Научная статья на тему 'Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте'

Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1451
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ELEMENTARY SCHOOL AGE / PERSONALITY DEVELOPMENT / VALUE-BASED RELATION / THE EMOTIONAL COMPONENT OF THE VALUE-BASED RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодкова Ольга Геннадьевна

Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте. Кратко представлены результаты анализа различных подходов к пониманию специфики ценностных отношений младшего школьника, особенностей их становления на разных этапах младшего школьного возраста. Приводятся результаты сравнительного исследования эмоционального компонента ценностных отношений у учащихся первого и четвертого классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of the emotional component of the value-based relations in the elementary school age

Article deals with problems of personality development in the elementary school age. Author briefly analyzes the different theories of understanding the specificity of value-based relations of children of elementary school, features of their formation and hierarchy within the age. The results of experimental investigations of the dynamics of elementary-school children’s emotional choice of different systems of value-based relations from first to fourth class publishes in this article.

Текст научной работы на тему «Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте»

УДК 159.9:371.015.3+159.922.73+371.015.3-053.2 ББК Ю984.0+Ч421.3

ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

О.Г. Холодкова

Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте. Кратко представлены результаты анализа различных подходов к пониманию специфики ценностных отношений младшего школьника, особенностей их становления на разных этапах младшего школьного возраста. Приводятся результаты сравнительного исследования эмоционального компонента ценностных отношений у учащихся первого и четвертого классов.

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие личности, ценностное отношение, эмоциональный компонент ценностного отношения.

Актуальность изучения психологических особенностей развития младшего школьника приобретает сегодня новое значение в связи с теми психологическими и психофизиологическими изменениями младшего школьника, которые придают портрету ребенка 6-10 лет, по мнению Д.И. Фельдштейна, черты эмоционально-волевой инфантильности, физической ослабленности и нестандартности интеллекта [16]. Появились работы, посвященные психофизическому здоровью младших школьников, продолжаются исследования в области изучения познавательных способностей и возможностей. Вместе с тем число работ, посвященных изучению различных аспектов становления личности младшего школьника, в частности специфике ценностно-смысловых отношений, сравнительно невелико. Так, Л.С. Колмогорова [5] в своих трудах раскрывает возможности становления психологической культуры и основных ее составляющих у детей в младшем школьном возрасте.

Исследование психологических особенностей детей младшего школьного возраста неразрывно связано с изучением учебной деятельности как ведущей в этом возрасте, и какой бы психологический феномен не изучался, так или иначе он представляется обусловленным, помещенным «внутрь», навеянным спецификой учебной деятельности. С научной точки зрения это действительно так, но в этом случае портрет младшего школьника позиционируется в статусе «ребенка-учащегося», включенного только в процесс учебной деятельности и в другом формате не вписывающегося в традиционные представления о процессах нормального развития в этом возрасте.

Основываясь на этом тезисе, приоритет-

ными, наиболее значимыми и интересными для младшего школьника должны быть отношения, связанные с учебной деятельностью, в том числе отношения с учителем и одноклассниками как с участниками образовательного процесса.

Представляется интересным рассмотреть специфику ценностных отношений младшего школьника, особенности их становления, структуру и возможности изменения на протяжении возраста. Можно предполагать, что на протяжении всех этапов младшего школьного возраста происходят изменения в иерархии ценностных отношений детей, конкретно в эмоциональном компоненте ценностных отношений.

Психологическая трактовка понятия «отношение» представлена в научных исследованиях Б.Г. Ананьева [1], А.А. Бодалева [3], Л.И. Божович [4], С.Л. Рубинштейна [14],

В.Н. Мясищева [9]. В концепции В.Н. Мяси-щева отношение человека определяется как «сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в его действиях, реакциях и переживаниях» [9, с. 48]. Отношения как «характеристики личности» рассматриваются Б.Г. Ананьевым наряду со статусом и социальными функциями, мотивацией поведения и ценностными ориентациями, которые определяют ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития [1]. По определению

А.А. Бодалева, отношения - это всегда более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее от-

кликаться и так же характерно в этой действительности себя вести [3]. Рассматривая понятие «отношение», Л.И. Божович подчеркивает, что в психологии и педагогике последнего времени этим термином называются два по существу разных явления: объективные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами, и то, как сам ребенок относится к действительности, иначе говоря, его субъективные отношения [4]. Отношение личности В.С. Мерлин определяет как «высоко обобщенное активное отношение к действительности», выделяя обобщенность как специфическую черту отношения [8].

На основании вышесказанного можно выделить следующие свойства отношений личности: они выявляются только в процессе взаимодействия субъекта с различными сторонами и объектами (предметами, явлениями, процессами) действительности; характеризуются устойчивостью, обобщенностью, избирательностью; определяются социальным опытом индивида; отражаются в переживаниях и действиях человека.

В российской психологии личность традиционно рассматривается как сложная система отношений к природе, общественным институтам, труду, собственности, друг другу, к самим себе (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев,

В.Н.Мясищев), выделяются различные виды отношений личности. В исследованиях А.Ф. Лазурского, проведенных с целью классификации личностей, было выделено 15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям и себе [6]. Отношение к самому себе автор подразделяет на: отношение к своей физической и психической жизни; отношение к своей личности, в которых выделяется наличие или отсутствие интереса к своей жизни и формы интереса к своей личности.

С.Л. Рубинштейн выделяет три группы характерологических свойств личности: определяемые взаимодействием с другими людьми; характеризующие отношение личности к вещам - продуктам общественной практики и отражающие отношение личности к себе [14].

Отношение к другому человеку, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешнее проявление. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существо-

вать на уровне сознания или внутренней, душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и так далее). Поэтому отношение можно считать более широкой категорией, чем общение. В то же время в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. Например, Е.О. Смирнова рассматривает отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей [15].

Основные положения теории В.Н. Мяси-щева об отношениях личности сводятся к следующему: отношения можно рассматривать «как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком (тяготение - отвращение, любовь - вражда, заинтересованность - безразличие). Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения» [9, с. 147].

Если говорить о понятии «ценностное отношение», то оно может рассматриваться как взаимосвязь субъекта с объектом, осуществляемая на субъективно-эмоциональном уровне; как ценностная позиция личности, проявляемая в ситуации свободного выбора.

Как было выше описано, поскольку ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели. Сформировавшись в определенном виде деятельности, они служат условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности.

Эмоциональность природы ценностного отношения определяет его динамичность, подвижность и возможность воспитания. Выделенные характеристики позволяют полагать, что механизмом формирования ценностного отношения является воздействие на эмоциональную сферу ребенка через обогащение опыта моральных переживаний, включение

младшего школьника в позитивную социальную практику.

Ценностное отношение в психологической науке определяется как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности во время контакта с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом.

Таким образом, в качестве основных компонентов ценностного отношения к миру могут выступать: когнитивный (совокупность понятий и представлений личности о различных объектах действительности); эмоционально-оценочный (совокупность переживаний личности по отношению к объекту); поведенческий (проявления практической готовности человека к определенным действиям и поступкам в отношении объекта). В соответствии с этой посылкой были обозначены три критерия развития ценностного отношения.

Первый критерий представляет собой степень развития ценностного сознания личности (показателями выступают: осознан-

ность, дифференцированность и устойчивость системы ценностных отношений личности; характер идеалов школьников и, соответственно, приоритетных жизненных ценностей; степень развития рефлексии и потребности в осмыслении жизни).

Второй критерий связан с эмоциональным состоянием, сопровождающим проявление отношения (показателем выступает преобладающее настроение до, во время и после проявления отношения).

Третий критерий указывает на характер конкретных проявлений ценностного отношения к объекту мира (в качестве показателей выступают: добровольность и свобода выбора, мера бескорыстия при деятельностном проявлении отношения).

В настоящей статье представлены результаты исследования особенностей становления второго, эмоционального компонента ценностных отношений младших школьников, в частности, динамики эмоционального выбора той или иной системы отношений от первого к четвертому классу.

На основе материалов исследования Л.Ф. Обуховой [10], а также практического опыта автора статьи были определены четыре системы актуальных отношений в младшем школьном возрасте: отношение к себе, к родителям, к сверстникам и к учителю.

В исследовании эмоционального компонента ценностного отношения ребенка младшего школьного возраста представляется интересным изучение выбора им наиболее комфортной сферы отношений, персональных предпочтений в общении, выбор круга лиц (детей и взрослых), с кем бы общение могло было бы проходить максимально длительно, позитивность - негативность оценки отношений в той или иной сфере, значимость и интерес к этим отношениям.

В исследовании принимали участие 120 учащихся начальной школы, в том числе 60 первоклассников и 60 учеников четвертого класса.

Для исследования эмоционального компонента ценностных отношений были использованы следующие методики: детская проективная методика Рене Жиля, проективная методика «Моя семья», проективная методика «Школа зверей» и вариант методики незаконченных предложений.

Проективная методика Рене Жиля [11] выявляет особенности отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), применяется для определения референтной группы испытуемого. Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает характеристики конкретноличностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым). В нашем исследовании, прежде всего, учитывались характеристики отношений ребенка к родителям и учителю.

Целью проективной методики Р. Бернса и

С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» [2] является исследование ценностных отношений ребенка к родителям. Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, их мера заштрихованности и размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Проективная методика «Школа зверей» [12] направлена на изучение ценностного отношения детей к учителю, а ее результаты представляют собой количественную и качественную интерпретацию детьми рисунка школы, в которой учатся животные.

Использованная в нашем исследовании методика «Неоконченные предложения» является модификацией варианта 8ак8-81^еу [7]. Он состоит из 20 незавершенных предложений, сгруппированных в 2 группы по 10 предложений; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека к самому себе, к другим людям и т. д. Цель методики: исследование ценностных отношений ребенка к сверстникам и к себе.

При анализе результатов методик было выделено три типа ценностных отношений детей по характеру знака оценки их эмоциональности: положительное отношение, нейтральное и отрицательное. Позитивное отношение характеризуется самоуважением и положительным отношением к себе, учителю, родителям и сверстникам, ожиданием позитивного отношения к себе окружающих, реалистичной самооценкой ребенка, преимущественной ориентацией ребенка при обосновании самооценки на знание своих особенностей. При нейтральном отношении у ребенка происходит принятие себя не в полной мере, равнодушное отношение к сверстникам, родителям или учителю, присутствуют непоследовательные проявления реалистичных самооценок, при обосновании самооценки ребенок ориентируется в основном на мнение окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания. Негативное отношение - это отрицание себя, непринятие окружающих, конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками, страх перед

общением со взрослыми, ощущение своей неполноценности, ожидание негативного отношения к себе, самооценка ребенка преимущественно неадекватная, обоснованная ее эмоциональными предпочтениями, отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооце-ночных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Проявление каждого типа эмоционального отношения оценивалось дифференцированно: положительное оценивалось в 2 балла, нейтральное - 1 балл и отрицательное -0 баллов. Таким образом, по результатам всех методик у каждого испытуемого был зафиксирован тот или иной тип отношения к родителям, учителю, к себе и к сверстникам.

Результаты распределения типа эмоционального компонента ценностных отношений по разным сферам отношений личности в группах исследованных младших школьников представлены в таблице.

Анализ полученных результатов показывает, что для первоклассников наиболее эмоционально привлекательными и ценными выступают отношения с учителем (в 89 % случаев), что подтверждает общепринятую научную точку зрения. На втором месте (64 %) стоят отношения с родителями. Лишь 53 % испытуемых первоклассников положительно относятся к себе. Так как отношение к себе связано с самооценкой, полученные данные могут изменить традиционный тезис о завышенной самооценке первоклассников. Обнаружено в большей степени нейтральное отношение первоклассников к сверстникам (75 %), что говорит о недостаточной выраженности ценности «другого» для ребенка 67 лет. В качестве социальных причин данного феномена А. А. Реан и Я. Л. Коломинский [13]

Сравнительная характеристика типов эмоционального компонента ценностных отношений младших школьников, %

Тип отношений Учащиеся первого класса Учащиеся четвертого класса

Отношение Отношение

позитивное нейтраль- ное негативное позитивное нейтраль- ное негативное

Отношение к себе 53 32 15 26 12 62

Отношение к родителям 64 23 13 34 48 18

Отношение к сверстникам 8 75 17 54 30 16

Отношение к учителю 89 9 2 37 30 33

называют низкий уровень развития группы в первом классе.

Более позитивной сферой ценностных отношений четвероклассников с точки зрения эмоциональности выступает отношение к сверстникам (54 %). Примерно одинаковое место в структуре занимает положительное отношение к учителю и родителям (37 % и 34 % соответственно), что говорит о равном отношении подростков к родителям и учителям как к представителям мира взрослых. Однако отношение к родителям у современных учащихся имеет более позитивный настрой, чем фон отношения к учителю, что отличается от картины мира четвероклассников предыдущих поколений (А.А. Реан, Я.Л. Коло-минский, 1999). Позитивное отношение к себе обнаружено лишь у 12 % современных четвероклассников, в основном прослеживается негативное отношение к себе (62 %), что в большей степени обычно было присуще подросткам.

Сравнительный анализ результатов исследования первоклассников и четвероклассников показал значительное изменение с возрастом всех показателей эмоционального компонента ценностных отношений. Для выявления статистической достоверности различий между показателями ценностных отношений первоклассников и четвероклассников был использован критерий ф * - (угловое преобразование) Фишера. Существенные различия (с уровнем статистической значимости р < 0,000...) обнаружены по следующим показателям:

- снижение у четвероклассников значимости роли учителя (ф * = 6,34; при р < 0,000.);

- достаточно резкое ухудшение у них же отношения к себе (ф* = 3,074; при р < 0,00) и отношения к родителям (ф* = 3,342 при р < 0,000.);

- значительное возрастание субъективной значимости субъективной роли сверстников в жизни ребенка (ф* =5,90 при р < 0,000.).

Можно отметить, что на протяжении четырех лет, по мере перехода от младших к старшим классам начальной школы, происходят значительные изменения в эмоциональном компоненте ценностных отношений, а именно: отношение к себе стало более негативным, отношение к родителям более нейтральным, отношение к сверстникам значительно улучшилось, а отношение к учителю, наоборот, ухудшилось. Это подтверждают

результаты предыдущих исследований в области особенностей становления личности младших школьников, констатирующих факт тенденции к переходу от значимости общепринятых ценностей к личностно значимым и эмоционально окрашенным [17].

Таким образом, для младших школьников изначально в качестве наиболее положительно эмоционально окрашенных выступают сферы отношений к учителю, родителям и к себе, что говорит о значимости для него сохранения детской позиции. В дальнейшем ценности в сфере отношений смещаются в сторону приоритета общения со сверстниками, нивелирования мира взрослых и непринятия себя, что является показателем возникновения чувства взрослости, которое, с точки зрения возрастной психологии, является новообразованием подросткового возраста.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 230 с.

2. Бернс, Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р. С. Бернс, С.Х. Кауфман.

- М. : Смысл, 2000. - С. 20-21.

3. Бодалев, А.А. Общение и формирование личности школьника / А.А. Бодалев. - М., Книга, 2005. - 364 с.

4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.

- М.: Просвещение, 1988. - 464 с.

5. Колмогорова, Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся / Л. С. Колмогорова: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2001.

- 471 с.

6. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей /А.Ф. Лазурский //Избранные труды по психологии. - М. : Наука, 1997. - С. 5-266.

7. Лубовский, Д. В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика / Д.В. Лубовский. - М., 1992.

8. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования / В. С. Мерлин.

- Пермь, 1988. - С. 5-19.

9. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М. : Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -151 с.

10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2006. - 460 с.

11. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильм-теста» Рене Жиля / А.К. Осницкий //Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 55-62.

12. Панченко, С.А. Перспективная методика «Школа зверей» (диагностика адаптации учащихся к школе) / С.А. Панченко // Школьный психолог. - 2000. - № 12.

13. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Рена, Я.Л. Коломинский. -СПб. : Питер Ком, 1999. - 416 с.

14. Рубинштейн, С.Л. Сознание человека // С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии: в 3 т. Т. 2. Гл. 6. - М. : Педагогика, 1989.

- С. 156-192.

15. Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1994.

- № 6. - С. 5.

16. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1(26). - С. 45.

17. Холодкова, О.Г. Самооценка нравственных качеств личности младших школьников / О.Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 76-78.

Поступила в редакцию 19.08.2012 г.

Холодкова Ольга Геннадьевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Алтайская государственная педагогическая академия. E-mail: holodkova.fnk @ mail.ru

Olga G. Kholodkova. PhD in Psychology, associate professor, professor of pedagogy and educational psychology department, Altai State Pedagogical Academy. E-mail: holodkova.fnk @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.