Научная статья на тему 'К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников'

К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1320
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖЕЛАНИЙ / SCHOOLCHILDREN / DEVELOPMENT OF VALUES / MORAL VALUES / VALUE SELF-CONCEPT / DIRECTION OF DESIRES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодкова О. Г., Малохвей С. М.

В статье приводятся данные современных исследований в области психологии ценностей, которые показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону материально обеспеченной жизни, развлечений. Авторы обсуждают современные проблемы нравственного развития младших школьников, исследуют уровень актуального развития нравственных ценностей учащихся первых классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES OF CHILDREN IN ELEMENTARY SCHOOL

In this research the data on modern investigation in the sphere of psychology of values is presented. It shows that the main tendency among children in the choice of values is the choice of material-oriented values in life and entertainment. The authors discuss the modern problems of the development of values of schoolchildren and study the level of actual development of moral values in firstgraders.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников»

9. Чухрова, М.Г. Процесс адаптации лиц с наркотической зависимостью в реабилитационном центре в связи с принятием или отвержением религии / М.Г. Чухрова, И.Э. Соколовская, И.С. Карпова, С.В. Пронин, Н.В. Рыбальчук, В.Э. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43).

Bibliography

Bibliograficheskiyj spisok

1. Malkina-Pihkh, I.G. Gendernaya terapiya: spravochnik prakticheskogo psikhologa. - M., 2006.

2. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / pod red. B.G. Metheryakova, V.P. Zinchenko. - SPb.; M., 2003.

3. Boljshunova, N.Ya. Problema kharaktera: tradicii i sovremennostj: monografiya. Novosibirsk, 2011.

4. Boljshunova, N.Ya. Razvitie kharaktera v detskom i yunosheskom vozraste // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 5.

5. Boljshunova, N.Ya. Kharakter kak edinstvo telesnogo, dushevnogo i dukhovnogo // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 1.

6. Sokolovskaya, I.Eh. Religioznaya identichnostj v strukture lichnosti i ee svyazj s processami socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).

7. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. - Samara, 2004.

8. Dvoyjnin, A.M. Smihslozhiznennihe orientacii religioznoyj lichnosti // Vestnik PSTGU. Pedagogika. Psikhologiya. IV:3 (22). - M. - 2011.

9. Chukhrova, M.G. Process adaptacii lic s narkoticheskoyj zavisimostjyu v reabilitacionnom centre v svyazi s prinyatiem ili otverzheniem religii / M.G. Chukhrova, I.Eh. Sokolovskaya, I.S. Karpova, S.V. Pronin, N.V. Rihbaljchuk, V.Eh. Ivanova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).

Статья поступила в редакцию 18.07.14

УДК 159.9 : 37.015.3

Kholodkova O.G., MalokhveiS.M. THE RESEARCH OF THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES OF CHILDREN IN ELEMENTARY SCHOOL. In this research the data on modern investigation in the sphere of psychology of values is presented. It shows that the main tendency among children in the choice of values is the choice of material-oriented values in life and entertainment. The authors discuss the modern problems of the development of values of schoolchildren and study the level of actual development of moral values in firstgraders.

Key words: schoolchildren, development of values, moral values, value self-concept, direction of desires.

О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; С.М. Малохвей, педагог-психолог Детского оздоровительно-образовательного центра «Гармония», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье приводятся данные современных исследований в области психологии ценностей, которые показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону материально обеспеченной жизни, развлечений. Авторы обсуждают современные проблемы нравственного развития младших школьников, исследуют уровень актуального развития нравственных ценностей учащихся первых классов.

Ключевые слова: младший школьный возраст, нравственное развитие, нравственные ценности, ценностное отношение, направленность желаний.

Современные исследования в области психологии ценностей показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону материально обеспеченной жизни, развлечений, а такие нравственные позиции, как совершенствование духовных качеств, красота природы, искусство, как правило, ставятся подрастающим поколением на последние места [1, с. 85].

Налицо негативное отношение и оторванность молодого поколения от ценностей и традиций предшествующих поколений. Таким образом, сегодня одной из главных задач школьного образования является сохранение и совершенствование индивидуально-личностных качеств подрастающего члена общества, а так же формирование адекватного, разумного взгляда на жизнь, иерархию ценностей. В связи с этим, воспитание ребёнка школьного возраста как высококультурной нравственной личности, обладающей активной моральной гражданской позицией, стремлением к самореализации, носят не просто актуальный, но и социально-значимый характер.

Несмотря на достаточно обширное поле научных изысканий в сфере нравственности, ее генезиса и особенностей становления, проблемы нравственного развития не теряют своей актуальности. К. Гиллиган [2] считает, что нравственное развитие детей не предсказуемо и не может укладываться в жесткие рамки стадий - оно зависит от многих факторов, среди которых доминируют культурные. Изменения в социально-культурном аспекте развития общества влекут изменения и в представлениях общественности на моральное и нравственное развитие, а это, в свою очередь, стимулирует научные исследования в этом плане.

В отечественной психологии в рамках личностного и дея-тельностного подходов феномен нравственности рассматривается с точки зрения ее социальной и культурно-исторической обусловленности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Бо-жович и др.). В русле самостоятельных исследований изучаются различные аспекты нравственности: когнитивный компонент нравственного сознания личности (Г.М. Шакирова, Г.Е. Залесский, М.И. Боришевский, В.Э. Чудновский); эмоциональный компонент нравственного сознания личности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов); нравственные ценности, нравственные качества (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Р.В. Петропавловский); нравственное сознание (А.И. Раев, О.С. Богданова, Н.А. Менчинская); нравственное поведение, нравственное развитие личности (М.Г. Яновская, А.Г. Ковалев, А.А. Запорожец, В.М. Прошкина, П.М. Якобсон, К.К. Платонов, С.Г. Якобсон, П.А. Рудик, Б.И. Додонов). В рамках системного подхода нравственность рассматривается как интегративное личностное образование (Л.Н. Антилогова, Е.Е. Соловцова).

В зарубежной психологии в рамках трех основных психологических направлений проводится исследование генезиса, механизмов, факторов и средств формирования нравственного сознания, нравственны х чувс тв и поведения личности. В психоаналитическом направлении основной акцент ставится на изучении развития внутрипсихических нравственных инстанций, усвоении нравственных норм, которое осуществляется через преодоление и разрешение конфликта между влечением и долгом (З. Фрейд, М. Кляйн, А. Фрейд, Э. Фромм, Р. Шафер, Р.М. Левенштейн, Э. Якобсон, О.Ф. Кернберг и др.); в рамках бихевиористического направления исследуется фор-

мирование нравственного поведения как результата социального научения через модели, а также через различные виды подкрепления (Г. Айзенк, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Д. Рот-тер); в когнитивном направлении разработана теория развития морального сознания; установлена связь когнитивных структур и нравственного развития; выявлена зависимость моральной регуляции поведения от сформированности нравственных убеждений, особенностей личности и способности к самостоятельному нравственному выбору (Ж. Пиаже, Э. Туриэль, Д. Реет, Р.С. Джонсон, Л. Кольберг и М. Блатт).

Изучение младшего школьного возраста с точки зрения возможности возникновения в нем предпосылок развития нравственных ценностей и устойчивого нравственного поведения привело нас к выводу, что становление устойчивых форм нравственного поведения ребенка этого возраста обусловлено не только формированием нравственных образцов и идеалов, но и закрепившейся системой отношений ребенка с окружающей действительностью [3].

Влияние школы на формирование нравственных ценностей личности определяется как особенностями организации учеб-ного процесса, так и возрастной спецификой отношений с учителями и сверстниками. Однако в настоящее время конкретные закономер-ности и специфика их влияния на развитие ценностно-смысловой сферы изучены недостаточно. Личность учителя продолжает оставаться одним из важных факторов развития системы ценностей учащихся вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса. В отличие от подростков, дети младшего школьного возраста в большей степени ориентируются на ценности, транслируемые взрослыми, в частности, учителем. Для подростков же, по мнению И.С. Кона, существенными для социализации являются следующие специфические функции общения сверстников: передача инфор-мации, совместная деятельность, осуществление эмоционального контакта [4, с. 87]. В целом, существуют противоположные точки зрения относительно пре-имуществен-ного влияния учителей или сверстников на формирование цен-ностных ориентации школьника. Мы разделяем мнение с П. Массена и соавторов о том, что «дети действительно узнают нравственные правила и ценности от взрослых, но сверстники помогают им оце-нить и истолковать на своем уровне понимания полученную информацию» [5, с. 163].

Для нравственного становления младшего школьника первостепенное значение имеет целенаправленная организация его жизни с одновременной опорой на отношения, сознание и деятельность ребенка. Объясняется это тем, что уже в дошкольном возрасте образуются связи между аффективной, поведенческой и когнитивной сторонами развивающейся личности ребенка. Своеобразие и индивидуальные особенности этих связей во многом определяются тем, как организована жизнедеятельность ребенка не только в данной конкретной среде, но и в каждом отдельном случае.

Младший школьный возраст в нравственном развитии ребенка отмечается как переходный, «взятый в границах двух кризисов» [6]. Он требует особого внимания со стороны взрослых, которые могут и должны создать необходимые условия для становления устойчивых нравственных форм поведения.

Среди таких условий Г. К. Узбекова [7] выделяет как необходимые уже в старшем дошкольном возрасте, следующие:

1. Наличие положительного эмоционального отношения детей к близкому или взрослому, в реальных отношениях с которым ребенок, прежде всего на эмоциональном уровне, усваивает основы должного отношения к людям, т.е. идентифицируется с ним.

2. Обязательное и своевременное подкрепление эмоционально-положительного отношения ребенка ко взрослому, к совместной с ним деятельности, которая затем под руководством взрослого перерастает в самостоятельную деятельность, актами сознания, когда действия ребенка оцениваются с точки зрения их пользы или вреда, т.е. с точки зрения их последствий для самого ребенка и окружающих его людей. Так происходит создание, формирование нравственных мотивов поступков ребенка, связь самооценки ребенка с собственной деятельностью, во всех случаях связанной с другими людьми.

3. Становящаяся привычной для развивающейся личности ориентация в собственной деятельности на других, связанная с положительным отношением к окружающим людям, к деятельности и к самому себе.

Нравственные ценности в младшем школьном возрасте определяют смысл целенаправленной деятельности, саморегуляцию поведения и деятельности, регулируют взаимодействие с окружающим миром. Нравственные ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, состояние социальных связей, содержание идей [8].

Активное развитие нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, которые ведут за собой формирование устойчивого нравственного поведения, обусловлено периодом активных изменений в личности 7-10-летних детей (самоконтроль и саморегуляция собственной деятельности, способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане, рефлексия своих собственных психических явлений). Эти личностные новообразования, которые появляются в младшем школьном возрасте и представляют собой единый комплекс свойств и качеств личности, приводящий к изменениям в сознании, являются основой формирования в целом ценностно-смысловой сферы [9, с. 157].

Этот период можно назвать «зоной ближайшего развития» в плане становления процесса нравственного самосовершенствования. Существует уровень актуального нравственного развития личности, то есть те качественные характеристики личности, которые присутствуют в данный момент. Наряду с этим, личность обладает потенциальными возможностями своего развития, теми личностными новообразованиями, которые естественно появляются в онтогенезе, и теми, появление которых зависит от активности самой личности и от ее социального окружения. Значит, мы правомерно можем говорить и о созревающих качественных характеристиках личности, которые находятся в зоне ближайшего развития и могут быть актуализированы в специально созданных условиях под руководством взрослого [10]. В данном исследовании нам представляется интересным рассмотреть уровень актуального развития и специфику нравственных ценностей ребенка на начало младшего школьного возраста, на протяжении первого года обучения в школе. Можно предполагать, что на протяжении этого этапа младшего школьного возраста, под влиянием формирующейся учебной деятельности, происходят изменения в иерархии нравственных ценностей первоклассников. В исследовании принимали участие 90 учащихся первых классов.

Нами изучался уровень развития таких нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста, как:

1. Ценность отношений с родными и близкими людьми.

2. Гармоничное взаимодействие и сотрудничество с учителем.

3. Стремление к гармоничному общению и взаимодействию в больших группах детей.

4. Удовлетворенность ребенком своим положением в обществе, качественная оценка этой удовлетворенности.

Для исследования вышеперечисленных ценностей были использованы следующие методики: детская проективная методика Рене Жиля, методика «Цветик - семицветик», проективная методика «Школа зверей» и вариант методики незаконченных предложений.

Проективная методика Рене Жиля [11] выявляет особенности отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), применяется для определения референтной группы испытуемого. Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым). В нашем исследовании прежде всего учитывались характеристики ценностных отношений ребенка к родителям и учителю.

Методика «Цветик - семицветик» направлена на диагностику желаний детей, выявление ценностей материального и духовно-нравственного порядка. Диагностируется направленность желаний на себя, на других людей, тем самым определяется доминирующие нравственные ценности младших школьников.

Проективная методика «Школа зверей» [12] направлена на изучение ценностного отношения детей к учителю, а ее результаты представляют собой количественную и качествен-

ную интерпретацию детьми рисунка школы, в которой учатся животные.

Использованная в нашем исследовании методика «Неоконченные предложения» является модификацией варианта Saks-Sidney [13]. Он состоит из 20 незавершенных предложений, сгруппированных в 2 группы по 10 предложений; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека: к самому себе, к другим людям и т.д. В данном случае нас интересовал аспект ценностного отношения младших школьников к сверстникам.

Результаты диагностики показали следующее.

По данным теста Рене Жиля для 74% первоклассников нравственно значимым показателем является только отношение с родными и близкими людьми. Ценностное отношение к учителю выявлено лишь у 11% детей, что является важным показателем, который противоречит имеющимся научным данным. Ценность общения в больших группах детей и построению в них гармоничного взаимодействия обозначили 14% детей.

Основываясь на этих данных, можно сделать вывод, что для детей первого класса нравственно ценным и значимым является взаимодействие с родными и близкими людьми, это говорит о привязанности детей к своим родным. Малоценным для детей является общение с учителем и большими группами детей, что говорит о слабой школьной мотивации и сложной адаптации первоклассников.

При интерпретации результатов методики «Цветик-семицветик» определялась направленность желаний детей, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), а также желаний, относящихся к школе. Также выявлялись широкие «общечеловеческие» ценности («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Нашли все полезные ископаемые» и пр.).

Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний «для других» свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания «для себя» полностью отс утс твуют.

Наиболее часто здесь встречались ответы о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.

Ответ «не знаю» являлся неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии детской рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.

Определяется степень «протяженности» желаний во времени через интерпретацию модальности высказывания «Я хочу», «Я хотел бы».

Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание», является неблагоприятным симптомом.

При обработке результатов основными ценностями у детей были отмечены следующие: материальные ценности, обеспечивающие удовлетворение собственных желаний и желаний близких, нравственные ценности для удовлетворения окружающих, также были выявлены испытуемые с неБиблиографический список

сформированными или неустойчивыми ценностями.

В частности, 39% детей обозначили приоритетным материальные ценности для родных и близких людей; 38% детей обозначили важным материальные ценности для себя, получение дорогих подарков; для 12% первоклассников характерна слабость личных желаний, ответы были основаны на минимальных потребностях. Только 11% детей выделили в качестве значимых для них нравственные ценности для себя и своего окружения.

Таким образом, можно сделать вывод, что для первоклассников важными и ценными представляются материальные блага в сравнении с нравственными ценностями для окружающих их людей - семьи, классного коллектива, друзей и т.д. Такие дети предпочитают удовлетворение собственных потребностей и игнорируют нравственный компонент построения взаимоотношений с социальным обществом. У части детей была отмечена несформированность ценностных ори-ентаций, дети затруднялись выделить и расставить приоритеты в наиболее ценных позициях их жизни.

При анализе результатов проективной методики «Школа зверей» нас интересовали такие нравственно значимые параметры, как: удовлетворенность ребенком своим положением в обществе, благоприятное взаимодействие с учителем.

В ходе исследования были получены следующие результаты: своим положением в коллективе класса удовлетворены 43% детей; благоприятное взаимодействие между учителем и ребенком является ценным для 69% детей; испытывают трудности при взаимодействии с учителем 3% первоклассников.

Таким образом, ценностным и желательным параметром для большей части детей является построение благоприятных взаимоотношений с учителем и удовлетворенность своим статусом среди сверстников, что, по результатам методики Рене Жиля, на деле оказывается совсем не так.

Согласно методике «Неоконченные предложения», производился подсчет положительных, нейтральных и отрицательных ответов по отношению к сверстникам. Положительное отношение к сверстникам выявилось у 49% детей, нейтральное отношение к сверстникам обозначили 48% детей, отрицательное отношение к сверстникам обнаружилось только у 3% первоклассников.

Таким образом, данная методика показывает нам об осведомленности и осознанности отношений ребенка к его социальному окружению, наблюдаются элементы рефлексии.

На основе проведенных методик можно сделать следующие выводы:

1. В качестве доминирующей нравственной ценности для первоклассников выступает общение с родителями, общение с учителем и большими группами детей менее значимо, что может говорить о слабой школьной мотивации и сложной адаптации первоклассников.

2. Для учащихся первых классов приоритетными являются материальные ценности, которые удовлетворяют личные эгоистические потребности. Наряду с этим, для первоклассников не важна забота об окружающих людях, дети не стремятся к построению компромиссных взаимоотношений.

3. У детей недостаточно развиты нравственные представления, суждения, понятия; нет осознанности общественно принятых норм поведения, своей ответственности; не сформированы нравственные установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.

Таким образом, уровень актуального развития нравственных ценностей у первоклассников находится на допустимо низком пределе, что говорит о необходимости создания специально-организованных психолого-педагогических условий, направленных на повышение базовой психологической и нравственной культуры учащихся.

1. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник МГОУ. - 2011. - № 2. -Сер. Психологические науки.

2. Gilligan, C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. Harvard University Press. Cambridge, 1996.

3. Холодкова, О.Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2000.

4. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

5. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

6. Цукерман, Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.

7. Узбекова, Г.К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы самоопределения личности и ее активности: межвузовский сб. науч. трудов. - Уфа, 1985.

8. Колмогорова, Л.С. Возрастные особенности становления психологической культуры младших школьников / Л.С. Колмогрова, О.Г. Холодкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 6.

9. Сулейманова, Н.И. Формирование ценностно-смысловой сферы у младших школьников средствами предметно-смыслового диалога в совместно-разделенной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - № 5. - Т. 12.

10. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 7(85).

11. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильм-теста» Рене Жиля // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

12. Панченко, С.А. Перспективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся к школе) // Школьный психолог. - 2000. -№ 12.

13. Лубовский, Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. - М., 1992.

Bibliography

1. Potanina, L.T. Razvitie cennostno-smihslovoyj sferih lichnosti shkoljnika: usloviya i mekhanizmih // Vestnik MGOU. - 2011. - № 2. - Ser. Psikhologicheskie nauki.

2. Gilligan, C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. Harvard University Press. Cambridge, 1996.

3. Kholodkova, O.G. Predposihlki i genezis stremleniya k samosovershenstvovaniyu kak komponenta psikhologicheskoyj kuljturih mladshikh shkoljnikov: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Barnaul, 2000.

4. Kon, I.S. Psikhologiya starsheklassnika. - M., 1980.

5. Psikhologiya razvivayutheyjsya lichnosti / pod red. A.V. Petrovskogo. - M., 1987.

6. Cukerman, G.A. Desyati - dvenadcatiletnie shkoljniki: «nichjya zemlya» v vozrastnoyj psikhologii // Voprosih psikhologii. - 1998. - № 3.

7. Uzbekova, G.K. Nekotorihe osobennosti formirovaniya otvetstvennosti u deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta // Voprosih samoopredeleniya lichnosti i ee aktivnosti: mezhvuzovskiyj sb. nauch. trudov. - Ufa, 1985.

8. Kolmogorova, L.S. Vozrastnihe osobennosti stanovleniya psikhologicheskoyj kuljturih mladshikh shkoljnikov / L.S. Kolmogrova, O.G. Kholodkova // Voprosih psikhologii. - 2000. - № 6.

9. Suleyjmanova, N.I. Formirovanie cennostno-smihslovoyj sferih u mladshikh shkoljnikov sredstvami predmetno-smihslovogo dialoga v sovmestno-razdelennoyj deyateljnosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyjskoyj akademii nauk. - 2010. - № 5. - T. 12.

10. Kholodkova, O.G. Samoocenka nravstvennihkh kachestv lichnosti mladshikh shkoljnikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2009. - Vihp. 7(85).

11. Osnickiyj, A.K. Vihyavlenie problem rebenka i roditeleyj s pomothjyu «filjm-testa» Rene Zhilya // Voprosih psikhologii. - 1997. - № 1.

12. Panchenko, S.A. Perspektivnaya metodika «Shkola zvereyj» (diagnostika adaptacii uchathikhsya k shkole) // Shkoljnihyj psikholog. - 2000. -№ 12.

13. Lubovskiyj, D.V. Primenenie diagnosticheskogo kompleksa proektivnogo intervjyu v rabote detskogo psikhologa-praktika. - M., 1992.

Статья поступила в редакцию 18.07.14

УДК 159.923

Bokova O.A. THEORETICAL BASES OF THE STUDY OF RIGIDITY OF AN INDIVIDUAL AS AN INDICATOR OF OPENNESS OF A PSYCHOLOGICAL SYSTEM. In the article the basic theoretical research of the works by representatives of a human psychology who study rigidity of an individual is held. The author analyses the main theoretical works that let carry out a survey of a person's rigidity as one of the main parameters of openness of his personality. The paper also discusses various approaches that study indicators of the rigidity in different contexts of a person's development. The author concludes that there is a common, systemic quality of a person that both characterizes a degree of openness of an individual to new changes and self-development, and shows a level of stability of his system that preserves its specific features.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: rigidity, flexibility, continuum, personality, openness, system.

О.А. Бокова, доц. каф. психологии ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия»,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ РИГИДНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ОТКРЫТОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В статье приводятся данные изучения проблемы открытости человека представителями гуманистической психологии, проанализированы основные теоретические исследования, позволяющие изучать ригидность личности как один из основных параметров ее открытости, рассмотрены различные авторские подходы, рассматривающие показатели ригидности в различных контекстах развития человека. Автор приходит к выводу о существовании общесистемного качества, которое характеризует одновременно и степень открытости человека навстречу изменениям, обеспечивающим саморазвитие, и степень устойчивости системы, сохраняющей свою специфику.

Ключевые слова: ригидность, флексибильность, континуум, личность, открытость, система.

Жизнедеятельность человека в современном мире осуществляется путем взаимодействия его индивидуальности и общества, что зачастую выражается в противоречивости его поведения. Человек стремится быть одновременно стабильным и динамичным, конформным и творческим, исполнительным и самостоятельным, разделять социальные нормы и быть самим собой, придерживаться определенных правил во взаимоотношениях с людьми и быть искренним в выражении своих чувств, контролировать себя и быть спонтанным, доверяя себе и окружающему миру.

Чем быстрее и адекватнее человек воспринимает постоянно происходящие изменения в окружающей действитель-

ности, своевременно усваивает важную для него информацию и перестраивает свое поведение в соответствии со сложившейся необходимостью, тем более гармоничным будет его внутренний мир и совершеннее взаимодействие внутреннего и внешнего.

Подвижность как гибкость и вариативность в постоянно изменяющихся условиях жизнедеятельности и устойчивость как способность после каких-либо действий возвратиться в равновесное состояние являются важными характеристиками открытости человека как психологической системы. Ими определяется, с одной стороны, сохранение внутренней целостности, а с другой, способность к самодетерминаци и про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.