ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
(ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ)
PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT (DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY)
УДК 159.9.072
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Холодкова Ольга Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (АлтГПУ); ул. Молодёжная, 55, Барнаул, Россия, 656011; e-mail: holodkova.fnk@mail.ru
Воротникова Елена Яковлевна — магистрант Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (АлтГПУ); ул. Молодёжная, 55, Барнаул, Россия, 656035; e-mail: milena8_4@mail.ru
Введение
Психологическое здоровье — один из популярнейших научных феноменов, который изучается сегодня в сфере как медицинских, так и психологических, и социологических наук. Понятие «психологическое здоровье» сравнительно недавно вышло на «арену» научных изысканий и сразу завоевало популярность в силу своей актуальности, проблематичности и широты значи-
мости для многих сфер общественной жизни. Однако интерес к психологическому здоровью возник очень давно и фигурирует в концепциях многих учёных, начиная с древних времён. Им интересовались философы Алкмеон, Цицерон, Эпикур, психологи различных школ и направлений А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, В. Франкл; среди отечественных исследователей эта проблема изучалась и продолжает изучать-
ся П.Б. Ганнушкиным, Б.С. Братусем, И.В. Дубровиной [5].
В контексте современного образования психологическое здоровье приобретает новый смысл, значимость и, если можно сказать, стержневую окраску в понимании возможности освоения школьниками новых образовательных стандартов. Как отмечает Д.И. Фельд-штейн, дополнительными негативными факторами, усиливающими отрыв
РЕЗЮМЕ
В статье обсуждаются проблемы психологического здоровья современных школьников, возникшие в результате негативного влияния СМИ и школьного образования. Проанализированы психологические и философские подходы к пониманию ценностного отношения к жизни как показателю психологического здоровья. Обоснована необходимость организации целенаправленной групповой работы с младшими школьниками по формированию у них отношения к жизни как к ценности — в русле профилактики суицидальных намерений. Дана научная интерпретация понятия «ценностное отношение к жизни». Определено значение развития ценностного отношения к жизни у младших школьников в связи с его особой сензитивностью к духовно-нравственному развитию. Приведены результаты исследования динамики ценностного отношения к жизни на протяжении младшего школьного возраста. Выделено три типа ценностных отношений к жизни: положительное, отрицательное и нейтральное. В исследовании приняли участие младшие школьники 2-4-х классов, в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что на протяжении младшего школьного возраста у детей изменяется ценностное отношение к жизни с положительного на нейтральное. Результаты исследования показали, что к концу младшего школьного возраста происходит рост положительного отношения к жизни как показателя психологического здоровья, который обусловлен, с нашей точки зрения, возрастающим самосознанием и выстраиванием временной перспективы. Целью дальнейшего исследования может послужить разработка практических рекомендаций для психологов и педагогов по развитию у младших школьников ценностного отношения к жизни других людей и к своей жизни.
Ключевые слова: ценностное отношение к жизни, психологическое здоровье, младшие школьники.
ребёнка от культурных традиций общества и его истории и ориентирующих его на потребление, выступают марке-тизация (этика рынка), маргинализация (неравенство в доступе к образованию, уровню и качеству жизни), а также экранная зависимость детей, компенсирующая недостаточную родительскую компетентность [11]. Вся научная общественность сегодня фиксирует рост отторжения детьми современных образовательных трендов, что, наряду с не всегда благополучными детско-родительски-ми отношениями и мощным влиянием СМИ, выливается не только в открытый протест, но и, что самое страшное, в уход детей в различные асоциальные группы или уход из жизни.
В наши дни жизнь не осознаётся современными подростками как ценность, и мы только можем с удивлением наблюдать, как легко дети с ней расстаются, проецируя свою жизнь на жизнь компьютерных героев, которые могут иметь её в неограниченном количестве. Современные родители в силу слабой родительской компетентности не могут справиться с этими проблемами [9], а педагоги в силу занятости отчётами не успевают увидеть и понять душевное состояние ребёнка, и он остаётся один на один со своими бедами. В этом случае можно было бы надеяться на школьного психолога, но он загружен настолько, что индивидуальные консультации становятся большой редкостью в его практике. Поэтому мы видим выход в организации целенаправленной групповой работы с детьми по формированию отношения к жизни как к ценности. В научном аспекте требует к себе внимания теоретический анализ и прикладное изучение проблемы ценностного отношения к жизни.
В данной статье мы проанализируем имеющиеся подходы к пониманию проблемы ценностного отношения к жизни и представим результаты исследования динамики ценностного отношения к жизни на протяжении младшего школьного возраста. Базовым для нашего исследования является понятие «ценностное отношение», понимаемое нами как особое отношение, при котором связь субъектного «я» и объекта действительности оценивается на лич-ностно значимом уровне, когда происходит внутреннее принятие объекта как ценности, когда ощущение постоянной потребности в нём является показателем сформированного «устойчивого убеждения» [12].
Ценностное отношение интегрирует в себе результаты познания человеком какого-либо субъекта действительности во время встреч с ним, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим субъектом. Профессор Г.П. Выжлецов к свойствам ценностных отношений относит их ненасильственный и внутренний характер; свободный, добровольный выбор желаемого, душевное стремление к нему; объединение людей в общности на основе единых ценностных отношений [2].
В связи с такой постановкой вопроса вполне логично проанализировать возможность научной интерпретации понятия «ценностное отношение к жизни», так как именно жизнь имеет и должна иметь для человека первостепенную субъективную значимость. В работе Г.П. Ивановой анализируется процесс освоения ребёнком той или иной нравственной ценности. Познание смыслового содержания, осмысление нравственной ценности, эмоциональное переживание социальной значимости и реализация в поведении освоенной ценности — именно в ходе такого освоения жизнь как присваиваемая ценность приобретает для ребёнка субъективную ценность и значимость [4].
Содержательно ценностное отношение к жизни рассматривается в работе Ю.М. Забродина и Б.А. Сосновского как один из возможных вариантов понимания человеком жизни как ценности, то есть её принятия, оценки и осознания её значимости [3]. В теории А.Ф. Лазур-ского выделено ценностное отношение к жизни наряду с другими группами отношений личности к различным явлениям природы, к обществу, ценностям и себе. Ценностное отношение к жизни понимается Лазурским как элемент отношения человека к самому себе, вместе с отношением к своей физической и психической жизни и к своей личности [7].
Изучение ценностного отношения к жизни с целью его формирования именно в младшем школьном возрасте связано с особой сензитивностью к духовно-нравственному развитию. Этот феномен описывается в трудах Г. Гегеля (1959), Ж. Пиаже (1977), Л. Колберга (1984), Л.И. Божович (1975), В.И. Сло-бодчикова и Г.А. Цукерман (1996). Младший школьный возраст в нравственном развитии ребёнка отмечается Г.А. Цукерман как переходный, «взятый в границах двух кризисов» [13]. Он требует
особого внимания со стороны взрослых, которые могут и должны создать необходимые условия для становления устойчивых нравственных форм поведения. В построении отношения к жизни у младших школьников огромную роль играют значимые люди: родители, учителя и другие близкие взрослые; именно они учат ребёнка воспринимать мир и свою жизнь, а также и формировать своё отношение к ней. Известно, что для детей этого возраста происходящие события ещё не имеют негативной каузальности, прогнозы на будущее не имеют негативной окраски, окружающий мир не кажется настроенным враждебно. Наличие положительного эмоционального отношения младших школьников к близкому или другому взрослому человеку даёт возможность идентификации с ним, а также усвоения должного отношения к людям. Совместная со взрослым деятельность, основанная на эмоционально-положительном подкреплении и перерастающая затем в самостоятельную деятельность, формирует нравственные мотивы поступков ребёнка [10].
Методика, организация и выборка исследования
Наше исследование проводилось с учащимися 2-4-х классов, количество испытуемых — 216 человек. Цель исследования — изучение динамики ценностного отношения к жизни у младших школьников. Мы предположили, что на протяжении младшего школьного возраста у детей изменяется ценностное отношение к жизни с положительного на нейтральное, так как именно в этом возрасте наблюдается снижение ценности жизни, что проявляется в увеличении количества суицидальных намерений. Для изучения ценностного отношения к жизни нами были использованы следующие методики: контент-анализ сочинения на заданную тему «Как я живу?» (модификация методики Л.С. Колмогоровой) [6], методика «Неоконченные предложения» (модификация варианта БакБ^^еу, Д.В. Лубовского) [8], рисуночный тест «Моя жизнь» (модификация Р.С. Бернса) [1].
Анализ результатов исследования позволил нам выделить три типа ценностных отношений к жизни: положительное, отрицательное и нейтральное. Положительное отношение характеризуется самоуважением и позитивным отношением к себе и к своей жизни, ожиданием позитивного отношения к себе
со стороны окружающих, выстраиванием положительной временной перспективы и наличием каких-либо представлений о будущем, положительной оценкой своей прошлой и настоящей жизни. При нейтральном отношении у младших школьников наблюдаются принятие себя не в полной мере, равнодушное отношение к жизни, неадекватные или неустойчивые представления о будущем, отсутствие оценки прошлой и настоящей жизни. Негативное отношение — это отрицание себя, непринятие окружающих, ожидание негативного отношения к себе, ощущение собственной неполноценности, отсутствие планов на будущее, негативная оценка прошлой и настоящей жизни.
Результаты исследования и их обсуждение
Контент-анализ сочинений испытуемых показал, что младшие школьники обладают разнообразными, но в то же время разрозненными, недостаточно полными знаниями о категории жизни. Для большинства школьников жизнь — это он сам, семья, окружающие люди, друзья, отдых, чувства (любовь, счастье, радость), школа, совместное общение и времяпрепровождение, увлечения, домашние питомцы. Но в некоторых сочинениях присутствуют и такие характеристики жизни, как жизненные трудности, сложности, проблемы, расставания, отсутствие помощи и т.д.
Следует отметить, что большинство респондентов начинали сочинение со слов «я живу хорошо» либо употребляли фразы: «я живу прекрасно», «мне нравится жить на свете», «жить — это очень хорошо», «мне нравится эта жизнь», «каждый день проходит у меня замечательно». При этом для некоторых школьников (особенно для второклассников) жизнь представляет собой алгоритм чередующихся действий; в сочинении они просто перечисляли дела, из которых состоит их день, используя при этом преимущественно глаголы (наблюдается практически полное отсутствие прилагательных). Предложения простые, нераспространённые. Это свидетельствует о низком уровне проявления у детей эмоционального компонента. Также стоит отметить недостаточную полноту высказываний — у нескольких испытуемых сочинение не превышает шести предложений, что говорит о недостаточности знаний и низком уровне эмоциональных отношений.
Контент-анализ полученных сочинений показал, что у всех испытуемых отсутствует отрицательное отношение к жизни. Обнаружена положительная динамика в отношении к жизни: с 60% во втором классе до 86% в четвёртом.
Чтобы выяснить особенности представлений младших школьников о собственной жизни, им было предложено нарисовать свою жизнь. С помощью рисуночного теста «Моя жизнь» мы исследовали представления испытуемых о собственной жизни. Представления человека о собственной жизни рассматриваются как один из ключевых компонентов образа мира, представляющего собой целостную, многоуровневую систему представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Информативной особенностью рисунка считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании, красочность изображения, положение объектов на листе, их мера заштрихованности и размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: преобладание людей на рисунке, соотношение людей и вещей, общая энергия рисунка, отсутствие или присутствие показателей враждебности и дополнительных атрибутов положительного или отрицательного отношения к жизни.
Большинство респондентов выполнили свой рисунок в ярких, тёплых тонах. Это свидетельствует о проявлении внутренней гармонии. Солнце и цветы на рисунках — признак благополучия. О семейном благополучии можно судить по рисункам, на которых в центре изображены члены семьи, с радостным выражением лиц, все держатся за руки. Очень важно и то, в какой очерёдности расположены люди, члены семьи. Персонаж, нарисованный первым, — главный для ребёнка. Изображённый боком или спиной — находится в напряжённых отношениях с автором рисунка, возможно в ссоре с ним. А вот штриховка, тёмные тона, плотность изображения, напротив, говорят о тревожности испытуемого. Некоторые школьники не изобразили на рисунке себя, что свидетельствует о возможном одиночестве.
Проанализировав рисунки респондентов, мы выявили, что в их содержании наблюдается стереотипность образов. Так, жизнью для большинства школьников представляется «семья».
При этом представления о совместной жизни опираются на уже пережитый опыт (например, дети описывают совместный отдых, семейное общение), большое внимание испытуемые уделяют общению с друзьями, своим увлечениям и любимым занятиям. Лишь незначительная часть из них представляет себя в будущем — достижения в спорте, профессии, создание семьи.
Исходя из анализа рисунков теста «Моя жизнь», мы установили, что в невербальном плане у детей в большей степени проявляется отрицательное отношение к жизни (5% во втором классе, 24% в третьем) и происходит увеличение количества детей с нейтральным отношением (74% во втором классе, 57% в третьем и 43% в четвёртом). Соответственно, невербальный план представления, который в большей степени отражает истинное отношение человека к анализируемому событию, даёт возможность увидеть снижение положительного отношения к жизни у младших школьников к четвёртому классу.
Данные, полученные в результате проведения методики «Неоконченные предложения», позволили выявить следующие интересные тенденции. Завершая предложение «Жизнь человека зависит от... «40,6% респондентов назвали высшие ценности бытия, 5,2% — ценности материальной жизни, 18,8% — ценности социальной жизни, 35,4% — другое. Заканчивая предложение «Человек живёт для.», 50% респондентов назвали высшие ценности бытия, 2,1% — ценности материальной жизни, 18,8% — ценности социальной жизни, 3,1% — ценности духовной жизни и культуры, 26% — другое. Предложение «Я стремлюсь достичь.» 2,1% испытуемых завершили высшими ценностями бытия, 37,6% — ценностями материальной жизни, 14,6% — ценностями социальной жизни, 8,3% — ценностями духовной жизни и культуры, 37,4% отметили другое. Завершая предложение «Хорошо живут те люди, у которых есть. «33,4% респондентов назвали ценности материальной жизни, 25,1% — ценности духовной жизни и культуры, 41,5% — другое. Заканчивая предложение «Я хотел(а) бы иметь. «7,3% испытуемых назвали высшие ценности бытия, 28,1% — ценности материальной жизни, 3,1% — ценности духовной жизни и культуры, 61,5% — другое.
На основе анализа полученных результатов мы выявили, что 29% младших школьников имеют стремление к высшим
ценностям бытия; у 38% преобладают материальные ценности; 15% стремятся к ценностям социальной жизни; 11% отдают предпочтение ценностям духовной жизни и культуры; 7% назвали другие ценности. Это свидетельствует о том, что у младших школьников развиты ценности самой жизни, но важнее всего для них материальные ценности, то есть младшие школьники понимают ценность человеческой жизни, но на первый план ставят ресурсы, орудия и продукты труда, которые помогают социализироваться в обществе.
Сравнение интегральных значений ценностного отношения к жизни у младших школьников разного возраста показало, что у младших школьников 2 и 3-х классов не выявлено значимых различий в проявлении положительного отношения к жизни. Так, вычисленное значение критерия Фишера ^мп = 0,548 меньше критического значения ^кр= 1,64 на уровне значимости а = 0,05. При сравнении результатов положительного отношения к жизни у младших школьников 2 и 4-х классов также не выявлено значимых различий. Вычисленное значение критерия Фишера Fзuп = 1,602 меньше критического значения = 1,64 на уровне значимости а = 0,05. При сравнении результатов в 3-х и 4-х классах выявлены различия. Вычисленное значение критерия Фишера ^мп = 2,166 находится в зоне неопределённости между = 1,64 на уровне значимости а = 0,05 и ^ = 2,31 на уровне значимости а = 0,01. Это говорит о вероятности различий между показателями положительного отношения к жизни в 3-х и 4-х классах.
Выводы
Сравнительный анализ результатов исследования ценностного отношения к жизни младших школьников по каждому классу показал, что возрастная динамика ценностного отношения к жизни на протяжении младшего школьного возраста происходит неравномерно. Уровень ценностного отношения к жизни повышается, хотя и незначительно, только при переходе от 3-го к 4-му классу, различий между 2-м и 3-м классами не обнаружено. Было выявлено, что младшие школьники проявляют положительное отношение к жизни в целом, но их представления не всегда совпадают с имеющимися знаниями и с эмоциональным отношением к жизни. Наблюдается дисбаланс сформиро-ванности между эмоциональным и ког-
нитивным компонентами ценностного отншения к жизни, что свидетельствует о слабой его сформированности.
Таким образом, к концу младшего школьного возраста происходит рост положительного отношения к жизни как показателя психологического здоровья, который обусловлен, с нашей точки зрения, возрастающим самосознанием и выстраиванием временной перспективы, что позволяет детям чувствать себя в этой жизни более уверенно и, соответственно, больше ценить как свою жизнь, так и жизнь других людей.
Заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования
В данной статье приведены результаты исследования ценностного отношения к жизни как показателя психологического здоровья младших школьников. Проанализировано понятие «ценностное отношение к жизни», выделены три типа этого понятия (положительное, нейтральное и отрицательное) и дана характеристика каждого типа ценностного отношения к жизни у младших школьников.
Основная часть исследования включает в себя анализ результатов исследования ценностного отношения к жизни у школьников 2, 3 и 4-х классов и выявления динамики ценностного отношения к жизни на протяжении младшего школьного возраста. Выявлена положительная тенденция в развитии ценностного отношения к жизни, что позволяет предположить возможную эффективность специально организованной психолого-педагогической деятельности по формированию ценности жизни в младшем школьном возрасте.
Полученные результаты могут послужить основой для разработки практических рекомендаций для психологов и педагогов по развитию у младших школьников ценностного отношения к другим людям, к себе и к своей жизни.
Благодарности
Авторы выражают искреннюю благодарность сотрудникам кафедры психологии института психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» за помощь в организации данного исследования и эффективный вклад в его проведение.
ССЫЛКИ
1. Берне Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. — М.: Смысл, 2000. — С. 20-21.
2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры в системе культурфилософского // Вестник Новгородского государственного университета. — 2000. — № 16. — С. 4.
3. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 100-108.
4. Иванова Г.П. Нравственные основания современного воспитания: аспекты проблемы // Акмеология. — 2015. — № 1 (53). — С. 98-103.
5. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. — Барнаул, Изд-во АлтГПУ, 1999.
6. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры и психологического здоровья школьников: учебное пособие. — Барнаул, Изд-во АлтГПА, 2014. — 343 с.
7. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии, 1997. — С. 5-266.
8. Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. — М., 1992.
9. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2013. — № 2(28). — С. 93-98.
10. Узбекова Г.К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы самоопределения личности и её активности: Межвузовский сборник научных трудов. — Уфа, Башкирский пединститут, 1985. — 109 с.
11. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Вестник Гер-ценовского университета. — 2012. — № 1. — С. 20-29.
12. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография. — Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2015. — 167 с.
13. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцати-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 17-30.
REFERENCES
1. Berns R.S. Kineticheskij risunok sem'i: vvedenie v ponimanie detey cherez kineticheskie risunki [Kinetic family drawing: an introduction to understanding children through kinetic drawings]. Moscow, 2000, pp. 20-21.
2. Vyzhletsov G.P. Aksiologija kul'tury v sisteme kul'turfilosofskogo znanija [Ax-iology of culture in the system of cultural and philosophical knowledge] // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Vestnik of Novgorod state University]. 2000, no 16, p. 4.
3. Zabrodin Yu.M., SosnovskijB.A. Mo-tivatsionno-smyslovye svyazi v strukture napravlennosti lichnosti [Motivational-semantic relations in the structure of the orientation of the individual] // Voprosy psik-hologii [Questions of psychology]. 1989, no 6, pp. 100-108.
4. Ivanova G.P. Nravstvennye osno-vanija sovremennogo vospitania: aspek-ty problemy [The moral foundations of modern education: aspects of the problem ] // Akmeologia [Acmeology]. 2015, no 1, pp. 98-103.
5. Kolmogorova L.S. Genezis i diagnos-tika psikhologicheskoj kul'tury mladshikh shkol'nikov [Genesis and diagnostics of
psychological culture of Junior schoolchildren]. Barnaul, 1999.
6. Kolmogorova L.S. Diagnostika psikhologicheskoj kul'tury i psikhologichesko-go zdorov'ja shkol'nikov: uchebnoe poso-bie [Diagnostics of psychological culture and psychological health of students: a tutorial]. Barnaul: AltGPA, 2014, p. 343.
7. Lazurskij A.F. Klassifikatsija lichnos-tey [Classification of the personalities] // Izbrannye trudy po psikhologii [Selected works on psychology]. Moscow: Nauka, 1997, pp. 5-26.
8. Lubovskij D.V. Primenenie diag-nosticheskogo kompleksa proektivnogo interv'yu v rabote detskogo psikhologa-praktika [The use of diagnostic complex projective interview in the work of the child psychologist-practice ]. Moscow, 1992.
9. Minina A.V. Struktura i soderzhanie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej v vospitanii samostoyatel'nosti u detey doshkol'nogo vozrasta [The structure and content of pedagogical competence of parents in the upbringing of self-reliance in children of preschool age] // Obrazo-vanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izme-renie [Education. Science. Innovation: the southern dimension]. 2013. no 2 (28), pp. 93-98.
10. Uzbekova G.K. Nekotorye osoben-nosti formirovanija otvetstvennosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Some features of the formation of responsibility in children of senior preschool age] // Voprosy samoopredelenija lichnosti i ee ak-tivnosti: Mezhvuzovskij sbornik nauch-nykh trudov [Issues of self-determination of personality and of its activity: interuni-versity collection of scientific papers]. Ufa, Bashkirskij pedinstitut, 1985, pp. 109.
11. Fel'dshteyn D.I. Sovremennoe detst-vo kak sotsiokul'turnyj i psikhologicheskij fenomen [Modern childhood as a socio-cultural and psychological phenomenon] // Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of the Herzen University]. 2012, no 1, pp. 20-29.
12. Kholodkova O.G. Stanovlenie tsen-nostno-smyslovoj sfery lichnosti mlad-shego shkol'nika: monografija [The formation of value-semantic sphere of the person of younger pupils: monograph]. Barnaul: AltGPU, 2015, pp. 167.
13. Tsukerman G.A. Desyati — dvenadt-satiletnie shkol'niki: «nich'ya zemlja» v vozrastnoj psikhologii [Ten — twelve year old schoolchildren: «no man's land» in developmental psychology] // Voprosy psik-hologii [Questions of psychology]. 1998, no 3, pp. 17-30.
VALUE ATTITUDE TO LIFE AS AN INDICATOR OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PRIMARY SCHOOL PUPILS Olga G. Kholodkova — Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University (AltGPU); Molodezhnaya Street, 55, Barnaul, 656011, Russia; e-mail: holodkova.fnk @ mail.ru Elena Ya. Vorotnikova — Master's Degre Student, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical University
(AltGPU); Molodezhnaya Street, 55, Barnaul, 656011, Russia; e-mail: milena8_4@mail.ru ABSTRACT
The article discusses the problems of psychological health of modern pupils occurred as a result of the negative influence of the Mass Media and school education. Psychological and philosophical approaches to the understanding of the value attitude to life as an indicator of psychological health have been analised. There is justified the necessity of organizing purposeful group work with primary school pupils on formation of their attitude to life as a value in the context of prevention of suicidal intentions. The scientific interpretation of the concept of «value attitude to life» is given. The significance of the development of the value attitude to life in modern children of primary school age is determined in connection with its special sensitivity to spiritual and moral development. The article presents the results of the study of the dynamics of the value attitude to life during primary school age. Three types of value attitude to life were singled out: positive, negative and neutral. Primary school pupils (grades 2-4) took part in the study. As a hypothesis, it was suggested that during primary school age the children's attitude toward life changes from positive to neutral. The results of the research showed that by the end of the junior school age a positive attitude towards life is growing, which is an indicator of psychological health. This is associated with increasing self-awareness and building up a time perspective in younger schoolchildren. Further research can be aimed at developing practical recommendations for psychologists and educators on the development of younger school students' value attitude to lives of other people and their own lives. Keywords: value attitude to life, psychological health, primary school age.