Научная статья на тему 'Историко-педагогические основы гражданско-правового воспитания учащейся молодёжи'

Историко-педагогические основы гражданско-правового воспитания учащейся молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CIVIL LAW EDUCATION / LEGAL EDUCATION / CITIZENSHIP / LEGAL CULTURE / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д., Раджабова Р.В.

В статье рассмотрены актуальные вопросы гражданско-правового образования и воспитания в современных условиях развивающегося правового государства и гражданского общества; проанализирована практическая деятельность общеобразовательных организаций на примере профильной школы с правовым уклоном по формированию правосознания, правовой культуры и правомерного поведения у учащейся молодёжи. В статье показано, что под гражданско-правовым воспитанием надо понимать систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF CIVIL AND LEGAL EDUCATION OF LEARNING YOUTH

The article deals with topical issues of civil law education and upbringing in the modern conditions of a developing rule of law state and civil society. It analyzes the practical activities of general educational organizations, on the example of a profile school with a legal slant, on the formation of legal awareness, legal culture and legitimate behavior among students. The article shows that under the civil law system one has to understand the educational upbringing and educational activities aimed at helping students respect for law; one’s own intentions and performances based on modern legal society’s values; a legal culture based on basic legal literacy; competencies, sufficient to protect the rights, freedoms and interests of the individual; positive experiences in socio-legal sphere.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические основы гражданско-правового воспитания учащейся молодёжи»

имеющих социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [3].

На вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем состояния своего здоровья?» ответы студентов распределились следующим образом: только шестая часть (15,8%) респондентов специальной медицинской группы ответили «Да, вполне», тогда как большая часть (63,8%) студентов основной группы ответила положительно на данный вопрос; каждый третий (32,8%)студент специальной медицинской группы скорее удовлетворен, чем нет, в сравнении с 24,7% студентами основной группы; вопрос «Затрудняюсь ответить» выбрали четверть респондентов специальной медицинской группы (26,5%) и 5,8% студентов основного отделения; «Скорее не удовлетворены» - 15,8% студентов специальной медицинской группы в сравнении с 3,8% студентов основной группы; и вариант «Нет, совсем не удовлетворен» был отмечен 9,1% опрошенных специальной медицинской группой в сравнении 1,9% студентов основной группы.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что при сопоставлении данных категорий студентов (специальной медицинской и основной учебной групп) наблюдается значительная разница уровня удовлетворенности состояния их здоровья. А именно, большая часть студентов специальной медицинской группы отмечала варианты «Трудно сказать», «Нет, совсем не удовлетворен», «Скорее удовлетворен, чем нет» в то время, как студенты основной учебной группы выбирали ответ «Да, вполне удовлетворен» и «Скорее да, чем нет».

Здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности: искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда и отдыха, питания и др., хотя все они отражают те или иные его стороны.

Студентам было предложено оценить свои действия, соответствующие основам здорового образа жизни по пятибалльной шкале. Полученные результаты свидетельствуют о значительной разнице в ответах между студентами основной учебной группы и специальной медицинской группы. Сравнивая ответы двух рассматриваемых групп, мы увидели следующее: 4,8% студентов специальной медицинской группы оценили свои действия на «1» балл, но никто из респондентов основной учебной группы не дал такую оценку; «2» балла - 9,4% студентов специальной медицинской группы в сравнении со студентами основной группы - 1,8%; на «3» балла - 48,8% специально медицинская группа, основная группа - 8% студентов; на «4» балла - 33,8% специальная медицинская группа в сравнении со студентами основной группы 75,8%; на «5» баллов -3,2% специальная медицинская группа, против 14,4% основной группы.

Библиографический список

Также анализ тестирования указывает на тенденцию ежегодного снижения двигательной активности студентов. Так, на 1-ом курсе активно тренируются в спортивных секциях университета и самостоятельно занимаются физкультурой 75% студентов, на 2-ом - 41%, на 3-ем - 20%. Объясняется это: повышением объема учебной нагрузки, необходимостью самостоятельно зарабатывать средства к существованию.

Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. На наш взгляд, показателем личного успеха должно стать здоровье человека, а не количество заработанных им денег И если у молодёжи появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут и разрешаться такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность [4].

Современные социальные реалии требуют качественного осмысления места и роли здоровья в системе ценностей, анализа ценностных ориентаций и жизненных практик студенческой молодёжи, как фактора социальных изменений. Исследования социальных установок молодёжи на здоровый образ жизни требуют учитывать неоднородность данной страты, включающей в себя группы со своеобразной структурой мотивации. Такой взгляд на проблему откроет возможности для более глубокого осмысления наиболее значимых детерминант различий и сходств в повседневном поведении данной социальной группы, а это в свою очередь, может отразиться на социальном статусе.

Специфическая особенность социального статуса студенчества, его устремленность в будущее обуславливает особую его социальную значимость. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала, тем самым осуществляя, как развитие молодёжи, так и общества в целом [5].

В результате проведенного исследования была установлена связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студенческой молодёжи. Эту связь мы наблюдали при сравнивании студентов специальной медицинской группы со студентами основной учебной группы. Также реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью и соблюдение основ здорового образа жизни вне университета, занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. Тем самым уровень удовлетворенности состоянием здоровья студентов основной учебной группы, значительно выше, что в свою очередь, повышает самооценку социального статуса и является немаловажным для молодых людей.

1. Железняков А.Г, Панкратьева О.В. Основы здорового образа жизни студентов. Актуальные вопросы инновационного развития агропромышленного комплекса. Материалы Международной научно-практической конференции. Курск. ГСХа, 2016: 115 - 119.

2. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Москва: КНОРУС, 2012.

3. Чешихина В.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи в современном российском обществе. Вестник социальной работы. 2015; 1: 90 - 95.

4. Тарасенко И.Р, Марченко А.А., Тарасов П.В. Научно-практические аспекты организации физического воспитания студентов на основе элективных курсов. Вестник АПК Стаераполья. 2014; 3(15): 332 - 335.

5. Кувалдин В.А. Модель формирования качества жизни и образовательной деятельности студентов ВУЗа. Агропродовольстеенная политика России. 2014; 12: 16. References

1. Zheleznyakov A.G., Pankrat'eva O.V. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studentov. Aktual'nye voprosy innovacionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Kursk. GSHA, 2016: 115 - 119.

2. Vilenskij M.Ya. Fizicheskaya kul'tura izdorovyj obraz zhizni studenta. Moskva: KNORUS, 2012.

3. Cheshihina V.V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve. Vestnik social'nojraboty. 2015; 1: 90 - 95.

4. Tarasenko I.R., Marchenko A.A., Tarasov P.V. Nauchno-prakticheskie aspekty organizacii fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove 'elektivnyh kursov. Vestnik APK Stavrapol'ya. 2014; 3(15): 332 - 335.

5. Kuvaldin V.A. Model' formirovaniya kachestva zhizni i obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov VUZa. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2014; 12: 16.

Статья поступила е редакцию 21.11.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Rajabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF CIVIL AND LEGAL EDUCATION OF LEARNING YOUTH. The article deals with topical issues of civil law education and upbringing in the modern conditions of a developing rule of law state and civil society. It analyzes the practical activities of general educational organizations, on the example of a profile school with a legal slant, on the formation of legal awareness, legal culture and legitimate behavior among students. The article shows that under the civil law system one has to understand the educational upbringing and educational activities aimed at helping students respect for law; one's own intentions and performances based on modern legal society's values; a legal culture based on basic legal literacy; competencies, sufficient to protect the rights, freedoms and interests of the individual; positive experiences in socio-legal sphere.

Key words: civil law education, legal education, citizenship, legal culture, legal education.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

Р.В. Раджабова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

В статье рассмотрены актуальные вопросы гражданско-правового образования и воспитания в современных условиях развивающегося правового государства и гражданского общества; проанализирована практическая деятельность общеобразовательных организаций на примере профильной школы с правовым уклоном по формированию правосознания, правовой культуры и правомерного поведения у учащейся молодёжи. В статье показано, что под гражданско-правовым воспитанием надо понимать систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Ключевые слова: гражданско-правовое образование, правовое воспитание, гражданская позиция, правовая культура, правовое просвещение.

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы.

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся - это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности [1].

В процессе работы общеобразовательных организаций, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры учащихся, должны решаться следующие задачи:

- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

- формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, развитие познавательных интересов, потребностей в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.

- формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.

- формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении и воспитание уважения к своему народу, к труду, толерантность;

- формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого человека на жизнь [2].

Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма [3 - 5].

Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Всегда волнует вопрос не только кем станут учащиеся, а главное - какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс

Библиографический список

высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.

Анализ практической работы профильной школы №51 г. Махачкала показывает, что гражданско-правовое образование включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное общее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребёнка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника, которое помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.

Вторая ступень (основное общее образование) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания, истории, права, которые позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, помогают успешно ориентироваться в социальной реальности. На этих уроках подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника), усваивают идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

Таким образом, под гражданско-правовым воспитанием мы понимаем систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

1. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Москва: Глобус, 2006.

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа. Начальная школа. 2011;11: 68 - 71.

3. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников. Воспитание школьников. 2009; 7; 21 - 24.

4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста. Москва, 2004.

5. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий. Волгоград: Учитель, 2006. References

1. Abramova S.V. Sistema grazhdanskogo obrazovaniya shkol'nikov: vospitanie grazhdanskoj akíivnosti, social'no-pravovoe proektirovanie, izuchenie gumanitarnogo prava. Moskva: Globus, 2006.

2. Averina N.G. O duhovno-nravstvennom vospitanii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. Nachal'naya shkola. 2011;11: 68 - 71.

3. Bykov A.K. Sobytijnyj podhod v patrioticheskom vospitanii shkol'nikov. Vospitanie shkol'nikov. 2009; 7; 21 - 24.

4. Mahaneva M.D. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie detej mladshego vozrasta. Moskva, 2004.

5. Pashkovich I.A. Patrioticheskoe vospitanie: sistema raboty, planirovanie, konspekty urokov, razrabotka zanyatij. Volgograd: Uchitel', 2006.

Статья поступила в редакцию 20.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.