_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.05
П.Д.Гаджиева
канд. пед. наук, доцент ДГПУ, г.Махачкала, РФ E-mail: [email protected]
ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ г.МАХАЧКАЛА
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы гражданско - правового образования учащихся в современных условиях; обоснованы возможности правовых курсов в формировании гражданской позиции и правосознания школьников.
Ключевые слова
Гражданско - правовое образование, правосознание, правовая культура, правомерное поведение.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие гражданско-правового образования.
В ходе начавшейся реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. Объем правового блока значительно сократился. Темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществознания [1, c.45] .
Актуальность разработки соответствующего современным образовательным целям гражданско-правового курса и возвращения его в школу, как самостоятельного учебного предмета, объясняется рядом причин: правовая система России претерпела значительные изменения; в стране продолжается правовая реформа, утверждаются гражданско-правовые демократические принципы; в обществе растет практический интерес к праву и правовым институтам, укрепляется новое отношение к праву, право приобретает конкретные черты и значение для каждого; на уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на гражданско-правовую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.
На сегодняшний день выделилось два основных подхода к гражданско-правовому образованию: первый из них связан с сознанием граждановедческих курсов, второй предполагает сохранение сложившейся в девяностые годы практики преподавания основ гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществознания. Праву и граждановедению в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Эти дисциплины предоставляют уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяют не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Необходимо отметить и значительный воспитательный потенциал правовых курсов.
С учетом целей образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании», понятие и цели гражданско-правового образования в школе можно сформулировать следующим образом: под гражданско-правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих курсов, направленных на создание условий для формирования у детей: уважения к праву, государству; собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностей общества; гражданской позиции; знаний, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности; знаний, обеспечивающих понимание ребенком не только своих прав, а также и обязанностей [2, с.23].
Таким образом, гражданско-правовое образование рассматривается как условие формирования
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 2410-700Х
индивидуальных особенностей, получение знаний и навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных курсов. При этом общие образовательные цели должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя, общую логику возрастного развития. В то же время эти цели должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих граждановедческих и правовых курсов.
В настоящее время в контексте общегуманитарного образования, внедряются новые активные технологии и методики преподавания правовых курсов. Гражданско-правовой блок в школе-центре образования № 51 г. Махачкалы представляет систему непрерывного правового образования с 5 по 11 класс:
Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора создает условия для личностного самоопределения. Необходимость действовать с учетом позиций других людей, с учетом правовых норм становится важным условием формирования гражданской позиции ребенка. Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму правовой нормы - уникальное умение, возникающее и развивающееся именно в сфере права.
Достижение целей гражданско-правового образования может быть обеспеченно в рамках образовательной системы, основывающейся на единстве: учебных курсов, программ, учебно-методических материалом, обеспечивающих получение знаний в области права; системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт практической деятельности в области права; уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение знаний, навыков в области права.
Таким образом, в профильных (с правовым уклоном) школах г. Махачкалы создана успешно функционирует система гражданско-правового образования учащихся.
Список использованной литературы:
1.Гаджиева П.Д.Концептуальные положения развития правового образования учащихся в условиях модернизации школы.Ж.Право и образование. №1 2012г.
2.Суворова Н.Г. О гражданско - правовом образовании подрастающего поколения. Ж. Право в школе №7, 2011 г.
3.Тубельский А.Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие. - М., 2001.
© Гаджиева П.Д., 2017
УДК 9
Дурандина Татьяна Сергеевна
студент ННГУ им. Лобачевского г. Нижний Новгород, РФ E-mail:[email protected]
ФЛОТОВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО
СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА
Аннотация
В статье рассматривается флотоводческая деятельность Николая Герасимовича Кузнецова на высших военных постах. Представлены и описаны мероприятия, направленные на повышение роли флота СССР в мире.
Ключевые слова Н.Г. Кузнецов, Адмирал Флота, флот, Нарком ВМФ.
Будущий адмирал флота родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки (ныне Котласского района