Научная статья на тему 'Развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и массовой школы'

Развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и массовой школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1047
25
Поделиться
Ключевые слова
VALUE ATTITUDE TO THEMSELVES AND THEIR PEERS / ORPHANAGE / PRIMARY SCHOOL AGE / THE DYNAMICS OF THE VALUABLE RELATIONSHIPS FORMING EXPERIMENT. / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И СВЕРСТНИКАМ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДИНАМИКА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодкова О.Г., Панфилова С.Д.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития ценностного отношения к себе и сверстникам у воспитанников детского дома младшего школьного возраста и учащихся массовой школы этого возраста. Изучаются возможности развития ценностного отношения к себе и сверстникам воспитанников детского дома в специально-организованных условиях. В статье приводятся краткие результаты экспериментального исследования динамики ценностного отношения к себе и сверстникам в ходе реализации коррекционно-развивающей программы «Жить в мире с собой и друзьями». Ценностное отношение к себе и сверстникам измерялось с помощью теста Рене Жиля и методики «Неоконченные предложения», где применялась модифицированная обработка результатов. В статье делаются выводы о низком уровне развития ценностного отношения к сверстникам у воспитанников детского дома, а также об эффективности внедрения коррекционно-развивающей программы в условия детского дома с точки зрения развития ценностно-смысловой сферы личности его воспитанников. Результаты экспериментального исследования могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям начальных классов.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Холодкова О.Г., Панфилова С.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL ATTITUDE TO THEMSELVES AND THEIR PEERS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN FROM THE ORPHANAGE AND COMPREHENSIVE SCHOOL

The article features current problems of development of the axiological attitude to themselves and their peers in orphanage and comprehensive school pupils of primary school age. The possibilities of the development of the axiological attitude to themselves and their peers among orphans in specially-organized conditions are studied. The article summarizes the results of an experimental study of the dynamics of the valuable relation to themselves and their peers in the implementation of correctional and development program "Live in peace with each other and friends". Valuable relation to themselves and their peers was measured by the test method Rene Gilles and "incomplete sentences", which used a modified processing of the results. The paper draws conclusions about a low level of development of the axiological attitude to peers in orphans, as well as about the effectiveness of the implementation of correctional and development programs in orphanages in terms of the development of value-semantic sphere of the person. The results of experimental studies can be useful to teachers, psychologists, social workers, primary school teachers

Текст научной работы на тему «Развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и массовой школы»

УДК 159.9:37.015.3

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И СВЕРСТНИКАМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА И МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Ольга Г. Холодкова1' Светлана Д. Панфилова

1 Алтайский государственный педагогический университет, Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55

2 Тальменская средняя общеобразовательная школа № 3, Россия, 658033, р. п. Тальменка, Алтайский край, ул. 30 лет ВЛКСМ, 17

@1 holodkova.Jhk@mail.ru @2 svetlahapahJilova2010@mail.ru

Поступила в редакцию 14.09.2016. Принята к печати 13.12.2016.

Ключевые слова: ценностное отношение к себе и сверстникам, воспитанники детского дома, младший школьный возраст, динамика ценностного отношения, формирующий эксперимент.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы развития ценностного отношения к себе и сверстникам у воспитанников детского дома младшего школьного возраста и учащихся массовой школы этого возраста. Изучаются возможности развития ценностного отношения к себе и сверстникам воспитанников детского дома в специально-организованных условиях. В статье приводятся краткие результаты экспериментального исследования динамики ценностного отношения к себе и сверстникам в ходе реализации коррекционно-развивающей программы «Жить в мире с собой и друзьями». Ценностное отношение к себе и сверстникам измерялось с помощью теста Рене Жиля и методики «Неоконченные предложения», где применялась модифицированная обработка результатов. В статье делаются выводы о низком уровне развития ценностного отношения к сверстникам у воспитанников детского дома, а также об эффективности внедрения коррекционно-развивающей программы в условия детского дома с точки зрения развития ценностно-смысловой сферы личности его воспитанников. Результаты экспериментального исследования могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям начальных классов.

Для цитирования: Холодкова О. Г., Панфилова С. Д. Развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома и массовой школы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 137 - 142. Б01: 10.21603/2078-8975-2017-1-137-142.

Современное общество динамично и находится в постоянном прогрессивном или регрессивном развитии. В связи с этим деятельность педагогов в условиях разных институтов социального воспитания должна быть направлена не только на формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации, но и на воспитание у данной личности положительных ценностных приоритетов, способности противостоять неодобрительным социальным явлениям. Поэтому проблемы воспитания и социализации детей целесообразно рассматривать в тесной связи с развитием ценностных ориентаций и отношений. Развитие ценностных ориентиров как базовых показателей личностного развития происходит в процессе социализации и индивидуализации параллельно с осознанием растущим человеком самого себя, своих способностей, возможностей, перспектив, при условии умения и стремления выражать собственные предпочтения [1]. Человек, умеющий хорошо понимать себя, распознавать свои чувства и эмоции, легко сможет понять и другого, «встать на его место», разделить с ним все тревоги и волнения, ощутить и почувствовать всю боль другого. Это становится возможным лишь в случае развития ценностного отношения человека к себе и окружающим людям.

Понятие «ценностное отношение» определяется в современной психологической науке через систему потенциаль-

ных и действительных ценностей человека как однонаправленное субъект-объектное отношение с учётом сферы значимости (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,

A. А. Бодалев, Б. С. Волков, А. В. Кирьякова, Д. А. Леонтьев,

B. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин). А. В. Серый и М. С. Яницкий определяют ценностное отношение как отношение человека к наивысшим ценностям - человеку, жизни, обществу, труду, познанию, а также общепринятые человеческие качества, сформированные временем - совесть, свобода, справедливость [2].

Мы рассматриваем ценностное отношение как особое отношение, при котором связь субъектного «я» и объекта действительности понимается и оценивается на личностно-значимом уровне, когда происходит внутреннее принятие объекта как ценности, когда ощущение постоянной потребности в нём является показателем сформированного «устойчивого убеждения» [3].

Процесс развития ребенка наполнен ценностными отношениями. Они могут стать доминантой в развитии личности, но могут и не браться во внимание сознанием. Сформировать и развить в ребенке можно только то, что может стать для него ценностью; то, что является познанием данного объекта; то, что целенаправленно привлекает внимание. Только тогда ребенок станет относиться к себе, как к определенной ценности, когда научится ценить окружающих и окружающее вокруг себя.

В формировании ценностного отношения очень важно учитывать, что современный ребенок имеет принципиально новые условия и возможности жизни и деятельности, чем дети 20 - 30 лет назад. На ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, «обрушивается» огромный поток информации, с которой самостоятельно он справиться не в силах. Он не способен еще делать выбор между полезной для себя информацией и ненужной. В связи с этим Д. И. Фельдштейн указывает на то, что в современном обществе у детей происходят реальные изменения, которые отражаются на недостаточной социальной компетентности у четверти детей этого возраста, и, соответственно, нарушают процесс формирования адекватных ценностных отношений и ориентаций [4].

В развитии ценностно-смысловой сферы личности ребенка психологи и педагоги как доминирующую, основополагающую признают роль семьи. По мнению Г. М. Андреевой, несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах («увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины»), ее роль в процессе формирования личности ребенка остается значимой [5, с. 284]. Семья для ребенка является первым и самым главным воспитательным институтом, первой школой формирования отношений с людьми. Именно благодаря семье у ребенка происходит знакомство с представлениями о добре и зле, порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Именно в семье дети учатся заботиться друг о друге, помогать друг другу, защищать друг друга, поддерживать в трудных и сложных жизненных ситуациях, благодаря чему у ребенка развиваются ценностные отношения и приоритеты.

В связи с изменившимися социально-экономическими условиями в нашей стране в последнее время, к сожалению, растет количество детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Одной из неблагоприятных тенденций за последние десятилетия является увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оказавшиеся по разным причинам вне семьи -явление, противоречащее здоровому социуму [6].

Проблема социального сиротства сегодня связана с нарушением развития и воспитания детей из-за разрыва связей между поколениями и потерей традиционной системы ценностей в российском обществе. В особую «группу риска» при этом попадают младшие школьники, так как именно возраст является сензитивным для развития личности. Для развития ценностного отношения к себе, для становления полноценных отношений между воспитанником детского дома и сверстниками недостаточно простого наличия других детей. Е. Смирнова утверждает, что «...у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.» [7].

В связи с этим остро встает вопрос адекватного формирования ценностного отношения к себе у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.

Социальная значимость развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома всегда актуальна, так как ориентирована на общекультурные постоянные ценности и продиктована влиянием времени, ведь именно от ценностей общества зависит будущее этих детей. Проблемами выявления специфики условий, в которых воспитываются и развиваются дети в детских домах, занимались такие ученые, как Н. Н. Авдеева, Л. В. Байбородова, В. И. Дубровина, М. И. Лисина, А. А. Лиханов, Е. И. Морозова, А. М. Нечаева, А. М. Прихожан, М. И. Рожков, А. Г. Рузская, Л. К. Сидорова, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева. Тем не менее проблема развития ценностного отношения к себе и к сверстникам у воспитанников детских домов младшего школьного возраста нами рассматривается впервые.

Все исследования проблемы ценностей дают нам право утверждать, что формирование и развитие ценностных ориентаций способствуют гармоничному развитию личности. С их помощью люди способны контролировать и регулировать поведение, они являются связующим звеном между личностью и социумом. Ценности -самый важный компонент структуры личности. А. Г. Здравомыслов считает, что ценности являются связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [8]. Ценностные ориентации вырабатывают в ребенке такие важные качества, как дисциплинированность, доброжелательность, вежливость, великодушие, внимательность, совестливость, честность, самоотверженность и гуманность, позволяют активно вступать в межличностное взаимодействие, формируется способность к выражению собственного мнения и собственной точки зрения. Сформированная система ценностей является необходимым условием готовности к будущей самостоятельной жизни.

Развивая в себе определенные ценности, ценностные отношения, ребенок обретает смысл жизни, с помощью которого реализует себя в дальнейшем. Жизнь человека, лишенная смысла, не имеет ценности. Ребенок бездумно относится к своему здоровью - наркотики, курение, суицид, преобладает асоциальное поведение, выбор жизненного пути склоняется к аморальному. Поэтому, помогая ребенку развивать ценностное отношение к себе и окружающим, сверстникам, педагог помогает ему обрести себя, определить свой жизненный путь.

Существует тесная взаимосвязь между ценностным отношением ребенка к себе и к окружающим людям: развивая ценностное отношение к себе, мы создаем почву для развития у данного ребенка ценностного отношения к окружающим. Возможен и обратный путь, при котором развитое ценностное отношение к окружающим людям помогает более глубоко осознать ценностное отношение к себе.

В нашем исследовании мы попытались выявить уровень сформированности ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников детских домов и массовых школ и апробировать коррекционно-разви-вающую психолого-педагогическую программу «Жить в мире с собой и друзьями» с целью повышения степени ком-

понентов рассматриваемых отношений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие воспитанники младшего школьного возраста санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учащиеся младшего школьного возраста средней общеобразовательной школы в количестве 75 человек.

На констатирующем этапе нами было проведено изучение исходных уровней отношений к себе и к сверстникам у младших школьников - воспитанников детского дома (экспериментальная группа) и у детей массовой школы (контрольная группа) с помощью проективной

методики «Незаконченные предложения» [9] и теста Рене Жиля по 6 шкале [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 1 для сравнения представлены данные по компоненту «ценностное отношение к себе» по методике «Незаконченные предложения» у обеих групп испытуемых.

Данные таблицы показывают, что ценностное отношение к себе более развито у детей массовой школы. Младшие школьники детского дома показали, в основном (53 %), нейтральное отношение к себе, что говорит о его несформированности.

Результаты исследования ценностного отношения к сверстникам у обеих категорий детей по методике «Незаконченные предложения» представлены в таблице 2.

Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования ценностного отношения к себе у двух групп испытуемых Table 1. Summary results of the research of two tested groups' axiological attitude to themselves

Тип отношения Младшие школьники массовых школ Младшие школьники детского дома

кол-во (%) кол-во (%)

Положительное 47 35

Нейтральное 47 53

Отрицательное 6 12

Таблица 2. Сводная таблица результатов исследования ценностного отношения к сверстникам у двух групп испытуемых

Table 2. Summary results of the research of two tested groups' attitude towards peers

Тип отношения Младшие школьники массовых школ Младших школьники детского дома

кол-во (%) кол-во (%)

Положительное 35 6

Нейтральное 59 59

Отрицательное 6 35

Сравнение данных, полученных в ходе исследования, дает нам право сделать вывод о том, что у воспитанников детского дома ценностное отношение к сверстникам развито на более низком уровне, чем у детей этого же возраста массовых школ. Полученные результаты представляются нам очень интересными в плане понимания взаимоотношений, которые складываются между детьми в детском доме. Несмотря на постоянный контакт друг с другом, сверстники не проявляют ценностное отношение к сверстникам, вероятно, из-за приоритетности ценностного отношения к взрослым, точнее, отсутствующим родителям.

Таблица 3 отражает результаты, полученные в ходе исследования ценностного отношения к другу (подруге) по тесту Рене Жиля (6 шкала).

Наши предыдущие данные были подтверждены результатами по тесту Рене Жиля. Действительно, отмечается крайне неблагоприятное отношение к сверстникам, как у младших школьников массовой школы, так и у воспитанников детского дома. Видимо, у учащихся первого класса еще не сформировано ценностное отношение к сверстникам - для них приоритетными остаются отношения с родителями, либо, как в случае с в воспитанниками детского дома, с желаемыми родителями. Обобщенные

данные исследования ценностного отношения к сверстникам отражены в таблице 4.

Различия в результатах по двум методикам, полученные в ходе исследования, объясняются различиями в представлении диагностических методик. Тест «Неоконченные предложения» представляет собой вербальную форму, а тест Рене Жиля невербальную. На рассогласование представлений в вербальном и невербальном планах мы уже указывали в своих работах [11]. В словесных описаниях младшие школьники значительно чаще представляют гуманистические ценности, нежели в рисунках, соответственно, именно этим можно объяснить более высокий уровень ценностного отношения к сверстникам, который диагностировался с помощью вербальной методики «Неоконченные предложения». Сравнение данных, полученных в ходе исследования уровня сформированности ценностного отношения к сверстникам у младших школьников детского дома и детей массовых школ, дает нам право сделать вывод о том, что у воспитанников детского дома ценностное отношение к сверстникам развито на более низком уровне, чем у детей этого же возраста массовых школ. Это подтверждает полученное эмпирическое значение ф*эмп = 2.277 с вероятностью ошибки 0, 05 %.

Таблица 3. Ценностное отношение к другу (подруге) по тесту Рене Жиля Table 3. Axiological attitude towards a friend according to Rene Zhilia's test

Тип отношения Младшие школьники массовых школ Младшие школьники детского дома

кол-во (%) кол-во (%)

Положительное - -

Нейтральное 6 6

Отрицательное 94 94

Таблица 4. Ценностное отношение к сверстникам по методике «Неоконченные предложения» и тесту Рене Жиля

Table 4. Axiological attitude towards peers according to "Unfinished sentences" and Rene Zhilia's tests

Тип отношения Методика «Неоконченные предложения» Тест Р. Жиля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

младшие младшие младшие младшие

школьники школьники школьники школьники

массовых школ детского дома массовых школ детского дома

Положительное 35 6 - -

Нейтральное 59 59 6 6

Отрицательное 6 35 94 94

На этапе формирующего эксперимента нами внедрялась разработанная нами коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Жить в мире с собой и друзьями» с целью развития ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в детском доме. В качестве одной из основных задач реализации программы ставилось развитие личности, способной к полноценным содержательным взаимоотношениям со сверстниками и к гармоничной жизни с самим собой, способной к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения.

Программа была рассчитана на 2,5 - 3 месяца. Продолжительность реализации программы 19 часов, из которых 1 час - вводное занятие (0,5 ч. - теория, 0,5 ч. -практика), 3 часа - теоретические занятия, 15 часов -практические занятия.

Основной формой проведения занятий была групповая деятельность. Поскольку именно групповое взаимодействие способствует принятию ценностей и потребностей других детей, помогает более позитивному саморазвитию. Использовались такие формы, как диагностика, психокоррекция, практические, наглядно-демонстрационные методы, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, игровые, словесные (чтение сказок и их обсуждение), рисование, тренинги и психологические упражнения.

Учитывая специфику социально-психологических особенностей детей-сирот (недостаточная развитость коммуникативных навыков), в работе с детьми данной категории мы использовали упражнения, способствующие углублению позиций ценностного отношения к себе и сверстникам и более успешному овладению и закреплению данных качеств.

В ходе реализации программы участники экспериментальной группы имели возможность развивать и закреп-

лять знания о ценности человека, видах взаимоотношений между людьми, способах и путях выхода из конфликтных ситуаций, учились бесконфликтному общению.

В итоге дети обогащались социальным опытом ценностного отношения как к себе, так и к окружающим посредством наблюдения за поведением своих сверстников в упражнениях со стороны, имели возможность применить тот или иной навык положительного общения впервые, а также закрепить одобряемое поведение, сознательно избрав ту форму выражения отношений, которая считается ценностной и по отношению к другому человеку, и к себе лично.

После реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Жить в мире с собой и друзьями» с участниками экспериментальной группы была повторно проведена диагностика ценностного отношения к себе и сверстникам с помощью тех же проективных методик («Неоконченные предложения» и «Тест Р. Жиля»), что были нами использованы нами на констатирующем этапе эксперимента. Результаты сравнительного анализа данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены в таблице 5.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что после реализации формирующего эксперимента наблюдается положительная динамика развития ценностного отношения к себе и к сверстникам младших школьников детского дома. Особо заметны положительные сдвиги в ценностном отношении к сверстникам. Возможно, именно осознание ценности дружбы, произошедшее в ходе проведения занятий, позволило детям по-другому взглянуть на своих сверстников, понять важность общения с другими детьми.

Таблица 5. Сводная таблица результатов изучения ценностного отношения к себе и сверстникам у воспитанников детского дома на 1 и 3 этапе эксперимента по тесту «Неоконченное предложение»

Table 5. Summary results of the research of orphanage children's axiological attitude to themselves on 1 and 3 stage of experiment according to "unfinished sentences" test

Тип отношения Ценностное отношение к себе Ценностное отношение к сверстникам

констатирующий этап (%) контрольный этап (%) констатирующий этап (%) контрольный этап (%)

Положительное 35 65 6 53

Нейтральное 53 35 59 35

Отрицательное 12 - 35 12

Полученные в ходе контрольного эксперимента по тесту Рене Жиля также подтвердили изменение отношения к сверстникам. Таким образом, гипотеза о том, что развитие ценностного отношения к себе и к сверстникам у воспитанников детского дома младшего школьного возраста будет протекать успешнее, если организовать психо лого-педагогическое сопровождение, составляющее систему взаимосвязанных, объединенных в цикл занятий, полностью подтвердилась.

Результаты выполненного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, находится на более низком уровне, чем у детей данной возрастной категории массовой школы.

2. Подтвердилась гипотеза о том, что при организации специальных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к себе и сверстникам у детей

младшего школьного возраста детского дома, развитие данных компонентов будет проходить успешнее, так как групповые занятия, на которых дети выполняют совместные действия, участвуют в различных видах деятельности, способствуют развитию данных компонентов.

3. Для развития ценностного отношения к сверстникам важно использовать действенные механизмы, способы и методы развития ценностного отношения, ими могут быть: рефлексия, обогащение словаря эмоций и чувств. Основным методом в развитии ценностного отношения мы считаем осознание ребенком своих переживаний, познание себя, своих чувств и эмоций, и сравнение их с другими. Детей следует учить распознавать свои эмоции и чувства, называть их, рассказывать о своих переживаниях, волнениях, состоянии, настроении и прислушиваться к своему внутреннему «Я», сравнивать свои внутренние ощущения с возможными внутренними ощущениями окружающих.

Литература

1. Милехин А. В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 122 - 128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Серый А. В., Яницкий М. . Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с.

3. Холодкова О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2015. 167 с.

4. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого -педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3 - 12.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 375 с.

6. Кондратьев Ю. М. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 246 с.

7. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками: учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2010. 283 с.

8. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 222 с.

9. Лубовский Д. В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992.

10. Осницкий А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильм-теста» Рене Жиля // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 55 - 62.

11. Холодкова О. Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. 130 с.

THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL ATTITUDE TO THEMSELVES AND THEIR PEERS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN FROM THE ORPHANAGE AND COMPREHENSIVE SCHOOL

Olga G. Kholodkova1' @1, Svetlana D. Panfilova2' @2

1 Altai State Pedagogical University, 55, Molodezhnaja St., Barnaul, Russia, 656031

2 Talmensky Secondary School № 3, 17, street of 30years VLKSM, Talmenka, Altai, Russia, 658033 @1 holodkova.fnk @ mail.ru

@2 svetlanapanfilova2010@mail.ru

Abstract: The article features current problems of development of the axiological attitude to themselves and their peers in orphanage and comprehensive school pupils of primary school age. The possibilities of the development of the axiological attitude to themselves and their peers among orphans in specially-organized conditions are studied. The article summarizes the results of an experimental study of the dynamics of the valuable relation to themselves and their peers in the implementation of correctional and development program "Live in peace with each other and friends". Valuable relation to themselves and their peers was measured by the test method Rene Gilles and "incomplete sentences", which used a modified processing of the results. The paper draws conclusions about a low level of development of the axiological attitude to peers in orphans, as well as about the effectiveness of the implementation of correctional and development programs in orphanages in terms of the development of value-semantic sphere of the person. The results of experimental studies can be useful to teachers, psychologists, social workers, primary school teachers.

For citation: Kholodkova O. G., Panfilova S. D. Razvitie tsennostnogo otnosheniia k sebe i sverstnikam u mladshikh shkol'nikov, vospityvaiushchikhsia v usloviiakh detskogo doma i massovoi shkoly [The Development of Axiological Attitude to Themselves and their Peers in Primary School Children from the Orphanage and Primary School]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 137 - 142. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-137-142.

References

1. Milekhin A. V. Aktual'nye problemy sotsializatsii starsheklassnikov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Actual problems of socialization of senior pupils in educational institution]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, no. 3 (2011): 122 - 128.

2. Seryi A. V., Ianitskii M. S. Tsennostno-smyslovaia sfera lichnosti [Personal value-semantic sphere]. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet, 1999, 92.

3. Kholodkova O. G. Stanovlenie tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti mladshego shkol'nika [Formation of value-semantic sphere of primary schoolchildren]. Barnaul: AltGPU, 2015, 167.

4. Fel'dshtein D. I. Glubinnye izmeneniia sovremennogo detstva i obuslovlennaia imi aktualizatsiia psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiia obrazovaniia [Profound changes of modern childhood and the consequent updating of psycho-pedagogical problems of education/ Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia = Vestnik practical educational psychology, no. 4 (2011): 3 - 12.

5. Andreeva G. M. Sotsial'naiapsikhologiia [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press, 1997, 375.

6. Kondrat'ev Iu. M. Sotsial'naia psikhologiia zakrytykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Social psychology of closed educational institutes]. Saint-Petersburg: Piter, 2005, 246.

7. Smirnova E. O. Obshchenie doshkol'nikov so vzroslymi i sverstnikami [Communication of preschool children with adults and peers]. Moscow: EKSMO, 2010, 283.

8. Zdravomyslov A. G. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti [Needs, interests, values]. Moscow: Politizdat, 1986, 222.

9. Lubovskii D. V. Primenenie diagnosticheskogo kompleksa proektivnogo interv'iu v rabote detskogo psikhologa-praktika [The use of diagnostic complex of projective interview in work of applied child psychologist]. Moscow, 1992.

10. Osnitskii A. K. Vyiavlenie problem rebenka i roditelei s pomoshch'iu «fil'm-testa» Rene Zhilia [Revealing problems of a child and parents with the help of Rene Zhilia's film test]. Voprosypsikhologii = Issues of psychology, no. 1 (1997): 55 - 62.

11. Kholodkova O. G. Predposylki i genezis stremleniia k samosovershenstvovaniiu kak komponenta psikhologicheskoi kul'tury mladshikh shkol'nikov. Diss. kand. psikhol. nauk [Suppositions and genesis of self-actualization as a component of primary schoolchildren's psychological culture. Cand. Dr. psychol. Sci. Diss.]. Barnaul: Izd-vo BGPU, 2000, 130.

Received 14.09.2016. Accepted 13.12.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: value attitude to themselves and their peers, orphanage, primary school age, the dynamics of the valuable relationships forming experiment.