Научная статья на тему 'Проектное обучение как инновационное направление совершенствования правового образования учащихся'

Проектное обучение как инновационное направление совершенствования правового образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанов М.А.

В данной статье обоснована актуальность совершенствования правового образования учащихся. Описаны возможности инновационного проекта в решении проблемы повышения уровня правосознания и правовой культуры школьников, в повышении квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение как инновационное направление совершенствования правового образования учащихся»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х

методы, стимулирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах «преподаватель - студент», «студент - студенты», «студент - содержание изучаемого предмета». Интерактивное обучение - «обучение, основанное на взаимодействие». К интерактивным технологиям относятся: игровые технологии, дискуссионные технологии, тренинговые технологии. В рамках интерактивных технологий могут быть использованы разнообразные стратегии и методы обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного и проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии.

Подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины должна быть отражена в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной форме.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания.

Список использованной литературы:

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. - № 4. С. 19 -27.

2. Гаджиева П.Д. Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического вуза// Мир науки, культуры, образования. -30 апреля 2017. - № ( 2 статьи

3. Салманов И.К..Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования// Высшее образование в России. №7.,2013Г.

© Гаджиева П.Д., 2017

УДК 37.05

М.А.Курбанов

ст.препод, декан права ДГПУ, г.Махачкала, РФ E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В данной статье обоснована актуальность совершенствования правового образования учащихся. Описаны возможности инновационного проекта в решении проблемы повышения уровня правосознания и правовой культуры школьников, в повышении квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова Правосознание, правовая культура.

Современная российская школа - это результат заметных перемен, произошедших в системе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а ее авангард: вряд ли какая-то другая ее подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Тем не менее, до сих пор не до конца решенной остается основная проблема образования: с одной стороны, современному выпускнику для успешной социализации необходим не столько набор знаний, сколько умение их добывать и применять в будущей жизни, т.е. в основу работы школы должна быть положена компетентностная парадигма образования; с другой стороны — во многом методика, технологии, используемые в образовании, остаются на уровнетрадиционной, знаниевой парадигмы.

Попытки уменьшить объем изучаемого материала, сделать знания не самоцелью, а скорее средством обучения в школе предпринимались с середины 90-х годов, но реальное решение данного вопроса связано с разработкой и внедрением в школьную практику ФГОС второго поколения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — следующий этап в коренном преобразовании российской школы. В данном документе обозначено, что «...модернизация - инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Таким образом, в национальной образовательной инициативе сформулирован заказ школе на формирование определенной модели выпускника. Однако мы понимаем, что данная работа не может стать результативной без повышения профессионального уровня учителя, который подразумевает под собой прежде всего формирование профессиональных компетентностей, направленных на создание такой образовательной среды, в которой каждый из участников образовательного процесса получает возможность для саморазвития и самореализации.

Примером подобной работы, направленной, с одной стороны, на приобретение учащимися практикоориентированных знаний, формирование у них ключевых компетентностей и одновременно на совершенствование профессионального уровня педагогов, является разработка и реализация инновационных педагогических проектов. По определению ученых, педагогическая инновация — это «нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов. Для учителей-правоведов подобной проблемой является формирование правосознания учащихся. Поэтому проекты, разработанные по праву можно определить как инновационные педагогические. Они предполагают в качестве результата — получение знаний по праву, в организации процесса — социальную пробу и социальную практику учащихся2, а для педагогов — фактическое повышение квалификации по теории и методике преподавания права в школе.

Актуальность проектов обусловлена следующими факторами: необходимостью формирования правосознания населения в целом и молодежи в частности; возросшим за последнее время вниманием к проблемам соблюдения прав ребенка; значительным удельным весом преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Для разработки проектов одним из необходимых условий является оценка ситуации. Здесь нужно отметить, что до настоящего времени «Право» не является предметом, обязательным для изучения. В соответствии с базисным учебным планом по усмотрению школы можно вести правовое обучение либо в рамках интегрированного курса «Обществознание», либо выделять отдельным предметом наряду с экономикой (последнее касается прежде всего профильной школы). В результате чего правовое образование либо присутствует в образовательном учреждении, либо нет, так как в рамках курса «Обществознание» дать достаточные теоретические и практические знания по праву, необходимые для дальнейшей социализации личности, не представляется возможным. А без такого рода знаний трудно говорить и о формировании правосознания. Таким образом, проблема правового образования решается по-прежнему не на государственном уровне, а в основном за счет энтузиазма отдельных учителей и администраций ряда школ России.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 11/2017 ISSN 2410-700Х_

На основании вышеизложенного можем дать следующую оценку ситуации с правовым образованием школьников: в школах нет специалистов, имеющих высшее юридическое образование (или педагогическое со специализацией по праву), готовых вести школьные курсы права; право как отдельный предмет изучается лишь в единицах школ, в большинстве случаев — входит составной частью в интегрированный курс «Обществознание» и, таким образом, изучается крайне поверхностно, часто — на уровне ознакомления с основами теории государства и права и конституционного права; только в рамках классно-урочной системы 'достижение достаточного уровня правовой культуры выпускников невозможно, а воспитательная работа по праву ведется в большинстве образовательных учреждений спорадически, бессистемно; при выборе профессий будущими абитуриентами многие из них останавливаются на юридических специальностях, хотя не имеют должного представления о работе юристов.

Таким образом, перед реализацией инновационных проектов в школе следует ставить следующие цели и задачи: формирование правосознания и законопослушного поведения школьников на основе изучения основ российского законодательства и организации для них через проекты социальной пробы и социальной практики; профориентация старшеклассников, знакомство их с основными юридическими специальностями; повышение квалификации педагогов в области гражданско-правового образования.

Проектной идеей стало расширение призового образовательного пространства школы (учащихся и педагогов) за счет обеспечения взаимодействия образовательного учреждения и профессионального юридического сообщества

Список использованной литературы:

1.Гаджиева П.Д. Об опыте организации гражданско - правового образования учащихся школы г.Махачкала // Международный научный журнал «Символ науки», УФА, март 2017

2.Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: 2011г.

3. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований// Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: 2010г.

© Курбанов М.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.