педагогические Спиридонова Марина Ивановна, Жадаев Артем Юрьевич, Максимова Ирина Викторовна
науки ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
УДК 37.377
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2016
Спиридонова Марина Ивановна, старший преподаватель кафедры «Естественнонаучных дисциплин» Жадаев Артем Юрьевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Естественнонаучных дисциплин» Максимова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Естественнонаучных дисциплин» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (603041, Россия, Нижний Новгород, ул. Спутника, д. 24а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье показано, что при подготовке высококвалифицированных специалистов пищевой индустрии в условиях модернизации отечественного образования необходимо формирование и развитие общепрофессиональных компетенций у бакалавров посредством изучения химических дисциплин (на примере учебной дисциплины «Пищевая химия»). Как показало педагогическое исследование, у студентов 2-го курса очного отделения ИПТД - филиала ГБОУ ВО НГИЭУ, обучающихся по профилю подготовки «Технология организации ресторанного дела», направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания», на момент изучения дисциплины «Пищевая химия» не в полной мере развиты общепрофессиональные компетенции, частично формирующиеся при изучении различных естественнонаучных дисциплин, изучающихся ранее, которыми должен обладать обучающийся к изучению обозначенного курса. Показано, что использование активных и интерактивных технологий обучения в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности студентов частично решает поднятую в данной работе проблему.
Ключевые слова: общепрофессиональная компетенция, бакалавр пищевой индустрии, химические дисциплины, концептуальная модель.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS OF THE FOOD INDUSTRY IN THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES
© 2016
Spiridonova Mari^ Ivanovna, senior teacher of the Department "Natural Sciences" Zhadaev Artyom Yur'evich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Department "Natural Sciences" Maksimova Irina Viktorovna, senior teacher of the Department "Natural Sciences"
Nizhny Novgorod state engineering and economic University (603041, Russia, Nizhny Novgorod, Sputnik str., 24 a, e-mail: [email protected]) Abstract. In this article it is shown that in the preparation of highly qualified specialists of food industry in the conditions of modernization of Russian education requires the formation and development of professional competences of bachelors through the study of chemical disciplines (on the example of the course "Food chemistry"). As demonstrated by pedagogical research, the students of the 2nd course full-time office IPTD a branch of GBOU VO NHIEU enrolled in the specialization "technology of the organization of restaurant business", the direction of training 19.03.04 "production Technology and organization of public catering" at the time of the study subjects "Food chemistry" are not fully developed professional competencies, in part emerging from the study of various science disciplines studied previously, which should have the student to study a designated course. It is shown that the use of active and interactive teaching technologies in educational process, research activities of students partially addresses points raised in the present work the problem.
Keywords: professional competence, bachelor food industry, chemical discipline, the conceptual model.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколения подготовка к будущей профессии включает формирование системы общепрофессиональных компетенций (ОПК), которая определяется не только знаниями, умениями, навыками и способами их реализации в деятельности, но и уровнем успешности взаимодействия с окружающей средой.
Поэтому рынок рабочей силы требует от российских выпускников высших учебных заведений «специалиста новой формации», способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, профессиональному росту в течение всей своей трудовой деятельности [5, 14].
Основные направления реформирования профессионального образования в России закреплены в законе Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а так же нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения, на основе которых формируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы Теоретико-методологической основой исследования являются теории формирования общепрофессиональных компетенций (работы А. А. Бодалева, Л. И. Божович, А. А. АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Деркача, Ю.М. Забродина, Е. А. Климова, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцева, С. П. Кряже, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой); идеи и проблемы компетентностного подхода в образовании (работы В. А. Болотова, И.А. Зимней, О.В. Акуловой, И.С. Батраковой, Ю.Ю. Гавронской, Е.С. Заир-Бек, В.А. Козырева, А.К. Марковой, С.А. Писаревой, Н.Ф. Радионовой, В.Ю. Сморгуновой, А.П. Тряпицыной), теории учебной и профессиональной мотивации (работы А. К. Марковой, Н. И. Мешкова, В. А. Якуниной, А. А. Вербицкого, М. В. Матюхиной) [2, 3, 10, 12].
Обзор литературных источников позволил сделать вывод о недостаточной разработанности выбранной темы исследования, поскольку встречаются единичные работы по формированию общепрофессиональных компетенций у бакалавров посредством изучения естественнонаучных дисциплин, не подкрепленные соответствующими методическими рекомендациями.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования является выбор адекватных способов формирования общепрофессиональных компетенций у бакалавров пищевой индустрии посредством изучения химических дисциплин и способов оценки их сформированности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В данной работе делается акцент по формированию общепрофессиональных компетенций у бакалавров при изучении химических дисциплин (на примере учебной дисциплины «Пищевая химия», относящаяся к курсам по выбору студентов), обучающихся по профилю подго-
237
Спиридонова Марина Ивановна, Жадаев Артем Юрьевич, Максимова Ирина Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
педагогические науки
товки «Технология организации ресторанного дела», направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания».
Авторами данной статьи разработана оригинальная концептуальная модель формирования общепрофессиональных компетенций у бакалавров пищевой индустрии при изучении химических дисциплин, которая включает следующие основные компоненты: мотивационно-це-левой, содержательный и организационно-деятельност-ный (рис.1).
Мотивационно-целевой компонент включает формирование мотивационной сферы обучающихся к овладению общепрофессиональными компетенциями посредством изучения дисциплины «Пищевая химия», осознание ими логики научного познания, развитие личностных качеств к будущей профессиональной деятельности, формирование рефлексии как способа самоконтроля студента и корректировки своей деятельности.
Содержательный компонент основан на ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» и включает предметное содержание специальности и дисциплины «Пищевая химия», при изучении которой происходит формирование общепрофессиональных компетенций.
В таблице 1 представлены общепрофессиональные компетенции, которыми должен овладеть бакалавр пищевой индустрии в результате изучения обозначенной дисциплины, а также модули дисциплины «Пищевая химия», где прослеживается взаимосвязь между характером этих модулей и общепрофессиональными компетенциями, связанными с будущей профессиональной деятельностью.
Таблица 1 - Модули дисциплины «Пищевая химия» и общепрофессиональные компетенции
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) Модули дисциплины «Пищевая химия», формирующие ОПК
ОПК-1. Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий. Модуль 1. Свойства основных макрону-триентов (пищевых веществ углеводов, белков, липидов).
ОПК-2. Способность разрабатывать мероприятия по совершенствованию технологических процессов производства продукции питания различного назначения. Модуль 2. Процессы, происходящие при технологической переработке липидов, белков, углеводов.
ОПК-5. Готовность к участию во всех фазах организации производства и организации обслуживания на предприятиях питания различных типов и классов.
ОПК-1. Способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий. Модуль 3. Микронутриенты, вода, пищевые кислоты.
ОПК-1, ОПК-2. Модуль 4. Основы сбалансированного питания.
ОПК-3. Способность осуществлять технологический контроль соответствия качества производимой продукции и услуг установленным нормам. ОПК-4. Готовность эксплуатировать различные виды технологического оборудования в соответствии с требованиями техники безопасности разных классов предприятий питания. Модуль 5. Качество и безопасность продуктов питания.
Организационно-деятельностный компонент включает в себя формирование и развитие общепрофессиональных компетенций через выполнение исследовательской деятельности обучающихся._
Значительное внимание в ИПТД - филиале ГБОУ ВО НГИЭУ уделяется привлечению студентов к активной научной деятельности в рамках работы научно-исследовательской лаборатории «Экспертиза качества товаров и услуг».
Студенты - будущие технологи под руководством ученых-экспертов проводят качественный и количественный химический анализ ряда пищевых продуктов питания местных производителей (молоко, соки, колбасные изделия и т.д.), реализующиеся в торговых предприятиях г.Н.Новгорода и Нижегородской области. Результатом такой интересной и эффективной формы сотрудничества является выявление качества продовольственных продуктов питания.
Тесная взаимосвязь студентов с профессорско-преподавательским составом вуза во время выполнения НИРС способствует формированию и развитию общепрофессиональных компетенций бакалавров пищевой индустрии, при проведении которых используются вну-трипредметные и межпредметные связи дисциплин с рядом дисциплин химической направленности (неорганическая, органическая, аналитическая, биологическая, пищевая химии и т.д.) [9].
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе в большей степени обеспечивается блоком химических дисциплин, поскольку в основе многих пищевых технологий лежат различные физико-химические процессы, которые изучаются в цикле общепрофессиональных дисциплин, к которым относится рассматриваемая нами дисциплина «Пищевая химия». Поэтому формирование и развитие общепрофессиональных компетенций у студентов-технологов происходит на протяжении всего обучения в вузе [18, 19].
Кроме того, нужно отметить, что студенты, которые наиболее активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, успешно выступают на межвузовских, областных и всероссийских научно-практических конференциях, занимая почетные места. Наиболее значимые темы исследований посвящены органолептиче-скому определению фруктовых соков, исследованию влияния посуды на качество кулинарной продукции, исследованию пищевых добавок и их влияния на качество продуктов питания, воздействие хлорид-ионов в питьевой воде на приготовление кулинарной продукции, методике определения идентификации пищевых продуктов, химическому анализу в экспертизе качества мёда и другие.
Результат сформированности научно-исследовательских компетенций бакалавра выражается в стремлении к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, в их системном проявлении при решении учебных задач в условиях профессиональной деятельности. Сформированные научно-исследовательские компетенции бакалавра пищевой индустрии являются базой для их развития при дальнейшем обучении на второй ступени высшего образования и далее в аспирантуре или в профессиональной деятельности.
Основными методами обучения, используемые нами в учебном процессе, являются активные и интерактивные технологии обучения [15, 16, 17, 20-27]. В качестве средств обучения нами используются как традиционные, так и современные средства обучения [7], а именно: учебно-практическое пособие «Пищевая химия», включающее сборник лабораторных работ и дидактический материал для расчёта пищевой, энергетической, биологической ценности и эффективности продуктов питания; электронные образовательные ресурсы, включающие в себя мультимедийную презентацию, созданную в онлайн-среде на базе сайта www.prezi.com, видеофрагменты с демонстрационными экспериментами, лабораторное оборудование и реактивы для проведения натурального химического эксперимента [4, 6, 8, 13].
педагогические науки
Спиридонова Марина Ивановна, Жадаев Артем Юрьевич, Максимова Ирина Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...
Рисунок 1 - Концептуальная модель формирования и развития общепрофессиональных компетенций у бакалавров пищевой индустрии посредством изучения химических дисциплин
В основу настоящего исследования, положены принципы отбора содержания обучения, согласующиеся с принципами, изложенными в современной теории дидактики [11]:
1. Принцип системности предполагает изучение теоретического материала на лекционных занятиях в определенной последовательности, по возрастающему уровню сложности учебного материала, т.е. «от простого - к сложному», «от известного - к неизвестному» и т.д.
2. Принцип доступности в нашем случае, предполагает доступность изучения материала, важного с познавательной и профессиональной точки зрения, без искажения его научного содержания. Этот принцип тесно связан с принципом научности.
3. Принцип научности является «катализатором» формирования у студентов целостного мировоззрения, современной научной картины мира и активной жизненной позиции.
4. Принцип адекватности предполагает изучение нового материала (на лекционных, семинарских занятиях) в строгом соответствии с ФГОС 3+, формирование общепрофессиональных компетенций при изучении учебной дисциплины «Пищевая химия».
5. Принцип мотивационной стимуляции (потреб-ностная мотивация) предполагает при проведении практических и семинарских занятий по химическим дисциплинам на мотивационно-ориентировачном, рефлексивно-оценочном этапах занятия использовать дифференцированные задания прикладного и творческого характера с учетом способностей и возможностей студентов, по выполнению которых у обучающихся формируется личностная заинтересованность к предмету и, как следствие, формирование общепрофессиональной компетенции у студентов. При выполнении такого вида заданий студенты расширяют свой кругозор и получают необходимые знания из области химии, которые им могут пригодиться в дальнейшей профессиональной и повседневной жизни.
6. Принцип интеграции предполагает объедение всех вышеперечисленных компонентов образования. Он реализуется на двух уровнях: общенаучном и междисциплинарном. Общенаучный уровень интеграции отражает взаимосвязь теории и практики профессиональной подготовки бакалавров, междисциплинарный уровень интеграции рассматривается нами как процесс интеграции содержания изучаемых дисциплин на основе общности объектов изучения, методов исследования и т.д.
Все вышеперечисленные принципы обучения находятся в единстве и взаимосвязи, оказывая комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс при изучении дисциплины «Пищевая химия». Поэтому, будучи в комплексе, они могут обеспечить успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В сентябре - ноябре 2016 г. авторами данной статьи было проведено педагогическое исследование путем тестирования, целью которого явилось выявление сформированности общепрофессиональных компетенций у бакалавров 2 курса очного отделения ИПТД, обучающихся по профилю подготовки «Технология организации ресторанного дела», направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» в начале и на завершающем этапе изучения учебного курса «Пищевая химия». Общее количество респондентов составило 28 человек. Тестовые задания включали в себя вопросы, связанные с выявлением сформированности общепрофессиональных компетенций, которые позволили нам оценить их приращение при обучении, по следующим критериям: владение знаниями, глубина знаний, применение знаний на практике, способность к практическим занятиям под руководством преподавателя, умение работать с источниками информации, способность решать практическую задачу самостоятельно. Данные тестирования представлены в виде диаграммы (рисунок 2).
70% 60% ^0% 40% 30%
:о% 10% о%
I I I I I
Формируемые ОПК
■ С ф ор мир ое анно с тъ (ЗГЖ на на ч а л о изу ч ения дисциплины "Пищевая химия"
Сформированностъ ОПК на конец гочения дисциплины "Пищевая химия"
Рисунок 2 - Формирование и развитие общепрофессиональных компетенций бакалавров при изучении дисциплины «Пищевая химия»
Из анализа диаграммы очевидно, что сформирован-ность ОПК у бакалавров возросла в среднем на 20%. Поэтому отмечается тенденция роста развития ОПК при изучении дисциплины «Пищевая химия». Процесс формирования и развития общепрофессиональных компетенций будет продолжен при дальнейшем изучении как химических, так и профессиональных дисциплин и может достигнуть своего максимума.
Нами была предпринята попытка оценивания сфор-мированности ОПК на примере изучения дисциплины «Пищевая химия» и будет продолжена в дальнейшем при обучении бакалавров пищевой индустрии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата/ Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4, свобод-
Спиридонова Марина Ивановна, Жадаев Артем Юрьевич, Максимова Ирина Викторовна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ... науки
ный (Дата обращения 20.11.2015г.).
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов,
B.В. Сериков //Педагогика. 2003. -№ 10. - С. 8-14.
3. Гавронская, Ю.Ю. Компетентностный подход к проектированию интерактивного обучения химическим дисциплинам студентов в педагогическом вузе / Ю.Ю. Гавронская // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №8. — С. 47-57.
4. Жадаев, А.Ю. ЭОР как средство инновационной подготовки бакалавра / Н.А. Кукаев, И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. -Н.Новгород: Мининский университет, 2015. - С.355 -360.
5. Жадаев, А.Ю. К вопросу о формировании профессиональной мотивации у студентов пищевой индустрии в условиях непрерывного образования / А.Ю. Жадаев, И.В. Максимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-2. - С.333-338.
6. Жадаев, А.Ю. Мультимедийное сопровождение курса «Биохимия» как средство повышения качества знаний студентов / А.Ю.Жадаев // Химия в нехимическом вузе: материалы Третьей Всероссийской конференции. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - С.81-83.
7. Жадаев, А.Ю. Выбор средств обучения химии в условиях больничного стационара / А.Ю.Жадаев // Гуманитарные науки в XXI веке: материалы XI между -нар. науч.-практ. конф.- ММ.: Изд-во «Спутник +», 2012.-
C. 120.
8. Жадаев, А.Ю. Перспективы развития электронного обучения по химии в условиях современной работы профессионального учебного заведения / А.Ю.Жадаев // Продовольственная независимость России - приоритетная задача агропромышленного комплекса: Тр. VII Межвуз. науч.-практ. конф. для аспирантов, преподавателей, специалистов. - Н.Новгород: Нижегородский институт технологий и управления, 2012. - С. 190.
9. Жадаев, А.Ю. Условия формирования профессиональной мотивации студентов в условиях непрерывного химического образования / А.Ю. Жадаев, И.Р. Новик // Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии: материалы VII Всероссийской научно-методической конференции.- Иваново, 2016. - С. 40-41.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42с.
11. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО/ под ред. Т.С. Назаровой. - М.: СПб.: Нестор - История, 2012. -548с.
12. Компетентностный подход в образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, А.П.Тряпицыной, Н.Ф. Радионовой. СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.- 392с.
13. Максимова, И.В. Дистанционное обучение как один из эффективных способов контроля знаний студентов / И.В. Максимова, А.Ю. Жадаев // Современные тенденции развития науки и технологий: VII Международная научно-практическая конференция: Сб. материалов.- Белгород, 2015.- С. 72-74.
14. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 914-918.
15. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]. В 2 т. Т.2. /Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
16. Спиридонова, М. И. Модульно-компетентностный метод обучения при подготовке бакалавров пищевой индустрии / М.И. Спиридонова// Историческая и социально-образовательная мысль, Краснодар. - 2015. - № 3. - С. 182-185.
17. Спиридонова, М. И. Химия: сборник лабораторных работ по аналитической химии и физико-химическим методам анализа, физической и коллоидной химии. Аннотация. /М.И. Спиридонова // Международный журнал экспериментального образования. 2015, № 5 (2).- С. 250-252.
18. Спиридонова, М. И. Педагогические подходы и принципы подготовки бакалавров пищевой индустрии к формированию научно-исследовательских компетенций. / М.И. Спиридонова / «Современные наукоёмкие технологии». - 2016. - № 5(3).- С. 600-604.
19. Спиридонова, М. И. Модель формирования исследовательских компетенций бакалавров пищевой индустрии. / М.И. Спиридонова / Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4(1).- С. 117-121.
20. Yudakova, O.V. Interactive teaching methods bachelor-engineers food industry / O.V Yudakova, М. I Spiridonova, I.V.Maximova // European Journal of Scientific Research, "Paris University Press", 2015, № 1(11). - С 488493.
21. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
22. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
23. Гаврилова М.И. Критериально - ориентированные тесты в педагогической диагностики для определения системности знания у бакалавров пищевых производств // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 24-26.
24. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.
25. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 85-87.
26. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
27. Ярыгина Н.А. Применение инновационных технологий обучения экономических дисциплин в вузе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-84.