Научная статья на тему 'Педагогический потенциал интерактивных технологий в формировании ключевых компетенций студентов'

Педагогический потенциал интерактивных технологий в формировании ключевых компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В статье дано теоретическое описание актуальности проблемы формирования ключевых компетенций у студентов, в условиях реализации идей стандартов нового поколения; описаны возможности интерактивных методов обучения в развитии ключевых компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал интерактивных технологий в формировании ключевых компетенций студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.05

П.Д.Гаджиева

канд. пед. наук, доцент ДГПУ, г.Махачкала, РФ E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ

КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье дано теоретическое описание актуальности проблемы формирования ключевых компетенций у студентов, в условиях реализации идей стандартов нового поколения; описаны возможности интерактивных методов обучения в развитии ключевых компетенций студентов.

Ключевые слова

Компетенция, ключевые компетенции, интерактивные формы обучения.

В новых условиях, составляя план занятия, формулируя его цель, возникает необходимость формировать у студентов ключевые компетентности, которыми окрашивается личность студента, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Само понятие «ключевые компетенции» (key skills) предопределяет то, что они являются ключом, основанием для других, специальных, предметно-ориентированных. Кроме того, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а так же и личной жизни. В настоящее время не существует единого подхода к трактовке дефиниции «ключевые компетенции» [1].

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, ключевые компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций, так как они имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п. Среди ключевых компетентностей выделяют: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.

Рассмотрение проблемы формирования ключевых компетенций у студентов педагогических вузов вызвано потребностью разрешения противоречий между: необходимостью адаптации содержания высшего образования к конкретным особенностям современной социально-исторической ситуации в России, в частности в области применения компе-тентностного подхода к образованию, и отсутствием четко выработанной стратегии в этой сфере на уровне органов управления образованием; наличием и развитием противоречия между несоответствием требований современного российского и мирового рынков труда и результатами профессиональной подготовки студентов в вузах; готовностью отдельных педагогов решать проблему формирования ключевых компетенций у студентов педагогических специальностей и отсутствием научной и методической основы для ее разрешения преподавателями.

Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Одно из требований к условиям реализации ОПОП ВО бакалавриата. на основе ФГОС нового поколения является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков и компетенций обучающихся. Интерактивные методы обучения -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х

методы, стимулирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах «преподаватель - студент», «студент - студенты», «студент - содержание изучаемого предмета». Интерактивное обучение - «обучение, основанное на взаимодействие». К интерактивным технологиям относятся: игровые технологии, дискуссионные технологии, тренинговые технологии. В рамках интерактивных технологий могут быть использованы разнообразные стратегии и методы обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного и проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии.

Подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины должна быть отражена в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной форме.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания.

Список использованной литературы:

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. - № 4. С. 19 -27.

2. Гаджиева П.Д. Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического вуза// Мир науки, культуры, образования. -30 апреля 2017. - № ( 2 статьи

3. Салманов И.К..Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования// Высшее образование в России. №7.,2013Г.

© Гаджиева П.Д., 2017

УДК 37.05

М.А.Курбанов

ст.препод, декан права ДГПУ, г.Махачкала, РФ E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В данной статье обоснована актуальность совершенствования правового образования учащихся. Описаны возможности инновационного проекта в решении проблемы повышения уровня правосознания и правовой культуры школьников, в повышении квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова Правосознание, правовая культура.

Современная российская школа - это результат заметных перемен, произошедших в системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.