Научная статья на тему 'Формирование ИКТ - компетентности будущих учителей права в условиях образовательного пространства педагогического вуза'

Формирование ИКТ - компетентности будущих учителей права в условиях образовательного пространства педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / УЧИТЕЛЬ ПРАВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна

В статье выявлены проблемы формирования ИКТ-компетенций учителя права в условиях модернизации образования. Обоснована значимость ИКТ для повышения эффективности профессиональной подготовки учителя права. Определены требования к предметной составляющей ИКТ компетенции учителя права в условиях реализации новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ИКТ - компетентности будущих учителей права в условиях образовательного пространства педагогического вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации.

2) Коллективные игры: обучающие игры; контролирующие игры; обобщающие игры.

3) Занимательные задачи. Это математические задачи, требующие нестандартного мышления. Такие задачи полезны для развития навыков мышления, повышения интереса к предмету. Осуществляя на уроках межпредметную связь, учитель так же может включить в урок задачи, в которых учащиеся должны показать знания, полученные по другим предметам. Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы, и кроссворды.

4) Работа с интерактивной доской. Интерактивная доска - это игра, с большим диапазоном возможностей. Это игровое пространство, на котором учитель и ученик могут выполнять многочисленные действия.

Таким образом, формирование действия обобщения на уроках математики позволяет соединить теоретические знания и практические действия, что позволяет обучающимся применять разнообразные способы при решении различных классов задач. Исходя из этого, основными направлениями формирования обобщения являются интегрированные задания и обобщающие задачи по изучаемым темам, межпредметные связи, занимательный материал, активные методы обучения, нестандартные задачи.

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

2. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических едениц в обучении математике. [Текст]: кн. для учителя / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

© Внуковская О.А., 2016

УДК 37.01

Гаджиева Патимат Дайитбеговна

канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: krik020304@mail.ru г.Махачкала, РД

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация

В статье выявлены проблемы формирования ИКТ-компетенций учителя права в условиях модернизации образования. Обоснована значимость ИКТ для повышения эффективности профессиональной подготовки учителя права. Определены требования к предметной составляющей ИКТ компетенции учителя права в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Ключевые слова

Компетентность, компетенции, учитель права, профессиональная подготовка, ИКТ-компетентность, компетентностный подход.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения, подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, которая обусловлена переходом к инновационному обществу, основанному на знаниях. И здесь особое значение приобретает формирование у специалистов всех уровней информационно-коммуникативной компетентности.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

учителя». Одни - называя данную компетентность «информационной культурой педагога», считают ее одной из составляющих общей культуры. Другие понимают под ИКТ - совокупность ЗУН, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям, и способность к выполнению педагогической деятельности.

При формировании ИКТ-компетентности специалиста социально-гуманитарного направления можно выделить три аспекта: базовая ИКТ-компетентность, предметно-ориентированная и профессиональная.

Базовая ИКТ - компетентность- определенные знания, умения и опыт, необходимый специалисту для решения образовательных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникационных технологий.

Профессиональная ИКТ- компетентность - профессиональное владение информационными системами прикладного профессионального характера и развитие креативных способностей, позволяющих создавать новые интеллектуальные продукты.

Анализ нормативных документов, реальной образовательной практики в педагогических вузах показал, что существующая профессиональная подготовка будущего учителя права не соответствуют современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Она пока ориентирована на формирование уровня тривиальной компьютерной грамотности и готовности будущего педагога к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности. [7, с.35]

Между тем от информационно-компьютерной компетентности специалистов в области образования во многом зависит успех информатизации и компьютеризации учебного процесса. Учителей, способных качественно обучать детей основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, и формировать их информационно-компьютерную культуру, необходимо специально готовить.

ИКТ в педагогическом вузе имеют свою специфику, т.к выступают не только в качестве объекта изучения, но и как инструмент предметной и педагогической деятельности, и как средство учебно-методического обеспечения учебного процесса в школе. [5, с. 30]В процессе изучения правовых курсов формирование профессиональной компетентности в области ИКТ у будущего учителя права, возможно, осуществлять: на основе последовательного превращения учебной деятельности студента в квазипрофессиональную деятельность. С этой целью компьютер необходимо использовать в качестве инструмента этой деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности специалиста социально-гуманитарного направления можно представить в виде трех этапов: базовый - средняя школа, формируются навыки применения информатики и ИКТ в деятельности школьника и решении несложных бытовых и учебных задач; общий - 1-2-й курсы вуза, формируются навыки использования ИКТ для решения прикладных студенческих задач и подготовки к профессиональной деятельности; профессиональный - 3-5-й курсы вуза, формируются навыки решения профессиональных задач с использованием ИКТ в рамках будущей профессиональной деятельности.

Полностью задача подготовки будущего учителя-права к применению в школьном курсе права и обществознания информационных технологий может быть решена в ходе изучения курсов: «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Практикум по электронному и компьютерному офису», «Статистическая обработка результатов педагогических исследований», «Методика обучения праву», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Интерактивные формы обучения». \

Таким образом, из вышесказанного можно отметить, что формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент - будущий учитель, становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, профессиональных, социальных или глобальных проблем.

Список использованной литературы:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: 2009.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: 2011.

4. Горохова Р.И. Проблемы формирование ИКТ компетентности будущего учителя. - МГПИ, 2010.

© Гаджиева П.Д., 2016

УДК 372.851

Глухова Ольга Юрьевна

канд. педагог. наук, доцент КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: olgla491@mail.ru Нисова Виктория Валерьевна магистр 2 курса КемГУ г. Кемерово, РФ E-mail: vikanisova@mail.ru

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРС ДЛЯ КЛАССОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ «УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ»

Аннотация

Разработка элективных курсов для классов с углубленным изучением математики строится на основе вариативности и учитывает готовность обучающихся воспринимать новую структурированную информацию по дополнительным вопросам курса математики.

Ключевые слова Элективные курсы, углубленное изучение математики.

Разработка элективного курса и электронного пособия по теме «Уравнения и неравенства с параметрами» ставит перед учителем множество сложных задач: изучение особенностей обучения учащихся профильных классов и вопросов связанных с элективными курсами в процессе обучения; разработка тематического планирования по программе элективного курса; составление сборника задач по теме элективного курса; создание электронного пособия, как для школьников, так и для преподавателей.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более точно учитывать интересы, склонности, способности учащегося, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [1, с. 3-12].

Элективные курсы - обязательные курсы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения [2, с. 75-79].

Выбор тематики и разработка программы элективного курса были обоснованы потребностью подготовки учащихся старших классов к итоговой аттестации по математике и особенностью общеобразовательной программы. Элективный курс «Уравнения и неравенства с параметрами» разработан и реализуется на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Кемерово. Данный курс рассчитан на 68 часов. Основной целью данного курса является успешная сдача профильного экзамена в форме ЕГЭ.

Для организации работы элективного курса используются следующие формы организации занятий: лекции, беседы, дискуссии, групповые соревнования, игры, индивидуальные консультации, теоретические практикумы по решению задач, практическая и исследовательская работа в группах и индивидуально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.