Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 378
СПИРИДОНОВА Марина Ивановна,
старший преподаватель
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ
Инновационная экономика России требует совершенствования системы образования, его обновления, что обусловлено развитием науки и техники. С другой стороны, для прорыва в экономическом развитии России нужны специалисты с креативным типом мышления.
Поэтому в системе высшего профессионального образования были приняты образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностном подходе, обеспечивающем формирование качеств, повышающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В статье рассматривается модульно-компетентностный метод обучения студентов пищевой индустрии. Этот метод обучения является актуальным в условиях введения ФГОС, так как предусматривает использование активных форм обучения для формирования общих и профессиональных компетенций.
Нами разработана модульная программа курса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» и модульные занятия по этому курсу, который входит в базовый цикл дисциплин естественнонаучного и математического цикла, способствующий формированию группы профессиональных компетенций, связанных с исследовательской деятельностью. В педагогическом исследовании проведено сравнение результатов обучения по традиционной и модульно-компетентностной технологии. Обучение с использованием модульной технологии происходит иначе, в форме комплексных заданий, сочетающих теорию с практикой.
Ключевые слова: модульно-компетентный метод, бакалавр пищевой индустрии, модульный курс, модульное занятие, компетенции.
Одним из актуальных вопросов при подготовке бакалавров пищевой индустрии является вопрос о методах обучения, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций. ФГОС ВПО определяют компетенции, приобретаемые выпускниками, как способность применять в практической деятельности знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, маркетинговой [1, с. 3-10].
Нами в образовательном процессе используется модульно-компетентностная технология [2, с. 3], где компетенция понимается как результативность. Когда стандарты результативности точно установлены, студенты играют более активную роль, чем при традиционном обучении. Оценивание производится преподавателем тогда, когда студент достиг уровня компетентности. В рассматриваемой системе модуль может быть определен как группа положений компетентности, формулирующая то, что студент должен знать и делать, чтобы обнаружить свое мастерство и знания в будущей профессиональной деятельности.
Модули могут быть объединены неограниченным числом для создания курса. Каждый модуль имеет универсальную структуру и создается по одной методологии. Все части модуля должны быть взаимосвязаны. Для структуры модуля можно предложить следующую схему: модульный курсмодули (1, 2 и т.д.) результаты (1, 2, 3)^ критерии оценки деятельностиописание уровнейтребования к доказательствам компетенции. Результаты должны быть связаны с заголовком и общей компетентностью модуля; критерии оценки деятельности должны быть связаны с результатами, охватывая все основные требования к результатам, описание уровней определяется результатами и критериями оценки деятельности, требования к доказательствам должны быть связаны с результатами, критериями оценки и описанием уровней, предъявляя четкие требования к кандидатам. Разработка модуля, таким образом, позволяет выделить в изучаемой дисциплине ведущие идеи, практические действия студентов, не-
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.182-185
SPIRIDONOVА Marina Ivanovna, Senior Lecturer
MODULAR-COMPETENCE METHODS OF TEACHING BACHELORS IN FOOD INDUSTRY
Innovative economy of Russia needs improved education system due to the rapid development of science and technology. On the other hand, a breakthrough in the economic development of Russia needs specialists with creative mindset. Therefore, the system of higher education adopted educational standards for a new generation, based on the competence approaches, ensuring the formation of qualities and abilities that enhance the competitiveness of graduates in labor markets.
The article focuses on the modular-competence method of teaching students for their work in food industry. This method of learning is relevant in the context of the introduced Federal State Educational Standards since it implies active learning enhancing the formation of general and professional competencies. We have developed a modular program of the course "Analytical chemistry and physical-chemical methods of analysis" and modular classes for this course, which is included in the basic disciplines of science and mathematics cycle, enhancing the formation of a set of professional competencies related to research activities. The study compares the results of training by using traditional methods and the modular-competent technology. Education using modular technology works differently - in the form of complex tasks, combining theory with practice.
Keywords: modular competent method, Bachelor, food industry, modular course, occupation, competences.
- 182 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
обходимые для формирования компетенций [3, с. 11]. Приведем пример модуля и результата модульного курса «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа».
Модуль 1. Качественный анализ
Академический кредит 42 часа
Результат 2
Демонстрировать навыки разделения катионов по кислотно-основной системе анализа.
Критерии оценки деятельности
1. Катионы разделены правильно на аналитические группы по кислотно-основной системе анализа.
2. Групповые реактивы катионов установлены точно, по способности образовывать осадки с кислотами и щелочами.
3. Индивидуальные реактивы катионов определены верно.
4. Систематический и дробный анализ катионов осуществлен правильно.
5. Химические реакции записаны верно.
6. Наблюдения описаны в таблице-отчете, правильно составлены химические уравнения проведенных реакций.
Описание уровней (содержание): аппаратура и посуда качественного анализа; реакции катионов 1-6 групп; свойства получаемых осадков; амфотерность; растворимость в кислотах, щелочах, горячей воде; окислительно-восстановительные реакции; комплексообразование в качественном анализе; систематический и дробный анализ обнаружения катионов.
Требование к доказательствам компетенции
Практическое доказательство навыков выполнять химический эксперимент по пунктам 1-4 (лабораторные работы). Письменное доказательство по пункту 5, 6.
Курс и каждый модуль имеют пояснительную записку. Таким образом, студенты знают, что им предстоит освоить и как они будут оцениваться. Основная цель разработки модуля -дать необходимую информацию, чтобы оценить продемонстрированные кандидатом навыки и знания в отдельной области, поэтому модуль не является учебным материалом. Модуль устанавливает границы, в которых кандидат оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми происходит оценка, то есть это программный материал. Модульный курс предполагает разработку учебных материалов (учебного пособия, рабочей тетради, тестовых заданий и т.д.) в соответствии с результатами и критериями оценки деятельности.
Учебное занятие в модульно-компетентностной технологии строится по определенному плану, который приведен в следующем примере.
Занятие № 6
Тема: Реакции катионов 2 аналитической группы (лабораторная работа)
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный момент
1.1. Мотивация
1.2. Актуализация знаний. Лист с заданием 6.1
2. Организация самостоятельной работы студентов по основным вопросам.
2.1. Общие сведения о катионах 2 аналитической группы
2.2. Групповой реактив
2.3. Индивидуальные реактивы
2.4. Описание химического эксперимента
2.5. Оборудование и реактивы
2.6. Выполнение химического эксперимента
2.7. Заполнение таблицы-отчета
2.8. Закрепление знаний
3. Деятельность педагога
3.1. Выдача раздаточного материала: информационный лист 6.2, лист с заданием
6.3, 6.5; информационный лист 6.4
3.2. Выдача задания. Информационный лист 6.2, лист с заданием 6.3, 6.4
3.3. Наблюдение и помощь студентам при выполнении химического эксперимента.
информационный лист 6.5.Эталоны ответов к ним: 6.1.А, 6.3.А, 6.5.А
4. Деятельность студентов
4.1. Работа в парах. Заполнение листа 6.1, эталон ответов лист 6.1 .А
4.2. Выполнение химического эксперимента
4.3. Заполнение таблицы-отчета. Заполнение листа с заданием 6.3, 6.5; эталоны ответов к ним 6.3.А, 6.5.А
4.4. Ответы на контрольные вопросы. Лист с заданием 6.6
- 183 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
5. Подведение итогов работы
5.1. Оценка деятельности студентов и содержания занятия
5.2. Дневник урока. Рефлексия. Лист 6.6
5.3. Домашнее задание
Пример задания. Студенты должны заполнить таблицу по актуализации знаний: заполните таблицу 1, сформулировав определение или ответив на вопрос.
Таблица 1. Лист задания 6.1 Table 1. The job sheet 6.1
Вопрос Ответ
Систематический анализ (определение).
Дробный анализ (определение).
Какие катионы относятся ко второй аналитической группе катионов?
Назовите групповой реактив второй аналитической группы катионов.
Какие образуются осадки катионов данной группы с групповым реактивом?
Вместо таблицы может быть любой графический организатор (схема).
Информационный лист содержит методические указания по проведению лабораторной работы. В конце каждого занятия проводится рефлексия деятельности студентов. Учебные занятия по модульно-компетентностной технологии отличаются четкостью, высокой организованностью студентов, что повышает их внимание и степень усвоения учебного материала. Урок проходит с достаточной скоростью, но в то же время каждый студент успевает, так как самостоятелен и выполняет задания в своем темпе. Нами проводились занятия в двух группах студентов. В одной группе - по традиционной, в другой - по модульно-компетентностной технологии. Качество обучения студентов оценивалось тестированием учебного материала и анкетированием студентов.
Были получены следующие результаты в процентах выполненных заданий и результатах анкетирования. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 2. Сравнение обучения по модульной и традиционной технологиям
Table 2. A comparison of learning in a modular and traditional technologies
Признаки сравнения Группа обучалась традиционно,% Группа обучалась по модульной технологии, %
Тестовые задания по учебному материалу 40 90
Успеваемость по дисциплине на «4» и «5» 30 70
Дисциплина интересна 30 80
Хочу заниматься исследовательской деятельностью 10 50
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что модульно-компетентностная технология способствует повышению мотивационных и когнитивных составляющих обучения. Этот метод обучения ориентирован на практическую составляющую содержания образования. Формула результата «Знаю, что...» трансформируется в «Знаю как, способен к чему...». Образовательный процесс носит продуктивный характер. Ведущая роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе и формированию компетенций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 «Технология продукции и организация общественного питания»
(квалификация (степень) «бакалавр»), приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 N 753, 2009 г. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/150020.
- 184 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
2. Амельченко А.Ф., Гоигорьева А.К., Киселева Е.В., Соколова С.В. Методика разработки модульных курсов / А.Ф. Амельченко. - Нижний Новгород: НИРО, 2000. - 85 с.
3. Амельченко А.Ф. Модульные технологии в системе начального и среднего профессионального образования: методические рекомендации / А.Ф. Амельченко. - Нижний Новгород: Модульный ресурсный центр, 2001.
4. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. - М., 2002. -150 с.
REFERENCES
1. The federal state educational standard of higher education in the direction of training 260800 technology products and catering (qualification (degree) "Bachelor"), Order of Ministry of Education of the Russian Federation from 21.12.2009 N 753, 2009. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/base/150020/ (in Russ.).
2. Amel'chenko A.F., Grigoryeva A.K., Kiseleva E.V., Sokolov S.V. Methods of development of modular courses. A.F. Amel'chenko.[ Metodika razrabotki modul'nyh kursov / A.F. Amel'chenko]. Nizhny Novgorod: NIRO, 2000. 85 р. (in Russ.).
3. Amel'chenko A.F. Modular technology in primary and secondary education: guidelines. A.F. Amel'chenko. [Modul'nye tehnologii v sisteme nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovanija: metodicheskie rekomendacii. A.F. Amel'chenko].Nizhny Novgorod: Modular Resource Center, 2001. (in Russ.).
4. Barannikoff A.V. Content of general education: competence approach. A.V. Barannikoff.[Soderzhanie obshhego obrazovanija: kompetentnostnyj podhod. A.V. Barannikov.]. Moscow, 2002. 150 р. (in Russ.).
Информация об авторе Information about the author
Спиридонова Марина Ивановна, старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, "Институт пищевых технологий и дизайна"- филиал ГБОУ ВО "Нижегородский государственный инженерноэкономический университет",
Нижний Новгород, Россия [email protected]
Получена: 12.04 2015
Spiridonova Marina Ivanovna, Senior Lecturer, Chair of Mathematical and Natural Sciences, Institute of Food Technology and Design - a branch of the STATE budgetary educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics", Nizhny Novgorod city, Russian Federation [email protected]
Received: 12.04 2015
- 185 -