Научная статья на тему 'Об опыте организации гражданско - правового образования учащихся школы г. Махачкала'

Об опыте организации гражданско - правового образования учащихся школы г. Махачкала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В статье рассмотрены актуальные вопросы гражданско правового образования учащихся в современных условиях; обоснованы возможности правовых курсов в формировании гражданской позиции и правосознания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации гражданско - правового образования учащихся школы г. Махачкала»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.05

П.Д.Гаджиева

канд. пед. наук, доцент ДГПУ, г.Махачкала, РФ E-mail: krik020304@mail.ru

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ г.МАХАЧКАЛА

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы гражданско - правового образования учащихся в современных условиях; обоснованы возможности правовых курсов в формировании гражданской позиции и правосознания школьников.

Ключевые слова

Гражданско - правовое образование, правосознание, правовая культура, правомерное поведение.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие гражданско-правового образования.

В ходе начавшейся реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. Объем правового блока значительно сократился. Темы правового характера, главным образом из сферы конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществознания [1, c.45] .

Актуальность разработки соответствующего современным образовательным целям гражданско-правового курса и возвращения его в школу, как самостоятельного учебного предмета, объясняется рядом причин: правовая система России претерпела значительные изменения; в стране продолжается правовая реформа, утверждаются гражданско-правовые демократические принципы; в обществе растет практический интерес к праву и правовым институтам, укрепляется новое отношение к праву, право приобретает конкретные черты и значение для каждого; на уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на гражданско-правовую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.

На сегодняшний день выделилось два основных подхода к гражданско-правовому образованию: первый из них связан с сознанием граждановедческих курсов, второй предполагает сохранение сложившейся в девяностые годы практики преподавания основ гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществознания. Праву и граждановедению в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Эти дисциплины предоставляют уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяют не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Необходимо отметить и значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

С учетом целей образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании», понятие и цели гражданско-правового образования в школе можно сформулировать следующим образом: под гражданско-правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих курсов, направленных на создание условий для формирования у детей: уважения к праву, государству; собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностей общества; гражданской позиции; знаний, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности; знаний, обеспечивающих понимание ребенком не только своих прав, а также и обязанностей [2, с.23].

Таким образом, гражданско-правовое образование рассматривается как условие формирования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 2410-700Х

индивидуальных особенностей, получение знаний и навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных курсов. При этом общие образовательные цели должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя, общую логику возрастного развития. В то же время эти цели должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих граждановедческих и правовых курсов.

В настоящее время в контексте общегуманитарного образования, внедряются новые активные технологии и методики преподавания правовых курсов. Гражданско-правовой блок в школе-центре образования № 51 г. Махачкалы представляет систему непрерывного правового образования с 5 по 11 класс:

Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора создает условия для личностного самоопределения. Необходимость действовать с учетом позиций других людей, с учетом правовых норм становится важным условием формирования гражданской позиции ребенка. Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму правовой нормы - уникальное умение, возникающее и развивающееся именно в сфере права.

Достижение целей гражданско-правового образования может быть обеспеченно в рамках образовательной системы, основывающейся на единстве: учебных курсов, программ, учебно-методических материалом, обеспечивающих получение знаний в области права; системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт практической деятельности в области права; уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение знаний, навыков в области права.

Таким образом, в профильных (с правовым уклоном) школах г. Махачкалы создана успешно функционирует система гражданско-правового образования учащихся.

Список использованной литературы:

1.Гаджиева П.Д.Концептуальные положения развития правового образования учащихся в условиях модернизации школы.Ж.Право и образование. №1 2012г.

2.Суворова Н.Г. О гражданско - правовом образовании подрастающего поколения. Ж. Право в школе №7, 2011 г.

3.Тубельский А.Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие. - М., 2001.

© Гаджиева П.Д., 2017

УДК 9

Дурандина Татьяна Сергеевна

студент ННГУ им. Лобачевского г. Нижний Новгород, РФ E-mail:1durandina2@mail.ru

ФЛОТОВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО

СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА

Аннотация

В статье рассматривается флотоводческая деятельность Николая Герасимовича Кузнецова на высших военных постах. Представлены и описаны мероприятия, направленные на повышение роли флота СССР в мире.

Ключевые слова Н.Г. Кузнецов, Адмирал Флота, флот, Нарком ВМФ.

Будущий адмирал флота родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки (ныне Котласского района

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.