры общения. В результате достижения поставленных целей студенты овладевают системностью мышления, осознанием социальной значимости своей будущей профессии, умением находить нестандартные решения, способностью к переоценке накопленного опыта.

Реализация поставленных целей достигается путем формирования базовых компетенций, основой которых являются умения. Но важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетенции, личностные качества и опыт творческой деятельности [14, с.48]. Основу любого обучения составляют общие компетенции, т.е. знания, приобретенные человеком по мере накопления опыта. В процессе обучения общие компетенции пополняются и обусловливают рост личности, расширяя его спектр общих знаний о мире. В процессе деятельности человек развивает коммуникативную компетенцию, общенаучные компетенции, социально-личностные, социолингвистические, прагматические и специальные [2, с.176]. Для конкретного направления обучения установлен свой определенный набор необходимых компетенций. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Лингвистика» 45.03.02

(уровень бакалавриат) от 25.08.2014 г. [15] в результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Процесс освоения теоретического курса «Основы языкознания» направлен на формирование элементов всех вышеупомянутых компетенций. Рассмотрим содержание данных компетенций в рамках курса «Основы языкознания».

Общекультурные компетенции (ОК) включают знания в области общечеловеческой культуры, характерных черт национальной культуры, основ духовно-нравственных отношений и общественных явлений, наличие представлений о научной куртине мира, умение ориентироваться в бытовой и культурно-досуговой сфере, строить межличностные отношения, навыки культурного общения, применения этических эталонов в качестве критериев при решении проблемных задач [16, с.158]. Студент, освоивший теоретический курс «Основы языкознания» должен обладать следующими ОК: ОК 6

- владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач; ОК 7 - владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи; ОК 8

- способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования.

При овладении данными общекультурными компетенциями студент должен 1) знать этапы становления лингвистической мысли и научных школ в разные периоды истории (древность, средневековье, новое время, современность), имена и вклад отечественных лингвистов в развитие отечественной науки о языке, иметь представление об общих и частных методах научных исследований и т.д.; 2) уметь ориентироваться в основных лингвистических направлениях, применять методы и средства обучения и самоконтроля с целью своего интеллектуального развития и культурного роста, повышения уровня профессиональной компетенции, совершенствования своего нравственного облика и физического здоровья т.д.; 3) владеть навыками анализа и обобщения информации, культурного мышления, постановки целей, задач и путей их достижения, навыками устной и письменной речи и т.д.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК), или как их еще принято называть «ядерные», определяют инвариантный состав полномочий и задач специалиста всех видов профессий [17] и выражаются в устойчивом позитивно-мотивированном отношении в профессиональной деятельности, способности решать разнообразные профессиональные задачи, выходя за рамки стереотипных подходов и приемов деятельности [18]. Студент, освоивший теоретический курс «Основы языкознания» должен овладеть следующими ОПК: ОПК 1 - способность применять понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, пере-водоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач; ОПК 2 - способность видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности; ОПК 3 - владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей; ОПК 7 -способность свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации.

При овладении данными общепрофессиональными компетенциями студент должен 1) знать современную

теорию языка, определения терминов, основные разделы, направления и проблемы языкознания и т.д.; 2) уметь осуществлять анализ и реферирование научной литературы, применять теоретические знания при объяснении языковых явлений, самостоятельно обобщать прочитанное и делать выводы, проводить сравнительно-сопоставительный анализ фактов родного и иностранного языков, различать функциональные стили и речевые жанры, корректно применять регистры общения; 3) иметь навыки владения методами и приемами анализа лингвистических единиц, применения ключевых терминов и основных знаний по фонетике, грамматике, лексикологии, стилистики для решения профессиональных задач и т.д.

Профессиональные компетенции (ПК) - это готовность и способность на основе усвоенных знаний, умений и приобретенного опыта самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы [19]. ПК отражают профессиональную квалификацию и различаются для разных направлений подготовки и специальностей [20]. Студент, освоивший теоретический курс «Основы языкознания» должен обладать следующими ПК: ПК 25- владение основами современных методов научного исследования, информационной и библиографической культурой; ПК 26 - владение стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования; ПК 27- способность оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования. При овладении данными профессиональными компетенциями студент должен 1) знать современные методы исследований, актуальные методики обработки фактического материала исследования и т.д.; 2) уметь работать с различными носителями информации, электронными базами данных и мультимедийными сервисами и ресурсами, основными поисковыми и экспертными системами, соотносить новую и старую информацию, структурировать, систематизировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности, видеть междисциплинарные связи изучаемых предметов и осознавать их значение для будущей профессиональной деятельности, выдвигать гипотезы и развивать аргументацию в их защиту и т.д.; 3) иметь навыки работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией, навыки работы с информацией в глобальных компьютерных сетях, навыки владения системой лингвистических знаний, включающей знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, поиска, анализа и обработки материала исследования, оценивания качества исследования в данной предметной области, логично и последовательно представить результаты собственного исследования и т.д.

Моделирование учебной дисциплины предполагает распределение учебного материала по модулям. Понятие «модуль» рассматривается нами как часть образовательной программы по дисциплине, объединённая общей целью, имеющая определённую трудоёмкость, общие требования к результату и обеспечивающая прозрачность планирования и контроля [6, с.106]. Теоретический курс «Основы языкознания» представлен 10 модулями, каждый из которых предусматривает формирование элементов всех вышеуказанных компетенций (см. таблицу 1).

Формирование компетенций должно происходить с помощью различных образовательных технологий. При реализации различных видов учебной работы по теоретической дисциплине «Основы языкознания» особая роль отводится активным и интерактивным образовательным технологиям, дающим наиболее эффективные результаты освоения теоретического курса. 232

Таблица 1 - Реализация компетенций в модульной структуре курса «Основы языкознания»

№ Модуля Название модуля курса Код контролируемой компетенции

Модуль 1. Языкознание как наука.Разде.ты языкознания. Общее и частное языкознание. ОК-б, ОК-7, ОПК-7, ПК-26

Модуль 2. Язык и общество. Социально-исторические общности и ОК-б, ОК-7, ОПК-1, ПК-25

МодульЗ. Языковая норма Социальная и территориальная днффер енциация языков. ОК-7; ОПК-З, ОПК-7, ПК-2 б, ПК- 27

Модуль 4. Происхождение н основные этапыразвития письма. Основные принципы теории графики и орфографии. ОК-8, ОПК-1, ОПК-З, ПК-27

Модуль 5. Системно-структурныйхарактер языка. Фонологический уровень языковой системы. OK-S, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-З, ПК-25, ПК-26

Модуль б. Языковая система. Лексико-семантический уровень. ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-З, ПК-25, ПК-26

Модуль 7. Языковая система. Морфолого-сингаксическийуровень. ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-З, ПК-25, ПК-27

МодульЗ. Лингвистич е екая карта мир а. Основные классификации языков. ОК-б, ОК-7,ОПК-1, ОПК-7, ПК-26,ПК-27

Модуль 9. Историяразвития языкознания. Языковедческая мысль в древних и средневековых культурах. ОК-б, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-3,ОПК-7, ПК-27

Модуль 10. Языкознание 19 и 20 века. Современные направленной ОК-б, ОК-7, OK-S, ОПК-1, ОПК-2 , ОПК-7, ПК-25, ПК-27

В соответствии с требованиями компетентностного подхода при изучении дисциплины «Основы языкознания» необходимо предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм при проведении как лекционных, так и семинарских занятий. При активном обучении студент выступает субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняет творческие, поисковые, проблемные задания [21, с.1]. Активные образовательные технологии и методы обучения развивают познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов [22, 23]. Интерактивные методы основаны на взаимодействии студентов между собой, т.е. предполагают их обучение в сотрудничестве друг с другом, а педагог в таком случае выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся [21, с. 2]. К основным интерактивным формам занятий относят различные виды лекций (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-провокация, лекция-визуализация и т.д.), деловые, ролевые и организа-ционно-деятельностные игры, тренинги, коллоквиумы, кейс-технологии, круглые столы, дискуссии, полемику, диспуты, дебаты, проектные задания, составление порт-фолио и многие другие, которые способствуют формированию и развитию необходимых компетенций обучающихся.

Реализация компетентностного подхода на лекционных и семинарских занятиях по теоретическому курсу «Основам языкознания» с целью формирования и развития необходимых компетенций будущих бакалавров лингвистики достигается посредством широкого использования ряда вышеупомянутых образовательных технологий. Так, например, на занятиях по ОЯ приоритетным является использование интерактивной доски с прямым выходом в Интернет для показа слайдов, рисунков, структурно-логических схем, диаграмм, применения гиперссылок. Кроме того, осуществляется работа с электронными ресурсами и мультимедийными сервисами, разбираются конкретные лингвистические ситуации, используются структурированные вопросы с применением схем и таблиц, реферируются научные статьи, конспектируются первоисточники, проводятся ролевые игры с целью выяснить фоновые знания и мнение студентов, дискуссии по типу «мозговая атака», викторины, мини-квесты, презентации проектов, защита рефератов, творческие задания и т.д. Для текущего и рубежного контроля знаний студентов применяются разнообразные современные технологии: электронные тесты с различными типами заданий (задания типа «соотнеси», «заверши», «исправь ошибку» и т.д.), блиц-опросы, индивидуальные и групповые упражнения, квизы, кроссворды, Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

шарады и пр. Для самостоятельной работы студентов в рамках данного теоретического курса активно используется свободное электронное пространство - электронные образовательные ресурсы (Wiki, Google Scholar, e-library и т.д.), электронные обучающие системы (e-learning, incampus), электронные учебники и индивидуальные сайты преподавателей (например, tmsfedu.ru). В качестве примера приведем использование активных и интерактивных форм обучения при овладении студентами Модулем 6 (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Реализация компетентностного подхода посредством применения активных и интерактивных форм обучения при овладении Модулем 6 «Языковая система. Лексико-семантический уровень»

Вид занятия интер активного обучения Оценочное средство текущего/ рубежного контроля

Лексикология и ее разделы. Слово и лексема. Лексическое значение слова. Изменение лексического значения слова. Способы образования переносного значения слова. лекция Лекция-визуализация с элементами проблемной лекции Э л е ктр о нный т е ст, фронтальный опрос

Полисемия, причины и пути изменения значения слов. Омонимия, типы омонимов. Синонимы и антонимы. Энантиосемия. Паронимы, парономазы. Хронологическое расслоение словарного составаязыка. Семинарское глоссария, таблицы, подбор примеров диктант, практическое задание

Фразеология. Типы фразеологических единиц. Языковые паремии. Семинарское занятие Круглый стол, мозговая атака, ситуационные упражнения Викторина, письменный опрос, групповые упражнения

Пути обогащения словарного состава языка. Самостоятельная работа Подготовка презентации, составление опорой на электронные ресурсы, кейс-стади Э л ектр о нный т е ст, размещенный на сайте преподавателя, практическое задание

Лекснко-семантические группировки слов: Самостоятельная работа подбор примеров с использованием электронных ресурсов Мини-тест, кроссворд, олиц-опрос

Итак, рассмотренная в статье модель теоретического курса «Основы языкознания» опирается на ключевые компетенции, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Лингвистика» (уровень бакалавриата). Описанный в статье набор общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, отвечающих фундаментальным образовательным целям и необходимых для профессиональной подготовки бакалавра лингвистики, находит чёткое отражение в модульной структуре теоретического курса «Основы языкознания». Каждый из десяти модулей дисциплины нацелен на формирование ряда элементов ОК, ОПК и ПК в рамках аудиторной и самостоятельной работы студентов. Активные и интерактивные образовательные технологии являются неотъемлемой частью интеграции компетентностного подхода в преподаваемом курсе. Применение данных технологий, методов и форм обучения при проведении лекционных и семинарских занятий, а также при осуществлении текущего, рубежного и итогового контроля способствует повышению активности обучающих, их мотивации к учебно-профессиональной деятельности, качества подготовки будущих специалистов и играют первостепенную роль в формировании и развитии профессиональных компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анфимова Л.А., Черноситова Т.Л. Компетент-ностный подход как условие подготовки конкурентоспособного специалиста по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация»// Интернет-технологии и компетентностный подход при моделировании содержания теоретических дисциплин как условие повышения качества современного лингвистического образования и эффективной подготовки конкурентоспособного лингвиста-переводчика. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 7-35.

2. Мкртчян Т.Ю. Роль дисциплины «Общее язы-

кознание» в системе высшего профессионального образования с позиций компетентностного подхода// Социогуманитарные аспекты исследований. Образование. Наука. Инновации. 2014. № 1 (33). С. 175-181.

3. Агаджанова М.А. Компетентностный подход в высшем гуманитарном образовании// Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 39-41.

4. Макарова В. Н. Компетентностный подход в образовании: ключевые понятия// Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции. Орел, 2009. С. 281287.

5. Ширяева В. А. Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ. Саратов, 2009. 88 с.

6. Фастовская Т.Б. Моделирование теоретической дисциплины «Введение в языкознание» с учетом внедрения кредитно-рейтинговой системы оценки знаний студентов// Интернет-технологии и компетентностный подход при моделировании содержания теоретических дисциплин как условие повышения качества современного лингвистического образования и эффективной подготовки конкурентоспособного лингвиста-переводчика. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 93-108.

7. Палеева О.А. Компетентностный подход в высшем образовании Германии// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Инновации в образовании. 2013. № 1 (1). С. 24-25.

8. Интернет-технологии и компетентностный подход при моделировании содержания теоретических дисциплин как условие повышения качества современного лингвистического образования и эффективной подготовки конкурентоспособного лингвиста-переводчика. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 228 с.

9. Вертоградова Л.А., Воловикова М.Л. Обучение иноязычной письменной компетенции студентов в языковом вузе: проблематика и тенденции// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 1. С. 146-151.

10. Рябенко Н.Л. Поэтапное применение интерактивных технологий для формирования коммуникативной компетенции политологов-международников при обучении иностранному языку в вузе// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. №1. С.93-98.

11. Мкртчян Н.М., Мкртчян Т.Ю. Компетентностный подход как основная составляющая организации педагогической практики студентов//Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 2 (34). С. 92101.

12. Мкртчян Н.М. Педагогическая практика как основа формирования компетенций будущих учителей истории// Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 402-405.

13. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 358 с.

14. Карасева Р.Б. Компетентностный подход в высшем образовании// Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы II всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2015. С. 48-52.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// fgosvo.ru/news/6/400 (дата обращения: 02.08.2017).

16. Беховых Л.А., Скрипник А.В., Дёмина И.В. Общекультурные компетенции как определяющие процесс формирования духовно-нравственной компетентности выпускника вуза// Информация и образование: границы коммуникаций. 2015. № 7 (15). С. 158-160.

17. Кустов Ю.А. Основные направления формиро-

вания общепрофессиональных компетенций студентов вузов на основе реализации культурологического подхода// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (110). С. 59-65.

18. Улзытуева А.И. Компетентностный подход к проблеме формирования детского двуязычия// Гуманитарный вектор. 2011. № 1. С. 10-13.

19. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.

20. Звездова А.Б., Орешкин В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http//miep. edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 3.08.2017).

21. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе// Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 2, 2012. С. 1-18.

22. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

23. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.

Статья поступила в редакцию 09.08.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

234

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.